Программа кружка по математики "Школа точной мысли"
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме
Программа математического кружка "Школа точной мысли"составлена для работы с учащимися 10-11 классов. Программа рассчитана на 144 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10-11 класса к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_10-11klass.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации округа Муром Владимирской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20 имени Героя Cоветского Союза В.И. Филатова»
Согласовано на методическом совете Протокол №_______ от __________ 2011 г. Руководитель методического совета ________И.Н. Колычихина.) | Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 20 __________ Е.С.Клюшникова Приказ № _________ от __________2011 г. |
Программа кружка
«Школа точной мысли»
(на 2 года)
Разработчик программы
учитель математики
Нефёдова В.Ю.
педстаж 30 лет,
II квалификационная категории
2011
Пояснительная записка
Программа кружка рассчитана на 144 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10-11 класса к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы, их подготовку к дальнейшему математическому образованию, и предусматривает углубление и расширение тем, составлена с учётом мотивации, устойчивого интереса учащихся к математике. Данная программа разработана на основе государственной программы по математике для 5 – 11 классов. Содержание программы соотнесено с примерной программой по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и школ с базовым изучением математики, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, а также на основе примерных учебных программ базового уровня авторов А.Н. Колмогорова и Л.С. Атанасяна.
Настоящая программа предназначена для старшей школы и позволяет организовать систематическое изучение вопросов, вызывающих затруднения у учащихся в процессе обучения и сдаче единого государственного экзамена
Данный курс предусматривает не только овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения ученика, логической и эвристической составляющих мышления. Кружок по математике представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, желающих основательно подготовиться не только к ЕГЭ, но и подготовиться к поступлению в ВУЗы. Для реализации целей и задач данной программы предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, семинары, приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика. Такая организация занятий способствует реализации развивающих целей курса.
Цель курса:
Создание условий для формирования и развития у учащихся:
-интеллектуальных и практических умений в решении задач различных типов
-систематизации математических знаний для успешной сдачи единого государственного экзамена
Задачи:
- Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
- Формирование поисково-исследовательского метода
- Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач
- Осуществление работы с дополнительной литературой.
- Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;
- Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Курсу отводится 2года,2 часа в неделю. Всего 144 часа.
Умения и навыки учащихся, формируемые курсом:
- навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;
- составление алгоритмов решения типичных задач;
- умения решения тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений и неравенств, уравнений с модулями и параметрами
- исследования элементарных функций, решения задач различных типов.
Особенности курса:
- Краткость изучения материала.
- Практическая значимость для учащихся.
- Нетрадиционные формы изучения материала.
Учебный план на 2 года
№ пп | Разделы программы | Количество часов часов | |
1 год | 2 год | ||
1 | Числа и вычисления | 8 | 8 |
2 | Уравения | 12 | 14 |
3 | Система уравнений | 8 | 8 |
4 | Неравенства | 10 | 10 |
5 | Выражения и преобразования | 10 | 8 |
6 | Функции | 14 | 12 |
7 | Геометрические задачи | 10 | 12 |
Всего часов: | 72 | 72 |
Учебно-тематический планирование
