Решение показательных уравнений и неравенств. Урок алгебры в 11 классе.
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Отработка этого материала необходима, так как ежегодно в заданиях ЕГЭ встречается эта тема.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 554.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме: "Решение показательных уравнений и неравенств"
Цель урока: подготовиться к предстоящей контрольной работе по теме «Показательная функция», для чего повторить способы решения показательных уравнений и неравенств на основе свойств показательной функции.
Оборудование:
- Компьютеры (5 с программой «Математика 5-11»+1 с программой для интерактивного планшета + 1учительский с программой для интерактивной доски)
- Медиапроектор
- Интерактивная доска
- Интерактивный планшет
- Документ-камера
Структура урока:
- Организационный момент. (1 мин.)
- Постановка цели урока. (1 мин.)
- Актуализация опорных знаний. Блиц – опрос. (5 мин.)
- Проверка домашнего задания. (5-6 мин.)
- Выполнение практической работы. (15 мин.)
- Самостоятельная работа. (12 мин.)
- Проверка результатов самостоятельной работы. (3 мин.)
- Подведение итогов. (1мин.)
- Домашнее задание. (1 мин.)
Ход урока:
- Организационный момент. (1 мин.)
Здравствуйте, садитесь. Как вы видите, у нас сегодня не совсем обычный урок - к нам приехало много гостей. Я надеюсь, что сегодня мы с вами покажем лучшее, из того, на что мы способны.
II. Постановка цели урока. (1 мин.)
1 страница «Решение показательных уравнений и неравенств».
Итак, тема урока – «Решение показательных уравнений и неравенств». Мы должны будем сегодня подготовиться к предстоящей контрольной работе, поэтому вспомним основные способы решения показательных уравнений и неравенств и основные свойства показательной функции, необходимые для этого.
Открываем тетради, записываем число – 7 декабря, и тему урока – «Решение показательных уравнений и неравенств».
Начинаем с устной работы. Внимание на доску:
III. Актуализация опорных знаний. Блиц-опрос. (5 мин.)
Вопросы показаны на доске и предлагаются учащимся для устных ответов с места. Учитель с помощью маркера заполняет пробелы на интерактивной доске.
- Функция, заданная формулой … (где …), называется показательной функцией с основанием ….
- Область определения показательной функции …
- Область значения показательной функции …
- При … функция возрастает на всей числовой прямой
- При … функция убывает на всей области определения
- Определите, возрастает или убывает показательная функция:
- Для чего необходимо знать свойства возрастающей и убывающей функции? (сравнения чисел, решения показательных неравенств, решения показательных уравнений графическим способом)
- Сравните:
и и
- Решите неравенства:
23 < 2х ; 3х < 81
- Решите уравнения:
3x = 1
- Назовите основные способы решения показательных неравенств (приведение к одному основанию, составление отношения, вынесение общего множителя за скобки, замена переменной, использование монотонности функций).
- Укажите способы решения данных показательных уравнений:
Приведение к одному основанию | Вынесение общего множителя за скобки | Составление отношения | Использование монотонности | Замена переменной |
Учитель сопоставляет на интерактивной доске перемещением способ решения и уравнение.
Хорошо, вспомнив основные теоретические моменты, переходим к следующей работе:
Группа №1 на своих столах ищет домашние задания, уже решенные, и проверяет домашнюю работу. Если все сделано верно, то на листах вы выполняете аналогичные задания уже на оценку.
Группы №2 и №3, мы проверяем домашнюю работу вместе и коротко комментирум.
IV. Проверка домашнего задания (с помощью документ-камеры). (5 мин.)
Домашнее задание учащиеся получили 3 уровней сложности. Группа1 проверяет свою домашнюю работу по выполненным домашним заданиям на листах, которые учитель раздал на перемене. Если учащиеся, выполнявшие работу этого уровня, верно справились с работой, они решают аналогичные задания на листах. Если были вопросы – разбираются, а затем решают аналогичные, пока идет проверка домашнего задания групп 2 и 3 через документ-камеру. Проверяется по 1 уравнению из группы2 и группы 3. (Все задания из банка заданий ЕГЭ). Ученики дают краткие пояснения по решению.
