Программа дополнительного образования "Образ и мысль"
рабочая программа по теме

Синяева Светлана Алексеевна

Программа дополнительного образования "Образ и мысль"

 

Программа дополнительного образования "Образ и мысль", разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга.

Программа ориентирована на начальную школу и основана на психологических теориях когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.С. Выготского, а также на теории стадий эстетического развития американского психолога А.Хаузен.

В основу программы положена концепция формирования умственных действий и понятий, реализуемая в ходе учебных занятий под руководством и с непосредственным участием как педагога,  так и всего учебного коллектива.

Программа «Образ и мысль»является общекультурной модифицированной программой культурно-развивающей направленности по обучению учащихся начальной школы основам восприятия объектов окружающего мира (при фактическом использовании в качестве объекта познания репродукций, диапозитивов, слайдов произведений искусства).

В результате изучения материала программыу детей целенаправленно развивается визуальное мышление, формируется гармоничная эмоциональная сфера, эстетический вкус, проявляются творческие способности.

Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом интерактивном методе организации занятий, построенных на основе совместного обсуждения учениками произведений искусства. Программа принципиально отличается от программ эстетического цикла ориентацией, в первую очередь, на организацию взаимодействия учеников с произведением искусства, а не на передачу информации.

 

Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их дальнейшего обучения в средней школе.

 

Задачи программы:

Обучающие

  • Начальное эстетическое образование детей, формирование представлений и навыков восприятия зрительных образов, формирование умений анализировать и обобщать.
  • Знакомство детей с основными понятиями и базовыми принципами изобразительного искусства.
  • Формирование умения формулировать собственные мысли, аргументировать точку зрения.

 

Развивающие:

  • Гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление эмоционально-волевой сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им деятельности, связанной с поиском неформальных ответов на поставленные вопросы.
  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к искусству и человеку в искусстве.
  • Расширение коммуникативных способностей детей.
  • Формирование культуры общения и совершенствование коммуникативных навыков.

 

Программа «Образ и мысль» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года – неполный курс обучения детей в начальной школе.

Количество учебных часов – 102. Количество занятий - 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Занятия проводятся равномерно в течение всего учебного года.

Целесообразно проведение курса в период обучения детей со 2 по 4 класс.

 

В технологию реализации программы включается следующий комплекс методов и приемов:

  • насыщение развивающей среды зрительными образами;
  • включение терминологических средств изобразительного искусства;
  • использование диалоговой формы проведения занятий;
  • применение репродукций (слайдов) реальных произведений искусства в качестве  «базовых форм», подлежащих изучению;
  • стимулирование творчества с помощью совместной деятельности в коллективе;
  • адаптация содержания и степени сложности изучаемых вопросов программы под познавательные возможности и текущие результаты обучения каждой группы.

 

В процессе проведения занятий используютсяпрактические формы занятий - дискуссия с элементами игры и соревнования.

 

Программа реализуется при соблюдении следующих условий:

  • содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;
  • совместный характер деятельности, полнота «проживания-переживания»;
  • используется активизирующая детей форма соревнования;
  • осуществляются выходы в другие предметные циклы;
  • занятия организованы в диалоговой форме и др.;
  • включены формы, способствующие усилению мотивации (экскурсии);
  • инициируется творческая активность (оказывается исключительное внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые вопросы).  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 76

Выборгского района г. Санкт- Петербурга

Программа рассмотрена

на педагогическом совете

школы протокол № _______

от _____________ 2011 г.

 УТВЕРЖДАЮ

директор ГОУ СОШ № 76

Выборгского р-на

________________ Ю.И.Панюкова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Образ и мысль»

для детей 7 – 10 лет

срок реализации программы – 3 года

педагога дополнительного образования

___ квалификационной категории

Синяевой Светланы Алексеевны

г. Санкт-Петербург

2011


I. Пояснительная  записка

1. Общие положения

Программа дополнительного образования "Образ и мысль", разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга. Программа ориентирована на начальную школу и основана на психологических теориях когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.С. Выготского, а также на теории стадий эстетического развития американского психолога А.Хаузен.

2. Направленность дополнительной образовательной программы

Программа дополнительного образования «Образ и мысль» является общекультурной модифицированной программой культурно-развивающей направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам восприятия объектов окружающего мира (при фактическом использовании в качестве объекта познания репродукций, диапозитивов, слайдов произведений искусства).

Занятия по программе позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной и общекультурной области, развить и обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения основных тем программы. В ходе последовательного, поэтапного прохождения курса обеспечивается целенаправленное педагогическое воздействие, благотворно влияющее на развитие ребёнка, закладывающее фундамент в становление целостной индивидуальности.

В результате изучения материала программы «Образ и мысль» у детей целенаправленно развивается визуальное мышление, формируется гармоничная эмоциональная сфера, эстетический вкус, проявляются творческие способности.

В основу программы дополнительного образования «Образ и мысль» положена концепция формирования умственных действий и понятий, реализуемая в ходе учебных занятий под руководством и с непосредственным участием как педагога,  так и всего учебного коллектива.

3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы «Образ и мысль»

Новизна

Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-коммуникативные навыки, совершенствуется в практическом общении, реализуется в мыслительном творчестве. Эпизодические посещения музеев, «встроенные» в программу, позволяет ребёнку расширить кругозор и получить дополнительные начальные навыки грамотного восприятия объектов искусства.

Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом интерактивном методе организации занятий, построенных на основе совместного обсуждения учениками произведений искусства. Программа принципиально отличается от программ эстетического цикла ориентацией, в первую очередь, на организацию взаимодействия учеников с произведением искусства, а не на передачу информации.

Актуальность

Одной из важнейших задач образования является становление самостоятельности как устойчивой черты характера детей. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для самостановления обучаемых.

Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса младших школьников посредством среды с применением произведений искусства (слайдов), показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых мыслительных и коммуникативных способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению.

Образовательный процесс направлен на формирование общих учебных навыков, обусловленных следующими новообразованиями:

  1. умением смотреть, видеть и самостоятельно воспринимать предметы и явления окружающего мира;
  2. умением слышать и воспринимать объяснение, сопоставлять и отстаивать точки зрения;
  3. обретением способности к концентрации внимания, навыков преобразования разного рода информации;
  4. повышением уровня развития основных психических процессов (логическое и образное мышление, воображение, память, внимание, речь);
  5. укреплением внутренней силы личности.

Программа курса нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного подхода к образованию детей, творческому их становлению средствами произведений искусства, а также на осуществление практико-ориентированного подхода к развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к совместному поиску истины и дискуссии.

Педагогическая целесообразность

В курсе «Образ и мысль» комплексно присутствуют:

  1. интеллектуально-познавательные составляющие:
  1. логические, развивающие мыслительную деятельность;
  2. эстетические и художественно-изобразительные, развивающие художественную одарённость;
  1. досуговые  и социально адаптирующие составляющие:

Курс «Образ и мысль» комплексно выполняет основные функции в области образования и педагогики, касающиеся категорий:

  1. "воспринимать";
  2. "развивать" ;
  3. "воспитывать".

Программа курса, реализуемая в игровой форме, вносит в образовательный процесс немало специфического.

Так  дети вовлекаются в "мир культуры" (в широком смысле), или:

  1. в мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация);
  2. в мир искусства (творчество, эстетика, познание культурных ценностей);
  3. в мир науки, техники и технологии (творчество, логика, деятельность человека среди природы).

Программа курса, подкрепленная дидактическими материалами на основе визуального ряда произведений искусства, имеет возможность объединять:

  1. детский и взрослый интересы,
  2. детские и педагогические ценности,
  3. гуманитарное образование и развитие кругозора,
  4. социальные, естественнонаучные и логические знания,
  5. восточные и западные традиции культуры,
  6. нравственно-идеологические и гуманистические (общечеловеческие) системы взглядов.

Принципы построения программы:

  1. Постепенность и последовательность.
  2. Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности.
  3. Акцентирование занимательности.
  4. Возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов.

4. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы:

всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их дальнейшего обучения в средней школе.

Задачи программы:

Обучающие 

  1. Начальное эстетическое образование детей, формирование представлений и навыков восприятия зрительных образов, формирование умений анализировать и обобщать.
  2. Знакомство детей с основными понятиями и базовыми принципами изобразительного искусства.
  3. Формирование умения формулировать собственные мысли, аргументировать точку зрения.

Развивающие: 

  1. Гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление эмоционально-волевой сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им деятельности, связанной с поиском неформальных ответов на поставленные вопросы.
  2. Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  3. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к искусству и человеку в искусстве.
  2. Расширение коммуникативных способностей детей.
  3. Формирование культуры общения и совершенствование коммуникативных навыков.

 5. Отличительные особенности данной программы

Программа рассчитана на сокращенный (трехлетний) курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся, не имеющих начальных художественных знаний.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из познавательной активности детей и степени усвоения ими учебного материала.

Данную программу следует рассматривать как мощный стимул для интеллектуального и эстетического развития учащихся, т.к. она позволяет заложить базовые основы межличностного общения детей и пробудить интерес к познанию достижений человечества в области культуры и искусства.

Занятия по программе развивают навыки визуального восприятия, аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии.

В определенном смысле имеет место терапевтический эффект программы: повышение у учащихся самооценки, коммуникативной компетентности, умения принимать точку зрения другого.

Программа. способствует формированию толерантности детей и учителя, а также учит педагога ведению "направленной" ("фасилитированной") дискуссии

Организационные принципы

Программа «Образ и мысль» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года – неполный курс обучения детей в начальной школе.

Количество учебных часов – 102. Количество занятий - 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Занятия проводятся равномерно в течение всего учебного года.

Целесообразно проведение курса в период обучения детей со 2 по 4 класс.

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны проводиться в составе сокращенного коллектива, позволяющего активно работать каждому ребенку.

Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10-12 человек.

6. Формы и методы обучения

В технологию реализации программы включается следующий комплекс методов и приемов:

  1. насыщение развивающей среды зрительными образами;
  2. включение терминологических средств изобразительного искусства;
  3. использование диалоговой формы проведения занятий;
  4. применение репродукций (слайдов) реальных произведений искусства в качестве  «базовых форм», подлежащих изучению;
  5. стимулирование творчества с помощью совместной деятельности в коллективе;
  6. адаптация содержания и степени сложности изучаемых вопросов программы под познавательные возможности и текущие результаты обучения каждой группы.

