внеклассное мероприятие по математике для малокомплектной школы "Отдыхаем с математикой".
методическая разработка по алгебре по теме

Асессорова Елена Михайловна

Внеклассное мероприятие  по математике для малокомплектной школы "Отдыхаем с математикой". В сценарий включены конкурсы, доступные для детей разного возраста и не зависящие от знаний. Конкурсы чередуются  стихами, баснями и песнями на математическую тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropr._po_mat_2013.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Стрельниковская основная общеобразовательная школа»

Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия

Внеклассное мероприятие по математике для малокомплектной школы

«Отдыхаем с математикой»

Подготовила учитель математики Асессорова Е.М.

2012-2013 учебный год

В малокомплектной школе, из - за малочисленности учеников в классах, трудно проводить конкурсы, поэтому я постаралась подобрать задания, доступные разным возрастам.

Оформление зала: на стенах математические газеты, кроссворды, высказывания о математике.

«Математику уже затем учить надобно, что она в порядок ум приводит!»

  (М. Ломоносов)

«Математика- царица всех наук, а арифметика- царица математики»  (К.Гаусс)

«Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным областям труда и открытий» (А.И. Маркушевич)

«Химия – правая рука физики, а математика ее глаза» ( М.Ломоносов).

 Цель:  создание условий для развития интереса учащихся к математике.

Задачи:

  1. Активизация деятельности обучающихся.
  2. Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.
  3. Воспитание культуры коллективного общения.

Ход мероприятия.

Вед. Добрый день, дорогие друзья! Мы начинаем мероприятие, посвященное самой древней и самой юной, вечно молодой науке – математике. Математика всегда сопровождает человека в жизни. Она помогает развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как:

- логическое мышление и внимание;

- хорошую память;

- находчивость и смекалку;

- целеустремленность и сильную волю;

- чувство юмора и многие другие.

Недаром ее называют «гимнастикой ума». Я хочу, чтобы вы убедились сегодня, что математика – чудесная, не сухая наука и что заниматься ею очень увлекательно. И чтобы вы сегодня немного отвлеклись и повеселились, лучше узнали способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, поняли смысл басен, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта, в общем – провели время с пользой. Сегодня у нас не будет победителей и проигравших. Вашему вниманию  будут представлены конкурсы, в которых может принять участие любой желающий, независимо от возраста и знаний.

Девиз нашего мероприятия «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий».

 

1 уч. Почему торжественно вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Явился гость - царица всех наук,

И не забыть нам радость этих встреч.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку.

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов.

 Вед.      Первый конкурс – вопросы на сообразительность.

1) Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа)

2)На елке горело 7 свечей, 5 из них погасли. Сколько свечей осталось? (5, остальные сгорели)

3) Сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько ворон осталось? (1, остальные улетели)

4) Шла старушка в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1, три из Москвы)

5)Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (5 кг)

6)В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (4 ребенка)

2 уч. Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлетать,

Надо много уметь, надо многое знать.

И при этом, и при том, вы смекайте-ка, друзья,

Очень важна наука математика!

Почему корабли не садятся на мель,

И по курсу идут сквозь туман и метель!

Потому что, потому что, вы смекайте-ка, друзья,

Капитанам помогает математика!

Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,

Надо прежде всего математику знать.

И на свете нет профессии, вы смекайте-ка, друзья,

Где бы нам не пригодилась математика!

Вед. Второй конкурс – «Каждой руке – свое дело»

Правая рука чертит окружность, а левая треугольник.

     

      3 уч.               БАЛЛАДА О МАТЕМАТИКЕ

Как воздух математика нужна,

Одной отваги офицеру мало.

Расчеты! Залп! И цель поражена

Могучими ударами металла.

И воину припомнилось на миг,

Как школьником мечтал в часы ученья

О подвиге, о шквалах огневых,

О яростном порыве наступленья.

Но строг учитель был, и каждый раз

Он обрывал мальчишку резковато:

«Мечтать довольно! Повтори рассказ

О свойствах круга и углов квадрата».

И воином любовь сбережена

К учителю, далекому, седому.

Как воздух математика нужна

Сегодня офицеру молодому!

