Урок- игра 5 класс
план-конспект занятия по алгебре (5 класс) по теме

Дереза Нина Георгиевна

Конкурсы, решение задач,  игры-соревнования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_5_klass.doc74 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc37.5 КБ
Файл prilozhenie_2.pptx502.52 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                

5 класс

                    Цели: Воспитание интереса к предмету математики . Развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности.

Задачи:

Учебные:

  1. Повысить уровень математического развития обучающихся.
  2. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
  3. Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.

Развивающие:

  1. Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
  2. Выявлять учащихся,  обладающих  творческими способностями, стремлением к  углублению своих знаний по математике.
  3. Развивать речь, память, воображение и интерес в процессе решения творческих задач.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
  2. Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.
  3. Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.

Ожидаемые результаты:

  1. Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний.
  2. Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
  3. Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
  4. Расширение  кругозора учащихся в области математики.
  5. Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.

Формы поощрения активных и успешных участников:

  1. Награждение команды победителей  призами.
  2. Выставление хороших оценок в журнал активным и успешным обучающимся.

Мультимедийное сопровождение: Презентация 

Учитель:


В нашей игре примут участие три команды. В начале игры вы получаете игровой лист,  с помощью которого определяете, в каком конкурсе примете участие.   Жетоны распределяются следующим образом: 1место – 3 жетона, 2 место – 2 жетона, 3 место – 1 жетон. Побеждает  команда, набравшая наибольшее количество жетонов.    В  начале игры  проведем разминку.

РАЗМИНКА.                                                                          Слайд 4-10

Разгадывание кроссворда

6. 0

5.Л

У

Ч

4.С

У

М

М

А

3.Ч

А

С

Т

Н

О

Е

2.У

Р

А

В

Н

Е

Н

И

Е

1. Н

А

Т

У

Р

А

Л

Ь

Н

Ы

Е

Вопросы:

  1. Числа, употребляемые при счёте предметов. (НАТУРАЛЬНЫЕ)
  2. Равенство, содержащее неизвестное число.      (УРАВНЕНИЕ)
  3. Как называют выражение   a : b ?     (ЧАСТНОЕ)
  4. Как называется число, которое получается в результате  сложения? (СУММА)

5. Точка О лежит на прямой АВ. Как называются части, на которые делит точка  О прямую АВ? (ЛУЧ)

6. На что нельзя делить? ( на 0 ).

Учитель: Итак, перейдем к конкурсам. Капитаны, получите игровые листы. (Приложение 1) . Вам дается 2 минуты для ознакомления и распределения ролей.                                 / во время работы звучит музыка/

Учитель: Время подготовки истекло. Участников первого конкурса прошу выйти к доске.


1-й конкурс   ГРАМОТЕЙ                                                        Слайд 11

К доске приглашаются по одному представителю команд, которые записывают под диктовку слова:  МАТЕМАТИКА, УРАВНЕНИЕ, ДЕЛЕНИЕ, ЧАСТНОЕ, СУММА, ДЛИНА, КООРДИНАТА, УМЕНЬШАЕМОЕ,  ГЕОМЕТРИЯ, БИССЕКТРИСА


2-й конкурс. ЧЕРТЕЖНИК                                                        Слайд 12

Участник рисует геометрические фигуры: Правая рука чертит окружность, левая – треугольник

Учитель: Переходим к третьему конкурсу.

3-й конкурс. ЭТНОГРАФ                                                                Слайд 13

 Участнику предлагается назвать как можно больше пословиц, содержащих числа. Например, не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Учитель: «Эй, четвертый,  не сиди, к доске быстро выходи!»

4-й конкурс. КАПИТАН                                                                                      Слайд 14-15

Капитаны отвечают на вопросы :

 1). Наименьшее натуральное число. (1).

 2).  Место, занимаемое цифрой в записи числа? (разряд).

 3). Число разрядов в классе? (3).

 4). Формула площади прямоугольника со сторонами  a и b. ( S = a · b).