В процессе занятий используются различные методы и способы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, обсуждение, опрос)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию (в основном методического и технологического характера);

 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

 групповой – организация работы в группах.

В процессе проведения занятий используются практические формы занятий - дискуссия с элементами игры и соревнования.

Программа реализуется при соблюдении следующих условий:

  1. содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;
  2. совместный характер деятельности, полнота «проживания-переживания»;
  3. используется активизирующая детей форма соревнования;
  4. осуществляются выходы в другие предметные циклы;
  5. занятия организованы в диалоговой форме и др.;
  6. включены формы, способствующие усилению мотивации (экскурсии);
  7. инициируется творческая активность (оказывается исключительное внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые вопросы).

7. Ожидаемые результаты обучения и способы определения их результативности

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  1. получат представление о формах и видах изобразительного искусства;
  2. улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки общения и совместной творческой работы в коллективе;
  3. разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазию.

Прогнозируемые результаты:

  1. По окончании 1 года обучения ребенок должен:
  1. приобрести основы умения вглядываться в произведения искусства, научиться делать личные наблюдения и умозаключения;
  2. получить первичное представление о дискуссии, формировать умение аргументировать и четко формулировать свои мысли;
  3. освоить первичные коммуникативные навыки общения в процессе созидательной творческой деятельности.

  1. По окончании 2 года обучения ребенок должен:
  1. углубить и усовершенствовать умение вглядываться в произведения искусства, научиться делать более точные и разнообразные наблюдения;
  2. приобрести опыт участия в дискуссии, отточить умение аргументировать и четко формулировать свои мысли, вносить вклад в общее обсуждение;
  3. развить коммуникативные навыки, выслушивая мнения собеседников, сопрягая чужие мнения с системой своих собственных взглядов;
  4. научиться пересматривать и корректировать собственные идеи с учетом мнения других, что способствует развитию навыков критического мышления;
  5. приобрести уверенность в своей способности интерпретировать и глубже проникать в смысл даже неоднозначных произведений искусства, задумываться о намерениях художника - создателя произведения.

  1. По окончании 3 года обучения ребенок должен:
  1. выработать собственное, индивидуально-личностное отношение к искусству;
  2. начать осознавать, что стратегия визуального мышления -универсальный способ освоения неизвестного зрительного материала.
  3. перейти на новый уровень общения с произведениями изобразительного искусства;
  4. научиться использовать уже имеющийся опыт рассматривания и обсуждения произведений искусства в новом контексте, применительно к новым задачам - глубже проникнуть в смысл рассматриваемых произведений искусства, задуматься о намерениях художника и тех художественных средствах, с помощью которых создается произведение искусства;
  5. попробовать свои силы в аргументированном сопоставлении различных произведений искусства;
  6. развить навыки групповой работы, умение убедительно и доказательно представлять мнение группы и встраивать его в общее обсуждение;
  7. совершенствовать опыт критического мышления, способность пересматривать и корректировать собственные идеи с учетом мнения других, достраивать собственные взгляды;
  8. испытывать удовольствие от рассматривания различных произведений искусства и их обсуждения, ощущать себя уверенно в любом музейном пространстве, выработать собственное, индивидуально-личностное отношение к окружающему миру.

Способы фиксации результатов освоения программы:

• Проведение аттестации обучающихся в начале, середине и конце года (по результатам работы на занятиях).

• Ведение диагностического дневника «Ход и оценка результатов освоения программы».

8. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется по степени активности, самостоятельности и качеству мыслительной деятельности обучающихся в ходе проведения занятий.


II.  Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы “Образ и мысль»

Учебно-тематический план 1 года обучения

п/п

Тема

Всего

часов

1.

Выявление состава зрительных образов произведения изобразительного искусства

1

2.

Моделирование обобщенного сюжета (выявление действия персонажей) произведения изобразительного искусства

3

3.

Обоснование системы образов и сюжета произведения изобразительного искусства

15 (1)

4.

Анализ системы образов и формулирование элементов замысла произведения изобразительного искусства

12

5.

Заключительные (повторительно-обобщающие) занятия

3 (1)

Итого:

34

Примечание: (1) – в том числе время проведения занятий на экспозиции музея.

Учебно-тематический план 2 года обучения

п/п

Тема

Всего

часов

1.

Оценка и обоснование системы образов и замысла произведения изобразительного искусства

4

2.

Обоснование основных направлений (характера) деятельности персонажей произведения изобразительного искусства

2

3.

Пространственная локализация системы образов произведения изобразительного искусства

2

4.

Анализ и обоснование взаимосвязей элементов обстановки (место, время, пространство, расположение персонажей, предметов, образов и явлений) в композиции произведения изобразительного искусства

8 (1)

5.

Обоснование возможных вариантов замысла и основной идеи произведения изобразительного искусства

10

6.

Выявление целевого назначения образов и объема задач, решаемых элементами произведения изобразительного искусства в интересах реализации замысла художника

6

7.

Заключительные (повторительно-обобщающие) занятия

2 (1)

Итого:

34

Примечание: (1) – в том числе время проведения занятий на экспозиции музея.

Учебно-тематический план 3 года обучения

п/п

Тема

Всего

часов

1.

Повторение и активизация навыков совместной познавательной деятельности по анализу содержания произведения изобразительного искусства

6

2.

Закрепление навыков совместной познавательной деятельности по анализу замысла и сюжета произведения изобразительного искусства

4

3.

