Открытый урок по теме "Задачи на среднее"
учебно-методический материал (алгебра, 6 класс) по теме
Урок- закрепление по теме "Задачи на среднее". Основная цель - отработать приёмы решения задач на "среднее".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_15.10.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике в 6 Б классе.
Тип урока: Рефлексия.
Тема: «Среднее арифметическое»
Основные цели:
Образовательные:
- закрепить алгоритм нахождения «среднего арифметического» , отрабатывать понятие «средней скорости», «средней урожайности», «средней стоимости» и тренировать умение решать задачи на нахождение этих величин на практике, строить математическую модель для решения задач;
- точно и последовательно выстраивать рассуждения, переходя от частного к общему;
- оценивать собственную деятельность на уроке.
Воспитательные:
- воспитывать познавательную активность, умение работать в группах, коллективе,
- воспитывать чувство ответственности, самоконтроля, математической культуры; настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
- формировать потребность в приобретении новых знаний.ъ
Развивающие:
- развивать внимательность, логическое мышление; умение систематизировать и применять полученные знания в практической деятельности.
- активизировать мыслительную деятельность в процессе выполнения заданий;
- способствовать самостоятельному конструированию новых знаний по теме;
- развивать умение высказывать собственные суждения, аргументировать свою точку зрения;
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал.
Формы работы: фронтальная и групповая с элементами исследовательской деятельности.
Ход урока: 1. Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний. Числовая викторина.
4. Практикум. (Включение в систему знаний).
5. Проверка .
6. Рефлексия деятельности.
7. Домашнее задание.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
– Какое новое понятие вы «открыли» на прошлом уроке? (Понятие среднего арифметического).
- Одним из заданий домашней работы было : найти средний рост , среднюю массу ,средний возраст и средний балл по математике вашего класса. Давайте проверим как вы справились с этим заданием и познакомим наших гостей с математическим портретом 6 Б класса.
Итак, мальчики какие результаты получили вы?
Результаты мальчиков.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | среднее | |
Возраст | 12 | 12 | 11 | 12 | 12 | 12 | 11 | 12 | 12 | 12 | 12 | 11 | 12 | 11 | 11,7 |
Рост (см) | 169 | 157 | 145 | 155 | 163 | 154 | 155 | 150 | 154 | 146 | 170 | 156 | 152 | 153 | 155,6 см |
Вес (кг) | 78 | 72 | 34 | 57 | 69 | 55 | 51 | 53 | 53 | 45 | 66 | 39 | 35 | 59 | 54,7кг |
Оценка | 4 | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4,1 |
Что получили девочки?
Результаты девочек.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | среднее | |
Возраст | 12 | 12 | 12 | 12 | 11 | 12 | 12 | 11 | 11 | 11 | 12 | 12 | 11,7 |
Рост (см) | 149 | 165 | 151 | 155 | 150 | 158 | 150 | 140 | 168 | 154 | 162 | 156 | 154,8 |
Вес (кг) | 41 | 72 | 63 | 44 | 39 | 46 | 38 | 28 | 74 | 48 | 40 | 48 | 48,4 |
Оценка | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 3,8 |
- У кого возникли затруднения? Где?
- Каким алгоритмом ребята вы пользовались для нахождения этих средних значений? (Ответы)
- Мы продолжим с вами изучать данную тему. Скажите а где в жизни , практической деятельности применяется тема «Среднее арифметическое»?
А может кто –нибудь сформулирует учебные цели нашего урока.
- Определить значимость данной темы в практической деятельности. Учебная цель нашего урока – научиться решать задачи на среднюю скорость, урожайность, покупку и.т.д. А работать вы будете в группах. Правила работы вы знаете. В каждой группе есть организатор-консультант.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
-Проведём числовую викторину. Каждая команда получает по 2 вопроса и находит ответ, используя определение среднего арифметического и знания, полученные ранее.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
1.Чему равно среднее арифметическое 10 чисел, если их сумма 44. 2. За 1/3ч пешеход прошёл 1,2 км. Найдите его скорость. | 1.Отгадайте число, среднее арифметическое которого и числа 11 равно 10. 2. Автомобилист ехал 1,5 ч со скоростью 80 км/ч . Какой путь он преодолел? | 1. Чему равно среднее арифметическое 5 чисел, если их сумма 27. 2. За 10 кг картофеля покупатель заплатил 235 рублей. Найдите цену картофеля. | 1.Отгадайте число, среднее арифметическое которого и числа 8 равно 13. 2. С поля площадью 5 га собрали 24 ц гречихи. Найдите урожайность гречихи. |
- Проверка результатов . Числа выписываются на доске ( вывешиваются на магнитах). Затруднения возникли ?Где?
- А теперь задание общее. Каждой группе необходимо определить среднюю полугодовую температуру 2-х городов.
Месяц | март | апрель | май | июнь | июль | август | средняя |
1 город | 4⁰С | 10 ⁰С | 18 ⁰С | 20⁰С | 30 ⁰С | 20 ⁰С | 17 ⁰С |
2 город | 9 ⁰С | 17 ⁰С | 22 ⁰С | 25 ⁰С | 27 ⁰С | 32 ⁰С | 22 ⁰С |
- Для городов Москвы и Сочи какие подходят значения этой средней температуры?
