Конспект к уроку математики "Летопись - 2013" 8 кл.
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
Урок проходит в форме путешествия в древность, учащиеся решают старинные задачи:
1.Задача о школе Пифагора
2.Задача о статуе Минервы
3.Задача о музах
4.Задача о Диофанте из Палатинской антологии
5.Задачи Бхаскары II (Древняя Индия)
Свои решения и фотографии приклеивают на летопись. В конце урока они ее оформляют, сворачивают и прячут, чтобы через много лет их предки нашли ее и узнали, какими они были великими математиками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letopis_po_matematiki.docx | 902.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
(Тема курсовой работы: теоретические основы использования дидактических игр в процессе обучения информатики с целью развития познавательного интереса учащихся)
Дата: 30.04.10г. Класс: 8 «В».
ФИО учителя: Кожевникова Анастасия Владимировна.
Тема урока: Летопись-2010.
Цель:
-развитие интереса к математике;
-активизация деятельности учителя и учащихся;
-воспитание коллективизма, стремления к творческой деятельности.
Задачи:
-развитие познавательного интереса;
-развитие навыков коллективной работы;
-развитие интереса к решению нестандартных задач и заданий.
Оборудование: доска, ватман, картинки, фотографии, ножницы, клей, гуашь, кисточки, карандаши, маркеры.
Средства обучения: цветные карточки с именами, карточки с заданиями.
Литература: И.И. Баврин, Е.А. Фрибус «Старинные задачи» книга для учащихся, Москва, «Просвещение», 1994
План занятия
№ | Наименование этапов урока | Отведенное время (мин.) |
1. | Организационный момент | 2 |
2. | Разделение на команды | 3 |
3. | Решение старинных задач | 25 |
4. | Оформление математической газеты | 12 |
5. | Подведение итогов урока | 3 |
Ход занятия
- Организационный момент.
Учитель: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами перенесемся на несколько тысяч лет назад, и станем учениками Пифагора, Диофанта, побываем в Древней Греции и Древней Индии. А еще мы с вами напишем свою летопись, и через тысячи лет ваши потомки найдут эти труды и узнают, какими вы были великими математиками».
- Разделение на команды
«Ребята, я сегодня вам на память несла четыре разноцветных плиты, на которых написаны ваши имена, но нечаянно разбила, помогите мне собрать их, найдите осколки со своими именами и объединитесь в группы по цвету своей плиты».
Учащиеся находят цветную карточку со своим именем и объединяются в 4 группы (в каждой группе равное количество сильных и слабых учащихся).
- Решение старинных задач
«А теперь начнем решать задачи наших учителей и записывать их на летопись» (на доске прикреплен ватман).
Я читаю предисловие и условие задачи, раздаю карточки с этим заданием каждой команде. Два человека от решившей первой команд выходят к доске, рассказывают решение, приклеивают карточку с заданием и листочек со своим решением на ватман. Вырезают свою фотографию (лицо), выбирают туловище из предложенных картинок и приклеивают на ватман.
- Задача о школе Пифагора
Первое построение геометрии как дедуктивной науки принадлежит Пифагору Самосскому (ок. 570—ок 500 до н. э.) — древнегреческому математику и философу. В молодости Пифагор путешествовал по Египту и Вавилону, изучая мудрость жрецов. Около 530 г. до н. э. он переехал в Кротон (Южная Италия), где основал знаменитый пифагорейский союз (школу). Деятельность союза была окружена тайной. В школе Пифагора процветала числовая мистика. Пифагор учил, что «число есть сущность всех вещей». Пифагорейцы занимались астрономией, геометрией, гармонией (теорией музыки) и арифметикой (теорией чисел). В их школе возникло представление о шарообразности Земли.
Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил на пиру у Пифагора, сколько у того учеников. «Охотно скажу тебе, о Поликрат,— отвечал Пифагор.— Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь еще к ним трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению вечной истины». Сколько учеников было у Пифагора?
Решение:
Х=28.
Ответ: В школе Пифагора 28 учеников.
- Задача о статуе Минервы
Сохранилась «Греческая антология» в форме сборника задач, составленных в стихах, главным образом гекзаметром, которым, как известно, написаны знаменитые поэмы Гомера (IX—VIII вв. до н. э.) «Илиада» и «Одиссея». «Греческая антология» была написана в VI в. н. э. грамматиком Метродором. В «Греческой антологии» содержится задача о статуе богини мудрости, покровительнице наук, искусств и ремесел Минерве.
Я — изваянье из злата. Поэты то злато
В дар принесли: Харизий принес половину всей жертвы,
Феспия часть восьмую дала; десятую — Солон.
Часть двадцатая — жертва певца Фемисона, а девять
Всё завершивших талантов — обет, Аристоником данный.
Сколько же злата поэты все вместе в дар принесли?
Решение:
Х=40
Ответ: 40.