  Вед.Третий конкурс - словарная работа. 

Вместо многоточия подставить число прописью, чтобы получилось слово .

По…л (подвал)

И…рия (история)

…я (семья)

Те… (тесто)

С…ж (стриж)

…лб (столб)

Ли…к (листок)

Ви…на (витрина)

Ро…к (росток)

С…жка (стрижка)

Пи…лет (пистолет)

Сви…к (свисток)

        4 уч.                                  “Мне учиться очень нравится”

Мне учиться очень нравится, 
Отвечать я не боюсь. 
Я могу с задачей справиться, 
Потому, что не ленюсь. 
И прекрасна и сильна 
Математика-страна! 
Тут везде идёт работа, 
Все подсчитывают что-то, 
Сколько ног у воробьёв, 
Сколько в комнате углов, 
Сколько в садике скамеек, 
Сколько в пятачке копеек. 
У стола четыре ножки, 
Пять котят у нашей кошки, 
Всюду можно услыхать: 
“Раз, два, три, четыре, пять!”. 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Шесть, семь, восемь, девять, десять. 
Можно всё пересчитать, 
Сосчитать, измерить, взвесить. 
Математика повсюду,
Глазом только поведёшь -
И примеров разных уйму
Ты вокруг себя найдёшь.

   Вед.  Четвертый конкурс – загадки – стихи.

1)Кулек невелик   целой сотне велит:

То сядь да учись, то встань, разойдись!  (Звонок)

2)Я – цифра меньше 10, меня тебе легко найти,

Но если букве «я» прикажешь рядом встать,

- Я все! Отец и дедушка, и ты, и мать. (СЕМЬ-Я)

3)К серой цапле на урок прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки приготовили уроки.

Сколько лодырей - сорок прилетело на урок? (четыре)

4) Я, Сережа, Коля, Ванда – волейбольная команда,

Женя с Игорем пока – запасных два игрока.

А когда подучатся, сколько нас получится? (6 игроков)

5)Мы – большущая семья. Самый младший – это я.

Сразу нас не сосчитать: Юра, Саша, Шура, Клаша,

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем, говорят, что детский дом.

Сосчитайте поскорей, сколько нас в семье детей? (6 детей)

6)  Что за цифра – акробатка! Если на голову встанет, ровно на три меньше станет. (цифра 9)

7) Первое – предлог, второе – летний дом

А целое порой решается с трудом. (Задача)

8) Первую в школе все изучают

Ну а второй из двустволки стреляют

Третью исполнят нам два барабана

Иль каблуки отобьют ее рьяно. (Дробь)

5 и 6 уч. БАСНЯ О МАРТЫШКЕ И МЕДВЕДЕ.

На сцене за партой вертится Мартышка (1) с зеркалом, а рядом Медведь  (2)пытается что-то писать.

Вед.

Раз в школе лесной был трудный урок:

Делили весь день, умножали.

А двое тихонько за старой сосной

Беседой себя развлекали.

(1).Смотри, дорогой, разве я не умна?

    И как благородны манеры.

(2). По-моему, ты что-то слишком шумна

    И говорлива без меры.  

(1).Ох, Мишка, какой ты чудак.

  Зачем тебе иксы и меры?

  Мы жили без них, и не плохо, ведь так?

   А ты все примеры, примеры.

(2). Послушай, задачи хочу я решать

   И стать семьянином примерным.

   А  ты все, кума, хочешь мне помешать,

   Стоишь на пути моем верном.

(1).Ах, верном? Ты что говоришь?!

Кому ты мозги «забиваешь»?

Ты сам на уроках частенько спишь

И часто уроки не знаешь!

(2). Бывает, скрывать я не буду сейчас,

Да ты разболтала всем сразу.

Хотя на уроке любимом моем

Еще не уснул я ни разу.

(1).Ни разу? Кому говоришь!

Меня не обманешь ты, право!

Вчера поглядела- ты спишь,

Проспал ты примеров не мало.

(2).Ну, что ты, кума?

Я думал, пригревшись на солнце.

Я думал, вот скоро зима,

Заделать бы надо оконце.

(1).Вот-вот, я тебе говорю,

Что ты ученик никудышный.

