Рабочая программа по алгебре 8 класс
творческая работа учащихся по алгебре (8 класс) на тему

Рабочая программа по алгебре по учебнику алгебры автор: Макарычев Ю.Н.,  Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б..                                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r_pr_algebra_8_gr.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Болотниково

                                                                                                «Утверждено»

                                                                                                       Директор школы:

__________М.М. Грунина

                                                                                                Приказ  № ___

                                                                                                                  от «___»_______ 20  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу  «Алгебра» 8 класс

Рассмотрено на заседании    

МО учителей математики

Лунинского района

(протокол №__ от «__» _______ 20__ г.)

Одобрено педагогическим советом

МОУ ООШ с. Болотниково

(протокол № __ от «__» _______ 20__ г.)                                                  

                                           

                                                                   

                                                                                                             Составитель: Грунина М.М..                                                                                                                            

                                                                                           учитель математики                                                                                        

                                                                                                       МОУ ООШ с. Болотниково

Пояснительная записка  

Статус документа

     

 Рабочая программа составлена на основе  программы основного общего образования по математике МОУ ООШ с. Болотниково. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает  распределение учебных часов по разделам курса, служит ориентиром для разработки календарно-тематического планирования по алгебре для 8 класса.

Структура документа

    Рабочая программа включает три  раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане МОУ ООШ с. Болотниково, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса 8 класса и отдельным темам; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как  языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.

 

   Цель изучения:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- интеллектуальное развитие: формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Место предмета в  учебном плане  МОУ ООШ с. Болотниково

   Согласно  учебному плану МОУ ООШ с. Болотниково на изучение алгебры в 8 классе  отводится 4 часа в неделю в 1 полугодии и 3 часа в неделю во 2 полугодии итого 122 часа.  (в том числе 87 часов отведено из федерального компонента учебного плана и 35 часов из школьного компонента). Программа рассчитана на 35 учебных недель

В том числе:

Контрольных работ - 10

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ (122 ч.)

1.   Рациональные дроби (25 ч)

Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.

Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция  и ее график.

Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.

Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.

При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.

Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции .

2.   Квадратные корни (24 ч)

Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция  ее свойства и график.

Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.

При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора.

Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество , которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида  . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.

Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция , ее свойства и график. При изучении функции  показывается ее взаимосвязь с функцией , где x ≥ 0.

3.   Квадратные уравнения (23 ч)

Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.

Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.

В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.

Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.

Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.

Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.

4.   Неравенства (22 ч)

Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Основная цель – ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.

Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.

В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.

При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а < 0.

В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.

5.   Степень с целым показателем. (9 ч)

Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Приближенный вычисления.

Основная цель – выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях.

В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.

6. Элементы статистики (4 ч.)

Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации. Функции у=х¯¹ и у=х¯² и их свойства.

7.   Повторение (15 ч)

Требования к математической подготовке учащихся 8 класса

В результате изучения алгебры ученик должен

  • знать/понимать
  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
  • уметь
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
  • решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Примерное тематическое планирование по алгебре в 8 классе

( 4  урока  в неделю в 1 полугодии и 3 часа в неделю во 2 полугодии- 122 часа, 35 учебных недель)

 Авторы учебника: Макарычев Ю.Н.,  Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б.                                                                                                          

                                                                                                                                 

    №  урока

Содержание  учебного  материала

Кол-во часов

1 четверть

( 4 урока в неделю, 36 уроков)

Глава 1. Рациональные дроби. 

25

§1.Рациональные  дроби  и  их  свойства  

1-3

 Рациональные  выражения,  п.1

3

4-6

Основное  свойство  дроби.  Сокращение  дробей,  п.2

3

        §2. Сумма и разность дробей.

7-8

Сложение  и  вычитание  дробей  с  одинаковыми  знаменателями,  п.3

2

9-11

Сложение  и  вычитание  дробей  с  разными  знаменателями,  п.4

3

 12

Контрольная  работа  № 1

1

                 §3. Произведение и частное дробей.        

13-14

Умножение  дробей.  Возведение  дроби  в  степень. п.5

2

15-16

Деление  дробей.    п.6

2

17-20

Преобразование  рациональных  выражений.    п.7

4

21-23

Функция у= κ/х и  ее  график.    п.8

3

  24

Представление дроби в виде суммы.п.9

1

 25

Контрольная  работа  № 2

1

 Глава 2.  Квадратные  корни.  

