Рабочая программа по математике для 5 класса (УМК С. А. Козловой, А. Г. Рубина)
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5-го класса авторов С.А. Козловой, А.Г. Рубина.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».
Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание учебного материала, требования к уровню подготовки учащихся, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_5.doc | 433.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании Метод. совета Протокол № __ от _________ | Согласовано заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 2» __________ Т. Ю. Пугачева | Утверждено директор МОУ «СОШ № 2» ____________ И. Ю. Дмитриенко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Федоровой Натальи Геннадьевны
(I квалификационная категория)
по математике, 5 класс
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «___»_______2013 г.
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5-го класса авторов С.А. Козловой, А.Г. Рубина.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»:
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса математики.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определенных во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Программа рассчитана на пять часов в неделю, 170 ч. за учебный год.
Обучение осуществляется по учебнику «Математика» (5 класс) в 2-х частях, авторов: С.А. Козлова, А.Г. Рубин М.: Баласс, 2013 г. (Образовательная система «Школа 2100»)
Оценивание уровня образованности учащихся осуществляется с помощью устных опросов, математических диктантов, проверочных работ, тестов, практических работ и контрольных работ.
Учебно-тематическое планирование
по математике
Класс: 5
Учитель: Федорова Наталья Геннадьевна
Количество часов:
всего - 170 часов; в неделю – 5 часов.
Плановых контрольных уроков 11.
Административных контрольных уроков ___ч.
Учебник:
Математика (5 класс) в 2-х частях, авторов: С.А. Козлова, А.Г. Рубин М.: Баласс, 2013 г. (Образовательная система «Школа 2100»)
№ урока | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Тип урока | Требования ФГОС Планируемые результаты | Повторение | |||
план | факт | Универсальные учебные действия | Предметные | |||||||
знать | уметь | |||||||||
Натуральные числа и нуль. | 13 | |||||||||
1 | Повторение. Действия с натуральными числами. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Л: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. Р: – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. П: – совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов; – совокупность умений по использованию доказательной математической речи. – совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами. – умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений. К: - совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; – понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | - выполнять арифметические действия с натуральными числами | таблица умножения | ||||
2 | Плоскость, прямая, луч, отрезок. | 1 | Урок «открытия» нового знания | иметь представление о плоскости. | - изображать и обозначать прямую, луч, дополнительные лучи; -распознавать их по готовому чертежу; -описывать их взаимное расположение по готовому чертежу. | чертежные инструменты | ||||
3 | Длина отрезка. Единицы измерения длины. | 1 | Урок «открытия» нового знания | определение отрезка; единицы измерения длины | - изображать и обозначать отрезки; - измерять их длину и строить отрезки заданной длины с помощью линейки; | понятие отрезка | ||||
4 | Натуральные числа и нуль. | 1 | Урок «открытия» нового знания | иметь представление: - о натуральных числах | - выполнять арифметические действия с натуральными числами; - изображать отрезок, треугольник, прямоугольник с помощью линейки; - вычислять периметр треугольника и прямоугольника, площадь прямоугольника, используя формулы | действия с натуральными числами | ||||
5 | Запись и чтение натуральных чисел. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | иметь представление: - о натуральных числах; - десятичной системе счисления; - римской нумерации | - уметь читать и записывать натуральные числа | действия с натуральными числами | ||||
6 | Единичный отрезок, координаты. | 1 | Урок «открытия» нового знания | иметь представление об единичном отрезке. | - изображать числовой луч; - находить координаты точек, изображённых на луче; - изображать точки с заданными координатами | понятие луча | ||||
7 | Числовой луч. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | иметь представление об единичном отрезке | - изображать числовой луч; - находить координаты точек, изображённых на луче; - изображать точки с заданными координатами | решение текстовых задач | ||||
8 | Сравнение натуральных чисел. | 1 | Урок «открытия» нового знания | способы сравнения натуральных чисел | - сравнивать натуральные числа, записывать результат сравнения, используя, знаки сравнения | чтение и запись натуральных чисел | ||||
9 | Сравнение чисел. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | способы сравнения натуральных чисел | - сравнивать натуральные числа, записывать результат сравнения, используя, знаки сравнения | единицы длины | ||||
10 | Округление натуральных чисел | 1 | Урок «открытия» нового знания | правило округления чисел | - округлять числа; - находить приближенные значения чисел | действия с натуральными числами | ||||
11 | Округление чисел | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | правило округления чисел. | - округлять числа; - находить приближенные значения чисел | решение текстовых задач | ||||
12 | Контрольная работа по теме «Натуральные числа и нуль» | 1 | Урок развивающего контроля | - читать и записывать натуральные числа; - строить отрезки и измерять их длину с помощью линейки; - строит отрезок заданной длины; - изображать прямую, луч, отрезок, учитывая их взаимное расположение; - изображать точки на числовом луче с заданными координатами; - уметь сравнивать натуральные числа - уметь округлять числа | ||||||
13 | Анализ контрольной работы. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | анализировать работу, находить и исправлять ошибки | ||||||
Действия с натуральными числами. | 32 | |||||||||
14 | Сложение натуральных чисел | 1 | Урок «открытия» нового знания | название компонентов действия сложения | - выполнять сложение многозначных чисел. | разряды чисел | ||||