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
I | Числа и вычисления | 16 | 2 | 14 |
1.1 | Проценты. Основные задачи на сложные и простые проценты | 6 | 1 | 5 |
1.2 | Пропорции. Основные свойства прямо и обратно пропорциональные величины | 4 | 1 | 3 |
1.3 | Решение текстовых задач на движение, работу, десятичную форму записи числа, концентрацию смеси и сплава | 6 | 6 | |
2 | Уравнения | 28 | 7 | 21 |
2.1 | Общие сведения об уравнениях. Целые рациональные алгебраические уравнения с одним неизвестным первой и второй степени | 1,5 | 0,5 | 1 |
2.2 | Уравнения высших степеней | 3 | 1 | 2 |
2.3 | Использование нескольких приемов при решении уравнений | 4 | 1 | 3 |
2.4 | Иррациональные уравнения | 2,5 | 0,5 | 2 |
2.5 | Уравнения содержащие переменную под знаком модуля | 4 | 1 | 3 |
2.6 | Тригонометрические уравнения | 4 | 1 | 3 |
2.7 | Логарифмические уравнения | 2,5 | 0,5 | 2 |
2.8 | Показательные уравнения | 2,5 | 0.5 | 2 |
2.9 | Уравнения с параметрами | 4 | 1 | 3 |
3 | Система уравнений | 16 | 3 | 13 |
3.1 | Системы линейных уравнений с двумя и тремя переменными. Обзор методов их решения | 9 | 2 | 7 |
3.2 | Использование графиков при решении систем | 7 | 1 | 6 |
4 | Неравенства | 20 | 5 | 15 |
4.1 | Неравенства с одной переменной. Методы решения | 3 | 1 | 2 |
4.2 | Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля | 3 | 1 | 2 |
4.3 | Иррациональные неравенства | 2,5 | 0.5 | 2 |
4.4 | Неравенства. содержащие параметр | 4 | 1 | 3 |
4.5 | Тригонометрические неравенства | 2,5 | 0,5 | 2 |
4.6 | Показательные и логарифмические неравенства | 3 | 1 | 2 |
4.7 | Системы неравенств | 2 | 2 | |
5 | Выражения и преобразования | 16 | 3 | 13 |
5.1 | Преобразование степенных ,иррациональных выражений | 5 | 1 | 4 |
5.2 | Преобразование тригонометрических выражений | 7 | 1 | 6 |
5.3 | Преобразование логарифмических выражений | 4 | 1 | 3 |
6 | Функции | 26 | 5 | 21 |
6.1 | Область определения функции. Множество значений функции | 1 | 3 | |
6.2 | Графики функций и их использование | 1 | 3 | |
6.3 | Чётность, нечётность, периодичность функций | 1 | 2 | |
6.4 | Построение графиков функции, содержащих модуль | 3 | ||
6.5 | Экстремумы функции (теорема Ферма) | 1 | 3 | |
6.6 | Исследование графиков на выпуклость. точки перегиба | 4 | ||
6.7 | Касательная к кривой | 1 | 3 | |
7 | Геометрические задачи | 22 | 6 | 16 |
7.1 | Построение чертежа | 3 | 1 | 2 |
7.2 | Выявление характерных особенностей заданной задачи | 2 | 2 | |
7.3 | Опорные задачи | 4 | 1 | 3 |
7.4 | Геометрические методы решения задач | 4 | 1 | 3 |
7.5 | Аналитические методы решения задач | 3 | 1 | 2 |
7.6 | Метод координат | 3 | 1 | 2 |
7.7 | Векторный метод | 3 | 1 | 2 |
Итого часов | 144 | 31 | 113 |
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Числа и вычисления (16 часов)
Основная цель: повторение начальных сведений о процентах и пропорциях (данная тема используется при решении текстовых задач на движение, работу и смеси). В тестах ЕГЭ включены задачи по этим темам.
Тема 2. Уравнения (26 часов)
Основная цель: изучение общих приёмов решений уравнений с одной переменной и использование равносильности уравнений, иррациональных уравнений. Использование нескольких приемов при решении различных уравнений. Уравнения высших степеней, где будут рассмотрены методы решения уравнений: замена переменной, схема Горнера, Теорема Безу, возвратные уравнения. Также в данной теме будут рассмотрены уравнения, содержащие переменную под знаком модуля, уравнения с параметрами. Обобщение всех методов решения различных уравнений. Решение комбинированных уравнений. Решая такие уравнения учащиеся развивают умение анализировать полученную ситуацию, развивать навыки исследовательской работы.
Тема 3. Система уравнений (16часов)
Основная цель: провести обзор систем уравнений и методов их решения. При решении систем уравнений могут быть использованы графики. Рассматриваются задачи на составление системы, содержащие одинакового вида уравнения и разного, например показательно-логарифмические.
