Рабочая программа учебного предмета "Алгебра" 7 класс
рабочая программа по алгебре (7 класс) по теме
Рабочая программа по алгебре для учащихся 7 класса представлена в соответствии с ФГОС примерной программы по алгебре для основного общего образования и авторской программы, разработанной А.Г. Мордкович.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algebra7.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Приказа Минобрнауки России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» среднего (полного) общего образования»;
- Примерные программы по математике;
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7 класс;
- Авторского тематического планирования А.Г. Мордкович и др. к учебнику
« Алгебра 7 »
Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает обучение в объеме 102 часов, в неделю 3 часов.
С учетом возрастных особенностей каждого класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Требования к математической подготовке учащихся 7 класса
В результате изучения алгебры ученик должен
- знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
- формулы сокращенного умножения;
- уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;
- решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; строить графики линейных функций и функции y=x2;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Содержание тем учебного курса
Повторение курса математики 6 класс (3ч)
Математический язык. Математическая модель (10 ч)
Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.
Линейная функция (12 ч)
Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М (а; b) в прямоугольной системе координат.
Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения ах + by + с = 0. График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения ах + by + с = 0.
Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции.
Линейная функция у = kx и ее график.
Взаимное расположение графиков линейных функций.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (13 ч)
Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).
Степень с натуральным показателем (6 ч)
Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.
Одночлены. Операции над одночленами (8ч)
Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены.
Сложение одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.
Многочлены. Арифметические операции над многочленами (15 ч)
Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение подобных членов многочлена. Стандартный вид многочлена.
Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен.
Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Разность кубов и сумма кубов.
Деление многочлена на одночлен.
Разложение многочленов на множители (18 ч)
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения, комбинации различных приемов. Метод выделения полного квадрата.
Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби.
Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.
Функция у = х2 (9 ч)
Функция у = х2, ее свойства и график. Функция у = - х2, ее свойства и график.
Графическое решение уравнений. Кусочная функция. Чтение графика функции. Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка разрыва. Разъяснение смысла записи у = f(x). Функциональная символика.
Обобщающее повторение (8 ч)
Требования к оценке знаний учащихся
Критерии оценки устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ученик
- удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценки письменных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
- обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Литература и средства обучения
1. А.Г. Мордкович Алгебра 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2008;
2. А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. Алгебра 7 класс. Задачник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2008;
3. Л.А. Александрова Алгебра 7 класс: Самостоятельные работы для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008;
4. А.Г. Мордкович, Е.Е Тульчинская Алгебра: Тесты для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008;
А также дополнительных пособий:
для учащихся:
1. Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003;
2. Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003;
3. О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев Математика. Справочник. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006:
4. Энциклопедия для детей. Т. 11, Математика, М., 1998.
для учителя:
1. Д. В. Клименченко Задачи по математике для любознательных. – М., Просвещение», 2007;
2. Г. Мордкович А.Г. Алгебра 7-9 Методическое пособие для учителей. – М.: Мнемозина, 2004;
3. Е. Б. Арутюнян. Математические диктанты для 5-9 классов. – М. 1995.