15 | Свойства сложения. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | свойства сложения. | - выполнять сложение многозначных чисел. | порядок действий | ||||
16 | Вычитание. | 1 | Урок «открытия» нового знания | определение разности двух чисел | - выполнять вычитание многозначных чисел | сложение чисел | ||||
17 | Нахождение разности чисел. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | свойства вычитания | - выполнять вычитание многозначных чисел | решение уравнений | ||||
18 | Умножение. Свойства умножения. | 1 | Урок «открытия» нового знания | - смысл умножения одного числа на другое; - свойства умножения. | - умножать многозначные числа; - применять свойства умножения при нахождении значения выражения | таблица умножения свойства сложения | ||||
19 | Распределительное свойство. | 1 | Урок «открытия» нового знания | распределительное свойство умножения | - упрощать выражения, зная распределительное свойства умножения; - решать уравнения, предварительно упростив его с помощью свойств умножения | площадь прямоугольника | ||||
20 | Деление | 1 | Урок «открытия» нового знания | - смысл действия деления; - свойства деления | - делить многозначные числа уголком; - находить неизвестные компоненты действий деления и умножения | умножение чисел | ||||
21 | Упрощение вычислений | 1 | Урок «открытия» нового знания | распределительное и сочетательное свойства умножения | - упрощать выражения, зная распределительное и сочетательное свойства умножения; | распределительное свойство | ||||
22 | Устное и письменное сложение | 1 | Урок «открытия» нового знания | свойства сложения и вычитания | - выполнять устно сложение двузначные чисел; - выполнять сложение многозначных чисел, применяя свойства | таблица сложения | ||||
23 | Устное и письменное вычитание | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | свойства сложения и вычитания | - выполнять устно вычитание двузначные чисел; - выполнять вычитание многозначных чисел, применяя свойства | свойства сложения | ||||
24 | Устное и письменное умножение чисел | 1 | Урок «открытия» нового знания | название компонентов действия умножения | - выполнять умножение многозначных чисел | таблица умножения | ||||
25 | Нахождение произведения чисел | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | свойства умножения | - выполнять умножение многозначных чисел, применяя свойства | решение уравнений | ||||
26 | Степень числа | 1 | Урок «открытия» нового знания | иметь представление о степени числа | - представлять произведение числа в виде степени и наоборот; - находить значение квадрата и куба числа | умножение чисел | ||||
27 | Квадрат и куб числа | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | иметь представление о квадрате и кубе числа | - представлять произведение числа в виде степени и наоборот; - находить значение квадрата и куба числа | решение текстовых задач | ||||
28 | Деление с остатком | 1 | Урок «открытия» нового знания | компоненты действия деления с остатком | - выполнять деление с остатком; - находить делимое по неполному частному, делителю и остатку | единицы длины | ||||
29 | Устное и письменное деление чисел | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | свойства деления | - выполнять деление чисел, применяя свойства | сравнение именованных величин | ||||
30 | Нахождение частного чисел | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | компоненты действия деления | - выполнять деление чисел | свойства деления | ||||
31 | Контрольная работа по теме «Действия с натуральными числами» | 1 | Урок развивающего контроля | - выполнять сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел, применяя свойства; -представлять произведение числа в виде степени и наоборот; - находить значение квадрата и куба числа - выполнять деление с остатком; - находить делимое по неполному частному, делителю и остатку
| ||||||
32 | Анализ контрольной работы. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | анализировать работу, находить и исправлять ошибки | ||||||
33 | Числовые выражения. Порядок действий в выражениях | 1 | Урок «открытия» нового знания | порядок действия в выражениях | - определять порядок действий в выражении; - находить значение выражения | степень числа | ||||
34 | Буквенные выражения | 1 | Урок «открытия» нового знания | иметь представление о буквенных выражениях | - составлять буквенные выражения по условиям задач; - осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки; - вычислять значения буквенных выражений, зная значение буквы | свойства сложения, умножения | ||||
35 | Уравнение | 1 | Урок «открытия» нового знания | правила нахождения неизвестных компонентов | - проверять, является ли данное число корнем уравнения; - решать уравнения, зная правило нахождения компонентов действий сложения и вычитания | буквенные выражения | ||||
36 | Решение уравнений | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | правила нахождения неизвестных компонентов | - проверять, является ли данное число корнем уравнения; - решать уравнения, зная правило нахождения компонентов действий сложения и вычитания | числовой луч | ||||
37 | Нахождение корней уравнения | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | правила нахождения неизвестных компонентов | - проверять, является ли данное число корнем уравнения; - решать уравнения, зная правило нахождения компонентов действий сложения и вычитания | решение текстовых задач | ||||
38 | Задачи на части | 1 | Урок «открытия» нового знания | -решать задачи на части с помощью схем | сравнение чисел | |||||
39 | Решение задач на части. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | -решать задачи на части с помощью схем | единицы измерения массы | |||||
40 | Решение текстовых задач | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | -решать задачи на части с помощью схем | порядок действий | |||||
41 | Нахождение двух чисел по их сумме и разности | 1 | Урок «открытия» нового знания | сумму и разность чисел | - находить два числа по их сумме и разности | умножение чисел столбиком | ||||
42 | Перебор возможных вариантов | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | число вариантов, дерево выбора, число всех возможных пар | - решать задачи с помощью дерева выбора -находить число всех возможных пар | деление чисел | ||||