Закрепление навыков обсуждения по заданному алгоритму (в малых группах)

1

4.

Анализ художественных средств и особенностей композиции произведения изобразительного искусства

11 (1)

5.

Совершенствование навыков совместной познавательной деятельности по анализу содержания произведения изобразительного искусства (в малых группах и целым коллективом)

10

6.

Заключительное занятие  и подведение итогов

2 (1)

Итого:

34


III. Содержание программы дополнительного образования «Образ и мысль»

Тематическое планирование 1 года обучения

тема

Порядковый номер урока

основные вопросы

дополнительные вопросы

примечание

Что Вы видите на этой картине?

Что происходит на этой картине?

Кто этот человек? (Кто эти люди?)

Где это происходит?

Когда это происходит?

А что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать?

Кто видит еще что-нибудь?

А что еще Вы видите?

А что еще Вы видите кроме этого?

А что еще происходит?

Кто может еще что-нибудь добавить?

Кто-нибудь видит что-то другое?

Что вы видите такого, что позволяет вам подтвердить справедливость названия картины?

Что еще ты можешь сказать об этом человеке?

Как это можно определить?

Что заставляет тебя так думать?

Кто герой произведения?

Что еще ты можешь сказать о том месте, где это происходит?

Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе это сказать?

Что еще ты можешь сказать о времени, когда это происходит?

Что позволяет тебе так думать?

Выявление состава зрительных образов произведения изобразительного искусства

1

1

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

включаем детей в обсуждение

Моделирование обобщенного сюжета (выявление действия персонажей) произведения изобразительного искусства

2

1

1

 

 

 

 

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

детали и восприятие изображения в целом

3

1

1

 

 

 

 

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

восприятие изображения в целом

4

1

1

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

описание детьми своих наблюдений

Обоснование системы образов и сюжета произведения изобразительного искусства

5

1

1

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наблюдения и поиск аргументов

6

1

1

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поиск аргументов

7

 

1

 

 

 

1

 

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наблюдения, высказывания, аргументация

8

 

1

 

 

 

1

 

 

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наблюдения, высказывания, аргументация

9

 

1

 

 

 

1

 

 

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наблюдения, высказывания, аргументация

10

 

1

 

 

 

1

 

 

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

начинаем обобщать высказывания детей и сравнивать точки зрения

11

 

1

 

 

 

1

 

 

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обобщение в конце дискуссии по произведению

12

 

1

 

 

 

1

 

 

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обобщение в конце дискуссии по произведению

13

1

1

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

на экспозиции музея

14

 

1

1

 

 

1

 

 

 

1

1

1

 

1

1

 

 

 

 

 

 

версии о ролях персонажей

15

 

1

1

 

 

1

 

 

 

1

1

1

 

1

1

1

 

 

 

 

 

обоснование версий о ролях персонажей

16

 

1

1

 

 

1

 

 

 

1

1

1

 

1

1

1

1

 

 

 

 

обоснование версий о характере и ролях персонажей

17

 

1

1

 

 

1

 

 

 

1

1

1

 

1

1

1

1

 

 

 

 

обобщение версий о характере и ролях персонажей

18

 

1

1

 

 

1

 

 

 

1

1

1

 

1

1

1

1

 

 

 

 

выяснение происходящего с персонажами

19

 

1

1

 

 

1

 

 

 

1

1

1

 

1

1

1

1

 

 

 

 

выяснение происходящего с персонажами

Анализ системы образов и формулирование элементов замысла произведения изобразительного искусства

20

1

1

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

 

 

связь персонажей с местом действия

21

 

1

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

1

 

 

связь персонажей с местом действия

22

 

1

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

1

 

 

конкретизация места действия

23

 

1

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

1

 

 

обобщение версий о месте действия

24

 

1

1

1

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

1

1

1

1

 

 

собираем частности в единый замысел

25

 

1

1

1

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

1

1

1

1

 

 

собираем частности в единый замысел

26

1

 

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

1

 

 

связь героя и места действия

27

 

1

1

1

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

1

1

1

1

 

 

версии о событии, герое, месте действия

28

1

1

1

1

1

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

1

 

1

 

вводим понятие времени происходящего

29

 

1

1

1

1

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

1

 

1

1

акцентируем время основного события произведения

30

 

 

 

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

развернутый рассказ о месте и времени происходящего

31

 

 

 

1

1

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

обобщенный рассказ о месте и времени происходящего

Заключительные
(повторительно-обобщающие) занятия

32

 

1

1

1

1

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

1

1

1

1

1

1

обобщенный рассказ о произведении

33

 

1

1

1

1

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

1

1

1

1

1

1

обобщенный рассказ о произведении

34

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

на экспозиции музея


Список произведений по программе «Образ и мысль»

Первый год обучения

  1. П. Строев. В совхозе птицетреста.
  1. Н. Гончарова. Прачки.
  1. Бихзаде. Постройка форта Харнавак.
  1. Л. Плахов. В кузнице.
  1. А. Толстов. Зима в деревне.
  1. В. Сидоров. Дети, играющие в футбол у старых амбаров.
  1. Кармен Л. Гарза. День рождения Лолы и Труди.
  1. Жан Б. Грез. Избалованное дитя.
  1. Х. Андо. Лодки.
  1. И. Нивинский. Танец.
  1. Ю. Пименов. Первые модницы. Новые кварталы. .
  1. П. Пикассо. Девочка на шаре.
  1. Б. Григорьев. Турки.
  1. З. Серебрякова. Карточный домик.
  1. А. Венецианов. Гадание на картах.
  1. П. Пнин. Игра в шашки.
  1. Д. Загоскин. Швея.
  1. Д. Улман. Без названия.
  1. Питер Я. Элинга. Комната в голландском доме.
  1. А. Венецианов. Утро помещицы (Помещица, занятая хозяйством).
  1. Рембрант. Святое семейство.
  1. К. Петров-Водкин. 1919 год. Тревога.
  1. Д. Ланг. Беженцы. Калифорния.
  1. П. Пикассо. Семья акробатов.