4. Л.Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры. – М.,1990;
5. Н.В. Заболотнева. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2006;
8. Е.Б. Арутюнян и др. Математические диктанты для 5-9 классов. М 1995;
9. Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;
10. Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал
№ п/п | Сроки
| Тема урока | Домашнее задание | Примечание |
1-3 | 02.09.13- -06.09.13 | Повторение курса математики 6 класс | ||
Глава 1. Математический язык. Математическая модель | ||||
4 | 09.09.13 | Числовые выражения | §1, с.6-12 | |
5 | 10.09.13 | Алгебраические выражения | §1, с.6-12 | |
6 | 13.09.13 | Что такое математический язык | §2, с.13 | |
7 | 16.09.13 | Что такое математическая модель | §3, с.14-19 | |
8 | 17.09.13 | Что такое математический язык и математическая модель | §2, §3, с.13-19 | |
9 | 20.09.13 | Линейное уравнение с одной переменной | §4, с.19-23 | |
10 | 23.09.13 | Решение задач. Линейное уравнение с одной переменной | §4, с.19-23 | |
11 | 24.09.13 | Координатная прямая | §5, с.24-28 | |
12 | 26.09.13 | Решение задач. Координатная прямая | §5, с.24-28 | |
13 | 01.10.13 | Контрольная работа. Математический язык и математическая модель. | ||
Глава II. Линейная функция | ||||
14 | 04.10.13 | Координатная плоскость | §6, с.29-34 | |
15 | 05.10.13 | Решение задач. Координатная плоскость | §6, с.29-34 | |
16 | 08.10.13 | Линейное уравнение с двумя переменными | §7, с.34-41 | |
17 | 18.10.13 | График линейного уравнения с двумя переменными | §7, с.34-41 | |
18 | 19.10.13 | Линейная функция | §8, с.42-52 | |
19 | 22.10.13 | График линейной функции | §8, с.42-52 | |
20 | 25.10.13 | Линейная функция и ее график | §8, с.42-52 | |
21 | 26.10.13 | Линейная функция у = kx | §9, с.52-54 | |
22 | 29.10.13 | График линейной функции у = kx | §9, с.52-54 | |
23 | 08.11.13 | Взаимное расположение графиков линейных функций | §10, с.54-56 | |
24 | 09.11.13 | Взаимное расположение графиков линейных функций | §10, с.54-56 | |
25 | 12.11.13 | Контрольная работа. Линейная функция | ||
Глава III. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными | ||||
26 | 15.11.13 | Основные понятия | §11, с.59-64 | |
27 | 16.11.13 | Метод подстановки | §12, с.64-67 | |
28 | 19.11.13 | Решение задач. Метод подстановки | §12, с.64-67 | |
29 | 22.11.13 | Решение задач. Метод подстановки | §12, с.64-67 | |
30 | 23.11.13 | Метод алгебраического сложения | §13, с.67-69 | |
31 | 26.11.13 | Решение задач. Метод алгебраического сложения | §13, с.67-69 | |
32 | 29.11.13 | Решение задач. Метод алгебраического сложения | §13, с.67-69 | |
33 | 30.11.13 | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций | §14, с.70-72 | |
34 | 03.12.13 | Решение задач. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными | §14, с.70-72 | |
35 | 06.12.13 | Решение задач. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными | §14, с.70-72 | |
36 | 07.12.13 | Решение задач. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными | §14, с.70-72 | |
37 | 10.12.13 | Решение текстовых задач с помощью системы двух линейных уравнений с двумя переменными | ||
38 | 13.12.13 | Контрольная работа. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными | ||
Глава IV. Степень с натуральным показателем и ее свойства | ||||
39 | 14.12.13 | Что такое степень с натуральным показателем | §15, с.73-76 | |
40 | 17.12.13 | Таблица основных степеней | §16, с.76-78 | |
41 | 20.12.13 | Свойства степени с натуральным показателем | §17, с.78-84 | |
42 | 21.12.13 | Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями | §18, с.84-86 | |
43 | 24.12.13 | Степень с нулевым показателем | §19, с.87-88 | |
44 | 27.12.13 | Контрольная работа. Степень с натуральным показателем. | ||
Глава V. Одночлены. Арифметические операции над одночленами | ||||
45 | 28.12.13 | Понятие одночлена | §20, с.89-91 | |
46 | 29.12.13 | Стандартный вид одночлена | §20, с.89-91 | |
47 | 14.01.14 | Сложение и вычитание одночленов | §21, с.91-95 | |
48 | 17.01.14 | Умножение одночленов | §22, с.95-98 | |
49 | 18.01.14 | Возведение одночлена в натуральную степень | §22, с.95-98 | |
50 | 21.01.14 | Деление одночлена на одночлен | §23, с.98-100 | |