43 | Занимательные задачи | 1 | Урок «открытия» нового знания | метод составления таблицы истинности, граф | - решать логические задачи с помощью таблицы истинности и графов | решение уравнений | ||||
44 | Контрольная работа по теме «Числовые и буквенные выражения» | 1 | Урок развивающего контроля | - осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки; - вычислять значения буквенных выражений, зная значение буквы; - находить значение выражения, определяя порядок | ||||||
45 | Анализ контрольной работы. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | анализировать работу, находить и исправлять ошибки | ||||||
Делимость натуральных чисел | 28 | |||||||||
46 | Делимость | 1 | Урок «открытия» нового знания | Л: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. Р: – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. П: – совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов; – совокупность умений по использованию доказательной математической речи. – совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами. – умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений. К: – совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; – понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | определения делителя, кратного | - находить делители и кратные данных натуральных чисел | законы умножения | |||
47 | Свойства делимости. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | свойства делимости | - применять свойства делимости при решении текстовых задач | распределительный закон умножения | ||||
48 | Признаки делимости на 2, на 5 и на 10 | 1 | Урок «открытия» нового знания | признаки делимости на 10, на 5 и на 2. | - распознавать числа, кратные 10, 5 и 2. | сложение и вычитание столбиком | ||||
49 | Признак делимости на 3 и на 9 | 1 | Урок «открытия» нового знания | признаки делимости на 9 и на 3 | - распознавать числа, кратные 9 и 3. | решение задач на части | ||||
50 | Признаки делимости | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | признаки делимости | Уметь распознавать числа, кратные 10, 5,2, 9 и 3. | свойства делимости | ||||
51 | Простые и составные числа | 1 | Урок «открытия» нового знания | определение простого и составного числа | - распознавать простые и составные числа. | признаки делимости | ||||
52 | Разложение составного числа на множители | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | - раскладывать составные числа на множители. | признаки делимости | |||||
53 | Делители натурального числа | 1 | Урок «открытия» нового знания | определения делителя | находить делители данных натуральных чисел | произведение чисел, степень числа | ||||
54 | Кратные натурального числа | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | определение кратного | находить кратные данных натуральных чисел | деление чисел | ||||
55 | Наибольший общий делитель | 1 | Урок «открытия» нового знания | определение НОД; алгоритм нахождения НОД | находить НОД для двух и более натуральных чисел , раскладывать составные числа на простые множители | понятие делителя числа | ||||
56 | Нахождение наибольшего общего делителя | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | определение НОД; алгоритм нахождения НОД | находить НОД для двух и более натуральных чисел | решение текстовых задач | ||||
57 | Взаимно простые числа | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | определение взаимно простых чисел | - находить НОД чисел, определять пары взаимно простых чисел | определение НОД чисел | ||||
58 | Наименьшее общее кратное | 1 | Урок «открытия» нового знания | какое число называют НОК чисел, алгоритм нахождения НОК чисел. | находить НОК двух и более натуральных чисел Уметь, , распознавать взаимно простые числа | разложение числа на простые множители | ||||
59 | Нахождение наименьшего общего кратного | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | какое число называют НОК чисел, алгоритм нахождения НОК чисел. | находить НОК двух и более натуральных чисел | взаимно простые числа | ||||
60 | Нахождение НОД и НОК чисел | 1 | Урок общеметодологической направленности | алгоритм нахождения НОД и НОК чисел | используя признаки делимости натуральных чисел, находить НОК и НОД натуральных чисел | признаки делимости | ||||
61 | Контрольная работа по теме «Делимость натуральных чисел» | 1 | Урок развивающего контроля | - раскладывать числа на простые множители; - находить НОК и НОД натуральных чисел; - распознавать взаимно простые числа | ||||||
62 | Анализ контрольной работы. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | анализировать работу, находить и исправлять ошибки | ||||||
63 | Единицы измерения времени. | 1 | Урок «открытия» нового знания | единицы измерения времени | -выражать одни единицы измерения величины в другие - решать текстовые задачи с использованием единиц измерения времени | сложение и вычитание натуральных чисел | ||||
64 | Задачи на движение одного объекта. | 1 | Урок «открытия» нового знания | определение скорости движения, времени, пути | - выполнять вычисления по формулам; - использовать знания о зависимостях между величинами (скорость, время, расстояние) | умножение натуральных чисел | ||||
65 | Задачи на движение в одном направлении, в противоположном направлении | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | определение скорости движения, времени, пути | -решать задачи на движение нескольких типов: движение одного объекта, в одном направлении, в противоположном направлении, навстречу, вдогонку, -осмыслять текст задачи, извлекать необходимую информацию. | деление натуральных чисел | ||||
66 | Задачи на движение по реке | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | определение скорости движения, времени, пути | - решать задачи на движение по реке | степень числа | ||||
67 | Решение задач на движение | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | определение скорости движения, времени, пути | - решать задачи на движение всех типов | порядок действий | ||||
68 | Углы | 1 | Урок «открытия» нового знания | иметь представление об углах | -изображать и обозначать угол; - сравнивать их; -изображать и распознавать прямой углы с помощью транспортира. | решение уравнений | ||||
