Урок в технологии интегрированного обучения
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Урок алгебры в 10 классе по теме "Применение производной"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_tekhnologii_integrirovannogo_obucheniya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в технологии интегрированного обучения (математика и физика).
Предмет - Алгебра Класс 10
Учитель - Хохолкова Татьяна Валентиновна
Тема урока «Применение производной в математике и физике. Дифференциальные уравнения».
Тип урока – обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Цель темы: исследование свойств функции с помощью производной, решение прикладных задач.
Цели урока: 1. Развивающий аспект: создание условий для проявления познавательной активности, интеллектуальных и предметных умений, развитие навыков учебного труда, видения связи наук.
2.Образовательный аспект: отработка умений систематизировать, обобщать и делать выводы по теме урока.
- серьезная самостоятельная подготовка к уроку.
3.Воспитательный аспект: воспитание познавательной активности, чувства самоуважения и взаимоуважения, побуждение к самостоятельному поиску решения проблемы.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа
- групповая
-элементы семинара
-индивидуальная
Методы обучения:
передача информации- обьяснительно-иллюстративный метод, беседа.
мышление-репродуктивное и частично- поисковое
управление учеником- индивидуальная и групповая работа под руководством учителя и докладчика.
Средства обучения:
- таблицы настенные и настольные
-карточки- схемы алгоритмов
-сборники дидактических материалов
-учебники А. Г. Мордкович « Алгебра и начала анализа» 10 класс (профиль) и
И.Р.Башмаков « Алгебра и начала анализа».
Структура урока.
- Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока.
- Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
- Задачи математики и физики по применению производной ( докладчики ).
- Дифференциальные уравнения.
- Подведение итогов урока.
- Постановка домашнего задания.
1 этап. Мотивация учебной деятельности.
Что общего между мгновенной скоростью движения и угловым коэффициентом касательной, зарядом и силой тока, работой и силой? Все эти понятия объединяет необходимость вычисления производной функции в точке. Цель нашего урока убедиться в том, что математический аппарат является основным инструментом решения многих задач математики и физики, привести имеющиеся знания в систему и познакомиться с новым понятием- дифференциальное уравнение.
2 этап. Актуализация знаний.
На доске необходимые знания и умения:
- знаем определение производной, касательной, мгновенной скорости движения.
-знаем геометрический смысл производной, условия монотонности функции, умеем находить экстремумы.
- знаем алгоритм исследования функции и умеем строить графики.
- знаем алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции.
* «Верно – неверно»
( каждому учащемуся карточка черно – белая)
1.Верно ли, что в точке возрастания функции производная положительна?
2. Верно ли, что если производная в некоторой точке равна 0, то это точка экстремума?»
3.-/-/-/-/- что производная суммы функций равна сумме производных?
4. -/-/-/-/- что наибольшее значение функции на некотором отрезке наблюдается или в критической точке, или на концах отрезка?
5.-/-/-/-/- что наибольшую площадь прямоугольник заданного периметра имеет, когда этот прямоугольник квадрат?
*По графику определите верность ответов. Верные ответы запишите в тетрадь.
1.а; с- критические точки
2. а; с – точки экстремума
3. на ( к; т ) функция дифференцируема
4.( а; с )-промежуток убывании
5.l – точка максимума
6. max f ( x ) = n на ( к; т )
7. Х max = а
*Обсуждая успехи своего ученика, учитель математики так отозвался о нем:» Он очень мало знает, но у него положительная производная « Все поняли что он хотел сказать…( скорость приращения знаний ученика положительная а это есть залог того что знания его возрастут.
Как вы могли бы охарактеризовать кривые роста знаний?
3 этап. Применение знаний.
Для решения многих задач необходимо уметь исследовать функцию. Расскажите план исследования для построения графика.
Задание для работы в группах: провести исследование и построить график функции (по выбору)
У = 2х4-х2+1 или у = х3- 3х
По графику определить: 1. Множество значений функции.
2. Нули функции.
3. Число корней уравнения f (х) = 1.
Производная в механике (ученик с заготовленными задачами).
- Материальная точка движется по закону s = 4 t3 +t2 +8 . Найти скорость и ускорение через 2 сек. (v = 52 м/с; а=50 м/с2 ).