51 | 24.01.14 | Арифметические операции над одночленами | §§21-23, с.91-100 | |
52 | 25.01.14 | Контрольная работа. Арифметические операции над одночленами | ||
Глава VI. Многочлены. Арифметические операции над многочленами | ||||
53 | 28.01.14 | Основные понятия | §24, с.102-105 | |
54 | 31.01.14 | Сложение и вычитание многочленов | §25, с.105-107 | |
57 | 01.02.14 | Умножение многочлена на одночлен | §26, с.107-111 | |
58 | 04.02.14 | Умножение многочлена на многочлен | §27, с.112-113 | |
59 | 07.02.14 | Решение задач. Умножение многочлена на многочлен | §27, с.112-113 | |
60 | 08.02.14 | Решение задач. Умножение многочлена на многочлен | §27, с.112-113 | |
61 | 11.02.14 | Формулы сокращенного умножения | §28, с.113-118 | |
62 | 14.02.14 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | §28, с.113-118 | |
63 | 15.02.14 | Разность квадратов двух выражений | §28, с.113-118 | |
64 | 18.02.14 | Разность кубов и сумма кубов двух выражений | §28, с.113-118 | |
65 | 21.02.14 | Решение задач. Формулы сокращенного умножения | §28, с.113-118 | |
66 | 22.02.14 | Решение задач. Формулы сокращенного умножения | §28, с.113-118 | |
67 | 25.02.14 | Деление многочлена на одночлен | §29, с.119-121 | |
68 | 28.02.14 | Решение задач. Деление многочлена на одночлен | §29, с.119-121 | |
69 | 01.03.14 | Контрольная работа. Арифметические операции над многочленами | ||
Глава VII. Разложение многочленов на множители | ||||
70 | 04.03.14 | Что такое разложение многочленов на множители и зачем оно нужно | §30, с.122-125 | |
71 | 07.03.14 | Вынесение общего множителя за скобки | §31, с.125-128 | |
72 | 11.03.14 | Решение задач. Вынесение общего множителя за скобки | §31, с.125-128 | |
73 | 14.03.14 | Способ группировки | §32, с.128-131 | |
74 | 15.03.14 | Решение задач. Способ группировки | §32, с.128-131 | |
75 | 18.03.14 | Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения | §33, с.131-133 | |
76 | 21.03.14 | Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения | §33, с.131-133 | |
77 | 01.04.14 | Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения | §33, с.131-133 | |
78 | 04.04.14 | Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения | §33, с.131-133 | |
79 | 05.04.14 | Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения | §33, с.131-133 | |
80 | .04.14 | Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов | §34, с.133-136 | |
81 | 08.04.14 | Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов | §34, с.133-136 | |
82 | 11.04.14 | Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов | §34, с.133-136 | |
83 | 12.04.14 | Сокращение алгебраических дробей | §35, с.137-141 | |
84 | 15.04.14 | Решение задач. Сокращение алгебраических дробей | §35, с.137-141 | |
85 | 18.04.14 | Решение задач. Сокращение алгебраических дробей | §35, с.137-141 | |
86 | 19.04.14 | Тождества | §36, с.141-142 | |
87 | 22.04.14 | Контрольная работа. Разложение многочленов на множители. | ||
Глава VIII. Функция y=x2 | ||||
88 | 25.04.14 | Функция у = х2. | §36, с.143-149 | |
89 | 26.04.14 | Функция у = х2 и ее график | §36, с.143-149 | |
90 | 29.04.14 | Графическое решение уравнений | §37, с.149-151 | |
91 | 02.05.14 | Графическое решение уравнений | §37, с.149-151 | |
92 | 03.05.14 | Что означает в математике запись у = f(x) | §38, с.151-158 | |
93 | 06.05.14 | Что означает в математике запись у = f(x) | §38, с.151-158 | |
94 | 10.05.14 | Контрольная работа. Функция y=x2 | ||
Итоговое повторение | ||||
95 | 13.05.14 | Линейная функция | ||
96 | 16.05.14 | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными | ||
97 | 17.05.14 | Степень с натуральным показателем и ее свойства | ||
98 | 20.05.14 | Арифметические операции над одночленами | ||
99 | 23.05.14 | Арифметические операции многочленами | ||
100 | 24.05.14 | Решение текстовых задач | ||
101 | 27.05.14 | Итоговая контрольная работа | ||
102 | 30.05.14 | Повторительно-обобщающий урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающихся 7 - 9 классов (образовательная программа основного общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по физике 7-9 кклассы ФГОС ( ЗПР)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2
Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный результат изучения курса геометрии....