 5). Объём 1 кг воды? (1 л).

 6). Чему равно произведение 13 · 25 · 0 · 247? ( 0 ).

 7). Число, обращающее уравнение в верное равенство? (Корень).

 8). Что легче: 1 кг ваты или 1 кг железа? ( Одинаково).

 9). Чему равна  ¼ часть часа  (15 минут ).

10). Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик?            (5 км).

11). К однозначному числу, большему нуля, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? ( В 11 раз).

12). Площадь прямоугольника 36 см 2. Чему равна сторона квадрата с такой же площадью?  (6 см ).

13). Что больше: 18 · 51 или 51 · 17? ( 18 · 51 ).

14). Шла старуха в Москву. А навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?  (Одна старуха).

 15).  Как назвать одним словом сумму длин всех сторон? ( Периметр).

Учитель: Кому пятому водить?                                        

5-й конкурс. ХУДОЖНИК                                                        Слайд 16

Участник должен нарисовать из цифр человека

Учитель: Время подготовки истекло. Кто шестой идет  водить?

6-й конкурс.  МАТЕМАТИК                                                Слайд 17-18

Участник должен решить задачу:

Встретились   три  друга : скульптор Белов,   скрипач Чернов, художник Рыжов . «Замечательно , что один из нас блондин , другой – брюнет а третий – рыжий , и при этом ни у одного из нас цвет волос не    соответствует фамилии .» - заметил черноволосый . « Ты прав .» - сказал Белов . Определить цвет волос художника .

Учитель: Наступил заключительный конкурс. Сейчас узнаем,  кто седьмой идет  водить?

7-й конкурс.  АРТИСТ.                                                                                      

Участник должен показать пантомиму на тему “ Опять двойка…”.         Слайд 19

8-й конкурс. КОМАНДНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ во время сказочного путешествия.

                                                                    Слайды 1-22                Приложение 2.

Учитель: Пока идет подведение итогов,  заслушаем стихотворение М. Борзаковского                                                

      Стихотворение о математике

Почему торжественность вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Это о царице всех наук.

Начинаем мы сегодня вечер.

Не случайно ей такой почет.

Это ей дано давать ответы.

Как хороший выполнить расчет.

Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова.

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь.

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодежь.

Развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде

. Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе.

Посылаем гром аплодисментов

     

Подведение итогов по турнирной таблице:        



Предварительный просмотр:

Игровой лист

В нашей игре примут участие три команды. В начале игры вы получаете игровой лист,  с помощью которого определяете, в каком конкурсе примете участие.

Жетоны распределяются следующим образом: 1место – 3 жетона, 2 место – 2 жетона, 3 место – 1 жетон. Побеждает  команда, набравшая наибольшее количество жетонов.    В  начале игры  проведем разминку.

      РАЗМИНКА.

 Разгадывание кроссворда «Крыльцо».

1-й конкурс   ГРАМОТЕЙ

К доске приглашаются по одному представителю команд, которые записывают под диктовку слова:  

2-й конкурс. ЧЕРТЕЖНИК

Участник рисует геометрические фигуры

3-й конкурс. ЭТНОГРАФ

 Участнику предлагается назвать как можно больше пословиц, содержащих числа.

4-й конкурс. КАПИТАН

Капитаны отвечают на вопросы

5-й конкурс. ХУДОЖНИК

Участник должен нарисовать из цифр человека

6-й конкурс.  МАТЕМАТИК

Участник должен решить задачу:

Встретились   три  друга : скульптор Белов,   скрипач Чернов , художник Рыжов . «Замечательно , что один из нас блондин , другой – брюнет а третий – рыжий , и при этом ни у одного из нас цвет волос не    соответствует фамилии .» - заметил черноволосый . « Ты прав .» - сказал Белов . Определить цвет волос художника .

 7-й конкурс.  АРТИСТ.

Участник должен показать пантомиму на тему “ Опять двойка…”


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математическое сказочное ПУТЕШЕСТВИЕ

Слайд 2

Жил да был царь. У царя было три сына: Федор, Егор и Иван. Богатств у царя было – не счесть. Да стал он болеть. Вот и посылает он сыновей за живой водой и молодильными яблоками. Отправились сыновья.

Слайд 3

Долго ехали сыновья, и повстречался им прохожий. «Далеко ли до деревни?» Вы проехали треть всего расстояния, а если еще проедете 2 версты, то будете ровно посередине - ответил прохожий. Сколько верст еще необходимо преодолеть сыновьям? Решение: 2 версты составляет 1/2 - 1/3 = 1/6 всего расстояния между деревнями, значит, все расстояние 1 т.е. 6/6 равно 2 ۰ 6=12(верст). 1/3– 4 версты, а осталось 12-4=8(верст). Ответ: 8 верст

Слайд 4

Доехали сыновья до деревни и зашли на постоялый двор отдохнуть. Заказали хозяйке сварить картошку, а сами заснули. Хозяйка сварила, поставила на стол и ушла. Проснулся Федор, съел третью часть и снова заснул. Затем проснулся Егор, сосчитал картофелины, съел третью часть и тоже заснул. Иван, проснувшись, съел третью часть оставшихся картофелин. Тут проснулись все братья и увидели, что в чашке осталось 8 картофелин. Сколько же штук сварила хозяйка и сколько еще должен съесть каждый из братьев, чтобы всем досталось поровну?

Слайд 5

Решение: Иван оставил братьям 8 картофелин, т.е. каждому по 4, значит сам съел 4. Получается, что Егор оставил братьям 12 штук, по 6 на каждого и сам съел 6 штук. Отсюда следует, что Федор оставил братьям 18 картофелин, по 9 штук на каждого, а сам съел 9 штук. Итак, хозяйка подала на стол 27 картофелин. Ответ 27 картофелин

Слайд 6

Долго странствовали братья, пока не добрались до избушки Бабы Яги. Рассказали они, куда и зачем путь держат. «Отгадайте мои загадки, тогда я вам скажу, где найти живую воду и молодильные яблоки», - сказала Баба Яга

Слайд 7

Ответ: 1) 3 2) одинаково 3) 100 Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток? Что тяжелее: пуд железа или пуд пуха? Разделите полтину на половину

Слайд 8

Отгадали братья все загадки и указала им Баба Яга дорогу к своей средней сестре, а Федора оставила, чтобы он ей дров напилил. Отпиливание одной части занимает 1 минуту. За сколько минут он распилит бревно длиной пять метров? Ответ: 4 минуты

Слайд 9

Тем временем Егор с Иваном добрались до дремучего леса. В том лесу стоит избушка на курьих ножках. Жила в той избушке средняя сестра Бабы Яги. У нее в услужении было 20 девушек

Слайд 10

По вечерам обходила она дом и проверяла все ли в порядке? В комнате на каждой стороне должно было сидеть по 7 девушек. 3 3 2 2 3 2 3 2

Слайд 11

Но однажды к девушкам пришли 4 подружки и остались у них ночевать. Стало их 24. Они разместились так, что на каждой стороне было опять по 7 девушек. Как разместились 24 девушки, если на каждой стороне было по 7 девушек? 24 девушки разместились так: 1 1 1 1 5 5 5 5

Слайд 12

На следующий день 4 подружки ушли, их пошли провожать еще 4 девушки. Осталось 16 девушек. И они разместились так, что на каждой стороне было снова по 7 девущек. Как разместились 16 девушки, если на каждой стороне было по 7 девушек? Вот как они разместились: 3 3 3 3 1 1 1 1

Слайд 13

Узнала средняя сестра Бабы Яги за чем братья едут, и решила им помочь. Отправила она их к своей младшей сестре. Ехали они, ехали, видят – стоит избушка на курьих ножках, поворачивается. А в избушке младшая сестра Бабы Яги.

Слайд 14

Живут у нее корова, коза и овца. Сидит младшая сестра, гадает – как прокормить своих животных? Корова съедает воз сена за месяц, коза – за 3 месяца, овца – за 6 месяцев. На сколько дней хватит воза сена этим животным?

Слайд 15

Решение: Если в месяце 30 дней, то за 1 день корова съедает 1/30 воза сена, коза – 1/90 воза, а овца – 1/180 воза. Вместе за 1 день они съедают 1/30 + 1/90 + 1/180 воза сена. 1/30 + 1/90 + 1/180 = 1/20 Значит, за 20 дней они съедят 20/20 воза, т.е. 1 или весь воз сена. А на месяц надо 30/20, т. е. 1,5 воза. Ответ: на 20 дней.

Слайд 16

Помогли братья сестре Бабы Яги, навозили сена для ее животных, и рассказала она им, как доехать до Кащея Бессмертного, у которого были живая вода и молодильные яблоки. Вот поехали они опять по дороге. Впереди река. Видят на берегу реки сидит крестьянин, которому надо перевезти волка, козу и капусту.

Слайд 17

В лодке может поместиться только один человек, а ним – или волк, или коза, или капуста. Если оставить волка с козой без человека, то волк съест козу. Если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. В присутствии же человека коза не может съесть капусту, а волк – козу. Попросил крестьянин братьев подсказать, как перевезти свой груз через реку?

Слайд 18

Решение: Сначала крестьянину надо перевезти на другой берег козу, оставив волка с капустой, затем вернуться, взять волка, перевезти его на другой берег, а козу увезти с собой обратно. Оставив козу на берегу, надо перевезти к волку капусту, затем перевезти козу.

Слайд 19

Помогли братья крестьянину, а тут и Федор их догнал. И поехали они вместе к Кащею Бессмертному. Но нелегко с Кащеем сладить. Не хочет он отдавать живую воду и яблоки молодильные. Стал задавать он задачи. Задачи Кащея Бессмертного: Задача 1. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по три мешка с мукой. На каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице?

Слайд 20

Задачи Кащея Бессмертного: Задача 2. Десять слив весят столько же, сколько 3 яблока и 1 груша, а 6 слив и 1 яблоко весят столько же, сколько 1 груша. Сколько груш надо взять, чтобы их вес был равен весу груши? Задача 3. Как наполнить бочку ровно наполовину, но ничем для измерения не пользуясь?

Слайд 21

Решения: Задача 1. Две ноги мельника, а у кошек и котят не ноги, а лапы. Задача 2. 3яб + 1гр = 10сл 6сл + 1яб = 1гр, отсюда 1гр = 10сл – 3яб, 3гр = 3яб + 18сл, 4гр = 28сл, 1гр = 7сл. Задача 3. Надо наклонить бочку вот так:

Слайд 22

Набрали братья полбочки живой воды, пошли в сад, где росла яблоня с молодильными яблоками. Подошли они к яблоне, видят, что на ее верхушку пытается подняться улитка. Каждый день улитка поднималась на 3 вершка вверх, а каждую ночь соскальзывала на 2 вершка вниз. До верха яблони 12 вершков. Через какое время она доберется до верха? Ответ: через 10 дней

Слайд 23

Набрав живой воды и молодильных яблок, отправились братья домой. Благополучно добрались они до своего царства-государства. Привезли отцу то, что он просил. И с тех пор царь не болел, и все жили долго и счастливо.

Слайд 24

Использованная литература: 1. Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи. М., 1988 2. Гарднер М. Математические чудеса и тайны. М., 1994 3. Аратюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Сказки по математике. М., 1994



Предварительный просмотр:

Турнирная таблица

№ конкурса

Название конкурса

Количество баллов

Команда 1

Команда 2

Команда 3

РАЗМИНКА.

1

ГРАМОТЕЙ

2

ЧЕРТЕЖНИК

3

ЭТНОГРАФ

4

КАПИТАН

5

ХУДОЖНИК

6

МАТЕМАТИК

7

АРТИСТ

8

КОМАНДНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...