Домашнее задание уровня 1:
В4. Решите уравнение
В3. Укажите наименьшее целое решение неравенства
В6. Найдите корни уравнения . Если получили 2 корня, то в ответе запишите их произведение, если один – запишите его в ответ.
Задания, аналогичные заданиям уровня 1:
В5. Решите уравнение
В3. Укажите наибольшее целое решение неравенства
В6. Найдите корни уравнения . Если получили 2 корня, то в ответе запишите их произведение, если один – запишите его в ответ.
Домашнее задание уровня 2:
В5. Укажите число целых решений неравенства
В7. Укажите число корней уравнения
В 34. Укажите наименьшее целое решение неравенства
Домашнее задание уровня 3:
В41. Укажите число корней уравнения
С 53. Решите неравенство
Хорошо, теперь, учитывая все замечания, вы постараетесь решить следующие задания самостоятельно. На столах перед вами задания 2-х уровней. Вы просматриваете их и выбираете сами, что будете решать. Приступайте.
Группа №1, если есть кто-то, кто уже выполнил предложенные задания, можно сдавать работы на стол и переходить к работе за компьютером. Задания лежат перед компьютерами.
V. Выполнение практической работы. (10 +5 мин.)
После проверки учащиеся групп 2 и 3 получают листы с заданиями соответствующего уровня. Далее небольшое обсуждение способов решения уравнений и неравенств. Ученики самостоятельно выбирают те задания, с которыми, по их мнению, в силах справиться и пересаживаются на соответствующие места. Вместе решают.
Задания группы 2:Вариант 1.
В36. Решите уравнение
В38. Решите уравнение
В37.Найдите целое число, являющееся решением неравенства
Задания группы 2. Вариант 2.
В7. Укажите число корней уравнения
В 32. Решите уравнение
В22. Сколько целых чисел входит в область определения функции ?
Задания группы 3:
В42. Укажите число корней уравнения
В39. Решите уравнение
Индивидуальная работа на ПК по программе «Дрофа». Оценка каждого задания дается компьютером, решение сдаётся на листочке учителю вместе с таблицей результатов.
«Показательные уравнения и неравенства»
№1(б) | №3 | №7 | №5 |
2 представителя группы 3 садятся делать задания через интерактивный планшет за отдельный компьютер для демонстрации на доску. Задания средней группы проверяются через документ-камеру. Они делятся на 2 варианта и проверяются для учащихся, решающих другой вариант и учащихся группы 1.
VI. Самостоятельная работа. (12 мин.)
На самостоятельную работу учащиеся группы 1 возвращаются на места. Уровень сложности учащиеся выбирают самостоятельно.
Задания группы 1 | Задания группы 2 | Задания группы 3 |
|
|
Сдаем работы и проверяем себя – внимание на доску!
Скажите, а кто-то выбрал уровень более высокий, чем в начале урока? Справились?
VII. Проверка результатов самостоятельной работы. (3 мин.)
Краткие решения и ответы высвечиваются на доску в сохраненном файле интерактивной доски. Учащиеся просматривают решения, в которых приведены акценты на наиболее важные моменты. Далее учитель опрашивает по группам, кто выбрал уровень сложнее, чем в начале урока, кто как справился с работой.
VIII. Итог урока: (1 мин.)
Сегодня мы с вами повторили определение показательной функции, ее основные свойства, способы решения показательных уравнений и неравенств, вы смогли сами оценить свою готовность к контрольной работе и к заданиям на данную тему ЕГЭ.
Во время подведения итогов учитель возвращает страницу с презентацией на интерактивной доске блиц опроса.
На дом вы получаете задание 3-х уровней сложностей из банка заданий ЕГЭ, оцените свои силы и выполните те задания, которые сможете.
Я благодарю вас за работу на уроке. Урок окончен.
