Разработка урока по алгебре в 9-м классе "Решение уравнений"
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) по теме

Соколова Инна Викторовна

Повторение решения квадратных уравнений к итоговой аттестации, развитие познавательного интереса к изучению математики, расширение знаний о космонавтике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc484.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по алгебре в 9-м классе "Решение уравнений" (повторение: решение упражнений с использованием сведений о космонавтике).

Цели:

  1. Повторение решения квадратных уравнений к итоговой аттестации.
  2. Развитие познавательного интереса к изучению математики.
  3. Расширение знаний о космонавтике.

Тип урока: Урок систематизации изученного материала.

План урока:

  1. Постановка цели урока.
  2. Задание на дом.
  3. Логическое задание.
  4. Слово о космосе.
  5. Устная работа.
  6. Работа по цепочке (решение упражнений).
  7. Работа по рядам (сократить дробь).
  8. Следствие ведут знатоки (найти ошибку).
  9. Тест на компьютере.
  10. Итог.

Подготовка к уроку: Дать учащимся задание подготовить рефераты о космосе, космонавтике, найти литературу, репродукции. Учителю подготовить презентацию [Приложение 1].

1. Постановка цели

Повторить решение квадратных уравнений, подготовка к итоговой аттестации, расширение знаний о космонавтике.

2. Задание на дом

Из сборника для подготовки к итоговой аттестации тест №3.

3. Логическое задание

На доске написано задание. (можно использовать презентацию [Приложение 1])

Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

ОНРЬЕК; РВУАЕИНЕН;

СОКМСО; ИСЧОЛ.

Даны слова: корень; уравнение; космос; число.

Лишнее слово: космос.

Лишнее в задании, но не лишнее для нас.

4. Слово о космосе

Древняя мудрость гласит: “Две вещи поражают нас больше всего – звезды над головой и совесть внутри нас …”

Все люди живут под одним небом. Его красота пробуждает в человеке высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира.

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Об это великом событии XX века написано много книг, ему посвящены документальные и художественные фильмы. А мы сегодня с вами посвятим этому дню наш урок.

5. Устная работа

1) Фронтальный опрос

На доске составлено слово “космос” из бумажных листов. На обратной стороне вопросы. (Можно использовать презентацию [Приложение 1])

1-й вопрос: Что называют уравнением?

2-й вопрос: Что называют корнем уравнения?

3-й вопрос: Что значит решить уравнение?

4-й вопрос: Какое уравнение называется квадратным?

5-й вопрос: От чего зависит число корней квадратного уравнения?

6-й вопрос: Какое уравнение называется приведенным квадратным уравнением?

2) Решив уравнения, мы узнаем, кто был основоположником теоретического этапа космонавтики.

Константин Эдуардович Циолковский
(1857–1935 гг.)

Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935 гг.) – учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

3) В каком году был запущен первый искусственный спутник Земли, мы узнаем, если найдем корни уравнения:

 

х = 1 или х = 9 или х = 5 или х = 7

Ответ: в 1957 году.

6. Работа по цепочке (решение упражнений)

А теперь вспомним, кто был руководителем строительства и испытания космических аппаратов.

 Учащиеся выходят к доске по цепочке и решают по одному упражнению.

№ 7 – № 13

7. Корнем квадратного уравнения -5х2 = -25 является число

А. – 5. Б. В. Г. .

8. Найдите корни уравнения 1/4х= 0.

Ответ: ____________

9. Найдите корни уравнения х(х – 7)(х+4) = 0.

Ответ: ____________

10. Решите уравнение . В ответе укажите наименьший из его корней.

А. . Б. 0. В. . Г. .

11. Укажите верную формулу корней квадратного уравнения .

А. Б. 

В. Г. 

12. Решите уравнение      

х - 2х2 – 6х + 12 = 0.

А. -2;-6;6          Б.2;- 6; 6.  