Урок на экспозиции музея

  1. Жак Г. Лартиг. Дани и его внук Винсент.
  1. К. Петров-Водкин. Мать.
  1. деревянная скульптура. Мать и дитя.
  1. Л. Акишин. Семейный портрет.
  1. М. Врубель. Богатырь.
  1. Декоративная панель. Каир VI в.
  1. Сангацуди из Тадайцзи. Шуконгоцзинь.
  1. Диего Ривера. Аграрный вождь Сапата.
  1. фотография. Без названия.
  1. А. ван Остаде. Деревенские музыканты.
  1. Б. Кустодиев. Портрет Федора Шаляпина.
  1. неизвестный художник. Семья (Семейный портрет в интерьере).
  1. Суры Ахмеда III.
  1. К. Коровин. На Сенежском озере.
  1. П. Брейгель Старший. Охотники на снегу.
  1. Ф. Васильев. Деревня.
  1. С. Адливанкин. Трамвай
  1. Б. Н. Дормидонтов. Окраина Ленинграда.
  1. В. Васнецов. Военная телеграмма.
  1. Н. Новиков. Приход мессии на Танганку.
  1. И. Репин. Не ждали.
  1. П. Филонов . За столом (Пасха).
  1. Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе.
  1. Д. де Рибера. Ангел освобождает Св. Петра из тюрьмы.
  1. М. Биринггейн. Счастливая женщина.
  1. Мануэль А. Браво. Дневная мечта.
  1. К. Писсаро. Площадь Французского театра в Париже.
  1. Я. Лоренс. Больничная серия. Депрессия.
  1. Б. Кустодиев. Степан Разин.
  1. К. Хокусай. В морских волнах у Канагана (Большая волна).
  1. У. Гомер. Штормовое предупреждение.
  1. К. Богаевский. Корабли.
  1. О. Домье. Вагон третьего класса.
  1. Б. Угаров. Возрождение.
  1. Н. Ге. Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила.(Саул у Аэндорской волшебницы).
  1. Э. Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия).
  1. Т. Киселева . Портрет якутского поэта Таллана Бурье.
  1. И. Репин. Осенний букет. Портрет В.И. Репиной.
  1. Э.-Л. Виже-Лебрен. Автопортрет.
  1. С. Харунобу. Женщина с зеркалом

Урок на экспозиции музея


Тематическое планирование 2 года обучения

тема

порядковый номер урока

основные вопросы

дополнительные вопросы

примечание

Что Вы видите на этой картине?

Что происходит на этой картине?

Кто этот человек? (Кто эти люди?)

Где это происходит?

Когда это происходит?

Где, как вам кажется, находился художник (фотограф), когда писал эту картину (делал этот снимок)?

Как вы думаете, что осталось за кадром этого произведения?

Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете?

Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?

А что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать?

Кто видит еще что-нибудь?

А что еще Вы видите?

А что еще Вы видите кроме этого?

А что еще происходит?

Кто может еще что-нибудь добавить?

Кто-нибудь видит что-то другое?

Что еще ты можешь сказать об этом человеке?

Как это можно определить?

Что заставляет тебя так думать?

Кто герой произведения?

Что еще ты можешь сказать о том месте, где это происходит?

Что еще ты можешь сказать о времени, когда это происходит?

Что позволяет тебе так думать?

Что вы видите такого, что позволяет вам подтвердить справедливость названия картины?

Оценка и обоснование системы образов и замысла произведения изобразительного искусства

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

оценка знания детьми всех вопросов стратегии визуального мышления

2

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

повторение сложных вопросов

3

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

повторение и закрепление алгоритма стратегии

4

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

обобщение и противопоставление мнений

Обоснование основных направлений (характера) деятельности персонажей произведения изобразительного искусства

5

 

1

1

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

строим версии относительно персонажей

6

 

1

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

поиск роли персонажа в сюжете

Пространственная локализация системы образов произведения изобразительного искусства

7

 

1

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

1

 

 

1

1

 

1

 

 

 

важность фона, обстановки и места действия

8

 

1

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

1

 

 

1

1

 

1

 

 

 

связь места действия с происходящим

Временная локализация системы образов произведения изобразительного искусства

9

 

1

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

1

1

 

 

 

1

 

 

1

1

 

определение астрономического (природного) времени

10

 

1

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

1

1

 

 

 

1

 

 

1

1

 

определение исторического времени

Анализ и обоснование взаимосвязей элементов обстановки (место, время, пространство, расположение персонажей, предметов, образов и явлений) в композиции произведения изобразительного искусства

11

 

