Кружок по математике «Решение задач повышенной сложности»
элективный курс по алгебре (7 класс) по теме
В данной статье представлено планирование кружка по алгебре в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_7.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
Кружок по математике
«Решение задач повышенной сложности»
1 час в неделю
всего 34 часа
учитель математики
МБОУ-гимназии №11 г.Тулы
Кормачёва Елена Владимировна
Тула – 2013 г.
Пояснительная записка
Факультативные занятия рассчитаны на 1 час в неделю, в общей сложности –34 ч в учебный год. Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения. Регулярно проводимые занятия по расписанию дают разрешить основную задачу: как можно полнее развивать потенциальные творческие способности каждого ученика, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала, повысить уровень математической подготовки учащихся.
Цели данного курса:
- Повысить интерес к предмету.
- Развитие личности, ответственной за осмысление законов математики.
- Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
- Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
- Эффективная подготовка к дальнейшему обучению в профильных классах.
Задачи курса:
- Развитие творческих способностей на основе проб.
- Воспитание личности, умеющей анализировать, самоанализировать и создавать программу саморазвития.
- Развития мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
- Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.
- Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии и идеализаций.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Дроби | 3 |
2 | Проценты | 5 |
3 | Делимость целых чисел | 4 |
4 | Сравнения. Периодичность остатков при возведении в степень | 2 |
5 | Двузначные и трехзначные числа | 2 |
6 | Модуль числа. Решение линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля | 4 |
7 | Линейные диофантовы уравнения | 3 |
8 | Графическое решение уравнений | 3 |
9 | Формулы сокращенного умножения | 4 |
10 | Системы линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля | 4 |
Содержание курса.
Тема 1. «Дроби».
Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Периодические дроби. Арифметические действия с дробями.
Учащиеся должны знать:
- Термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи, переход от одной формы записи к другой.
- Арифметические действия с рациональными числами, сочетать при вычислениях устные и письменные приемы.
- Сравнение чисел.
- Приемы быстрого счета, используя законы арифметических действий.
Тема 2. «Проценты».
Проценты. Основные задачи на проценты. Задачи на концентрацию и процентное содержание. Практическое применений процентов.
Учащиеся должны знать:
- Основные задачи на проценты: нахождение числа по его проценту, процента от числа, процентное отношение двух чисел.
- Понятия «концентрация» и «процентное содержание»
- Приемы решения задач на составление сплавов, растворов, смесей.
- Применение процентов в практической деятельности.
Тема 3. «Делимость целых чисел».
Определение и свойства делимости. Теорема о делении с остатком. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости.
Учащиеся должны знать:
- Делители числа, кратные числа.
- Деление без остатка. Деление с остатком.
- Количество различных делителей любого простого числа.
- Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Алгоритм Евклида.
- Признаки делимости.
Тема 4. «Сравнения. Периодичность остатков при возведении в степень».
Сравнение чисел по модулю. Свойства сравнений. Арифметические действия сравнений с общим модулем. Сравнение степеней числа.
Учащиеся должны знать:
- Определение сравнимых чисел по модулю.
- Свойства, арифметические действия сравнений чисел.
- Доказательство деления алгебраических выражений на число.
- Остатки от деления степени на число.
Тема 5. «Двузначные и трехзначные числа».
Двузначные и трехзначные числа. Запись чисел в виде многочлена. Арифметические действия с числами.
Учащиеся должны знать:
- Запись двузначных и трехзначных чисел в виде многочлена.
- Возможности упрощения суммы, разности чисел.
- Нахождение чисел по записи в виде многочлена.
Тема 6. «Модуль числа. Решение линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля»
Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.
Учащиеся должны знать:
- Понятие модуля числа, его геометрический смысл.
- Использование геометрического смысла модуля при решении уравнений.
- Алгебраическое определение модуля числа.
- Использование алгебраического определения при решении уравнений.
Тема 7. «Линейные диофантовы уравнения»
Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применений диофантовых уравнений к практическим задачам.
Учащиеся должны знать:
- Определение диофантовых уравнений.
- Правила решения уравнений.
- Применение уравнений к практическим задачам.
Тема 8. «Графическое решение уравнений»
Графики элементарных функций. Построение графиков. Графическая интерпретация уравнений. Нахождение корней уравнений.
Учащиеся должны знать:
- Графики элементарных функций, построение графиков в одной системе координат.
- Нахождение точек пересечения.
- Нахождение числа решений уравнений с параметрами.
Тема 9. «Формулы сокращенного умножения»
Формулы сокращенного умножения с любым показателем степени. Преобразование выражений в многочлен. Упрощение выражений. Решение уравнений.
Учащиеся должны знать:
- Формулы сокращенного умножения с любым показателем.
- Применение формул для преобразования и упрощения выражений.
- Применение формул для решения уравнений.
- Применение формул для решения задач на доказательство тождеств и сокращение дробей.
Тема 10. «Системы линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля»
Система уравнений. Методы решение систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.