69 | Измерение углов | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | определение острого и прямого углов; иметь представление о перпендикулярных прямых | -распознавать острые и тупые углы с помощью транспортира; -изображать углы заданной величины с помощью транспортира; -измерять углы с помощью транспортира. | решение текстовых задач | ||||
70 | Ломаные | 1 | Урок «открытия» нового знания | определение ломанной линии и ее элементов | -распознавать многоугольники и его элементы -строить диагональ многоугольника -находить периметр многоугольника | прямая, луч, отрезок | ||||
71 | Многоугольники | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | определение многоугольника и его элементов | -строить диагональ многоугольника -находить периметр многоугольника | периметр прямоугольника, квадрата | ||||
72 | Контрольная работа по теме «Задачи на движение. Углы» | 1 | Урок развивающего контроля | -решать текстовые задачи с использованием единиц измерения времени; - решать задачи на движение; - изображать углы заданной величины с помощью транспортира; -измерять углы с помощью транспортира; - распознавать многоугольники и его элементы; - находить периметр многоугольника | ||||||
73 | Анализ контрольной работы. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | анализировать работу, находить и исправлять ошибки | ||||||
Таблицы и диаграммы. | 7 | |||||||||
74 | Чтение и составление таблиц | 1 | Урок «открытия» нового знания | иметь представление о таблицах и их элементах | - читать таблицы -строить таблицы по условиям текстовых задач. | действия с натуральными числами | ||||
75 | Чтение и составление линейных диаграмм | 1 | Урок «открытия» нового знания | иметь представление о линейных диаграммах | - строить линейные диаграммы по условиям текстовых задач. | решение текстовых задач | ||||
76 | Чтение и составление столбчатых диаграмм | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | иметь представление о столбчатых диаграммах | - строить столбчатые диаграммы по условиям текстовых задач. | признаки делимости | ||||
77 | Опрос общественного мнения | 1 | Урок «открытия» нового знания | - решать текстовые задачи с помощью таблиц, линейных и столбчатых диаграмм. | НОД чисел | |||||
78 | Занимательные задачи | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | правила построения таблиц истинности, методы решения числовых ребусов | - решать логические задачи с помощью таблиц истинности - решать числовые ребусы. | НОК чисел | ||||
79 | Контрольная работа по теме «Таблицы и диаграммы» | 1 | Урок развивающего контроля | - читать таблицы - строить таблицы по условиям текстовых задач - строить линейные и столбчатые диаграммы по условиям текстовых задач | ||||||
80 | Анализ контрольной работы. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | анализировать работу, находить и исправлять ошибки | ||||||
Дроби | 14 | |||||||||
81 | Понятие дроби. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Л: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. Р: – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. П: – совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов; – совокупность умений по использованию доказательной математической речи. – совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами. – умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений. К: – совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; – понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | иметь представление об обыкновенных дробях, числителе, знаменателе дроби | -читать и записывать обыкновенные дроби; - находить половину, треть и четверть; - изображать обыкновенные дроби на числовом луче | именованные величины | |||
82 | Обыкновенная дробь | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | иметь представления об обыкновенных дробях; понимать, что показывают числитель и знаменатель | -читать и записывать обыкновенные дроби; - находить половину, треть и четверть; - изображать обыкновенные дроби на числовом луче | числовой луч | ||||
83 | Нахождение части от целого | 1 | Урок «открытия» нового знания | - находить значение дроби от числа | понятие дроби | |||||
84 | Нахождение целого по его части | 1 | Урок «открытия» нового знания | - находить значение числа по значению его дроби | изображение обыкновенной дроби на числовом луче | |||||
85 | Натуральные числа и дроби | 1 | Урок «открытия» нового знания | - представлять натуральное число в виде дробного числа | деление чисел | |||||
86 | Натуральные числа и дроби | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | - представлять натуральное число в виде дробного числа | разложение числа на множители | |||||
87 | Основное свойство дроби | 1 | Урок «открытия» нового знания | основное свойство дроби | - записывать с помощью букв основное свойство дроби -применять основное свойство дроби | разложение числа на множители | ||||
88 | Сокращение дробей | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | правило сокращения дробей | -сокращать дроби | алгоритм нахождения НОД чисел | ||||
89 | Приведение дробей к общему знаменателю | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | правило приведения дробей к общему знаменателю | -находить дополнительный множитель и приводить дроби к общему знаменателю. | алгоритм нахождения НОК чисел | ||||
90 | Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | - сокращать дроби; - приводить дроби к общему знаменателю. | основное свойство дроби | |||||
91 | Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | Урок «открытия» нового знания | правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями | - сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями | сравнение натуральных чисел | ||||
92 | Сравнение дробей с разными знаменателями | 1 | Урок «открытия» нового знания | правило сравнения дробей с разными знаменателями | - сравнивать дроби с разными знаменателями | приведение дробей к наименьшему общему знаменателю | ||||
93 | Контрольная работа по теме «Дроби» | 1 | Урок развивающего контроля | - изображать обыкновенные дроби на числовом луче; - сравнивать дроби; - находить дробь от числа; - находить число по значению его дроби; -сокращать дроби - приводить дроби к общему знаменателю. | ||||||
94 | Анализ контрольной работы. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | анализировать работу, находить и исправлять ошибки | ||||||
Действия с дробями | 33 | |||||||||