1

1

1

1

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

 

1

1

1

1

 

связка всех вопросов стратегии

12

 

1

1

1

1

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

1

1

 

 

ищем все возможные интерпретации сюжета

13

 

1

1

1

1

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

исчерпывающее обоснование всех высказываний

14

 

1

1

1

1

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

1

1

 

сравнение и отстаивание мнений (версий)

15

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

1

1

 

1

1

 

 

 

1

 

исчерпывающие интерпретации и завершенный обзор

16

1

1

1

1

1

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

на экспозиции музея

Обоснование возможных вариантов замысла и основной идеи произведения изобразительного искусства

17

 

1

1

1

1

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

1

 

выявление места художника в создании произведения

18

1

1

1

1

1

1

 

 

 

1

 

 

 

 

1

1

 

1

1

 

 

 

1

 

особенности композиции, ракурсы объектов

19

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

1

1

 

 

1

 

выявление роли художника в создании произведения

20

1

1

1

1

1

1

 

 

 

1

 

 

1

1

1

 

 

1

1

1

1

1

1

 

взаимосвязь деталей произведения по замыслу автора

21

 

1

 

 

 

1

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

выявление замысла этого

22

 

1

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

1

 

выявление основной идеи этого произведения

23

1

1

1

1

1

 

 

1

 

1

 

 

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

1

 

обсуждение художественных средств автора

24

 

1

 

 

 

 

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

1

 

обсуждение вариантов замысла художника

25

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

ведение детьми управляемой дискуссии о произведении

26

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

самостоятельное ведение детьми дискуссии о произведении

Выявление целевого назначения образов и объема задач, решаемых элементами произведения изобразительного искусства в интересах реализации замысла художника

27

1

1

1

1

1

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

1

 

выяснение назначения деталей произведения

28

1

1

1

1

1

 

1

 

1

1

 

 

 

 

1

 

 

1

1

 

 

 

1

 

выяснение назначения и особенностей деталей произведения

29

1

1

1

1

1

 

1

 

1

1

 

 

1

1

1

1

 

1

1

 

 

 

1

 

выявление связи отображенного и подразумеваемого

30

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

 

добиваемся развернутого изложения каждой версии

31

 

1

 

 

 

1

1

1

1

1

 

 

 

1

 

 

1

1

1

 

 

 

1

 

добиваемся полноценного обоснования каждой версии

32

 

1

 

 

 

1

1

1

1

1

 

 

 

1

 

 

 

1

1

 

 

 

1

 

добиваемся развернутого и доказательного обоснования каждой версии

Заключительные (повторительно-обобщающие) занятия

33

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

работа в малых группах на экспозиции музея

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

см. примечание

Примечание:

На заключительном занятии проводится обсуждение того, чем группа занималась в течение года.

Основные вопросы:

Какими вопросами мы пользовались?

Где еще мы сможем пользоваться этими вопросами?

Чему мы учились, разглядывая произведения искусства?

Что такое искусство?

Что значит быть художником?

Что такое музей?

Зачем мы рассматриваем различные произведения искусства?


Список произведений по программе «Образ и мысль»

Второй год обучения

  1. Д. Левицкий. Портрет Хрущевой и Хованской. 1773 г.
  1. Брассаи (Гуля Халаш). Танцзал. 1932 г.
  1. К. Метсю. Портрет банкира и его жены. 1514 г.
  1. Э. Вюйар . Портрет матери и сестры художника. 1893 г.
  1. Период Камакура. Сожжение дворца Саньо. XIII в.
  1. Рембрант Ван Рейн . Ночной дозор. 1642 г.
  1. И. Репин . Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану. 1880-91 гг.
  1. Д. Ривера . Крестьянский вождь Сапата. 1931 г.
  1. Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта). Около 1470-90 гг.
  1. О. Домье. Вагон третьего класса. 1862-63 гг.
  1. О. Домье. Ноша (Прачка). 1850-53 гг.
  1. П. Пикассо. Первые шаги. 1943 г.
  1. А. Лоренцетти. Аллегория мира. 1339 г.
  1. Неизвестный художник.. Соколиная охота. Около 1575 г.
  1. Д. Беллоуз. Дэмпси и Фирпо. 1924 г.
  1. Я. Ван-Эйк. Джованни Арнольфини с женой. 1434 г.
  1. Ф. Штетхаймер. Лейк Плесид. 1919 г.
  1. Ж. де ла Тур. Иосиф плотник. 1645 г.
  1. Р. Кампен. Мадонна у камина. 1430-е гг.
  1. Э. Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий Площадь Согласия).
  1. К. Хокусай. Вид на заснеженную реку Сумида.
  1. А. Дерен. Лондонский мост. 1906 г.
  1. И. Новиков. Пришествие мессии на Таганке. 1989 г.
  1. Я. Вермеер (Дельфтский). Молодая женщина с кувшином воды. 1660 г.
  1. Луис К. Азацета. Мореплавание. 1980 г.
  1. Давид А. Сикейрос . Эхо крика. 1937 г.
  1. В. ван Гог. Звездная ночь. 1889 г.
  1. А. Матисс. Красная студия. 1911 г.
  1. Д. Веласкес. Менины. 1656 г.
  1. С. Дали. Постоянство памяти. 1931 г.

Урок на экспозиции музея.

