Кружок по математике «Решение задач повышенной сложности»
элективный курс по алгебре (7 класс) по теме

Кормачева Елена Владимировна

В данной статье представлено планирование кружка по алгебре в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_7.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

Кружок по математике

«Решение задач повышенной сложности»

1 час в неделю

всего 34 часа

учитель математики

МБОУ-гимназии №11 г.Тулы

Кормачёва Елена Владимировна

Тула – 2013 г.


Пояснительная записка

Факультативные занятия рассчитаны на 1 час в неделю, в общей сложности –34 ч в учебный год. Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения. Регулярно проводимые занятия по расписанию дают разрешить основную задачу: как можно полнее развивать потенциальные творческие способности каждого ученика, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала, повысить уровень математической подготовки учащихся.

Цели данного курса:

  1. Повысить интерес к предмету.
  2. Развитие личности, ответственной за осмысление законов математики.
  3. Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
  4. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
  5. Эффективная подготовка к дальнейшему обучению в профильных классах.

Задачи курса:

  1. Развитие творческих способностей на основе проб.
  2. Воспитание личности, умеющей анализировать, самоанализировать и создавать программу саморазвития.
  3. Развития мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
  4. Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.
  5. Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии и идеализаций.

Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во часов

1

Дроби

3

2

Проценты

5

3

Делимость целых чисел

4

4

Сравнения. Периодичность остатков при возведении в степень

2

5

Двузначные и трехзначные числа

2

6

Модуль числа. Решение линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля

4

7

Линейные диофантовы уравнения

3

8

Графическое решение уравнений

3

9

Формулы сокращенного умножения

4

10

Системы линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля

4

Содержание курса.

Тема 1. «Дроби».

Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Периодические дроби. Арифметические действия с дробями.

Учащиеся должны знать:

  • Термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи, переход от одной формы записи к другой.
  • Арифметические действия с рациональными числами, сочетать при вычислениях устные и письменные приемы.
  • Сравнение чисел.
  • Приемы быстрого счета, используя законы арифметических действий.

Тема 2. «Проценты».

Проценты. Основные задачи на проценты. Задачи на концентрацию и процентное содержание. Практическое применений процентов.

Учащиеся должны знать:

  • Основные задачи на проценты: нахождение числа по его проценту, процента от числа, процентное отношение двух чисел.
  • Понятия «концентрация» и «процентное содержание»
  • Приемы решения задач на составление сплавов, растворов, смесей.
  • Применение процентов в практической деятельности.

Тема 3. «Делимость целых чисел».

Определение и свойства делимости. Теорема о делении с остатком. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости.

Учащиеся должны знать:

  • Делители числа, кратные числа.
  • Деление без остатка. Деление с остатком.
  • Количество различных делителей любого простого числа.
  • Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Алгоритм Евклида.
  • Признаки делимости.

Тема 4. «Сравнения. Периодичность остатков при возведении в степень».

Сравнение чисел по модулю. Свойства сравнений. Арифметические действия сравнений с общим модулем. Сравнение степеней числа.

Учащиеся должны знать:

  • Определение сравнимых чисел по модулю.
  • Свойства, арифметические действия сравнений чисел.
  • Доказательство деления алгебраических выражений на число.
  • Остатки от деления степени на число.

Тема 5. «Двузначные и трехзначные числа».

Двузначные и трехзначные числа. Запись чисел в виде многочлена. Арифметические действия с числами.

Учащиеся должны знать:

  • Запись двузначных и трехзначных чисел в виде многочлена.
  • Возможности  упрощения суммы, разности чисел.
  • Нахождение чисел по записи в виде многочлена.

Тема 6. «Модуль числа. Решение линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля»

Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.

Учащиеся должны знать:

  • Понятие модуля числа, его геометрический смысл.
  • Использование геометрического смысла модуля при решении уравнений.
  • Алгебраическое определение модуля числа.
  • Использование алгебраического определения при решении уравнений.

Тема 7. «Линейные диофантовы уравнения»

Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применений диофантовых уравнений к практическим задачам.

Учащиеся должны знать:

  • Определение диофантовых уравнений.
  • Правила решения уравнений.
  • Применение уравнений к практическим задачам.

Тема 8. «Графическое решение уравнений»

Графики элементарных функций. Построение графиков. Графическая интерпретация уравнений. Нахождение корней уравнений.

Учащиеся должны знать:

  • Графики элементарных функций, построение графиков в одной системе координат.
  • Нахождение точек пересечения.
  • Нахождение числа решений уравнений с параметрами.