2.s = 10t -5t2 В какой момент времени скорость будет равна 0 ?
3.Тело движется вертикально по закону h( t)= 2+9t-5t2. Определить скорость тела в момент его приземления. (h =0, v( 2)= -11м/с ).
*Большую часть усилий человек тратит на поиск наилучшего или, как говорят, оптимального решения задачи. Как, располагая определенными ресурсами, добиться
- наиболее высокого уровня жизни
- наивысшей производительности труда
- наименьших потерь
- максимальной прибыли?
Не все такие задачи поддаются математическому описанию, однако часть таких задач удается решить методами мат. анализа. Это задачи на наибольшее и наименьшее значение функции.
Проверим домашнее задание.
Задача: изготовить из листа прямоугольной формы коробку наибольшего объема и доказать, что объем наибольший.
x
|
x | |
а=8, в=5. Пусть х – длина стороны квадрата, АМ=ND=х, МN=8-2х FK=5-2х
V=( 8-2х)(5-2х)х х €( 0; 25)
Ответ: V max= 18 при х = 1
4 этап. Наряду с производной важнейшим понятием математического анализа является понятие дифференциала.
Учебник Башмакова 10-11 класс стр. 95 (сообщение ученика).
- определение дифференциала
- геометрический смысл дифф.
- примеры стр.123 № 69
Итог учителя: итак, дифференцальное уравнение dy=f.(х) dx cодержит аргумент х, функцию этого аргумента dy и производную этой функции f;(х).
Такие уравнения встречаются в различных областях знаний: биологии, химии, физике. Например, уравнение радиактивного распада. Скорость изменения массы вещества пропорциональна этой массе в момент времени t, т.е. V= - кm, но V= m,(t), значит m,= - кm дифференциальное уравнение.
Более подробно остановимся на применении дифференциала в физике.
-Башмаков стр. 96 (сообщение ученика).
1. работа 2. заряд 3. теплота 4. стр.122 № 61 и № 62
5. Сканави М. И. Сборник задач для поступающих в ВУЗ. Стр. 335 № 15.120
Итог: Все приведенные примеры построены по 1 образцу: одна из величин выступает как коэффициент пропорциональности между дифференциалами двух других
функций, т.е.dy= к (х) dх.
5 этап. Подведение итогов урока.
Мы рассмотрели применение производной в математике и физике. Убедились, что математический аппарат является основным инструментом решения многих задач.
-Постройте обобщающий ответ по теме « Применение производной».
- Рефлексия. На листе бумаги поставьте знак «+»- хорошо усвоил
«- « не усвоил « 0 « на все другие случаи по плану на доске.
1.Нахождение промежутков монотонности и точек экстремума
2. Исследование функции и построение графика
3. задачи на наибольшее значение
4. Задачи механики
5. Свои впечатления и замечания.
6 этап. Постановка д. з. Домашняя контрольная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интегрированного обучения. Открытый урок по музыке. М.П. Мусоргский.Картинки с выставки
Интегрированный урок "Картинки с выставки" помогает учащимся понять связь между музыкой и изобразительным искусством, выделять изобразительность и выразительность в музыке, обогащает детей новыми знан...
«Применение технологии интегрированного обучения на уроках литературы»
•Актуальность обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к обучению и воспитанию школьника, в связи с предъявляющимися новыми требованиями к выпускнику школы, готовому к дальнейш...
" Технология интегрированного обучения на уроках географии"
Итоговая практико- значимая работа на курсы по повышению квалификации....
Мастер - класс " Применение технологии интегрированного обучения как средства повышения активности учащихся на уроках"
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных...
Конспект открытого урока. Германия. Технологии интегрированного обучения.
Конспект урока с презентациями....
Методическая разработка урока по геометрии 7 класса по теме: «Третий признак равенства треугольников» (технология интегрированного обучения, игровые технологии)
Цели: Создать условия для организации и проведения повторения и закрепления изученного материала в ходе решения задач, обучения учащихся умению применять изученные теоремы при решении задач; спос...
Фрагмент интегрированного урока «Мотивирующий импульс технологии интегрированного обучения на уроках английского языка и физической культуры»
Фрагмент бинарного внеурочного мероприятия, был подготовленн для регионального семина учителей инностранного языка...