95 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | Урок «открытия» нового знания | правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями | -выполнять действие сложения дробей с одинаковыми и разными знаменателями; | сокращение дробей | ||||
96 | Сложение дробей с разными знаменателями | 1 | Урок «открытия» нового знания | правила сложения дробей с разными знаменателями | -выполнять действие сложения дробей с одинаковыми знаменателями; | основное свойство дроби | ||||
97 | Свойства сложения дробей | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | правила сложения дробей с одинаковыми и разными знаменателями | -выполнять действие сложения дробей с разными знаменателями; -решать задачи на применение сложения дробей | правило сложения дробей | ||||
98 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | Урок «открытия» нового знания | правила вычитания дробей с одинаковыми знаменателями | - выполнять действие вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; | сокращение дробей | ||||
99 | Вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | правила вычитания дробей с разными знаменателями | - выполнять действие вычитания дробей с разными знаменателями; | приведение дробей к наименьшему общему знаменателю | ||||
100 | Нахождение разности дробей | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | правила вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями | - выполнять действие вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями; -уметь решать задачи на применение вычитания дробей | решение уравнений | ||||
101 | Умножение дробей | 1 | Урок «открытия» нового знания | правила умножения дробей | -выполнять действие умножения дроби на натуральное число; - умножения дробей | умножение чисел | ||||
102 | Нахождение произведения дробей | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | правила умножения дробей | - умножать дроби; - решать задачи, применяя умножение дробей | сокращение дробей | ||||
103 | Свойства умножения дробей | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | свойства умножения | - применять свойства умножения | правило умножения дробей | ||||
104 | Деление дробей | 1 | Урок «открытия» нового знания | правила деления дробей | -выполнять деление дроби на натуральное число; - деление дробей; -находить дроби обратные данным | понятие обратной дроби | ||||
105 | Нахождение частного дробей | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | правила деления дробей | -выполнять деление дробей; -уметь решать задачи, применяя умножение и деление дробей на натуральное число | решение уравнений | ||||
106 | Все действия с дробями | 1 | Урок общеметодологической направленности | правила сложения, вычитания, умножения и деления дробей | - выполнять все действия с дробями | правила действий с дробями | ||||
107 | Задачи на совместную работу двух бригад | 1 | Урок «открытия» нового знания | алгоритм решения задач на совместную работу | - решать задачи на совместную работу | все действия с дробями | ||||
108 | Задачи на совместную работу двух труб при наполнении бассейна | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | алгоритм решения задач на совместную работу | - решать задачи на совместную работу | все действия с дробями | ||||
109 | Прохождение пути при движении навстречу друг другу | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | алгоритм решения задач на совместную работу | - решать задачи на совместную работу | все действия с дробями | ||||
110 | Решение задач на совместную работу. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | алгоритм решения задач на совместную работу | - решать задачи на совместную работу | все действия с дробями | ||||
111 | Контрольная работа по теме «Действия с дробями» | 1 | Урок развивающего контроля | - выполнять вычисления с обыкновенными дробями; -решать текстовые задачи с использованием дробей; - решать задачи на совместную работу | ||||||
112 | Анализ контрольной работы. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | анализировать работу, находить и исправлять ошибки | ||||||
113 | Понятие смешанной дроби. | 1 | Урок «открытия» нового знания | иметь представление о смешанных дробях | -читать и записывать смешанные дроби; | понятие правильной, неправильной дроби | ||||
114 | Неправильная дробь в виде смешанной дроби | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | -представлять смешанное число в виде неправильной дроби | деление с остатком | |||||
115 | Смешанная дробь в виде неправильной дроби | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | -уметь выделять целую часть из неправильной дроби; -сравнивать смешанные дроби | понятие смешанной дроби | |||||
116 | Сложение смешанных дробей | 1 | Урок «открытия» нового знания | правило сложения смешанных дробей | - выполнять действие сложения смешанных чисел | сложение обыкновенных дробей | ||||
117 | Вычитание смешанных дробей | 1 | Урок «открытия» нового знания | правило вычитание смешанных дробей | - выполнять действие вычитания смешанных чисел | вычитание обыкновенных дробей | ||||
118 | Сложение и вычитание смешанных дробей | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | правила сложения и вычитание смешанных дробей | - выполнять действие сложения и вычитания смешанных чисел; - уметь решать задачи, применяя данные действия смешанных дробей | приведение дробей к наименьшему общему знаменателю | ||||
119 | Нахождение суммы и разности смешанных дробей | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | правила сложения и вычитание смешанных дробей | - выполнять действие сложения и вычитания смешанных чисел; - уметь решать задачи, применяя данные действия смешанных дробей | решение задач с дробями | ||||
120 | Умножение смешанных дробей | 1 | Урок «открытия» нового знания | правило умножения дробей | - выполнять действие умножения смешанные дроби | умножение обыкновенных дробей | ||||
121 | Деление смешанных дробей | 1 | Урок «открытия» нового знания | правило деления дробей | - выполнять действие деления смешанные дроби | деление обыкновенных дробей | ||||
122 | Умножение и деление смешанных дробей | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | правила умножения и деления дробей | - выполнять действие умножения и деления смешанные дроби; -решать задачи, применяя данные действия смешанных дробей. | степень числа | ||||