Тема 9. «Формулы сокращенного умножения»

Формулы сокращенного умножения с любым показателем степени. Преобразование выражений в многочлен. Упрощение выражений. Решение уравнений.

Учащиеся должны знать:

  • Формулы сокращенного умножения с любым показателем.
  • Применение формул для преобразования и упрощения выражений.
  • Применение формул для решения уравнений.
  • Применение формул для решения задач на доказательство тождеств и сокращение дробей.

Тема 10. «Системы линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля»

Система уравнений. Методы решение систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.

Учащиеся должны знать:

  • Методы решения систем уравнений.
  • Графическую интерпретацию решения систем уравнений с двумя переменными.
  • Методы решения систем линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.

Календарно – тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Тип занятия

Дата

1

Дроби

3

1

Обыкновенные дроби, десятичные дроби. Арифметические действия с дробями

1

Комбин.

07.09

2

Периодические дроби

1

лекция

14.09

3

Приемы быстрого счета

1

Практ.

21.09

2

Проценты

5

4

Проценты. Простейшие задачи на проценты.

1

Комбин

28.09

5

Процентное отношение двух чисел. Решение текстовых задач

1

Практ.

05.10

6

Задачи на концентрацию

1

комбин

12.10

7

Задачи на процентное содержание

1

Комбин.

19.10

8

Проценты в экономике

1

Практ.

26.10

3

Делимость целых чисел

4

9

Определение и свойства делимости

1

Лекция

09.11

10

Теорема о делении с остатком

1

Комбин

16.11

11

Количество делителей простых чисел

1

Комбин

23.11

12

Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости.

1

Комбин

30.11

4

Сравнения. Периодичность остатков при возведении в степень

2

13

Определение сравнения. Свойства сравнений.

1

Лекция

07.12

14

Сравнение чисел.

1

Практ.

14.12

5

Двузначные и трехзначные числа

2

15

Запись чисел в виде многочлена

1

Лекция

21.12

16

Арифметические действия с числами.

1

Комбин.

28.12

6

Модуль числа. Решение линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.

4

17

Модуль числа. Его геометрический смысл.

1

Комбин.

11.01

18

Геометрическое решение уравнений.

1

Практ.

18.01

19

Алгебраическое определение модуля

1

Комбин.

25.01

20

Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.

1

Практ.

01.02

7

Линейные диофантовы уравнения

3

21

Определение уравнений Диофанта

1

Лекция

08.02

22

Правила решений уравнений

1

Комбин.

15.02

23

Применений диофантовых уравнений к практическим задачам.

1

Практ.

01.03

8

Графическое решение уравнений

3

24

Графики элементарных функций. Построение графиков.

1

Комбин.

15.03

25

Графическая интерпретация уравнений.

1

Комбин.

22.03

26

Нахождение корней уравнений с помощью графиков функций

1

Практ.

05.04

9

Формулы сокращенного умножения

4

27

Формулы сокращенного умножения

1

Комбин.

12.04

28

Преобразование выражения в многочлен.

1

Практ.

19.04

29

Упрощение выражений.

1

Практ.

26.04

30

Применение к решению уравнений и доказательству тождеств.

1

Практ.

03.05

10

Системы линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля

4

31

Примеры систем уравнений. Приемы решения.

1

Лекция

10.05

32

Графическое решение систем уравнений.

1

Практ.

17.05

33

Решение систем методом подстановки, алгебраического сложения

1

Практ.

24.05

34

Решение систем линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.

1

Практ.

31.05

УМК.

  1. Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М., Просвещение, 1990г.
  2. А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2006г
  3. А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2007.
  4. В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 7 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2009г.
  5. Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
  6. Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Решение задач повышенной сложности"

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Решение задач повышенной сложности"...

Элективный курс по математике 10-11 класс "Решение задач повышенной сложности"

Программа включает в себя основные разделы курсов основной и средней школ по алгебре и началам анализа и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его ...

Кружок по математике «Решение задач повышенной сложности»

В данной статье представлено планирование кружка по алгебре в 8 классе...

Программа элективного курса по математике Решение задач повышенной сложности 9 кл

Программа элективного курса по математике Решение  задач повышенной сложности 9 кл...

Программа внеурочной деятельности по математике "Решение задач повышенной сложности по математике для учащихся 10 класса"

Рабочая программа адресована учащимся, проявляющим интерес и склонность к изучению математики и желающих повысить свой математический уровень. Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с ...

Рабочая программа элективного курса по математике «Решение задач повышенной сложности» для 10 -11 классов.

Данный курс направлен на более углубленное изучение тем по математике, для сдачи ЕГЭ на профильном уровне....