статья:"Задачи на сплавы и концентрацию"
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) по теме
Задачи на сплавы и концентрацию часто включают в экзаменационные варианты тестов для 9 и
11 классов, но многие ученики пропускают эти задачи, так как испытывают
трудности при их решении.
Я предлагаю различные способы решения задач на сплавы и концентрацию, методику решения задач в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_na_splavy_i_kontsentratsiyu.doc | 405 КБ |
Предварительный просмотр:
Комарова Людмила Сергеевна учитель математики БОУ г. Омска «Лицей № 166».
2013 год.
ЗАДАЧИ НА СПЛАВЫ И КОНЦЕНТРАЦИЮ.
Задачи на сплавы и концентрацию часто включают в экзаменационные варианты тестов для 9 и 11 классов, но многие ученики пропускают эти задачи, так как испытывают трудности при их решении.
Учителю, при решении задач на сплавы и концентрацию, необходимо указывать в каком классе решали тот или иной тип задачи. В процессе решения задач на сплавы и концентрацию, учащиеся повторяют, определение процента, перевод процентов в десятичную дробь, как найти часть от числа и число по его части, прямую и обратную пропорциональные зависимости, способы решения задач. Задачи на смеси имеют практическую направленность. Прежде чем объяснять методы решения таких задач, необходимо побеседовать с ребятами. Например: мы пьем чай и кладем в чашку столько сахара, чтобы не пересластить (создаем нужную нам концентрацию), а если пересластили, то добавляем воды. Врач выписывает рецепт, и мы покупаем мази, микстуры с определенной концентрацией лекарственных веществ.
Решая задачи, нужно будет выделить компоненты, которые изменяются, и те, что остаются неизменными. Измерять количество компонентов смеси будем в единицах массы, а не объема, так как изменение массы происходит линейно, а изменение объема по более сложной зависимости, и все равно приходится переходить к изменениям массы, но уже используя плотность веществ.
Различные способы решения задач.
1.-17.Сколько нужно взять 10%-го и 30%-го растворов марганцовки, чтобы получить 200г 16%-го раствора марганцовки? (140г 10%-го и 60г -30%-го)
I способ (5класс)
Пусть граммов масса I раствора, тогда
М(г) | m(г) | ||
1-й раствор | 10% или 0,1 | 0,1 | |
2-й раствор | 30% или 0,3 | 200- | 0, 3(200-) |
3-й раствор | 16% или 0,16 | 200 | 0,16200 |
Составим и решим уравнение:
Ответ:140г-10%-го и 60г-30%-го.
II способ (7 класс)
Пусть масса первого раствора граммов,
масса второго раствора граммов.
М(г) | m(г) | ||
1-й раствор | 10% или 0,1 | 0,1 | |
2-й раствор | 30% или 0,3 | 200- | 0, 3(200-) |
3-й раствор | 16% или 0,16 | 200 | 0,16200 |
Cоставим и решим систему двух уравнений с двумя переменными:
Ответ:140г-10%-го и 60г-30%-го.
III способ (способ креста)
Составим схему
В левой колонке схемы записаны процентные содержания марганца в имеющихся растворах.
Посередине – процентное содержание марганцовки в полученной смеси.
В правой – разности процентных содержаний имеющихся растворов и полученной смеси (вычитаем из большего числа меньшее и записываем на ту диагональ, где находятся, соответственно, уменьшаемое и вычитаемое).
Исходя из схемы, делаем вывод: в 200г смеси содержится 14 частей 10%-го раствора и 6 частей 30%-го раствора.
Найдем их массы:
1) 200:(14+6)14=140г;
2) 200:(14+6) 6=60г.
Ответ:140г-10%-го и 60г-30%-го.
IV способ (способ, который предлагает нам Евгений Ефимович Вольпер)
10% | ||||||
0,1х | x | 16% | ||||
+ | = | 0,16200 | 200 | |||
30% | ||||||
0,3(200-х) | 200 - x |
Составим уравнение: 0,1х + 0,3(200-х) = 0,16200;
0,2х = 28;
х = 140.
Ответ:140г-10%-го и 60г-30%-го.
2.-16. В колбе было 140г 10%-го раствора марганцовки (перманганата калия). В нее добавили 60г 30% раствора марганцовки. Определите процентное содержание марганцовки в полученном растворе. (16%)
Решение: Заполним таблицу по условию задачи:
М(г) | м(г) | ||
Было | 10% или 0,1 | 140г | 0,1140 |
Добавили | 30% или 0,3 | 60г | 0,360 |
Стало | ? | 140+60г |
- доли основноговещества в смеси будем называть отношение массы основного вещества (м) в смеси к общей массе смеси (М), , - измеряется в долях, процентах.
Ответ: 16%.
Задачи на понижение концентрации.
3.-1.Сироп содержит 18% сахара. Сколько кг воды нужно добавить к 40кг сиропа, чтобы содержание сахара составило 15%? (8кг)
Решение:
Пусть кг воды надо добавить, тогда
М(кг) | m(кг) | ||
Было | 18% или 0,18 | 40 | 0,1840 |
Стало | 15% или 0,15 | 40+ | 0, 15(40+) |
Масса сахара не изменилась, то составим уравнение и его решим:
0, 15(40+) = 0,1840;
= 8.
Или:
18% сах | ||||||
0,1840 | 40кг | 15% сах | ||||
+ | = | 0,15(40+) | (40+ ) | |||
0 | x |
Составим и решим уравнение:
Или:
40 кг сиропа составляет 15 частей
18% раствор составляет 3 части
- 40:15 3 = 8 (кг)
Ответ: 8(кг)
4.-2. Сколько граммов 35%-го раствора марганцовки надо добавить к 325г воды, чтобы концентрация марганцовки в растворе составила 10%? (130г)
Решение:
Пусть г марганцовки надо добавить, тогда
35% марг | ||||||
0,35 | г | 10% марг | ||||
+ | = | 0,1(325+) | 325+ | |||
0 | 325г |
Составим и решим уравнение:
0,35 = 0,1(325+);
= 130.
Ответ: 130 граммов.
Задачи на высушивание.
5.-5. В свежих грибах 70% влаги, а в сушеных 10%. Сколько кг свежих грибов надо собрать для того, чтобы получить 30кг сушеных? (90кг)
Решение:
Пустькг свежих грибов надо собрать, тогда
70% влаги | 30% суш | |||||
0,3 | кг | 10% влаги | 90% суш | |||
= | 0,9 30 | 30 кг | ||||
Составим уравнение:
0,3 = 0,9 30;
0,3 = 27;
= 90.
Ответ: 90кг.
Задачи на повышение концентрации.
6.-10. Сплав массой 36кг содержит 45% меди. Сколько меди нужно добавить, чтобы новый сплав содержал 60% меди?(13,5кг)
Решение: Пусть кг меди нужно добавить к сплаву, тогда
45% медь | ||||||
0,4536 | 36 кг | 60% медь | ||||
+ | = | 0,6(36+) |
| (36+)кг | ||
кг |
Составим уравнение:
0,4536 + = 0,6(36+);
0,4 = 5,4;
= 13,5.
Ответ: 13,5кг.
Задачи на смешение растворов разных концентраций.
7.-12. При смешивании 5% и 40% растворов кислоты получили 140граммов 30% раствора кислоты. Сколько грамм каждого раствора было взято? (40г – 5%, 100г-40%)
Решение: Пусть г масса первого раствора кислоты, тогда (140-)г масса второго раствора, получим
5% кисл | ||||||
0,0 5 | г | 30% кисл | ||||
+ | = | 0,3140 |
| 140г | ||
40% | ||||||
0,4(140-) | (140-)г |
Составим и решим уравнение:
0,05+0,4(140-)=0,3140,
0,35=14,
=40.
Ответ: 40 г 5%-го и 100 г 40%.
8.-13. Имеются два сосуда, содержащие 30кг и 35кг раствора кислоты различной концентрации. Если смешать оба раствора, то получится раствор, содержащий 46% кислоты. Если смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 47% кислоты. Какова концентрация данных растворов. (60% и 34%)
Решение: Пусть концентрация одного раствора %, а другого %, -массы растворов во втором случае. Заполним таблицу:
% кисл | ||||||
0,0130 | 30 кг | 46% кисл | ||||
+ | = | 0,4665 |
| 65 кг | ||
% | ||||||
35кг |
% кисл | ||||||
0,01 | кг | 47% кисл | ||||
+ | = | 0,472 |
| 2кг | ||
% | ||||||
кг |
0,01+=0,472;
Составим систему уравнений:
Ответ: 60% и 34%.
9.-14. Из сосуда, наполненного 96% раствором кислоты, отлили 2,5л и долили 2,5л 80% раствора той же кислоты. Затем еще раз отлили 2,5л смеси и снова долили 2,5л 80% раствора. После этого в сосуде получился 89% раствор кислоты. Определите вместимость сосуда. (10литров)
Решение: Пусть л – вместимость сосуда, тогда
1)
96% кисл | ||||||
0,96 | л | 96% кисл | ||||
- | = | 0,96(-2,5) |
| (-2,5)л | ||
2,5л |
2)
96% кисл | ||||||
0,96(-2,5) | (-2,5)л | |||||
+ | = | 0,96(-2,5)+0,82,5 |
| л | ||
80% | 0,96-0,4 | |||||
0,82,5 | 2,5л |
3)
кисл | ||||||
0,96-0,4/ | ||||||
- | 2,5л | = | 0,96-0,4/ |
| (-2,5)л | |
|
4)
кисл | ||||||
(0,96-0,4/)(-2,5) | (-2,5)л | 89% | ||||
+ | = | 0,89 |
| л | ||
80% |
| |||||
0,82,5 | 2,5л |
Составляем уравнение:
Ответ: 10литров.
10.-15. Из бутылки, наполненной 12% раствором соли отлили 1литр и долили водой, затее отлили еще 1литр и опять добавили водой. В результате в бутыли оказался 3% раствор соли. Какова вместимость бутыли. (2л)
Решение: Пусть л – вместимость бутыли, тогда
1)
12% соль | ||||||
0,12 | л | 12% соль | ||||
- | 1л | = | 0,12(-1) |
| (-1)л | |
2) 12% соль | ||||||
0,12(-1) | (-1)л | 0,12(-1)/ соль | ||||
+ | 1л | = | 0,12(-1) |
| л | |
3) 0,12(-1)/ | ||||||
0,12(-1) | л | |||||
- | 1л | = | 0,12(-1) |
| (-1)л | |
4) | ||||||
0,12(-1)/ | (-1)л | 0,12(-1)/ соль | ||||
+ | 1л | = | 0,12(-1) |
| л | |
5) | ||||||
0,12(-1)/ | = | 0,03 |
Составим и решим уравнение:
Ответ: 2 литра.
Задачи на понижение концентрации.
- Сироп содержит 18% сахара. Сколько кг воды нужно добавить к 40кг сиропа, чтобы содержание сахара составило 15%? (8кг)
- Сколько граммов 35%-го раствора марганцовки надо добавить к 325г воды, чтобы концентрация марганцовки в растворе составила 10%? (130г)
- Сколько кг 5%-го раствора соли надо добавить к 15кг 10%-го раствора той же соли, чтобы получить ее 8%-ный раствор? (10кг)
- Требуется приготовить 100г 10%-го раствора нашатырного спирта. Сколько для этого потребуется воды и 25%-го раствора нашатырного спирта? (40г нашатырного спирта и 60г воды)
Задачи на высушивание.
- В свежих грибах 70% влаги, а в сушеных 10%. Сколько кг свежих грибов надо собрать для того, чтобы получить 30кг сушеных? (90 кг)
- Собрали 8кг свежих цветков ромашки, влажность которых 85%. После того как цветки высушили, их влажность составила 20%.Чему равна масса цветков ромашки после сушки? (1,5кг)
- Из 22кг свежих грибов получается 2,5кг сухих грибов, содержащих 12% воды. Каков процент воды в свежих грибах? (90%)
- На складе хранилась 51 т зерна, влажность которого была 20%. Перед закладкой зерна в зернохранилище его просушили, доведя влажность до 15%. Сколько тонн зерна засыпали в зернохранилище? (48т)
- Сколько кг нужно выпарить из 2т раствора соли, содержащего 85% воды, чтобы получить25% раствор соли? (800кг)
Задачи на повышение концентрации.
- Сплав массой 36кг содержит 45% меди. Сколько меди нужно добавить, чтобы новый сплав содержал 60% меди?(13,5кг)
- Сплав меди с серебром содержит серебра на 1845г больше, чем меди. Если к нему добавить массы серебра, содержащегося в сплаве, то получится новый сплав, содержащий 83,5% серебра. Какова масса сплава и процентное содержание серебра в нем?
Задачи на смешение растворов разных концентраций.