Тема 4. Неравенства (20 часов)
Основная цель: рассмотреть рациональные неравенства, методы их решения. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Иррациональные неравенства и методы их решения. Использование графиков при решении неравенств. Изучая тему в курсе данной программы, происходит выработка умений и навыков успешно применять общие методы решений(метод замены переменной, метод разложения на множители, графический метод) к решению тригонометрических, показательных, логарифмических и иррациональных неравенств. Происходит углубление изученного материала за счёт решения неравенств, содержащих знак модуля, параметры.
Тема 5.Выражения и преобразования(16часов)
Задания на преобразование выражений всегда включаются в работу, предлагаемую на выпускном экзамене. В старшей школе изучают преобразования тригонометрических, степенных и логарифмических выражений. Этот материал достаточно трудоёмкий, так как содержит много
формул и правил преобразования . Выбор рационального пути во многом зависит от владения всем объёмом информации о способах преобразования выражений. Изучая тему в курсе данной программы, происходит актуализация базовых знаний и умений по данной теме, расширяются понятия за счёт введения новых формул. Предусматривается возможность творчества учащихся.
Тема 6. Функции (26 часов)
В курсе изучения алгебры и начал анализа тема «Функции» является одной из важных. Изучая эту тему, учащиеся должны не только уметь читать графики и переводить его свойства с графического на алгебраический и наоборот, но и уметь работать с формулой задающей функцию, обосновывая или проверяя наличие указанных свойств. Исследование функции при помощи производной. проведении лабораторно-практических работ способствуют формированию прочных знаний учащихся по данной теме.
Тема 7. Геометрические задачи (22 часа)
Основная цель :совершенствовать умение анализировать геометрические задачи, изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи, решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
Прогнозируемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Формы и методы
- беседы
- лекции
- тренажеры
- самостоятельные работы
- лабораторно-практические работы
- исследовательские работы
- творческие работы
Литература для учителя.
- И.И. Гайдуков. Абсолютная величина. Просвещение.1968г.
2.П.Ф. Севрюков, А.Н. Смоляков. Уравнения и неравенства с модулями и методика их решения. Москва. Ставрополь. 2005г.
3.А.Г. Цыпкин , А.И.Пинский. Справочник по методам решения задач по математике.Москва «Наука».Главная редакция физико-математической литературы, 1989г.
4.Еженедельная учебно-методическая газета «Математика».Издательский дом «Первое сентября». 2008-2011 г.
5.Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г.. Практикум по элементарной математике. Алгебра. Тригонометрия. Москва. «Просвещение».1991г.
6.М.А. Галицкий,М.М. Мошкович., С.И. Шварцдурд. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа. Москва. «Просвещение».1990г.
7.А.В. Столин. Комплексные упражнения по математике с решениями 7-11 классы. Харьков. ИМП «Рубикон»,1995г.
8.Ковалева Г.И, Мазурова Н.И. геометрия. 10-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2006.
Литература для учащихся.
1.А.Н. Колмогоров Алгебра и начала анализа.10-11кл. Учебник. М:Просвещение.2008г.
2.Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2008.
3.АверьяновД.И., Алтынов П.И., Баврин Н.Н.. Математика: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Москва: Дрофа, 1999г.
4.Учебно-тренировочные тесты ЕГЭ под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону. Издательство «Легион» .2004-2007г.
5Полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009-2010:Математика/авт.сост В.И.Ишина, Л.О.Денищева и др. М.АСТ:Астрель (ФИПИ)
6.Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач: Учебное пособие для 10 класса средней школы: М., 1989 г.
Образовательные диски
1. CD «1С: Репетитор. Математика» (К и М);
2. С D «Математика, 5 - 11».
