Программа кружка по математики "Школа точной мысли"
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме

Нефёдова Валентина Юрьевна

Программа математического кружка "Школа точной мысли"составлена для работы с  учащимися 10-11 классов.  Программа  рассчитана на 144 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10-11 класса к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_10-11klass.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации округа Муром Владимирской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20 имени Героя Cоветского Союза В.И. Филатова»

Согласовано

на методическом совете

Протокол №_______

от __________ 2011 г.

Руководитель методического совета

________И.Н. Колычихина.)


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 20

__________ Е.С.Клюшникова

Приказ № _________

от __________2011 г.


Программа кружка

«Школа точной мысли»

(на 2 года)

                                                                                                    Разработчик программы

                                                                       учитель математики

                                                                Нефёдова В.Ю.

                                                                     педстаж   30 лет,

II квалификационная категории

2011

                                     Пояснительная записка

  Программа кружка рассчитана на 144 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10-11 класса к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы, их подготовку к дальнейшему математическому образованию, и предусматривает углубление и расширение тем, составлена с учётом мотивации, устойчивого интереса учащихся к математике. Данная программа разработана на основе государственной программы по математике для 5 – 11 классов. Содержание программы соотнесено с примерной программой по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и школ с базовым изучением математики, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, а также на основе примерных учебных программ базового уровня авторов А.Н. Колмогорова и Л.С. Атанасяна.

Настоящая программа предназначена для  старшей школы и позволяет организовать систематическое изучение вопросов, вызывающих  затруднения у учащихся в процессе обучения и сдаче единого  государственного экзамена

Данный  курс предусматривает не только овладение различными  умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения ученика, логической и эвристической составляющих мышления. Кружок по математике  представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, желающих основательно подготовиться не только к ЕГЭ, но и подготовиться к поступлению в ВУЗы. Для реализации целей и задач данной программы предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, семинары, приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.  Доминантной же  формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся.  Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика. Такая организация занятий способствует реализации развивающих целей курса.

 Цель курса:

Создание условий для формирования и развития у учащихся:

-интеллектуальных и практических умений в решении задач различных типов

-систематизации математических знаний для успешной сдачи единого государственного экзамена

Задачи:

  1. Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
  2. Формирование поисково-исследовательского метода
  3. Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач
  4. Осуществление работы с дополнительной литературой.
  5. Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;
  6. Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.

Курсу отводится 2года,2 часа в неделю. Всего 144 часа.

Умения и навыки учащихся, формируемые  курсом:

  • навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;
  • составление алгоритмов решения типичных задач;
  • умения решения тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений и неравенств, уравнений с модулями и параметрами
  • исследования элементарных функций, решения задач различных типов.

Особенности курса:

  1. Краткость изучения материала.
  2. Практическая значимость для учащихся.
  3.  Нетрадиционные формы изучения материала.

Учебный план на 2 года


пп

Разделы программы

Количество часов

часов

1 год

2 год

1

Числа и вычисления

8

8

2

Уравения

12

14

3

Система уравнений

8

8

4

Неравенства

10

10

5

Выражения и преобразования

10

8

6

Функции

14

12

7

Геометрические задачи

10

12

Всего часов:

72

72

                         Учебно-тематический планирование

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

I

Числа и вычисления

16

2

14

1.1

Проценты. Основные задачи на сложные и простые проценты  

6

1

5

1.2

Пропорции. Основные свойства прямо и обратно пропорциональные величины

4

1

3

1.3

Решение текстовых задач на движение, работу, десятичную форму записи числа, концентрацию смеси и сплава

6

6

2

Уравнения

28

7

21

2.1

Общие сведения об уравнениях. Целые рациональные алгебраические уравнения с одним неизвестным первой и второй степени  

1,5

0,5

1

2.2

Уравнения высших степеней  

3

1

2

2.3

Использование нескольких приемов при решении уравнений  

4

1

3

2.4

Иррациональные уравнения  

2,5

0,5

2

2.5

Уравнения содержащие переменную под знаком модуля  

4

1

3

2.6

Тригонометрические уравнения

4

1

3

2.7

Логарифмические уравнения

2,5

0,5

2

2.8

Показательные уравнения

2,5

0.5

2

2.9

Уравнения с параметрами

4

1

3

3

Система  уравнений

16

3

13

3.1

Системы линейных уравнений с двумя и тремя переменными. Обзор методов их решения  

9

2

7

3.2

Использование графиков при решении систем  

7

1

6

4

 Неравенства

20

5

15

4.1

Неравенства с одной переменной. Методы решения

3

1

2

4.2

Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля  

3

1

2

4.3

Иррациональные неравенства  

2,5

0.5

2

4.4

Неравенства. содержащие параметр

4

1

3

4.5

Тригонометрические неравенства

2,5

0,5

2

4.6

Показательные и логарифмические неравенства

3

1

2

4.7

Системы неравенств  

2

2

5

 Выражения и  преобразования

16

3

13

5.1

Преобразование степенных ,иррациональных выражений

5

1

4

5.2

Преобразование тригонометрических выражений

7

1

6

5.3

Преобразование логарифмических выражений

4

1

3

6

Функции

26

5

21

6.1

Область определения функции. Множество значений функции

1

3

6.2

Графики функций и их использование

1

3

6.3

Чётность, нечётность, периодичность функций

1

2

6.4

Построение графиков функции, содержащих модуль

3

6.5

Экстремумы функции (теорема Ферма)

