Урок-мастерская по математике в 5 классе по теме "Вычитание дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Материал содержит разработку урока в 5 классе по теме "Вычитание обыкновенных дробей" и соответствующие приложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по теме "Вычитание обыкновенных дробей" | 88.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-мастерская в 5 классе
Название: Урок-мастерская в 5 классе. Тема «Вычитание обыкновенных дробей»
Автор: Заместитель директора по воспитательной работе, учитель математики МКОУ СОШ пгт Кумёны Кумёнского района Кировской области Колупаева Светлана Николаевна
Актуальность: Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму».
Поэтому уроки-мастерские, где учащиеся работают в группах практически, т.е. действуют сами, очень эффективны для изучения нового материала. «Технология мастерской позволяет включить учеников в процесс познания через создание такой эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец» (Окунев)
Новизна: Этот урок разработан лично мной и трижды опробован на практике в разные годы.
Практическая значимость: Материалы урока можно использовать в любом классе для учебника любого автора.
Краткое содержание:
1 этап. Актуализация знаний
Индуктор: геометрические фигуры (треугольники -6, прямоугольники -6, круги -6, параллелограммы -6; четырех цветов: голубой, желтый, зеленый и красный). Ученики выбирают любую понравившуюся геометрическую фигуру, а рассаживаются по 6 человек в 4 группы по цвету фигур (на каждом из 4 столов стоит карточка определенного цвета)
Учитель объявляет о мастерской. Напоминает правила. Выбирают лидера
2 этап. Деконструкция
В игровой форме ученики повторяют правила действия с дробями и выясняют, что не умеют вычитать дроби
3 этап. Реконструкция. Учащиеся в группах на практических примерах с долями геометрических фигур выполняют вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
4 этап. Социализация.
Ученики соотносят свою деятельность с деятельностью других групп.
5 этап Афиширование.
Группы вывешивают результаты в общем виде и формулируют правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
6 этап. Промежуточная рефлексия.
Учащиеся выполняют упражнение в тетради с печатной основой на применение полученного правила.
Все данные этапы повторяются также для получения правила вычитания дроби из целого числа, вычитания смешанного числа из целого и вычитания дробей с разными знаменателями.
Урок заканчивается рефлексией и домашним заданием (базовый уровень и творческое задание)
Тема «Вычитание дробей»
Цели: - Создать условия для усвоения правил вычитания дробей с одинаковыми и
разными знаменателями, вычитания смешанных дробей;
-Создать условия для развития творческого потенциала и индивидуальных способностей каждого ученика в комфортной психологической обстановке;
--развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения;
-Воспитание коммуникативных навыков и субъективности учащихся, уважения друг другу.
Тип учебного занятия: изучение нового материала.
Методы обучения: частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: мастерская (групповая)
Оборудование: Карточки, на каждом столе по 4 прямоугольника, разделенных на 10 равных полосок каждый, по 4 круга, разделенных на 8 равных секторов, ножницы, учебники, тетради, рабочие тетради на печатной основе, заготовленные на листах примеры, чистые листы, фломастеры, магниты.
Индуктор: геометрические фигуры (треугольники -6, прямоугольники -6, круги -6, параллелограммы -6; четырех цветов: голубой, желтый, зеленый и красный). Рассаживаются по 6 человек в 4 группы (на каждом из 4 столов стоит карточка определенного цвета)
Учитель: Объявляет о мастерской. Напоминает правила:
- В мастерской все равны
- Все прислушиваются к мнению лидера
- Слово мастера – закон.
Просит положить свои ручки перед лидером (тем самым ребята в каждой группе определяют лидера)
Учитель: Подводит к цели урока: «Давайте вспомним ребята, какие операции мы на сегодняшний день можем производить с дробями. Наша Каркуша, как всегда, навредничала и все карточки растащила по кабинету (карточки привешены на стенах, на шторах, на стендах). Работать будем так: говорите, какую операцию мы умеем производить с дробями и приводите в пример одну из карточек.
Ученики называют:
- Сравнивать дроби ()
- Выделять целую часть ()
- Приводить дроби к общему знаменателю ( )
- Превращать смешанное число в неправильную дробь (1)
- Сокращать дробь ()
Учитель: А вот одна карточка осталась у нас без внимания. Почему?
Ученики: Не умеем вычитать дроби.
Учитель: А может быть нам и не надо уметь это делать?
Обсуждают и приходят к мысли, что цель урока: «Научиться вычитать
дроби». Записывают тему урока: «Вычитание дробей»
Учитель: Сложите на своем столе отдельно прямоугольники и отдельно кружочки. Разрежьте на части один прямоугольник и один круг. Подумайте, какую долю предмета составляет каждая часть. Выполните практически пример1:
– = – =
Запишите ответ на листочках и повесьте их на доску.