123 | Метод «самый неудобный случай» | 1 | Урок «открытия» нового знания | - решать занимательные задачи методом «самый неудобный случай» | все действия со смешанными дробями | |||||
124 | Занимательные задачи | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | - решать занимательные задачи методом «самый неудобный случай» | решение уравнений | |||||
125 | Решение занимательных задач | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | - решать занимательные задачи методом «самый неудобный случай» | решение задач с дробями | |||||
126 | Контрольная работа по теме «Смешанные дроби» | 1 | Урок развивающего контроля | - выделять целую часть из неправильной дроби - представлять смешанное число в виде неправильной дроби; - сравнивать смешанные дроби; - выполнять вычисления со смешанными дробями; -решать текстовые задачи с использованием данных дробей | ||||||
127 | Анализ контрольной работы. | Урок отработки умений и рефлексии | анализировать работу, находить и исправлять ошибки | |||||||
Геометричес-кие фигуры на плоскости | 11 | |||||||||
128 | Треугольники и их виды | Урок «открытия» нового знания | Л: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. Р: – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. П: – совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов; – совокупность умений по использованию доказательной математической речи. – совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами. – умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений. К: – совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; – понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | знать какая фигура называется треугольником, его элементы | - строить треугольники; - определять виды треугольников | угол, измерение углов | ||||
129 | Равенство геометрических фигур | 1 | Урок «открытия» нового знания | знать какие фигуры называются равными | - определять равные фигуры; -применять признаки равенства | действия с дробями | ||||
130 | Признаки равенства | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | знать какие фигуры называются равными | - определять равные фигуры; -применять признаки равенства. | действия с дробями | ||||
131 | Окружность | 1 | Урок «открытия» нового знания | определение окружности | -изображать окружность и ее элементы | решение задач на совместную работу | ||||
132 | Круг | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | определение круга; знать отличие окружности от круга | -изображать окружность и ее элементы | решение задач на движение | ||||
133 | Центральные углы | 1 | Урок «открытия» нового знания | определение центрального угла | - определять, чему равен центральный угол, опирающийся на часть окружности; -строить углы заданной величины | действия с дробями | ||||
134 | Дуги | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | определение центрального угла | -определять на какую часть окружности опирается центральный угол; -строить углы заданной величины. | решение задач на части | ||||
135 | Круговые диаграммы | 1 | Урок «открытия» нового знания | иметь представление о круговых диаграммах | - строить круговые диаграммы | центральные углы | ||||
136 | Построение круговых диаграмм | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | иметь представление о круговых диаграммах | - строить круговые диаграммы; - решать текстовые задачи, применяя круговые диаграммы | решение текстовых задач | ||||
137 | Контрольная работа по теме «Геометрические фигуры на плоскости» | 1 | Урок развивающего контроля | - распознавать геометрические фигуры на чертежах, рисунках - изображать геометрические фигуры и их конфигурации с помощью чертежных инструментов -изображать и находить равные фигуры -исследовать и описывать свойства геометрических фигур | ||||||
138 | Анализ контрольной работы. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | анализировать работу, находить и исправлять ошибки | ||||||
Площади и объемы | 16 | |||||||||
139 | Единицы измерения площадей | 1 | Урок «открытия» нового знания | единицы измерения площадей | - выражать одни единицы измерения в другие | квадрат числа | ||||
140 | Площадь прямоугольника | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | иметь представление о площади фигур; формулу площади прямоугольника | - вычислять площадь квадрата и площадь прямоугольника; | единицы площади | ||||
141 | Площадь прямоугольного треугольника | Урок отработки умений и рефлексии | формулу площади треугольника | - строить высоту треугольника; - вычислять площадь прямоугольного треугольника и площадь треугольника. | треугольник, его виды | |||||
142 | Геометрические фигуры в пространстве | 1 | Урок «открытия» нового знания | иметь представление о геометрических фигурах в пространстве | - определять виды геометрических фигур и их элементы | геометрические фигуры на плоскости | ||||
143 | Геометрические фигуры в пространстве, их виды и элементы | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | иметь представление о геометрических фигурах в пространстве | - определять виды геометрических фигур и их элементы | площадь прямоугольника и треугольника | ||||
144 | Изображение геометрических фигур в пространстве | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | иметь представление о геометрических фигурах в пространстве | - изображать геометрические фигуры в пространстве | единицы измерения площадей | ||||
145 | Объем параллелепипеда | 1 | Урок «открытия» нового знания | формулу нахождения объёма параллелепипеда объема куба | - вычислять объём параллелепипеда, объем куба | куб числа | ||||
146 | Единицы измерения объема | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | единицы измерения объёма, объём параллелепипедаи объем куба | - выражать одни единицы измерения объема в другие | объем параллелепипеда и куба | ||||
147 | Понятие о вероятности | 1 | Урок «открытия» нового знания | иметь представление о вероятности | - выписывать множество всевозможных результатов (сходов) простейших случайных экспериментов | основное свойство дроби | ||||
148 | Вероятность событий. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | - находить вероятности простейших случайных событий | сокращение дробей | |||||
149 | Вероятности невозможного и достоверного событий. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | - находить вероятности простейших случайных событий | сложение и вычитание дробей | |||||