IX. Домашнее задание. (1 мин.)
На дом задаются задания 3-х уровней сложности из банка варианта ЕГЭ на листах, причем домашнее задание каждой группы сложнее, чем было задано на этот урок.
Уровень 1 | Уровень 2 (С3) | Уровень 3 (С3) |
|
|
|
Обобщающий урок по теме: "Решение показательных уравнений и неравенств"
Цель урока: подготовиться к предстоящей контрольной работе по теме «Показательная функция», для чего повторить способы решения показательных уравнений и неравенств на основе свойств показательной функции.
Оборудование:
- Компьютеры (5 с программой «Математика 5-11»+1 с программой для интерактивного планшета + 1учительский с программой для интерактивной доски)
- Медиапроектор
- Интерактивная доска
- Интерактивный планшет
- Документ-камера
Структура урока:
- Организационный момент. (1 мин.)
- Постановка цели урока. (1 мин.)
- Актуализация опорных знаний. Блиц – опрос. (5 мин.)
- Проверка домашнего задания. (5-6 мин.)
- Выполнение практической работы. (15 мин.)
- Самостоятельная работа. (12 мин.)
- Проверка результатов самостоятельной работы. (3 мин.)
- Подведение итогов. (1мин.)
- Домашнее задание. (1 мин.)
Домашнее задание уровня 1:
В4. Решите уравнение
В3. Укажите наименьшее целое решение неравенства
В6. Найдите корни уравнения . Если получили 2 корня, то в ответе запишите их произведение, если один – запишите его в ответ.
Задания, аналогичные заданиям уровня 1:
В5. Решите уравнение
В3. Укажите наибольшее целое решение неравенства
В6. Найдите корни уравнения . Если получили 2 корня, то в ответе запишите их произведение, если один – запишите его в ответ.
Домашнее задание уровня 2:
В5. Укажите число целых решений неравенства
В7. Укажите число корней уравнения
В 34. Укажите наименьшее целое решение неравенства
Домашнее задание уровня 3:
В41. Укажите число корней уравнения
С 53. Решите неравенство
Задания группы 2:Вариант 1.
В36. Решите уравнение
В38. Решите уравнение
В37.Найдите целое число, являющееся решением неравенства
Задания группы 2. Вариант 2.
В7. Укажите число корней уравнения
В 32. Решите уравнение
В22. Сколько целых чисел входит в область определения функции ?
Задания группы 3:
В42. Укажите число корней уравнения
В39. Решите уравнение
Индивидуальная работа на ПК по программе «Дрофа». Оценка каждого задания дается компьютером, решение сдаётся на листочке учителю вместе с таблицей результатов.
«Показательные уравнения и неравенства»
№1(б) | №3 |
№7 | №5 |
VI. Самостоятельная работа.
Задания группы 1 | Задания группы 2 | Задания группы 3 |
|
|
IX. Домашнее задание.
Уровень 1 | Уровень 2 (С3) | Уровень 3 (С3) |
|
|
|
Домашнее задание группы 1:
В4. Решите уравнение
В3. Укажите наименьшее целое решение неравенства
В6. Найдите корни уравнения . Если получили 2 корня, то в ответе запишите их произведение, если один – запишите его в ответ.
Задания для выполнения после проверки домашней работы:
В5. Решите уравнение
В3. Укажите наибольшее целое решение неравенства
В6. Найдите корни уравнения . Если получили 2 корня, то в ответе запишите их произведение, если один – запишите его в ответ.
Домашнее задание группы 1:
В4. Решите уравнение
В3. Укажите наименьшее целое решение неравенства
В6. Найдите корни уравнения . Если получили 2 корня, то в ответе запишите их произведение, если один – запишите его в ответ.
Задания для выполнения после проверки домашней работы:
В5. Решите уравнение
В3. Укажите наибольшее целое решение неравенства
В6. Найдите корни уравнения . Если получили 2 корня, то в ответе запишите их произведение, если один – запишите его в ответ.