В. 0;1;2            Г. 5;-3.

13. Каждое уравнение соотнесите с множеством его корней.

1) 0,2х2 – 5х = 0; 2) 0,2х2 – 5 = 0; 3) 0,2х2 = 0.

а) 0; б) -5 и 5; в) 0 и 25.

1

2

3


Сергей Павлович Королев(1906–1966) –

ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.

7. Работа по рядам

Узнаем, как звали первого космонавта планеты.

Для этого выполним упражнение: сократить дробь. Каждому ряду предлагается своя дробь. Один человек от каждого ряда к доске.

1-й ряд

2-й ряд

3-й ряд

Ответ: 

Ответ: 

Ответ: 

Полет Лайки доказал возможность нахождения высокоорганизованного животного в условиях невесомости и получать с помощью радиотелеметрической системы информацию о состоянии основных физиологических функций животного и гигиенических параметров среды на всех этапах орбитального полета.

19 августа 1960 гсобаки Белка и Стрелка, а вместе с ними – 40 мышей, 2 крысы, различные мухи, растения и микроорганизмы17 раз облетели вокруг Земли и приземлились.

8. Свершение века “Следствие ведут знатоки”

Необходимо исследовать ход решения квадратного уравнения и обнаружить закравшуюся ошибку.

Задания

1) х+ 2х – 15 = 0

а = 1; b = 2; с = -15

2) х– 6х – 16 = 0

а = 1; b = -6; с = -16

Чем знамениты эти люди?

 Гагарин Юрий Алексеевич (1934 – 1968) – первый человек, покоривший космическое пространство. Это произошло 12 апреля 1961 года. На космическом корабле “Восток” впервые в мире человек совершил космический полет. Длительность пребывания в космосе составила 1 час 48 минут. Этот полет доказал, что человек может покинуть Землю и благополучно вернутся на нее.

 Терешкова Валентина Владимировна (1937) – первая женщина – космонавт. Родилась в деревне Масленниково Тутаевского района Ярославской области. 16–19 июня 1963 года Валентина Терешкова первой из женщин в мире совершила свой исторический полет в космос на космическом корабле “Восток – 6”. Ее космический позывной “Чайка” 48 раз облетел вокруг планеты, а общая продолжительность полета составила 2 суток 22 часа 50 минут.
Валентина Владимировна – почетный гражданин города Ярославля.

9. Испытание

Каждый человек, желающий стать космонавтом, должен пройти серьезные испытания и подготовку. Мы то же сейчас пройдем контроль. Мы выполним тест. Тест содержит 10 заданий. Вы сразу получите оценку и проанализируете результаты.

 № 1
Найдите дискриминант квадратного уравнения: x+ 5x – 6 = 0

а) 1; б) 49; в) 37; г) 0.

№ 2
Определите число корней уравнения x+ 6x + 9 = 0

а) нет корней; б) 1 корень; в) 2 корня; г) 3 корня.

№ 3
Решите уравнение: х - 6 = 3 (х + 8)

а) -15; б) 15; в) 9; г) -9.

№ 4
Решите уравнение: 2x+ 3x = 0

а) -1,5; б) -1,5; 0; в) нет корней; г) 0; 1,5.

№ 5
Решите уравнение: 2x+ 32 = 0

а) -4;4; б) 4; в) нет корней; г) 0;16.

№ 6
Решите уравнение: x(x – 7)(x + 3) = 0

а) -3;7; б) 3;7; в) -3; 0; 7; г) -3;-7.

№ 7
В каком веке жил французский математик Франсуа Виет?

а) XV; б) XIX; в) XVIII; г) XVI.

№ 8
Какое из предложенных многочленов является квадратным трехчленом?

а) 8x+ 4 – x3; б) 2x– 5x2 + 1; в) 4x – 9 + 2x2; г) x – 2.

№ 9
Чему равна сумма корней уравнения x2 – 22x – 23 = 0?