Пойдем по домам! Я обед наварю,

И мед будет тоже не лишний.

Уходят

Вед.

Ушли, не подумав. Как знать?

Учиться, ребята, всем нужно:

Делить, умножать и задачи решать.

Простим мы зверят этих дружно,

Пусть Мишка с Мартышкой займутся делами,

Их строго судить мы не будем.

А в школе учиться нужно ребятам,

О том мы теперь не забудем!

Вед. Пятый конкурс « Сосчитай» Кто быстрее покажет числа от 1 до 24.

На доске вывешиваются плакаты с цифрами

4

8

19

23

15

10

14

18

3

13

17

20

16

5

9

2

24

22

1

11

21

12

7

6

1

7

14

18

6

10

12

17

8

2

23

22

15

19

3

20

4

24

9

13

16

21

11

5

 6 уч.                  Медвежья услуга

У Волка, Зайца и Медведя

Настали трудные деньки,

Крот перестал учиться в школе

И им – готовят дневники!

За всех ученый Крот трудился,

Решал задачи и примеры,

И выручал он нерадивых

Подсказывал им без меры.

Крот заболел- у всех беда,

Уж очень строг учитель Дрозд.

На математике, пожалуй,

Получит кто-то лишний «хвост»!

Медведь решил подзаниматься:

Где подучить, а где –схитрить.

Но, в общем, в чем-то постараться

Дрозда решил перехитрить.

Дрозд вызвал Зайца отвечать:

«Скажи, любезный, что ты знаешь

О треугольнике и круге?»

Зайчишка, чтобы не молчать,

Поддержку ищет в сильном друге.

Медведь, стараясь угодить

Трусливому Зайчишке,

Повел себя перед Дроздом

Проказливым мальчишкой.

Он стал кривляться и шептать

Старательно и нудно.

А Заяц- на доске писать,

Хотя и было трудно.

Медведю, видно, как всегда,

Не все учить хотелось,

Его подсказка иногда

 На языке вертелась.

Так и сейчас, сказав не то,

Помог он плохо другу,

Он оказал ему опять

«Медвежью услугу»!

Вед.   Шестой конкурс «Сосчитай – не ошибись» : считаем до 30, вместо чисел, кратных трем, произносим «Ай да я».

 Учащиеся исполняют песню. ( на мотив «Забота у нас простая»)

Забота у нас простая, забота наша такая:

Должны все пересчитать мы, и нет других забот

  И в снег, и в ветер – всегда идем вперед.

  Ведь все на свете, все любят строгий счет!

У нас всегда порядок, мы точно ведем дела.

Учет ведем в тетрадях, так было, так будет всегда!

                           Вед.  Седьмой конкурс. Послушайте стихотворение, и скажите о чем в стихотворении идет речь?

Уч.7        Опять ужасная. Опять в журнале будет двойка.

Слеза стекает на тетрадь, нет сил держаться стойко.

Несчастный класс сидит в тоске, от горя чуть не плачет.

А на доске, а на доске ужасные задачи!

Их целых пять. Их даже – шесть! Они страшней прививки.

Они мешают спать и есть, пить кефир и сливки.

Как час расплаты настает, такая вот работа.

Холодный прошибает пот, в глазах круги без счета.

А за столом, пугая всех, грозя кнутом и ссылкой,

Сидит ужасный человек с язвительной улыбкой.

Суров, неумолим и тих, внушая страх и трепет,

Он соберет работы их и всем по двойке влепит!

И греет лишь одно сердца учеников несчастных:

Что две минуты до конца мучений их ужасных,

Что прозвенит звонит опять –

Луч света в царстве школьном,

И можно вновь спокойно спать, забыв о дне ужасном. (контрольная работа)

  Вед. Восьмой конкурс. Какое свойство сложения применили в этой задаче – загадке?

Четыре года Светику, не любит арифметику.

Светик радостную весть объявляет всем:

- Если к двум прибавить шесть - это будет семь!

Услыхав ее слова, Юра стал считать:

- Нет, к шести прибавить два – это будет пять!

Спор горячий начался, разделились голоса.

Тут как раз на счастье прибежала Настя.