150 | Занимательные задачи | 1 | Урок «открытия» нового знания | - решать математические игры | умножение и деление дробей | |||||
151 | Математическая игра | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | - решать математические игры | площадь прямоугольника | |||||
152 | Решение занимательных задач | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | - решать математические игры | объем прямоугольного параллелепипеда | |||||
153 | Контрольная работа по теме «Площади и объемы» | 1 | Урок развивающего контроля | - выражать одни единицы измерения в другие; - вычислять площадь квадрата и площадь прямоугольника, используя формулу площади квадрата и прямоугольника; - вычислять площадь прямоугольного треугольника и площадь треугольника, используя формулу площади; - определять виды геометрических фигур и их элементы; - вычислять объём параллелепипеда, объем куба, используя формулу; - выписывать множество всевозможных результатов (сходов) простейших случайных экспериментов; - находить вероятности простейших случайных событий. | ||||||
154 | Анализ контрольной работы. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | анализировать работу, находить и исправлять ошибки | ||||||
Повторение | 10 | |||||||||
155 | Арифметические действия с натуральными числами | 1 | Урок общеметодологической направленности | иметь представление о натуральных числах; свойства арифметических действий | - выполнять арифметические действия с натуральными числами | |||||
156 | Буквенные выражения, упрощение выражений, формулы | 1 | Урок общеметодологической направленности | формулы пути, площади и периметра прямоугольника; объёма прямоугольного параллелепипеда | - составлять буквенные выражения по условию задачи, упрощать и находить их значение; - применять указанные формулы при решении текстовых задач | |||||
157 | Решение уравнений и задач на части | 1 | Урок общеметодологической направленности | правила нахождения неизвестных компонентов | - решать уравнения; - решать задачи на части | |||||
158 | Делимость чисел | Урок общеметодологической направленности | признаки делимости на 10, на 5 и на 2, на 9 и на 3; Формулировать определение простого и составного числа; делителя и кратного; определения НОД и НОК, взаимно простых чисел, разложение на простые множители, алгоритм нахождения НОД и НОК. | - распознавать числа, кратные 10, 5,2, 9 и 3; - раскладывать числа на простые множители; - находить НОК и НОД натуральных чисел; - распознавать взаимно простые числа | ||||||
159 | Дроби и действия с ними. | 1 | Урок общеметодологической направленности | основное свойство дроби, определение сокращения дроби, правила действий с дробями | - приводить дроби к общему знаменателю; -сокращать дроби; - сравнивать; - выполнять вычисления с дробями | |||||
160 | Смешанные дроби и действия с ними | 1 | Урок общеметодологической направленности | правила действий со смешанными дробями | - выполнять вычисления со смешанными дробями | |||||
161 | Решение текстовых задач | 1 | Урок общеметодологической направленности | - решать текстовые задачи | ||||||
162 | Геометрические фигуры на плоскости и в пространстве | 1 | Урок общеметодологической направленности | иметь представление о геометрических фигурах на плоскости и в пространстве | - определять виды геометрических фигур и их элементы | |||||
163 | Инструменты для вычислений и измерений | 1 | Урок общеметодологической направленности | определения угла | - распознавать острые, прямые и тупые углы, строить и измерять их с помощью транспортира. | |||||
164 | Площади и объемы | 1 | Урок общеметодологической направленности | единицы измерения площади, объема, формулы нахождения площади и объема | - вычислять объём параллелепипеда, объем куба, используя формулу | |||||
165-170 | Резерв. | 6 |
Содержание тем учебного курса
Повторение, обобщение и систематизация материала, изученного в начальной школе.
Понятие натурального числа, числовой луч, координата точки на луче, десятичная система счисления. Чтение и запись чисел. Классы и разряды. Сравнение чисел. Арифметические операции. Устные и письменные приёмы вычислений. Понятие дробного числа. Сравнение дробей с одинаковыми числителями либо с одинаковыми знаменателями. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Какую часть одно число составляет от другого. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Вычисление значений числовых выражений (со скобками и без них) на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических операций.
Делимость натуральных чисел.
Свойства делимости. Признаки делимости. Простые и составные числа. Делители и кратные. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное; методы их нахождения.
Обыкновенные дроби.
Понятие дроби. Нахождение части от целого и целого по его части. Натуральные числа и дроби. Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятия неправильной и смешанной дроби. Преобразование неправильной дроби в смешанную и наоборот. Сравнение дробей.
Действия с дробями и их свойства.
Сложение дробей. Свойства сложения. Вычитание дробей. Умножение дробей. Свойства умножения. Деление дробей. Сложение и вычитание смешанных дробей. Умножение и деление смешанных дробей.
Геометрические фигуры.
Углы. Измерение углов. Ломаные и многоугольники. Треугольники и их виды. Равенство геометрических фигур. Окружность и круг. Центральные углы. Площадь прямоугольника. Площадь прямоугольного треугольника. Единицы измерения площадей. Площадь произвольного треугольника. Объёмные тела. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объёма.
Текстовые задачи.
Различные модели текстовых задач: выражение, уравнение, схема, таблица.
Задачи на уравнивание. Задачи на части. Задачи на работу. Задачи с дробными числами. Задачи с альтернативным условием.
Задачи на движение и их различные виды. Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Движение по реке.
Элементы логики, статистики, комбинаторики, теории вероятностей.
Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.
Решение простейших логических задач.
Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме. Построение круговых диаграмм.
Решение простейших комбинаторных задач.
Понятие о вероятности случайного события.
Занимательные и нестандартные задачи.
Принцип Дирихле.