1

3

6.6

Исследование графиков на выпуклость. точки перегиба

4

6.7

Касательная к кривой

1

3

7

Геометрические задачи

22

6

16

7.1

Построение чертежа

3

1

2

7.2

Выявление характерных особенностей заданной задачи

2

2

7.3

Опорные задачи

4

1

3

7.4

Геометрические методы решения задач        

4

1

3

7.5

Аналитические методы решения задач

3

1

2

7.6

Метод координат

3

1

2

7.7

Векторный метод

3

1

2

Итого часов

144

31

113

Содержание изучаемого курса

Тема 1. Числа и вычисления (16 часов)

Основная цель: повторение начальных сведений о процентах и пропорциях  (данная тема используется при решении текстовых задач на движение, работу и смеси). В тестах ЕГЭ включены задачи по этим темам.

Тема 2.  Уравнения (26 часов)

Основная цель: изучение общих приёмов решений уравнений с одной переменной и использование равносильности уравнений, иррациональных уравнений. Использование нескольких приемов при решении различных уравнений. Уравнения высших степеней, где будут рассмотрены методы решения уравнений: замена переменной, схема Горнера, Теорема Безу, возвратные уравнения. Также в данной теме будут рассмотрены уравнения, содержащие переменную под знаком модуля, уравнения с параметрами. Обобщение всех методов решения различных уравнений. Решение комбинированных уравнений. Решая такие уравнения учащиеся развивают умение анализировать полученную ситуацию, развивать навыки исследовательской работы.

Тема 3. Система уравнений (16часов)

Основная цель: провести обзор систем уравнений и методов их решения. При решении систем уравнений могут быть использованы графики. Рассматриваются задачи на составление системы, содержащие одинакового вида уравнения и разного, например показательно-логарифмические.

Тема 4. Неравенства (20 часов)

Основная цель: рассмотреть рациональные неравенства, методы их решения. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Иррациональные неравенства и методы их решения. Использование графиков при решении неравенств. Изучая тему в курсе данной программы, происходит выработка умений и навыков успешно применять общие методы решений(метод замены переменной, метод разложения на множители, графический метод) к решению тригонометрических, показательных, логарифмических и иррациональных неравенств. Происходит углубление изученного материала за счёт решения неравенств, содержащих знак модуля, параметры.

Тема 5.Выражения и преобразования(16часов)

Задания на преобразование выражений всегда включаются в работу, предлагаемую на выпускном экзамене. В старшей школе изучают преобразования тригонометрических, степенных и логарифмических выражений. Этот материал достаточно трудоёмкий, так как содержит много

формул и правил преобразования . Выбор рационального пути во многом зависит от владения всем объёмом информации о способах преобразования выражений. Изучая тему в курсе данной программы, происходит актуализация базовых знаний и умений по данной теме, расширяются понятия за счёт введения новых формул. Предусматривается возможность творчества учащихся.

Тема 6. Функции (26 часов)

В курсе изучения  алгебры и начал анализа тема «Функции» является одной из важных. Изучая эту тему, учащиеся должны не только уметь читать графики и переводить его свойства с графического на алгебраический и наоборот, но и уметь работать с формулой задающей функцию, обосновывая или проверяя наличие указанных свойств. Исследование функции при помощи производной. проведении лабораторно-практических работ способствуют  формированию прочных знаний учащихся по данной  теме.

Тема 7.  Геометрические задачи (22 часа)

Основная цель :совершенствовать умение анализировать геометрические задачи, изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи, решать геометрические задачи,  опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;

Прогнозируемые результаты

 Изучение данного курса дает учащимся возможность:

- повторить и систематизировать ранее изученный  материал школьного курса математики;

-  освоить основные приемы решения задач;

- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

-   овладеть и пользоваться на практике  техникой сдачи теста;

-  познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

-   повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов,  в ходе  подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Формы и методы

  • беседы
  • лекции
  • тренажеры
  • самостоятельные работы
  • лабораторно-практические работы
  • исследовательские работы
  • творческие работы

Литература   для учителя.

  1. И.И. Гайдуков. Абсолютная величина. Просвещение.1968г.

  2.П.Ф. Севрюков, А.Н. Смоляков. Уравнения и неравенства с модулями и методика их решения. Москва. Ставрополь. 2005г.

  3.А.Г. Цыпкин , А.И.Пинский. Справочник по методам решения задач по математике.Москва «Наука».Главная редакция физико-математической литературы, 1989г.