  1. Р. Дуаско. Маятник. 1957 г.
  1. В. Суриков. Меньшиков в Березове. 1883 г.
  1. Дж. М. В. Тернер. Рабовладельческое судно. 1840 г.
  1. Я. Лоуренс. Строители № 1.1970 г.
  1. М. Соколов. Рытье котлована Красноярской ГЭС. 1963 г.
  1. К. Р. Райт. С прискорбием сообщаем. 1979 г.
  1. П. Брейгель Старший. Жатва. 1565 г.
  1. Э. Хоппер. Ночные птицы. 1942 г.
  1. Ф. Черч. Котопакси. 1862 г.
  1. Л. Хайн. Рабочий, указывающий на шпиль небоскреба Крейслера. 1930-31 гг.
  1. Д. Ривера . Конвейер в Детройте (Южная стена). 1932-33 гг.
  1. С. Калинин. Отдых. 1988 г.
  1. Около 1303 г. до н. э. Сети I перед богиней Хаттор.
  1. Х. Хех. Русский танцовщик 1930 г.
  1. П. Гоген. Taperra Mahana (Сумерки). 1892 г.
  1. О. Кокошко. Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат. 1909 г.
  1. Ш. Рапп. Хиллсборо. Нью-Гемпшир. 1985 г.
  1. Ф. Гойя . Расстрел повстанцев в ночь на третье мая 1808 года. 1814 г.
  1. Д. Балтерманц. Опознание погибших. 1942 г.
  1. П. Пикассо . Герника. 1937 г.
  1. Э. Вюйар. Старая женщина в интерьере. 1893 г.
  1. Э. Уайес . Мир Кристины. 1948 г.
  1. С. Шерман. Без названия. 1981 г.
  1. А. Джакометти. Мужчина, пересекающий площадь. 1947 г.
  1. В. ван Гог . Утро. Отправление на работу (Подражание Милле). 1890 г.
  1. А. Руссо. Спящий цыган. 1897 г.
  1. Г. Виногранд . Без названия. 1962 г.
  1. М. Караваджо . Обращение святого Павла. 1601 г.
  1. П. Федотов . Сватовство майора. 1848 г.
  1. М. Шагал. Прогулка. 1917-1918 гг.
  1. П. Пикассо. Две сестры (Визит). 1902 г.
  1. X. Ли-Смит. Преграды. 1958 г.

Урок на экспозиции музея.

Урок повторительно-обобщающий.


Тематическое планирование 3 года обучения

тема

порядковый номер урока

основные вопросы

дополнительные вопросы

примечание

Что Вы видите на этой картине?

Что происходит на этой картине?

Кто этот человек? (Кто эти люди?)

Где это происходит?

Когда это происходит?

Где, как вам кажется, находился художник (фотограф), когда писал эту картину (делал этот снимок)?

Как вы думаете, что осталось за кадром этого произведения?

Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете?

Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?

Как вы думаете, на что хотел обратить наше внимание художник?

Как вы думаете, какое настроение (ощущение) хотел выразить (передать) художник?

Как вы думаете, все ли произведения созданы на один сюжет?

Как вы думаете, все ли произведения созданы фотографом?

Как вы думаете, какими правилами руководствовался художник при создании произведения?

Как вы думаете, все ли произведения созданы одним автором?

Как вы думаете, одинаковыми ли правилами руководствовались художники при создании произведений?

Как вы думаете, можно лм сказать, что авторов заинтересовало в этом сюжете одно и то же?

О чем бы мы хотели спросить художника?

Что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать?

Что еще Вы видите кроме этого?

А что еще происходит?

Что еще можно сказать об этом человеке?

Кто герой произведения? (главный, второстепенный) Почему?

Что мы можем сказать о том, каким художник изобразил этого человека?

Что еще ты можешь сказать о том месте, где это происходит?

Что мы можем сказать о том, каким художник изобразил место, где происходит действие?

Что еще ты можешь сказать о времени, когда это происходит?

Что мы можем сказать о том, как художник передал время, когда происходит действие?

Что заставляет тебя так думать?

Что позволяет тебе так думать?

Как это можно определить?

Что ваша группа думает по поводу…?

Что ваша группа  увидела такого, что позволяет так говорить?

Что вы видите такого, что позволяет вам подтвердить справедливость названия картины?

Повторение и активизация

навыков

совместной познавательной деятельности по анализу

содержания произведения изобразительного искусства

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

оценка знания детьми основных вопросов стратегии визуального мышления

2

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

восстановление навыка визуального мышления и дискуссии

3

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

повторение и закрепление алгоритма стратегии

4

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

восстановление навыков визуального мышления

5

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

добиваемся полноты формулировок

6

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

добиваемся аргументированности мнений

Закрепление навыков совместной познавательной деятельности по анализу замысла и сюжета произведения изобразительного искусства

7

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

анализ содержания системы объектов произведения

8

 

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

1

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

особенности композиции, ракурсы объектов

9

 

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

выявление связи отображенного и подразумеваемого

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

завершения повторения основ технологии визуального мышления

Закрепление навыков обсуждения по заданному алгоритму (в малых группах)

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

самостоятельная коллективная работа учащихся в малых группах

Анализ художественных средств и особенностей композиции произведения изобразительного искусства

12

1

1

1

1

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

обсуждение художественных средств автора

13

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

значение художественных средств в передаче идеи автора

14

 