- При смешивании 5% и 40% растворов кислоты получили 140граммов 30% раствора кислоты. Сколько грамм каждого раствора было взято? (40г – 5%, 100г-40%)
- Имеются два сосуда, содержащие 30кг и 35кг раствора кислоты различной концентрации. Если смешать оба раствора, то получится раствор, содержащий 46% кислоты. Если смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 47% кислоты. Какова концентрация данных растворов. (60% и 34%)
- Из сосуда, наполненного 96% раствором кислоты, отлили 2,5л и долили 2,5л 80% раствора той же кислоты. Затем еще раз отлили 2,5л смеси и снова долили 2,5л 80% раствора. После этого в сосуде получился 89% раствор кислоты. Определите вместимость сосуда. (10литров)
- Из бутылки, наполненной 12% раствором соли отлили 1литр и долили водой, затее отлили еще 1литр и опять добавили водой. В результате в бутыли оказался 3% раствор соли. Какова вместимость бутыли. (2л)
- В колбе было 140г 10%-го раствора марганцовки (перманганата калия). В нее добавили 60г 30% раствора марганцовки. Определите процентное содержание марганцовки в полученном растворе. (16%)
- Сколько нужно взять 10%-го и 30%-го растворов марганцовки, чтобы получить 200г 16%-го раствора марганцовки? (140г 10%-го и 60г 30%-го)
- При смешении 5%-го и 40%-го растворов кислоты получили 140г 30%-го раствора кислоты. Сколько грамм каждого раствора было взято? (40г 5%-го и 100г 40%-го)
- Один раствор содержит 20% соли, а второй-70%. Сколько граммов первого и второго растворов нужно взять, чтобы получить 100г 50%-го солевого раствора? (20%-го 40г, 70%-го 60г)
- При смешении 10% -го раствора с 5%-ым раствором получено 5кг 6%-го раствора. Сколько каждого раствора было взято? (1кг 10%-го, 4кг 5%-го)
- В сосуд налито 4л 70%-го раствора кислоты. Сколько нужно добавить 90%-го раствора кислоты, чтобы получить 75%-ый раствор?
- Имеются два сплава меди и цинка. В первом сплаве меди в 2 раза больше, чем цинка, а во втором меди в 5 раз меньше, чем цинка. Во сколько раз больше нужно взять второго сплава, чем первого, чтобы получить новый сплав, в котором цинка было бы в 2 раза больше, чем меди? (2 раза)
- Имеются два сплава раствора кислоты, содержащих соответственно 0,8 и 0,4л воды. При их сливании получили 76%-ый раствор. Найти объемы исходных растворов, если известно, что концентрация первого из них на 20% выше второго.(?)
Используемая литература:
- Вольпер Е.Е., Федорова Е.И.- Математика. Задачи для подготовки к ЕГЭ. – Омск: ОмГУ, 2004, стр35-36.
- Корешкова Т. А., Мирошин В. В., Шевелева Н. В. Единые государственный экзамен: Математика: тренировочные задания. – М.: Просвещение, Эксмо, 2005. Стр.: 9, 21, 27 (B-9*)
- Лысенко Ф.Ф., Кулабухов С.Ю.- Математика. Подготовка к ЕГЭ-2010. – Ростов –на- Дону: Легион-М,2009.
- Прокопенко Н.И.- Задачи на смеси и сплавы. - М.: Чистые пруды,2010, стр.4-6,8-9,12-13,16-17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи на сплавы.
Презентация....
Мастер-класс "Задачи на сплавы"
Мастер-класс по теме "Задачи на сплавы"...
Решение задач на сплавы и смеси
Принцип решения задач на сплавы, смеси складывается из того что – бы по условию задачи составить схему, на которой наглядно указывается вес всего вещества (внутри «вёдер») и вес сухого вещества, содер...
Готовимся к ЕГЭ по математике. В14. Задача на сплавы, смеси, растворы.
В презентации тип задач — задачи на растворы, смеси и сплавы. Они встречаются не только в математике, но и в химии. Представляю самый простой...
Подготовка к ЕГЭ. Задачи на сплавы.
В работе представлен сборник задач на сплавы. Даны решения прототипов, ответы ко всем задачам. Можно использовать для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ....
ЗАДАЧИ НА СПЛАВЫ И КОНЦЕНТРАЦИЮ
ЗАДАЧИ НА СПЛАВЫ И КОНЦЕНТРАЦИЮ...
подборка задач по теме "Проценты, концентрация"
задачи для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ математика...