Учащиеся должны знать:
- Методы решения систем уравнений.
- Графическую интерпретацию решения систем уравнений с двумя переменными.
- Методы решения систем линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.
Календарно – тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Тип занятия | Дата |
1 | Дроби | 3 | ||
1 | Обыкновенные дроби, десятичные дроби. Арифметические действия с дробями | 1 | Комбин. | 07.09 |
2 | Периодические дроби | 1 | лекция | 14.09 |
3 | Приемы быстрого счета | 1 | Практ. | 21.09 |
2 | Проценты | 5 | ||
4 | Проценты. Простейшие задачи на проценты. | 1 | Комбин | 28.09 |
5 | Процентное отношение двух чисел. Решение текстовых задач | 1 | Практ. | 05.10 |
6 | Задачи на концентрацию | 1 | комбин | 12.10 |
7 | Задачи на процентное содержание | 1 | Комбин. | 19.10 |
8 | Проценты в экономике | 1 | Практ. | 26.10 |
3 | Делимость целых чисел | 4 | ||
9 | Определение и свойства делимости | 1 | Лекция | 09.11 |
10 | Теорема о делении с остатком | 1 | Комбин | 16.11 |
11 | Количество делителей простых чисел | 1 | Комбин | 23.11 |
12 | Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости. | 1 | Комбин | 30.11 |
4 | Сравнения. Периодичность остатков при возведении в степень | 2 | ||
13 | Определение сравнения. Свойства сравнений. | 1 | Лекция | 07.12 |
14 | Сравнение чисел. | 1 | Практ. | 14.12 |
5 | Двузначные и трехзначные числа | 2 | ||
15 | Запись чисел в виде многочлена | 1 | Лекция | 21.12 |
16 | Арифметические действия с числами. | 1 | Комбин. | 28.12 |
6 | Модуль числа. Решение линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля. | 4 | ||
17 | Модуль числа. Его геометрический смысл. | 1 | Комбин. | 11.01 |
18 | Геометрическое решение уравнений. | 1 | Практ. | 18.01 |
19 | Алгебраическое определение модуля | 1 | Комбин. | 25.01 |
20 | Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля. | 1 | Практ. | 01.02 |
7 | Линейные диофантовы уравнения | 3 | ||
21 | Определение уравнений Диофанта | 1 | Лекция | 08.02 |
22 | Правила решений уравнений | 1 | Комбин. | 15.02 |
23 | Применений диофантовых уравнений к практическим задачам. | 1 | Практ. | 01.03 |
8 | Графическое решение уравнений | 3 | ||
24 | Графики элементарных функций. Построение графиков. | 1 | Комбин. | 15.03 |
25 | Графическая интерпретация уравнений. | 1 | Комбин. | 22.03 |
26 | Нахождение корней уравнений с помощью графиков функций | 1 | Практ. | 05.04 |
9 | Формулы сокращенного умножения | 4 | ||
27 | Формулы сокращенного умножения | 1 | Комбин. | 12.04 |
28 | Преобразование выражения в многочлен. | 1 | Практ. | 19.04 |
29 | Упрощение выражений. | 1 | Практ. | 26.04 |
30 | Применение к решению уравнений и доказательству тождеств. | 1 | Практ. | 03.05 |
10 | Системы линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля | 4 | ||
31 | Примеры систем уравнений. Приемы решения. | 1 | Лекция | 10.05 |
32 | Графическое решение систем уравнений. | 1 | Практ. | 17.05 |
33 | Решение систем методом подстановки, алгебраического сложения | 1 | Практ. | 24.05 |
34 | Решение систем линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля. | 1 | Практ. | 31.05 |
УМК.
- Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М., Просвещение, 1990г.
- А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2006г
- А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2007.
- В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 7 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2009г.
- Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
- Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Решение задач повышенной сложности"
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Решение задач повышенной сложности"...
Элективный курс по математике 10-11 класс "Решение задач повышенной сложности"
Программа включает в себя основные разделы курсов основной и средней школ по алгебре и началам анализа и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его ...
Кружок по математике «Решение задач повышенной сложности»
В данной статье представлено планирование кружка по алгебре в 8 классе...
Программа элективного курса по математике Решение задач повышенной сложности 9 кл
Программа элективного курса по математике Решение задач повышенной сложности 9 кл...
Рабочая программа по математике "Решение задач повышенной сложности" (дополнительное образование)
ГБПОУ "Юридический колледж", 2018-2019 уч.год...
Программа внеурочной деятельности по математике "Решение задач повышенной сложности по математике для учащихся 10 класса"
Рабочая программа адресована учащимся, проявляющим интерес и склонность к изучению математики и желающих повысить свой математический уровень. Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с ...
Рабочая программа элективного курса по математике «Решение задач повышенной сложности» для 10 -11 классов.
Данный курс направлен на более углубленное изучение тем по математике, для сдачи ЕГЭ на профильном уровне....