Интернет – ресурсы:
- Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru
- Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo
- Педагогическая Сеть «Методисты.ру» Математика в школе
- Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main
- Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
- сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru
- сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/
ТСО:
Компьютер;
Мультимедиапроектор
Экран;
Учебно-тематический планирование 11 класс
№ | Наименование разделов и тем | количество часов | по плану | фактически |
I | Числа и вычисления | 13 | ||
1.1 | Проценты. Основные задачи на сложные и простые проценты | 5 | ||
1.2 | Пропорции. Основные свойства прямо и обратно пропорциональные величины | 2 | ||
1.3 | Решение текстовых задач на движение, работу, десятичную форму записи числа, концентрацию смеси и сплава | 6 | ||
2 | Уравнения | 10 | ||
2.1 | Общие сведения об уравнениях. Иррациональные уравнения | 1 | ||
2.3 | Уравнения содержащие переменную под знаком модуля | 2 | ||
2.4 | Тригонометрические уравнения | 2 | ||
2.5 | Логарифмические уравнения. Показательные уравнения | 2 | ||
2.6 | Уравнения с параметрами | 2 | ||
3 | Система уравнений | 8 | ||
3.1 | Системы линейных уравнений с двумя и тремя переменными. Обзор методов их решения | 5 | ||
3.2 | Использование графиков при решении систем | 3 | ||
4 | Неравенства | 15 | ||
4.1 | Неравенства с одной переменной. Методы решения | 1 | ||
4.2 | Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля | 3 | ||
4.3 | Иррациональные неравенства | 2 | ||
4.4 | Неравенства. содержащие параметр | 2 | ||
4.5 | Тригонометрические неравенства | 1 | ||
4.6 | Показательные и логарифмические неравенства | 3 | ||
4.7 | Системы неравенств | 3 | ||
5 | Выражения и преобразования | 6 | ||
5.1 | Преобразование степенных ,иррациональных выражений | 2 | ||
5.2 | Преобразование тригонометрических выражений | 2 | ||
5.3 | Преобразование логарифмических выражений | 2 | ||
6 | Функции | 9 | ||
6.1 | Область определения функции. Множество значений функции | 1 | ||
6.2 | Графики функций и их использование | 1 | ||
6.3 | Чётность, нечётность, периодичность функций | 1 | ||
6.4 | Построение графиков функции, содержащих модуль | 2 | ||
6.5 | Экстремумы функции (теорема Ферма) | 2 | ||
6.6 | Исследование графиков на выпуклость. точки перегиба | 1 | ||
6.7 | Касательная к кривой | 1 | ||
7 | Геометрические задачи | 7 | ||
7.1 | Построение чертежа | 1 | ||
7.2 | Выявление характерных особенностей заданной задачи | 1 | ||
7.3 | Опорные задачи | 1 | ||
7.4 | Геометрические методы решения задач | 1 | ||
7.5 | Аналитические методы решения задач | 1 | ||
7.6 | Метод координат | 1 | ||
7.7 | Векторный метод | 1 | ||
Итого часов | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Образ и мысль"
Программа дополнительного образования "Образ и мысль" Программа дополнительного образования "Образ и мысль", разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга. Программа ...
Рабочая программа математического кружка для 9 класса «Школа точной мысли»
Программа разработана на основе «Программы кружка по математике для учащихся 5 - 6 классов «Школа точной мысли»; Автор: Дронова Е.А– учитель математики МОУ Кытмановская СОШ №1, в соответст...
Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"
Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...
Программа курса по выбору "Точные науки в военном деле"
Данный курс по выбору «Точные науки в военном деле» предназначен для учащихся 9 классов, ориентированных на информационно-технологический профиль. В основу курса положена идея исследования воору...
Рабочая программа математического кружка для 10 класса «Любознайка: Школа точной мысли» на 2015-2016 учебный год (в неделю 1 час, за год 34 часа)
Пояснительная запискаРабочая программа кружка по математике для 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного о...
КТП для 5-6 классов к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Учимся мыслить»
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов ...
Программа математического кружка «Школа точной мысли»
Рабочая программа кружка «Школа точной мысли» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образован...