а) -22; б) 22; в) 23; г) -45.

№ 10
Чему равно произведение корней уравнения x2 – 16x + 64 = 0?

а) 64; б) – 64; в) 16; г) -16.

Выход  человека в открытое  космическое  пространство.

Первыми вышли в космическое пространство также наши соотечественники:

1) Леонов Алексей Архипович в марте 1965 года;

2) Савицкая Светлана Евгеньевна в августе 1982 года.

 10. Итог урока

Достигли ли мы цели урока?

  1. Повторили алгоритмы решение  уравнений.
  2. Расширили знания о космонавтике.

Космические полеты хотя и стали привычным явлением, но пока еще рано переводить их в разряд будничных дел. По – прежнему каждый полет – это познание новых загадок Вселенной, испытание космической техники, которая постоянно совершенствуется. И каждый полет вписывает новую строку в историю мировой космонавтики.

11. Дополнение

Если время останется, то заслушать некоторые рефераты, которые готовили учащиеся о космосе.

Список литературы

  1. Браверманн Э.М. “Вечера по физике в средней школе”, Москва, изд. “Просвещение”, 1969, с. 264.
  2. Винокуров В.А. Серия “Космонавтика, астрономия”, “Компьютеры и космические аппараты”, Москва, изд. “Знание”, 1985, с. 64.
  3. Губарев В. “Поехали!”, Документальные очерки о космосе и космонавтах, Москва, изд. “Молодая гвардия”, 1981, с. 304.
  4. Касьян И.И. Серия “Космонавтика, астрономия”, “Первые шаги в космос”, Москва, изд. “Знание”, 1985, с. 64.
  5. Королев Ю.А. “Основоположник практической космонавтики”, журнал “Физика в школе” №1 2007, с. 73.
  6. Кочагина М.Н., Кочагин В.В. “Малое ЕГЭ” по математике. Подготовка учащихся к итоговой аттестации. 9 класс, Москва, изд. “Эксмо”, 2007, с. 192.
  7. Мордкович А.Г. “Алгебра. 9 класс”, учебник ч.1, изд. “Мнемозина”, 2007.
  8. Мордкович А.Г. “Алгебра. 9 класс”, задачник ч.2, изд. “Мнемозина”, 2007.
  9. Ставрова О.Б. “Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя”, Москва, изд. “Интеллект – Центр”, 2007, с. 144.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по алгебре в 9 классе "Системы уравнений с двумя переменными"

Предлагаю разработку обобщающего урока по алгебре в 9 классе. Тема: "Системы уравнений с двумя переменными", на данном уроке систематизируются знания по теме "Системы уравнений"....

Разработка урока по алгебре и началам анализа 11 кл. по теме "Иррациональные уравнения"

Разработка урока по алгебре и началам анализа 11 кл. по теме "Иррациональные уравнения" по учебнику Колмогорова А.Н. Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и первичное его закрепление. Цель...

Разработка урока по алгебре в 10 классе "Решение уравнений с использованием производной".

Данный урок (2ч.) это подготовка к ЕГЭ. Рассматриваются некоторые виды уравнений и приемы их решений. Но для начала надо составить уравнение, предварительно взяв производную от функций.Урок состоит из...

Разработка урока по алгебре и началам анализа "Иррациональные уравнения "

Конспект урока + презентация по алгебре и началам анализа "Иррациональные уравнения"...

Разработка урока по алгебре 9класс по теме: "Целые уравнения"

Данный урок  построен в соответствии с технологией  деятельностного  метода. На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. Применение технологичес...

Разработка урока по алгебре в 8 классе по теме «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения»

Цели урока:- ввести определение квадратного уравнения;- уметь определять по внешнему виду уравнения, является ли оно квадратным или нет;- уметь определять значения коэффициентов a, b и c;- уметь отлич...

Методическая разработка урока по алгебре по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Цели урока: Образовательные – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию...