" Технология интегрированного обучения на уроках географии"
учебно-методический материал по географии на тему
Итоговая практико- значимая работа на курсы по повышению квалификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kur_integr_uroki.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра воспитательных систем
Итоговая практико-значимая работа
«Технология интегрированного обучения на уроках географии»
Выполнил слушатель:
Шиленкова Екатерина Андреевна
учитель географии
Апрелевская СОШ №1
Наро – Фоминского района
Руководитель: Ермакова Е.С.
Москва, 2016г
Содержание
Введение 3
Раздел 1. Теоретические основы интегрированных уроков 4
1.1. Технологии в интегрированном обучении 4
1.2. Типы интегрированных уроков 5
Раздел 2. Интегрированные уроки в преподавании географии 7
2.1. Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении 7
2.2. Из опыта интеграции географии с другими предметами 9
Заключение 11
Список использованной литературы 13
Введение
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.
В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения.
Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных. Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения.
Целью данной работы является использование интегрированных уроков на уроках географии.
Задачами являются:
- изучение теоретических основ интегрированных уроков;
- изучение интеграции географии с другими предметами.
Далее я рассмотрю технологии в интегрированном обучении, затем типы и формы интегрированных уроков, а также приведу разработки отдельных интегрированных уроков по предметам естественно-научного цикла.
Раздел 1. Теоретические основы интегрированных уроков
1.1. Технологии в интегрированном обучении
Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:
- Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.
- Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.).
- Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.[4]
Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Наиболее известные или наиболее применяемые технологии описаны профессором И.В. Душиной. В интегрированном обучении предметам естественно-научного цикла они применяются.
Технология формирования приемов учебной работы. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо.
Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС). Схемы связей учителя используют постоянно.
Технология формирования учебной деятельности школьников. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач.
Технология дифференцированного обучения. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьниковОчень близка и тесно связана с этой технологией, технология учебно-игровой деятельности. Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики и сам учитель.
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками
Модульная технология. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися.
Технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. [5]
Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным.
1.2. Типы интегрированных уроков
Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Типы и формы этих уроков мы рассмотрим далее.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.
Цель данного типа урока - выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
Тип урока: применение знаний на практике
Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.
Цель данного типа урока - применение знаний на практике.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Структура урока строится на сочетании этапов этапы: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.
Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.
Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений
Цель урока контроля знаний и умений - осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.[4]
Раздел 2. Интегрированные уроки в преподавании географии
2.1. Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении
Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и человека особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются предметные области географии, физики, химии, математики, биологии, истории, экологии, литературы. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами.
В новых программах по географии и другим предметам введены специальные разделы о межпредметных связях. Этим положено начало системе использования межпредметных связей в образовательной и воспитательной работе. [7]
В этой работе я хочу поделиться опытом проведения бинарных уроков, и может быть, убедить учителей в необходимости осуществления интегрированных уроков. Почему они необходимы в современной школе?
Основная задача установления межпредметных связей заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний, умений и развития учащихся путем более глубокого проникновения в объективно существующее закономерные связи в явлениях природы и общества. Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современной культуре. Это, прежде всего тенденция интеграции научных знаний в теоретических исследованиях и практической деятельности.
Интеграция школьной географии обусловлена взаимопроникновением её структурных подразделений и сопровождается ростом обобщенности и комплексности знаний о материальном единстве реального мира, взаимной связи качественно разнообразных объектов, явлений. Процесс интеграции школьной географии вызывает объективную необходимость применения общенаучных методов познания (системно-структурный, информационный, логический анализ) географической действительности.
География пронизывает практически все учебные предметы. Приведем несколько примеров:
Музыкальные и литературные произведения (песни и стихи о матушке-реке) можно использовать на уроке в 8 классе, посвященном Волге - великой реке России.
При изучении радиоактивности на уроках физики выясняется: роль и значение радиоактивности, где используются радиоактивные вещества, где, в каких странах они добываются и как производятся (а это уже знания химии и географии).
Тема «Формирование политической карты мира» в 10 классе подразумевает глубокие знания истории и географии. [1]
Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создавать атмосферу заинтересованности и творчества: например, все присутствующие на уроке путешественники, научные работники- специалисты или соавторы создаваемой прямо на уроке главы учебника.
Это легче делать на интегрированном уроке при создании необычной ситуации: два учителя одновременно - соединение индивидуальностей при нестандартном подходе. Такой подход заинтересовывает учащихся, развивает их творческий потенциал, расширяет и укрепляет знания, полученные на отдельных уроках.
Но подготовка к такому занятию - это очень сложная работа, она предъявляет особые требования к преподавателю:
1. Преподаватель должен в полной мере, в полном объеме владеть содержанием своего предмета, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо по этой теме урока.
2. Хорошо знать материал учебного предмета, с которым предстоит интеграция.
3. Самому преподавателю нужно создать для себя единую картину мира, единое пространство, т.е. быть профессионалам в полном смысле слова.
4. Очень важным моментом является психология учителей, которые готовят, а затем проводят интегрированный урок. Это взаимопонимание друг друга с полуслова, с помощью мимики, жестов. Если этого нет, интегрированный урок просто не получится.[6]
Таким образом, можно предположить, что не каждый преподаватель решится на проведение такого занятия. Интегрированный урок призван рассматривать один сложный объект с точки зрения разных наук или разные объекты на основе общего подхода.
Интегрированные уроки географии помогают создать у учащихся целостную картину мира, стимулируют поиск взаимосвязей в знаниях по различным предметам при изучении отдельных курсов.
2.2. Из опыта интеграции географии с другими предметами
География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. Приведу в пример лишь те уроки, которые уже проводились непосредственно.
География 6 класс.
При изучении темы "Атмосфера" очень тесной является связь программы географии с математикой и физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер.
С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в курсе географии 6 класса эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть и учителю физики с детьми в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания уже в 6 классе на уроках географии.[8]
В курсе математики 6 класса рассматриваются столбчатые и круговые диаграммы, вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И все это как нельзя к стати для получения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха, а для вычисления расстояния между двумя точками координатной оси - нахождения амплитуды температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Чтобы увидеть наглядное представление о количестве осадков в течение года и по месяцам, строят столбчатые и круговые диаграммы.
Таким образом, учащиеся убеждаются, что, используя математические методы, которыми обрабатывают результаты наблюдения, выявляют закономерности, ученые делают выводы, составляют прогнозы. Результатом совместной работы с учителем математики является интегрированный урок (математика + география).
География 8 класс.
На уроках темы "Реки России" при знакомстве с типами водного режима рек одновременно закрепляются знания по теме "Функции. Свойства функций" из математики. Поскольку тип водного режима определяется по распределению расхода воды в течение года. Графики распределения расхода воды ничто иное, как графики функций. Дети осознают на таком уроке, что функция, график функции - это не нечто абстрактное, существующее само по себе, а необходимое звено для составления прогнозов наводнений. На интегрированном уроке (математика + география) "Питание и режим рек России" дети понимают, что без знания математики нельзя провести какое-либо водохозяйственное мероприятие, будь то орошение, водоснабжение, осушение, строительство гидроэлектростанции, сооружение водохранилища. Тип урока - комбинированный с практической направленностью.
Интегрированный урок "Реки и человек" (география + биология) помогает усвоить важную роль рек в хозяйственной деятельности человека. Значение рыб в жизни человека освещает биолог, а химик говорит с ребятами о негативных последствиях хозяйственной деятельности - загрязнение воды рек бытовыми и промышленными отходами. Тип урока - урок изучения нового материала.
Заключение
Интегрированный урок (курс) - это один из инновационных приемов, он расширяет пространство урока.
Подготовка к такому занятию - это очень сложная работа, она требует от преподавателя большой самоотдачи. не каждый преподаватель решится на проведение такого занятия. Интегрированный урок призван рассматривать один сложный объект с точки зрения разных наук или разные объекты на основе общего подхода.
Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.
Таким образом, интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.
Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования.
Список использованной литературы
- Бабурин В.Л. Деловые игры по экономической и социальной географии//М.: Просвещение, 1995
- Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М., 2000.
- Голубчик Л.В., Голубчик М.М. Интеграционный культурологический подход к изучению курсов географии и истории в средней школе//Географическое образование на пороге ХХ1 века. Тезисы Международной научно-практической конференции. М., 1996. С. 10-13
- Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М., 1996.
- Любарский А.Н., Богомаз Л.С., Воейков В.Н. Уроки-интеграции историко-географических знаний//География в школе №6/2000. С. 54-59
- Максимов М.А. За страницами учебника географии. М., 1988.
- Разумовская О.К., Козловский Е.Т. Занимательная география. СПб.: Издательство «Кристалл», 1998.
- Романова А.Ф. Нестандартные уроки в школе. География. У нас в гостях Япония. Волгоград: Издательство «Учитель», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интегрированного обучения. Открытый урок по музыке. М.П. Мусоргский.Картинки с выставки
Интегрированный урок "Картинки с выставки" помогает учащимся понять связь между музыкой и изобразительным искусством, выделять изобразительность и выразительность в музыке, обогащает детей новыми знан...
«Применение технологии интегрированного обучения на уроках литературы»
•Актуальность обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к обучению и воспитанию школьника, в связи с предъявляющимися новыми требованиями к выпускнику школы, готовому к дальнейш...
Статья «Применение технологии разноуровнего обучения на уроках географии». Учитель географии гимназии №446 Хамедова Елена Евгеньевна
Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации.Обучение принято считать дифференцированным, если в его проце...
Педагогический проект : Формирование учебно -познавательных потребностей учащихся в процессе организации интегрированного обучения на уроках географии
laquo;Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые...
Технология интегрированного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
На сегодняшний день основная проблема образования - как сделать изучение основ многих дисциплин доступным и интересным для каждого ученика. Для решения такой важной проблемы обучения необходимо...
Фрагмент интегрированного урока «Мотивирующий импульс технологии интегрированного обучения на уроках английского языка и физической культуры»
Фрагмент бинарного внеурочного мероприятия, был подготовленн для регионального семина учителей инностранного языка...
Применение технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей
В данной статье представлен опыт применения технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей...