внеклассное мероприятие по математике для малокомплектной школы "Отдыхаем с математикой".
методическая разработка по алгебре по теме
Внеклассное мероприятие по математике для малокомплектной школы "Отдыхаем с математикой". В сценарий включены конкурсы, доступные для детей разного возраста и не зависящие от знаний. Конкурсы чередуются стихами, баснями и песнями на математическую тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropr._po_mat_2013.docx | 34.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Стрельниковская основная общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Внеклассное мероприятие по математике для малокомплектной школы «Отдыхаем с математикой» Подготовила учитель математики Асессорова Е.М. 2012-2013 учебный год |
В малокомплектной школе, из - за малочисленности учеников в классах, трудно проводить конкурсы, поэтому я постаралась подобрать задания, доступные разным возрастам.
Оформление зала: на стенах математические газеты, кроссворды, высказывания о математике.
«Математику уже затем учить надобно, что она в порядок ум приводит!»
(М. Ломоносов)
«Математика- царица всех наук, а арифметика- царица математики» (К.Гаусс)
«Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным областям труда и открытий» (А.И. Маркушевич)
«Химия – правая рука физики, а математика ее глаза» ( М.Ломоносов).
Цель: создание условий для развития интереса учащихся к математике.
Задачи:
- Активизация деятельности обучающихся.
- Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.
- Воспитание культуры коллективного общения.
Ход мероприятия.
Вед. Добрый день, дорогие друзья! Мы начинаем мероприятие, посвященное самой древней и самой юной, вечно молодой науке – математике. Математика всегда сопровождает человека в жизни. Она помогает развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как:
- логическое мышление и внимание;
- хорошую память;
- находчивость и смекалку;
- целеустремленность и сильную волю;
- чувство юмора и многие другие.
Недаром ее называют «гимнастикой ума». Я хочу, чтобы вы убедились сегодня, что математика – чудесная, не сухая наука и что заниматься ею очень увлекательно. И чтобы вы сегодня немного отвлеклись и повеселились, лучше узнали способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, поняли смысл басен, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта, в общем – провели время с пользой. Сегодня у нас не будет победителей и проигравших. Вашему вниманию будут представлены конкурсы, в которых может принять участие любой желающий, независимо от возраста и знаний.
Девиз нашего мероприятия «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий».
1 уч. Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Явился гость - царица всех наук,
И не забыть нам радость этих встреч.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Вед. Первый конкурс – вопросы на сообразительность.
1) Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа)
2)На елке горело 7 свечей, 5 из них погасли. Сколько свечей осталось? (5, остальные сгорели)
3) Сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько ворон осталось? (1, остальные улетели)
4) Шла старушка в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1, три из Москвы)
5)Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (5 кг)
6)В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (4 ребенка)
2 уч. Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлетать,
Надо много уметь, надо многое знать.
И при этом, и при том, вы смекайте-ка, друзья,
Очень важна наука математика!
Почему корабли не садятся на мель,
И по курсу идут сквозь туман и метель!
Потому что, потому что, вы смекайте-ка, друзья,
Капитанам помогает математика!
Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,
Надо прежде всего математику знать.
И на свете нет профессии, вы смекайте-ка, друзья,
Где бы нам не пригодилась математика!
Вед. Второй конкурс – «Каждой руке – свое дело»
Правая рука чертит окружность, а левая треугольник.
3 уч. БАЛЛАДА О МАТЕМАТИКЕ
Как воздух математика нужна,
Одной отваги офицеру мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья.
Но строг учитель был, и каждый раз
Он обрывал мальчишку резковато:
«Мечтать довольно! Повтори рассказ
О свойствах круга и углов квадрата».
И воином любовь сбережена
К учителю, далекому, седому.
Как воздух математика нужна
Сегодня офицеру молодому!
Вед.Третий конкурс - словарная работа.
Вместо многоточия подставить число прописью, чтобы получилось слово .
По…л (подвал)
И…рия (история)
…я (семья)
Те… (тесто)
С…ж (стриж)
…лб (столб)
Ли…к (листок)
Ви…на (витрина)
Ро…к (росток)
С…жка (стрижка)
Пи…лет (пистолет)
Сви…к (свисток)
4 уч. “Мне учиться очень нравится”
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому, что не ленюсь.
И прекрасна и сильна
Математика-страна!
Тут везде идёт работа,
Все подсчитывают что-то,
Сколько ног у воробьёв,
Сколько в комнате углов,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек.
У стола четыре ножки,
Пять котят у нашей кошки,
Всюду можно услыхать:
“Раз, два, три, четыре, пять!”.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Можно всё пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить.
Математика повсюду,
Глазом только поведёшь -
И примеров разных уйму
Ты вокруг себя найдёшь.
Вед. Четвертый конкурс – загадки – стихи.
1)Кулек невелик целой сотне велит:
То сядь да учись, то встань, разойдись! (Звонок)
2)Я – цифра меньше 10, меня тебе легко найти,
Но если букве «я» прикажешь рядом встать,
- Я все! Отец и дедушка, и ты, и мать. (СЕМЬ-Я)
3)К серой цапле на урок прилетели семь сорок,
А из них лишь три сороки приготовили уроки.
Сколько лодырей - сорок прилетело на урок? (четыре)
4) Я, Сережа, Коля, Ванда – волейбольная команда,
Женя с Игорем пока – запасных два игрока.
А когда подучатся, сколько нас получится? (6 игроков)
5)Мы – большущая семья. Самый младший – это я.
Сразу нас не сосчитать: Юра, Саша, Шура, Клаша,
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идем, говорят, что детский дом.
Сосчитайте поскорей, сколько нас в семье детей? (6 детей)
6) Что за цифра – акробатка! Если на голову встанет, ровно на три меньше станет. (цифра 9)
7) Первое – предлог, второе – летний дом
А целое порой решается с трудом. (Задача)
8) Первую в школе все изучают
Ну а второй из двустволки стреляют
Третью исполнят нам два барабана
Иль каблуки отобьют ее рьяно. (Дробь)
5 и 6 уч. БАСНЯ О МАРТЫШКЕ И МЕДВЕДЕ.
На сцене за партой вертится Мартышка (1) с зеркалом, а рядом Медведь (2)пытается что-то писать.
Вед.
Раз в школе лесной был трудный урок:
Делили весь день, умножали.
А двое тихонько за старой сосной
Беседой себя развлекали.
(1).Смотри, дорогой, разве я не умна?
И как благородны манеры.
(2). По-моему, ты что-то слишком шумна
И говорлива без меры.
(1).Ох, Мишка, какой ты чудак.
Зачем тебе иксы и меры?
Мы жили без них, и не плохо, ведь так?
А ты все примеры, примеры.
(2). Послушай, задачи хочу я решать
И стать семьянином примерным.
А ты все, кума, хочешь мне помешать,
Стоишь на пути моем верном.
(1).Ах, верном? Ты что говоришь?!
Кому ты мозги «забиваешь»?
Ты сам на уроках частенько спишь
И часто уроки не знаешь!
(2). Бывает, скрывать я не буду сейчас,
Да ты разболтала всем сразу.
Хотя на уроке любимом моем
Еще не уснул я ни разу.
(1).Ни разу? Кому говоришь!
Меня не обманешь ты, право!
Вчера поглядела- ты спишь,
Проспал ты примеров не мало.
(2).Ну, что ты, кума?
Я думал, пригревшись на солнце.
Я думал, вот скоро зима,
Заделать бы надо оконце.
Что ты ученик никудышный.
Пойдем по домам! Я обед наварю,
И мед будет тоже не лишний.
Уходят
Вед.
Ушли, не подумав. Как знать?
Учиться, ребята, всем нужно:
Делить, умножать и задачи решать.
Простим мы зверят этих дружно,
Пусть Мишка с Мартышкой займутся делами,
Их строго судить мы не будем.
А в школе учиться нужно ребятам,
О том мы теперь не забудем!
Вед. Пятый конкурс « Сосчитай» Кто быстрее покажет числа от 1 до 24.
На доске вывешиваются плакаты с цифрами
4 | 8 | 19 | 23 | 15 | 10 |
14 | 18 | 3 | 13 | 17 | 20 |
16 | 5 | 9 | 2 | 24 | 22 |
1 | 11 | 21 | 12 | 7 | 6 |
1 | 7 | 14 | 18 | 6 | 10 |
12 | 17 | 8 | 2 | 23 | 22 |
15 | 19 | 3 | 20 | 4 | 24 |
9 | 13 | 16 | 21 | 11 | 5 |
6 уч. Медвежья услуга
У Волка, Зайца и Медведя
Настали трудные деньки,
Крот перестал учиться в школе
И им – готовят дневники!
За всех ученый Крот трудился,
Решал задачи и примеры,
И выручал он нерадивых
Подсказывал им без меры.
Крот заболел- у всех беда,
Уж очень строг учитель Дрозд.
На математике, пожалуй,
Получит кто-то лишний «хвост»!
Медведь решил подзаниматься:
Где подучить, а где –схитрить.
Но, в общем, в чем-то постараться
Дрозда решил перехитрить.
Дрозд вызвал Зайца отвечать:
«Скажи, любезный, что ты знаешь
О треугольнике и круге?»
Зайчишка, чтобы не молчать,
Поддержку ищет в сильном друге.
Медведь, стараясь угодить
Трусливому Зайчишке,
Повел себя перед Дроздом
Проказливым мальчишкой.
Он стал кривляться и шептать
Старательно и нудно.
А Заяц- на доске писать,
Хотя и было трудно.
Медведю, видно, как всегда,
Не все учить хотелось,
Его подсказка иногда
На языке вертелась.
Так и сейчас, сказав не то,
Помог он плохо другу,
Он оказал ему опять
«Медвежью услугу»!
Вед. Шестой конкурс «Сосчитай – не ошибись» : считаем до 30, вместо чисел, кратных трем, произносим «Ай да я».
Учащиеся исполняют песню. ( на мотив «Забота у нас простая»)
Забота у нас простая, забота наша такая:
Должны все пересчитать мы, и нет других забот
И в снег, и в ветер – всегда идем вперед.
Ведь все на свете, все любят строгий счет!
У нас всегда порядок, мы точно ведем дела.
Учет ведем в тетрадях, так было, так будет всегда!
Вед. Седьмой конкурс. Послушайте стихотворение, и скажите о чем в стихотворении идет речь?
Уч.7 Опять ужасная. Опять в журнале будет двойка.
Слеза стекает на тетрадь, нет сил держаться стойко.
Несчастный класс сидит в тоске, от горя чуть не плачет.
А на доске, а на доске ужасные задачи!
Их целых пять. Их даже – шесть! Они страшней прививки.
Они мешают спать и есть, пить кефир и сливки.
Как час расплаты настает, такая вот работа.
Холодный прошибает пот, в глазах круги без счета.
А за столом, пугая всех, грозя кнутом и ссылкой,
Сидит ужасный человек с язвительной улыбкой.
Суров, неумолим и тих, внушая страх и трепет,
Он соберет работы их и всем по двойке влепит!
И греет лишь одно сердца учеников несчастных:
Что две минуты до конца мучений их ужасных,
Что прозвенит звонит опять –
Луч света в царстве школьном,
И можно вновь спокойно спать, забыв о дне ужасном. (контрольная работа)
Вед. Восьмой конкурс. Какое свойство сложения применили в этой задаче – загадке?
Четыре года Светику, не любит арифметику.
Светик радостную весть объявляет всем:
- Если к двум прибавить шесть - это будет семь!
Услыхав ее слова, Юра стал считать:
- Нет, к шести прибавить два – это будет пять!
Спор горячий начался, разделились голоса.
Тут как раз на счастье прибежала Настя.
Настя знает правила: два к шести прибавила,
И скажи на милость… сколько получилось?
По какому правилу ответ она исправила?
(Вместо 2+6 она взяла 6+2,применила переместительное свойство суммы)
8 уч.
Порой задача не решается
Но это, в общем, не беда
Ведь солнце все же улыбается
Не унывая никогда.
Друзья тебе всегда помогут,
Они с тобой, ты не один.
Поверь в себя - и ты все сможешь,
Иди вперед – и победишь.
Учитесь думать, объяснять
Учитесь мыслить, рассуждать
Ведь в математике, друзья,
Без логики никак нельзя.
9 уч.
Доска бела от мела, рука устала, затекла спина
Мы друг на друга смотрим очумело,
А все-таки задача решена.
Додумались! Добили! Раскололи!
Намаялись, однако же смогли!
Забыли о кино и о футболе
Звонку не рады – до чего дошли.
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждет обязательно!
10 уч.
В труде применяем сложенье,
Сложению – честь и почёт.
К уменью прибавим терпенье,
А сумма успех принесёт!
Нельзя забывать вычитанье.
Чтоб зря не потратился день,
Из суммы старанья и знанья
Мы вычтем безделье и лень!
В труде умноженье поможет.
Чтоб дельной работа была,
Стократ трудолюбье умножим -
Умножатся наши дела.
Деленье нам служит на деле,
Оно нам поможет всегда:
Кто поровну трудности делит,
Разделит успехи труда!
Поможет любое из действий,
Они нам удачу несут,
И в жизни, поэтому вместе
Шагают науки и труд!
Песня. ГИМН МАТЕМАТИКЕ (на мотив «Учат в школе»)
1.Уравнения решать, радикалы вычислять-
Интересная у алгебры задача!
Интегралы добывать, дробь делить и умножать
Постараешься – придет к тебе удача!
2. Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигура, то тела – не разберешься.
Аксиомы там нужны, теоремы так важны,
Их учи – и результата ты добьешься!
3.Все науки хороши для развития души.
Их и сами все вы знаете, конечно,
Для развития ума математика нужна,
Это было, это будет, это вечно!
Вед. Закончить наше мероприятие хочется словами великого математика Софьи Ковалевской. Она писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".
Литература:
- «Предметные недели в школе МАТЕМАТИКА» составитель
Л. В. Гончарова, -Волгоград: Учитель, 2003.
2.«Отдыхаем с математикой» внеклассная работа по математике в 5-11 классах, составитель М.А. Иченская, - Волгоград: Учитель, 2006.
3.«В царстве смекалки» под редакцией М.К.Потапова, Москва «Наука» главная редакция физико-математической литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебной деятельности на уроках математики в малокомплектной школе
Демографическое положение в стране привело к резкому снижению рождаемости, оттоку молодежи из села, что отразилось на наполняемости сельских школ, они перешли в разряд - м...
Реферат «Организация учебной деятельности на уроках математики в малокомплектной школе».
В реферате изложено теоретическое обоснование проблемы разновозрастного обучения на уроках математики и дано описание организации разновозрастных занятий в основной школе...
Неделя математики в малокомплектной школе
Материал содержит различные конкурсы для математического вечера....
Вечер физики и математики в малокомплектной школе "Чтоб победить, не нужен нам клинок..."
В сценарий вечера включены математические конкурсы с учётом участия в них разновозрастных детей. В ходе вечера организуется соревнование двух команд. При проведении конкурсов используется наглядная пр...
Урок математики в малокомплектном классе
Проведение урока метематики в малокомплектном классе коррекционной школе 8 вида....
Интерактивные методы обучения на уроках математики в малокомплектных классах.
В методической разработке рассмотрены особенности применения интерактивных методов обучения на уроках математики в малокомплектных классах. Представлены авторские интерактивные игры "светофор" и...
Мой взгляд на проведение современного урока математики в малокомплектной школе.
Метоты проведения современного урока математики в малокомплектной школе....