( Москва – 17 ⁰С, Сочи - 22⁰С). А почему? ( Сочи расположен ближе к экватору, температура воздуха там выше, а Москва дальше от экватора.)
- А можно ли было нам найти среднегодовую температуру этих городов?
(Нет , т. к. в Москве в зимние месяцы отрицательная температура….)
- А теперь давайте расположим результаты числовой викторины в порядке возрастания и расшифруем некоторое слово.
3,6 | 4,4 | 4,8 | 5,4 | 9 | 17 | 18 | 22 | 23,5 | 120 |
с | т | а | т | и | с | т | и | к | а |
- Вам знакомо оно? Что оно означает?
- Статистика (от лат. Status – состояние) – наука, изучающая, обрабатывающая и анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях в жизни Экономическая статистика изучает изменение цен, спроса и предложения на товары, прогнозирует рост и падение производства и потребления.
Медицинская статистика изучает эффективность различных лекарств и методов лечения, вероятность возникновения некоторого заболевания в зависимости от возраста, пола, наследственности, условий жизни, вредных привычек, прогнозирует распространение эпидемий.
Демографическая статистика изучает рождаемость, численность населения, его состав (возрастной, национальный, профессиональный).
Есть еще статистика финансовая, налоговая, биологическая и т.д.
Математическая статистика – наука, основанная на законах теории вероятностей. Среднее арифметическое - одна из числовых характеристик, которая помогает статистам в обработке данных. А кроме среднего арифметического в статистике ещё используют такие понятия как среднее геометрическое, среднее гармоническое. Вы ,обрабатывая таблицу температур, попробовали себя в роли статистов метереологии.
- А теперь « вернёмся « к городу Сочи. Чем знаменателен этот город?
1)Курорт.
2)Столица 22 –ой зимней олимпиады 2014 года. Ребята а вы знаете олимпийского чемпиона - лыжника, нашего земляка , который будет представлять Россию в Сочи и бороться за олимпийскую медаль? (Никита Крюков). Мы гордимся им и будем обязательно за него болеть.
3) Город, в котором плодородные земли и богатый урожай фруктов, овощей.
3. Практикум .
Каждой группе необходимо решить свою задачу.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
В лыжном спринте спортсмен прошёл круг длиной 1,4 км за 3,5 мин и два круга той же длины за 4 мин. Найдите среднюю скорость лыжника. ( 0,56 км/мин) | С виноградника площадью 10 га собрали 8,5 ц с одного гектара и с поля площадью 15 га по 6 ц с гектара. Найдите среднюю урожайность. (7 га) | Добираясь до Сочи на машине, туристы в первый день проехали 10 часов со скоростью 90 км/ч и во второй день 8 часов со скоростью 72 км/ч. Найдите среднюю скорость туристов. (82 км/ч) | Покупая талисманы Сочинской олимпиады в подарок, Петя заплатил за 2 леопарда - 180 руб, 3 лисичек 165 руб и белого мишку – 75 руб. Сколько в среднем стоит его подарок? 70 руб |
Проверка. ( Устно ответы и по слайдам решение )
- Что общего в этих задачах?
- Что их отличает?
Так как найти среднюю скорость? Среднюю урожайность? Среднюю стоимость?
Давайте запишем эти формулы в тетрадь :
Средняя скорость = весь путь / всё время;
Средняя урожайность = весь урожай/ вся площадь;
Средняя стоимость = вся стоимость / всё количество;
4.Рефлексия деятельности.
- Какой материал изучали сегодня на уроке?
- Какими алгоритмами пользовались?
- достигли цели урока?
- С какими трудностями столкнулись?
- Дайте оценку своей работе
- я всё понял и могу и могу объяснить этот материал другому
- я сам всё понял, но другому объяснить не смогу;
- для полного понимания мне надо повторить теоретический материал;
- я ничего не понял.
Если останется время, то. А сейчас 2 минуты отдыха. Включите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов или существ, которые вас окружают.
Например, среднеарифметическое:
- Портфеля и рюкзака ( ранец)
- Женщины и рыбы ( русалка )
- Мужчины и коня ( кентавр)
- Яблока и персика ( нектарин )
5.Домашнее задание.
№267(2), 268 (1 или 2 на выбор);
по желанию составить задачу на нахождение средней величины, решить её и сопроводить иллюстрацией.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 5 классе "Среднее арифметическое"
Методическая разработка открытого урока в 5 классе....
Конспект открытого урока по теме «Подъём «Ёлочкой», спуск в средней стойке. Попеременный двухшажный ход. Одновременный двухшажный ход» (6 класс)
Конспект открытого урока...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС
ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И ИСТОРИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ. ...
Презентация ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС
"ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ»6 КЛАСС...
Открытый урок в 5 классе "СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ.СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ" (ФГОС)
Технологическая карта урока № 145. (Открытый рок ФГОС)Школа: МАОУ Абатская СОШ №1.Учитель математики: Бурмистрова Елена Юрьевна.Класс: 5 "а", 5 "б".Дата проведения: 22.04.2013. Тема урока: Средне...
Методическая разработка открытого урока по математике для 5 класса. Тема урока "Среднее арифметическое"
Тип урока: изучение нового материала (первый из пяти по данной теме).Цель урока: создание условий для формирования понятия среднего ...
Открытый урок в 5 классе "Среднее арифметическое"
Конспект урока и презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Среднее арифметическое"...