- Задача о музах
По представлениям древних греков науками и искусствами ведали мифические женские существа — музы:
Евтерпа — богиня-покровительница музыки;
Клио — истории;
Талия — комедии;
Мельпомена — трагедии;
Терпсихора — танцев и хорового пения;
Эрато — поэзии;
Полимния — лирической поэзии;
Урания — астрономии;
Каллиопа — эпоса и красноречия
Местопребыванием муз и Аполлона служила гора Геликон. Учреждения, где протекала деятельность ученых, назывались музеумами (музеями) — жилищами муз. В поэтической задаче о музах бог любви Эрот жалуется богине красоты и любви Киприде на муз.
Видя, что плачет Эрот, Киприда его вопрошает:
«Что так тебя огорчило, ответствуй немедля!»
«Яблок я нес с Геликона немало,— Эрот отвечает,—
Музы, отколь ни возьмись, напали на сладкую ношу
Частью двенадцатой вмиг овладела Евтерпа, а Клио
Пятую долю взяла. Талия — долю восьмую.
С частью двадцатой ушла Мельпомена.
Четверть взяла Терпсихора.
С частью седьмою Эрато от меня убежала.
Тридцать плодов утащила Полимния. Сотня и двадцать
Взяты Уранией; триста плодов унесла Каллиопа.
Я возвращаюсь домой почти что с пустыми руками
Только полсотни плодов мне оставили музы на долю.
Сколько яблок нес Эрот до встречи с музами?
Решение:
Х=3360
Ответ: 3360.
- Задача о Диофанте из Палатинской антологии
Диофант Александрийский (II—III вв. н. э.) был последним великим математиком античности. До нас дошли два его сочинения — «Арифметика» (из тринадцати книг сохранилось шесть) и «О многоугольных числах» (в отрывках). Творчество Диофанта оказало большое влияние на развитие алгебры, математического анализа и теории чисел.
О жизни Диофанта известно очень мало. В Палатинской антологии сохранилась эпитафия, из которой «мудрым искусством» мы узнаем отдельные факты из жизни ученого и ее продолжительность.
Прах Диофанта гробница покоит: дивись ей — и камень
Мудрым искусством его скажет усопшего век.
Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком
И половину шестой встретил с пушком на щеках.
Только минула седьмая, с подругою он обручился.
С нею пять лет проведя, сына дождался мудрец.
Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил,
Отнят он был у отца ранней могилой своей.
Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе.
Тут и увидел предел жизни печальной своей.
Решение:
Х=84
Ответ: 84 года.
- Задачи Бхаскары II (Древняя Индия)
Крупнейший индийский математик и астроном Бхаскара II (род. 1114 —ум. позднее 1178)— автор сочинения «Венец учения», в котором содержались решения алгебраических и теоретико-числовых задач. Вершиной достижений Бхаскары II является циклический метод решения в целых положительных числах неопределенного уравнения второй степени с двумя неизвестными.
Прекрасная дева с блестящими очами, ты, которая знаешь, как правильно применять метод инверсии, скажи мне величину такого числа, которое, будучи умножено на 3, затем умножено на 7/4, разделено на 7, разделено на 3/2, умножено само на себя, уменьшено на 52, после извлечения квадратного корня, прибавления 8 и деления на 10, дает число 2. (Метод инверсии предполагает выполнение действий с конца задачи.)
Решение:
- 2*10=20,
- 20-8=12,
- 12*12=144,
- 144+52=196,
- ,
- 14*=21,
- 21*7=147,
- 147:=84,
- 84:3=28.
Ответ: 28
- Оформление математической газеты.
Ребята, которые участвовали, но не выходили к доске, клеят оставшиеся фотографии с картинками как помощники. Все оформляют рамку - наклеивают свои цветные осколки с именами. Гуашью и карандашами украшают газету и придумывают название.
- Подведение итогов урока.
Учитель: «Итак, ребята, наша летопись готова и называется она: «Летопись-2010». Теперь скрутим ее, завяжем веревочкой и я спрячу ее в надежном месте. Так память о вас останется на века».
Выставление оценок учащимся, которые выходили к доске объяснять решение задач.
«Всем спасибо! До свидания!»
Приложение: газета (на следующей странице).
Студентка-практикантка___________(_________________)
Учитель-методист____________(______________)
Групповой руководитель____________(______________)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Цикл конспектов к урокам музыки для 1 класса (4 конспекта)
Конспекты к урокам музыки в 1 классе: "Край, в котором ты живешь", "Музыка утра", "Музыка вечера", "Музыкальные портреты. Баба-Яга"...
Цикл конспектов к урокам музыки для 2 класса (3 конспекта)
Конспекты к урокам музыки во 2 классе: "Музыка в народном стиле", "Проводы зимы. Встреча весны", "Сказка будет впереди"...
Цикл конспектов к урокам музыки для 6 класса (10 конспектов)
Конспекты уроков музыки в 6 классе: "Авторская песня", "Булат Окуджава", "Вечные темы искусства и жизни. Холокост в музыке", "В начале был ритм", "Высокая месса И.С. Баха", "Диалог метра и ратма", "Жа...
Цикл конспектов к урокам музыки для 7 класса (7 конспектов)
Конспекты к урокам музыки в 7 классе: "Балет Кармен-сюита", "Балет Ярославна", "В музыкальном театре. Дж. Гершвин", "Опера Иван Сусанин", "Опера Кармен", "Опера Князь Игорь", "Опера Порги и Бесс"...