Домашнее задание группы 1:
В4. Решите уравнение
В3. Укажите наименьшее целое решение неравенства
В6. Найдите корни уравнения . Если получили 2 корня, то в ответе запишите их произведение, если один – запишите его в ответ.
Задания для выполнения после проверки домашней работы:
В5. Решите уравнение
В3. Укажите наибольшее целое решение неравенства
В6. Найдите корни уравнения . Если получили 2 корня, то в ответе запишите их произведение, если один – запишите его в ответ.
Домашнее задание группы 1:
В4. Решите уравнение
В3. Укажите наименьшее целое решение неравенства
В6. Найдите корни уравнения . Если получили 2 корня, то в ответе запишите их произведение, если один – запишите его в ответ.
Задания для выполнения после проверки домашней работы:
В5. Решите уравнение
В3. Укажите наибольшее целое решение неравенства
В6. Найдите корни уравнения . Если получили 2 корня, то в ответе запишите их произведение, если один – запишите его в ответ.
Задания группы 2:Вариант 1.
В36. Решите уравнение
В38. Решите уравнение
В37.Найдите целое число, являющееся решением неравенства
Задания группы 2. Вариант 2.
В7. Укажите число корней уравнения
В 32. Решите уравнение
В22. Сколько целых чисел входит в область определения функции ?
Задания группы 3:
В42. Укажите число корней уравнения
В39. Решите уравнение
Задания группы 2:Вариант 1.
В36. Решите уравнение
В38. Решите уравнение
В37.Найдите целое число, являющееся решением неравенства
Задания группы 2. Вариант 2.
В7. Укажите число корней уравнения
В 32. Решите уравнение
В22. Сколько целых чисел входит в область определения функции ?
Задания группы 3:
В42. Укажите число корней уравнения
В39. Решите уравнение
Задания группы 2:Вариант 1.
В36. Решите уравнение
В38. Решите уравнение
В37.Найдите целое число, являющееся решением неравенства
Задания группы 2. Вариант 2.
В7. Укажите число корней уравнения
В 32. Решите уравнение
В22. Сколько целых чисел входит в область определения функции ?
Задания группы 3:
В42. Укажите число корней уравнения
В39. Решите уравнение
Задания группы 2:Вариант 1.
В36. Решите уравнение
В38. Решите уравнение
В37.Найдите целое число, являющееся решением неравенства
Задания группы 2. Вариант 2.
В7. Укажите число корней уравнения
В 32. Решите уравнение
В22. Сколько целых чисел входит в область определения функции ?
Задания группы 3:
В42. Укажите число корней уравнения
В39. Решите уравнение
Задания группы 2:Вариант 1.
В36. Решите уравнение
В38. Решите уравнение
В37.Найдите целое число, являющееся решением неравенства
Задания группы 2. Вариант 2.
В7. Укажите число корней уравнения
В 32. Решите уравнение
В22. Сколько целых чисел входит в область определения функции ?
Задания группы 3:
В42. Укажите число корней уравнения
В39. Решите уравнение
Задания группы 2:Вариант 1.
В36. Решите уравнение
В38. Решите уравнение
В37.Найдите целое число, являющееся решением неравенства
Задания группы 2. Вариант 2.
В7. Укажите число корней уравнения
В 32. Решите уравнение
В22. Сколько целых чисел входит в область определения функции ?
Задания группы 3:
В42. Укажите число корней уравнения
В39. Решите уравнение
Индивидуальная работа на ПК по программе «Дрофа». Оценка каждого задания дается компьютером, решение сдаётся на листочке учителю вместе с таблицей результатов.
«Показательные уравнения и неравенства»
№1(б) | №3 | №7 | №5 |
Индивидуальная работа на ПК по программе «Дрофа». Оценка каждого задания дается компьютером, решение сдаётся на листочке учителю вместе с таблицей результатов.
«Показательные уравнения и неравенства»
№1(б) | №3 | №7 | №5 |
Индивидуальная работа на ПК по программе «Дрофа». Оценка каждого задания дается компьютером, решение сдаётся на листочке учителю вместе с таблицей результатов.