Настя знает правила: два к шести прибавила,

И скажи на милость… сколько получилось?

По какому правилу ответ она исправила?

(Вместо 2+6 она взяла 6+2,применила переместительное свойство суммы)

8 уч.

Порой задача не решается

Но это, в общем, не беда

Ведь солнце все же улыбается

Не унывая никогда.

Друзья тебе всегда помогут,

Они с тобой, ты не один.

Поверь в себя - и ты все сможешь,

Иди вперед – и победишь.

Учитесь думать, объяснять

Учитесь мыслить, рассуждать

Ведь в математике, друзья,

Без логики никак нельзя.

9 уч.

Доска бела от мела, рука устала, затекла спина

Мы друг на друга смотрим очумело,

А все-таки задача решена.

Додумались! Добили! Раскололи!

Намаялись, однако же смогли!

Забыли о кино и о футболе

Звонку не рады – до чего дошли.

Математика, друзья,

Абсолютно всем нужна

На уроке работай старательно,

И успех тебя ждет обязательно!

10 уч.

В труде применяем сложенье,
Сложению – честь и почёт.
К уменью прибавим терпенье,
А сумма успех принесёт!
Нельзя забывать вычитанье.
Чтоб зря не потратился день,
Из суммы старанья и знанья
Мы вычтем безделье и лень!
В труде умноженье поможет.
Чтоб дельной работа была,
Стократ трудолюбье умножим -
Умножатся наши дела.
Деленье нам служит на деле,
Оно нам поможет всегда:
Кто поровну трудности делит,
Разделит успехи труда!
Поможет любое из действий,
Они нам удачу несут,
И в жизни, поэтому вместе
Шагают науки и труд!

   Песня. ГИМН МАТЕМАТИКЕ (на мотив «Учат в школе»)

1.Уравнения решать, радикалы вычислять-

Интересная у алгебры задача!

Интегралы добывать, дробь делить и умножать

Постараешься – придет к тебе удача!

2. Геометрия нужна, но она ведь так сложна!

То фигура, то тела – не разберешься.

Аксиомы там нужны, теоремы так важны,

Их учи – и результата ты добьешься!

3.Все науки хороши для развития души.

Их и сами все вы знаете, конечно,

Для развития ума математика нужна,

Это было, это будет, это вечно!

Вед. Закончить наше мероприятие хочется словами великого математика Софьи Ковалевской. Она писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".

Литература:

  1. «Предметные недели в школе МАТЕМАТИКА» составитель

Л. В. Гончарова, -Волгоград: Учитель, 2003.

2.«Отдыхаем с математикой»  внеклассная работа по математике в 5-11 классах, составитель М.А. Иченская, - Волгоград: Учитель, 2006.

3.«В царстве смекалки» под редакцией М.К.Потапова, Москва «Наука» главная редакция физико-математической литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебной деятельности на уроках математики в малокомплектной школе

Демографическое   положение  в стране привело к резкому снижению рождаемости, оттоку молодежи из села, что отразилось на наполняемости сельских школ, они перешли в разряд - м...

Реферат «Организация учебной деятельности на уроках математики в малокомплектной школе».

В реферате изложено теоретическое обоснование проблемы разновозрастного обучения на уроках математики и дано описание  организации разновозрастных занятий в основной школе...

Неделя математики в малокомплектной школе

Материал содержит различные конкурсы для математического вечера....

Вечер физики и математики в малокомплектной школе "Чтоб победить, не нужен нам клинок..."

В сценарий вечера включены математические конкурсы с учётом участия в них разновозрастных детей. В ходе вечера организуется соревнование двух команд. При проведении конкурсов используется наглядная пр...

Урок математики в малокомплектном классе

Проведение урока метематики в малокомплектном классе коррекционной школе 8 вида....

Интерактивные методы обучения на уроках математики в малокомплектных классах.

В методической разработке рассмотрены особенности применения интерактивных методов обучения на уроках математики в малокомплектных классах. Представлены авторские интерактивные игры "светофор" и...

Мой взгляд на проведение современного урока математики в малокомплектной школе.

Метоты проведения современного урока математики в малокомплектной школе....