Попробуйте сформулировать правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Обсудите его в группах и когда будете готовы выступить, поднимите карточку.
Заслушивают одну группу. Другие, если не согласны или есть дополнения, поднимают карточку и высказывают своё мнение
Учитель: Запишите правило в буквенном виде на чистом листочке и прикрепите на доску.
- =
Читают правило по учебнику стр 202
Рабочая тетрадь на печатной основе стр 56 № 135
Выполняют в группах, ответы записывают на доске. Подводят итоги
Учитель: Теперь найдите на своих столах пример 2 и решите его практически с помощью геометрических фигур:
1 – = 1 - =
Запишите ответ на листочках и повесьте их на доску.
Разбирают с учителем примеры и записывают решение в тетрадь:
- =-=
- =- =
Делают вывод: Чтобы из 1 вычесть дробь, нужно её представить в виде неправильной дроби с тем же знаменателем.
Решают примеры. РТ стр 56 № 133
Учитель:А теперь найдите пример 3 и подумайте, как его решить, используя результаты 2 примера:
4-=
Запишите ответ на листочках и повесьте их на доску.
Разбирают с учителем примеры и записывают решение в тетрадь:
4-=3+(1-)=3+=3
Учитель: Ну и ещё усложним задание. Попробуйте с ним справиться самостоятельно в группах:
4-1=
Запишите ответ на листочках и повесьте их на доску.
Разбирают с учителем примеры и записывают решение в тетрадь:
4- 1=3-=2+(1-)=2+=2
Учитель: И ещё один случай: вычитание дробей с разными знаменателями. Положите перед собой листочек с примером 5: -=
С какими долями будем работать? (с восьмыми) Значит, какую фигуру будем рассматривать? (круг). Положите перед собой 1\2 круга. А сколько восьмых долей содержится в половине круга? ( четыре восьмых доли) Сможем ли мы теперь выполнить вычитание? Сколько получится? (- =)
Обсуждают пример, записывают в тетрадь решение. Приходят к выводу (продолжают фразу, записанную на листе с примером):
Чтобы найти разность дробей с разными знаменателями, их сначала нужно…
провести к общему знаменателю.
Решают примеры. РТ стр 57 № 137
Учитель: У вас на столах остался последний нерешенный пример: 3 - 1=
Решите его в группах, используя полученные на сегодняшнем уроке знания. Можете это сделать практически на фигурах, а можете сразу, используя сделанные нами выводы.
Ребята могут предложить разные варианты решений:
- 3 - 1=3 - =3 - =2 - =1
- 3 - 1= - = - ==1
Обсуждают пример, записывают в тетрадь решение. Приходят к выводу (продолжают фразу, записанную на листе с примером):
Чтобы найти разность смешанных дробей с разными знаменателями, то их сначала нужно…превратить в неправильные дроби, а затем…привести к общему знаменателю.
Итог урока. Рефлексия. Продолжите предложение:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке мне было…
- Самым сложным для меня на уроке было…
Домашнее задание РТ стр56 № 136, Учебник № 938. Творческое задание:
Придумать текстовую задачу на вычитание смешанных дробей.
Приложение.
Чтобы найти разность смешанных дробей с разными знаменателями, то их сначала нужно…___________________,
а затем…___________________.
Чтобы найти разность дробей с разными знаменателями, их сначала нужно…____________
Чтобы из 1 вычесть дробь, нужно её представить в виде
_______________
Пример 1
Пример 1
Пример 2
Пример 2
Пример 3
Пример 4
Пример 6
Приложение 2 Прямоугольник с десятыми долями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике 6 класс "Деление обыкновенных дробей"
Задача, конечно, не слишком простая:Играя учить и учиться играя,Но если с учёбой сложить развлеченье,То праздником станет любое ученье! Урок по математике в 6 классе с применением информационны...
Презентация к уроку по математике 6 класс "Деление обыкновенных дробей"
Презентация к уроку по математике 6 класс "Деление обыкновенных дробей"...
Урок математики 5 класс "Деление обыкновенных дробей"
Это урок - презентация по теме: "Деление обыкновенных дробей "...
урок по математике 5 класс. "умножение десятичной дроби на натуральное число"
Данный урок первый в этой теме. Это урок-исследование, учащиеся сами учатся выполнять умножение десятичноых дробей на натуральное число, создают алгоритм, ищут выход из затруднительной ситуации....
Конспект урока математики. 5 класс. Тема: «Обыкновенные дроби».
Тип урока: урок выработки умений и навыковЦели урока:Образовательная: закрепить знания, выработать умения и навыки, научить применять ЗУН в новых условиях....
Конспект и презентация к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные"
Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные" по учебнику С.А. Козловой...
Открытый урок математики в классе "Доли. Обыкновенные дроби"
Данный урок - изучение нового материала. к уроку прилагается презентация, приложения с тестами....