«Показательные уравнения и неравенства»
№1(б) | №3 | №7 | №5 |
Индивидуальная работа на ПК по программе «Дрофа». Оценка каждого задания дается компьютером, решение сдаётся на листочке учителю вместе с таблицей результатов.
«Показательные уравнения и неравенства»
№1(б) | №3 | №7 | №5 |
Индивидуальная работа на ПК по программе «Дрофа». Оценка каждого задания дается компьютером, решение сдаётся на листочке учителю вместе с таблицей результатов.
«Показательные уравнения и неравенства»
№1(б) | №3 | №7 | №5 |
Самостоятельная работа.
Задания группы 1 | Задания группы 2 | Задания группы 3 |
|
|
Самостоятельная работа.
Задания группы 1 | Задания группы 2 | Задания группы 3 |
|
|
Самостоятельная работа.
Задания группы 1 | Задания группы 2 | Задания группы 3 |
|
|
Самостоятельная работа.
Задания группы 1 | Задания группы 2 | Задания группы 3 |
|
|
Домашнее задание.
Уровень 1 | Уровень 2 (С3) | Уровень 3 (С3) |
|
|
|
Домашнее задание.
Уровень 1 | Уровень 2 (С3) | Уровень 3 (С3) |
|
|
|
Анализ урока
- Урок по теме «Решение показательных уравнений и неравенств». 6 по счету. На следующем уроке – контрольная работа.
- Цель урока: повтор теоретических знаний по теме, промежуточный контроль полученных умений и навыков, проверка уровня подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по данной теме, продемонстрировать возможность повышения эффективности учебного процесса с помощью технических средств.
- Класс двупрофильный, в физико-математической группе человек. Есть достаточно слабые ученики и есть, схватывающие на лету. С этими детьми работаю с 5-го класса. С 7-го они начали изучать математику по расширенной программе по учебнику Макарычева. В десятом классе в коллектив влились еще несколько человек из общеобразовательного параллельного класса. Эти дети слабого уровня подготовки. Сейчас работаем по учебникам Колмогорова и Алимова.
- Основной формой работы в этом классе является групповая, применяю также фронтальную работу и индивидуальный подход. Класс был разделен по уровню знаний и скорости работы.
- На уроке использовались документ-камера, интерактивный планшет, интерактивная доска, обучающая программа издательства «Дрофа» «Математика 5-11».
- Материал для урока взят из сборника «Интенсивная подготовка. ЕГЭ. 2010. Математика. Тематические тренировочные задания». М, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме: "Решение показательных уравнений и неравенств". алгебра 11 класс
Используется дифференцированный метод обучения....
Урок по теме "Решение показательных уравнений и неравенств". 11 класс.
Данная разработка содержит конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме: "Решение показательных уравнений и неравенств" для 11 класса, общеобразовательной школы , а также презен...
Обобщение и систематизация знаний по теме «Решение показательных уравнений и неравенств» в 11 профильном классе
Урок обобщает знания и умения учащихся по применению методов решения показательных уравнений и неравенств; развивает навыки самостоятельного применения знаний в знакомой и измененной ситуации; заинтер...
Обобщающий урок по теме "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств."
Урок проводится с использованием компьютера и мультимедийного проектора. В ходе урока проводится тест "Показательная функция" с самопроверкой, работа по вариантам, работа по рядам с проверкой консульт...
Урок-семинар на тему: "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ"
Конспект открытого урока-семинара, проведенного в 10 классе, на тему: Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ". Предоставленный материал дает возм...
Презентация к уроку алгебры в 10 классе на тему "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ"
Презентация на тему "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ" является иллюстрацией к одноименному уроку-семинару по алгебре и началам анализа, пр...
Методические рекомендации к урокам алгебры и начал анализа в 10 классе по теме: "Решение показательных уравнений и неравенств"
Материал содержит обобщение основных способов решения показательных уравнений и неравенств...