Математические игры. Понятие о выигрышных стратегиях.
Итоговое повторение.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончанию курса должны быть достигнуты результаты:
а) предметные
Учащиеся должны знать:
- название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 100000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единица;
- названия и последовательность разрядов в записи числа;
- названия и последовательность первых трех классов;
- сколько разрядов содержится в каждом классе;
- соотношение между разрядами;
- сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
- как устроена позиционная десятичная система счисления;
- единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;
- функциональную связь между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях;
- выполнять проверку правильности вычислений;
- выполнять умножение и деление с 1000;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них;
- раскладывать натуральное число на простые множители;
- находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное нескольких чисел;
- решать простые и составные текстовые задачи;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трех высказываний;
- выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
- находить вероятности простейших случайных событий;
- читать информацию, записанную с помощью линейных, столбчатых и круговых диаграмм;
- строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы.
б) личностные
Интеллектуальные умения:
- самостоятельно определять, какая информация необходима для решения конкретной задачи
- самостоятельно отбирать для решения предметных задач необходимые источники информации
- сопоставлять и отбирать полученную информацию
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать и факты. Выстраивать доказательства, логически выстраивая цепочки умозаключений
- предоставлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. Передавать информацию в сжатом, выборочном или развернутом виде
Организационные умения:
- учиться формулировать цель деятельности в совместной работе с другими учащимися при помощи педагога
- составлять план действий по решению проблемы (задачи) в совместной работе с другими учащимися при помощи педагога
- действовать согласно плану, намеченному в совместной работе с другими учащимися при помощи педагога
- в диалоге с учителем и другими детьми совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими при оценке и самооценке своей деятельности. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам
Коммуникативные умения:
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументами факты. Учиться критично относиться к своему мнению
- понимать точку зрения другого. Формировать умение работать с научным текстом
- участвовать в организации учебного взаимодействия. Прогнозировать последствия своих и коллективных решений
в) метапредметные
Результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- использовать навыки доказательной математической речи;
- работать с информацией, в том числе с различными математическими текстами;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Перечень учебно-методического оборудования
- Математика 5 класс в 2-х частях, авторов: С.А. Козлова, А.Г. Рубин М.: Баласс, 2013 (Образовательная система «Школа 2100»)
- Дидактический материал к учебнику «Математика» для 5-го класса/С. А. Козлова, В. Н. Гераськин, А. Г. Рубин. – М.:Баласс, 2013 (Образовательная система «Школа 2100»)
- Контрольно-измерительные материалы. Контрольные работы к учебнику «Математика», 5 кл./С. А. Козлова, А. Г. Рубин. – М.:Баласс, 2013 (Образовательная система «Школа 2100»)
- Контрольно-измерительные материалы. Тесты и самостоятельные работы к учебнику «Математика», 5 кл./С. А. Козлова, А. Г. Рубин, В. Н. Гераськин. – М.:Баласс, 2013 (Образовательная система «Школа 2100»)
- Математика. 5 класс. Методические рекомендации для учителя/С. А. Козлова, А. Г. Рубин. – М.:Баласс, 2013 (Образовательная система «Школа 2100»)
Список литературы
Литература, рекомендованная для учащихся:
- Тесты для промежуточной аттестации, «Математика 5-6 классы», под редакцией Ф.Ф. Лысенко, учебно-методическое пособие, изд. «Легион», Ростов-на-Дону, 2008 г.
- Школа 2100. «Математика» 5 класс. Методические рекомендации для учителя. С.А. Козлова, А.Г. Рубин М., 2011 г.
- 20 тестов по математике ко всем учебникам по математике за 5-6 классы, С.С. Минаева, изд. «Экзамен», М., 2007 г.
- Дидактические материалы по математике для 5 класса, М., «Дрофа», 2004 г.
- Уроки математики в 5-10 классах с применением информационных технологий; методическое пособие с электронным приложением, М., изд. «Глобус», 2009 г.
- Наглядная геометрия, учебное пособие для учащихся 5-6 классов, И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева, М., 1992 г.
- Математический тренажер 5 класс. Пособие для учителей и учащихся В.И. Жохов М., «Мнемозина», 2011
- Математические диктанты 5 класс. Пособие для учителя В.И. Жохов М. «Мнемозина», 2011
- Задачи на смекалку 5-6 класс И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин М. «Просвещение», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 5 класс ( учебник "Математика" С.А. Козлова)
Данный материал содержит пояснительную записку и тематическое планирование к учебнику 5 класса "Математика" автор С. Козлова, расчитанное на 6 часов в неделю...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Конспект урока по теме: « Сложение дробей. Свойства сложения» к учебнику «Математика 5 класс» авторы С.А.Козлова, А.Г.Рубин
Тип урока. Урок развития умений.Цели.Предметные результаты:Закрепить знания и умения по сложению дробей, используя раздел « Тренировочные упражнения».Метапредметные и личностные результаты:Позна...
Рабочая программа по математике 5 класс Козлова, Рубин
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов авторов С.А. Козловой, А.Г....
Рабочая программа по математике 5 класс под редакцией академика РАН В.В.Козлова и академика РАО А.А.Никитина.
Математика является важным элементом общей человеческой культуры и в значительной мере является одним из видов искусства. Математика имеет свои законы развития и может применяться в различных сферах ч...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....