  4.Еженедельная учебно-методическая газета «Математика».Издательский дом «Первое сентября». 2008-2011 г.

  5.Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г.. Практикум по элементарной математике. Алгебра. Тригонометрия. Москва. «Просвещение».1991г.

  6.М.А. Галицкий,М.М. Мошкович., С.И. Шварцдурд. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа. Москва.  «Просвещение».1990г.

  7.А.В. Столин. Комплексные упражнения по математике с решениями 7-11 классы. Харьков. ИМП «Рубикон»,1995г.

8.Ковалева Г.И, Мазурова Н.И. геометрия. 10-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2006.

 Литература для учащихся.

1.А.Н. Колмогоров Алгебра и начала анализа.10-11кл. Учебник. М:Просвещение.2008г.

2.Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2008.

3.АверьяновД.И., Алтынов П.И., Баврин Н.Н.. Математика: большой  справочник для школьников и поступающих в вузы. Москва: Дрофа, 1999г.

4.Учебно-тренировочные тесты ЕГЭ под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону. Издательство «Легион» .2004-2007г.

5Полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009-2010:Математика/авт.сост  В.И.Ишина, Л.О.Денищева и др. М.АСТ:Астрель (ФИПИ)

6.Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач: Учебное пособие для 10 класса средней школы: М., 1989 г.

                Образовательные диски

                1.       CD «1С: Репетитор. Математика» (К и М);

 2.        С D «Математика, 5 - 11».

Интернет – ресурсы:

                         ТСО:

                    Компьютер;

                    Мультимедиапроектор

                    Экран;                                                                  

                         Учебно-тематический планирование  11 класс

Наименование разделов и тем

количество часов

по плану

фактически

I

Числа и вычисления

13

1.1

Проценты. Основные задачи на сложные и простые проценты  

5

1.2

Пропорции. Основные свойства прямо и обратно пропорциональные величины

2

1.3

Решение текстовых задач на движение, работу, десятичную форму записи числа, концентрацию смеси и сплава

6

2

Уравнения

10

2.1

Общие сведения об уравнениях. Иррациональные уравнения  

1

2.3

Уравнения содержащие переменную под знаком модуля  

2

2.4

Тригонометрические уравнения

2

2.5

Логарифмические уравнения. Показательные уравнения

2

2.6

Уравнения с параметрами

2

3

Система  уравнений

8

3.1

Системы линейных уравнений с двумя и тремя переменными. Обзор методов их решения  

5

3.2

Использование графиков при решении систем  

3

4

 Неравенства

15

4.1

Неравенства с одной переменной. Методы решения

1

4.2

Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля  

3

4.3

Иррациональные неравенства  

2

4.4

Неравенства. содержащие параметр

2

4.5

Тригонометрические неравенства

1

4.6

Показательные и логарифмические неравенства

3

4.7

Системы неравенств  

3

5

 Выражения и  преобразования

6

5.1

Преобразование степенных ,иррациональных выражений

2

5.2

Преобразование тригонометрических выражений

2

5.3

Преобразование логарифмических выражений

2

6

Функции

9

6.1

Область определения функции. Множество значений функции

1

6.2

Графики функций и их использование

1

6.3

Чётность, нечётность, периодичность функций

1

6.4

Построение графиков функции, содержащих модуль

2

6.5

Экстремумы функции (теорема Ферма)

2

6.6

Исследование графиков на выпуклость. точки перегиба

1

6.7

Касательная к кривой

1

7

Геометрические задачи

7

7.1

Построение чертежа

1

7.2

Выявление характерных особенностей заданной задачи

1

7.3

Опорные задачи

1

7.4

Геометрические методы решения задач        

1

7.5

Аналитические методы решения задач

1

7.6

Метод координат

1

7.7

Векторный метод

1

Итого часов

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Образ и мысль"

Программа дополнительного образования "Образ и мысль" Программа дополнительного образования "Образ и мысль", разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга. Программа ...

Рабочая программа математического кружка для 9 класса «Школа точной мысли»

Программа разработана на основе «Программы кружка по математике для учащихся 5 - 6 классов «Школа точной мысли»; Автор: Дронова Е.А– учитель математики  МОУ Кытмановская СОШ №1, в соответст...

Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"

Программа кружка расчитана на 34 часа,  позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...

Программа курса по выбору "Точные науки в военном деле"

Данный курс по выбору  «Точные науки в военном деле» предназначен для учащихся 9 классов, ориентированных на информационно-технологический профиль. В основу курса положена идея исследования воору...

Рабочая программа математического кружка для 10 класса «Любознайка: Школа точной мысли» на 2015-2016 учебный год (в неделю 1 час, за год 34 часа)

Пояснительная запискаРабочая программа кружка по математике для 10 класса составлена в соответствии с требованиями  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного о...

КТП для 5-6 классов к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Учимся мыслить»

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов ...

Программа математического кружка «Школа точной мысли»

Рабочая программа кружка «Школа точной мысли» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образован...