24

        § 4. Действительные числа.

26-28

Рациональные  и  иррациональные  числа. п. 10;11

3

                     §5. Арифметический квадратный корень.

29-30

Квадратные  корни.  Арифметический  квадратный  корень. .

п.12

2

31-32

Уравнение  х² =  α.    п.13

2

 33

Нахождение  приближенных значений квадратного корня.п.14

1

34-35

Функция  у =  √ х  и  ее  график.    п.15

2

36-37

Итоговые  уроки  по  материалу  1 четверти. Решение  задач.

2

2  четверть

( 4 урока  в  неделю,  28  уроков  за  четверть)

Квадратные  корни.  ( продолжение)

§ 6. Свойства арифметического квадратного корня.

38-41

Квадратный  корень  из  произведения,  дроби,  степени. п16,17

4

 42

Контрольная  работа  № 3

1

§ 7. Применение свойств арифметического

квадратного корня.

43-44

Вынесение  множителя  из- под  знака  корня.

Внесение  множителя  под  знак  корня.    п.18

2

45-47

Преобразование  выражений,  содержащих  квадратные  корни п.19

3

 48

Преобразование двойных радикалов. п.20

1

 49

Контрольная  работа  № 4

1

Глава 3. Квадратные  уравнения  

23

§ 8. Квадратное уравнение и его корни.

50-52

Неполные  квадратные  уравнения.  п.21

3

53-56

Формула корней квадратного уравнения. п.22

4

57-61

Решение  задач  с  помощью  квадратных  уравнений.  п.23

5

62

Теорема  Виета.    п.24

1

63

Контрольная  работа  № 5

1

        § 9. Дробные рациональные уравнения.        

64-65

Решение  дробных  рациональных  уравнений.   п.25

2

3  четверть

(30  уроков  за  четверть)

Квадратные  уравнения.  ( продолжение)

66-69

Решение  задач  с  помощью  рациональных  уравнений.    п.26

4

70-71

Уравнения с параметром. п.27

2

72

Контрольная  работа  № 6

1

Глава 4. Неравенства.  

22

              § 10. Числовые неравенства и их свойства.

73-76

Числовые  неравенства.  Свойства  числовых  неравенств.

  п 28, п.29

4

77-79

Сложение  и  умножение  числовых  неравенств.   п.30

3

80

Погрешность и точность приближения. п.31

1

81

Контрольная  работа № 7

1

§ 11. Неравенства с одной переменной и их системы.

82-83

Пересечение и объединение множеств. Числовые  промежутки.   п.32, 33

2

84-88

Решение  неравенств  с  одной  переменной.    п.34

5

89-92

Решение  систем  неравенств  с  одной  переменной.   п.35

4

93

Доказательство неравенств. п. 36

1

94

Контрольная  работа  № 8

1

Глава 5. Степень  с  целым  показателем. 

9

§ 12. Степень с целым показателем и ее свойства.

95-96

Определение  степени  с  целым  отрицательным  показателем п.37

2

97-98

Повторение  и  обобщение  материала  3  четверти

Решение  задач.

2

4  четверть

( 3 урока  в  неделю.  25 уроков  за  четверть)

Степень  с  целым  показателем.  ( продолжение)

99-100

Свойства  степени  с  целым  показателем.   п.38

2

101-102

Стандартный  вид  числа.   п.39

2

103

Контрольная  работа  №  9

1

        §13 Элементы статистики.        

4

104

Сбор  и  группировка  статистических  данных.п.40

1

105-106

Наглядное  представление  статистической  информации. п.41

2

107

Функции у= х и  у= х и их свойства. п.42

1

108-120

Итоговое  повторение  курса  алгебры  8  класса.

13

121

Контрольная  работа  № 10

1

122

Обобщающий  урок.

1

Литература

  1. Примерная программа основного  общего образования по математике.  
  2. Алгебра-7:учебник /автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,  Просвещение,  2007 год.
  3. Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2008.
  4. Уроки алгебры в 7 классе: кн. для учителя / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. — М.: Просвещение,  2005.
  5. Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2008.
  6. Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение,2005г.

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др

Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)

Тематический план по алгебре  разработан в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    алгебра      Класс...