1

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

1

 

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

обсуждение впечатления, которого хотел добиться автор

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

выявление взаимосвязи художественных средств и идеи художника

16

 

1

 

 

 

 

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

добиваемся развернутого изложения каждой версии

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

выявление связи изображения с ожидаемым эмоциональным воздействием произведения

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

развернутое описание ощущений зрителей

19

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

обсуждение эмоциональной  сферы произведения

20

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

анализ связи идеи и средств художественной выразительности произведения

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

выявление связи элементов изображения с эмоциональным воздействием произведения

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

1

работа в малых группах на экспозиции музея

Совершенствование навыков совместной познавательной деятельности по анализу содержания произведения изобразительного искусства (в малых группах и целым коллективом)

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений

24

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений

26

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений

28

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению

29

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

1

1

 

работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений

30

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению

31

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

1

1

 

работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений

32

 

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

выработка умения ставить вопросы

Заключительное занятие  и подведение итогов

33

1

1

1

1

1

 

1

1

 

1

1

 

 

1

 

 

 

1

1

 

 

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

1

на экспозиции музея

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

итоговое обсуждение работы по программе


Список произведений по программе «Образ и мысль»

Третий год обучения

  1. М. Жерар. Первые шаги. Холст, масло. Гос. Эрмитаж
  1. Г. Сорока (1823-1864) Кабинет дома в Островках, имении Н. П. Милюкова. 1844 г. Холст, масло. ГРМ
  1.  
  1. Г. Гольбейн Младший (1497/98-1543). Послы (Портрет Жана де Динтевилля и Жоржа де Сельва). 1533 г. Холст, темпера. Национальная галерея, Лондон
  1. Г. Серебрякова (1884-1967) Автопортрет (У зеркала). Холст, масло. Гос. Третьяковская галерея
  1.  
  1. А. Руссо (1844-1910) Люксембургский сад. Памятник Шопену. 1909 г. Холст, масло. Гос. Эрмитаж
  1. Т. Ван Досбург (1883-1931) Этюд 3. Фотография
  1.  
  1. К. Хокусай (1760-1849). Водопад Амида. 1820-1832 гг. Гравюра
  1. Ф. Леже (1881-1955) Загородная прогулка. 1953 г. Холст, масло. Частное собрание
  1.  
  1. Э. Дега (1834-1917). Музыканты в опере. Холст, масло. Музей Орсе, Париж
  1. П. Пикассо (1881-1973) Три музыканта. 1921 г. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк
  1.  
  1. Д.-К. Фридрих (1774-1840). На парусном судне. 1818 г. Холст, масло. Гос. Эрмитаж
  1. О. Ренуар.(1841-1919) Ложа. 1874 г. Холст, масло. Институт Курто, Лондон
  1. Г. Кайботт (1848-1894). Вид на бульвар. 1880 г. Холст, масло
  1. К. Петров-Водкин (1878-1939). Смерть комиссара. 1928 г. Холст, масло. ГРМ
  1.  
  1. Неизвестный художник. Отражение в зеркале. Вт. четв. XIX в. Холст, масло. ГРМ
  1. Р. Эстес (р. 1932) Двойной автопортрет. 1976 г. Холст, масло. Частная коллекция
  1. П. Федотов (1815-1852). Завтрак аристократа. 1849 г. Холст, масло. Гос. Третьяковская галерея.
  1. Ю. Пименов (1903-1977). Ожидание. 1959 г. Холст, масло. Гос. Третьяковская галерея
  1. И. Каралян (р. 1897). Грустное настроение. 1954 г. Бумага, темпера
  1. Г. Левицкий (1735-1822). Портрет П. А. Демидова. 1773 г. Холст, масло. Гос. Третьяковская галерея
  1. Брассаи (1899-1984). Андре и Полетта. 1949 г. Фотография
  1. Н. Гончарова (1881-1962). Велосипедист. 1913 г.
  1. Ж. Сера (1859-1891). Воскресная прогулка в Гранд-Жатт. 1884-86 гг. Холст, масло. Художественный институт, Чикаго
  1. Караваджо (1454-1513) Призвание святого Матфея. Ок. 1599-1602 г. Холст, масло. Церковь Сан-Луиджи Деи Франчези, Рим
  1. 3. Серебрякова (1884-1967). Беление холста. 1917 г. Холст, масло. Гос. Третьяковская галерея
  1.  
  1. П. Кузнецов (1878-1968). Мираж в степи. 1912 г. Холст, масло. Гос. Третьяковская галерея
  1. И. Айвазовский (1817-1900). Девятый вал. 1850 г. Холст, масло. ГРМ
  1. Я. Стен (1626-1679). Гуляки. 1660 г. Дерево, масло. Гос. Эрмитаж
  1. М. Чурленис (1875-1911). Сказка королей. 1909 г. Холст, масло. Музей Чурлениса, Каунас
  1. Рембрандт (1606-1669). Возвращение блудного сына. Ок. 1668-1669 гг. Холст, масло. Гос. Эрмитаж
  1. Э. Вюйар (1868-1940). Портрет матери и сестры художника. 1893 г. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк
  1. Дж. Де Кирико (1888-1978). Меланхолия улицы. 1924 г. Холст, масло.
  1. Д. Хокни (р. 1937). Большой всплеск. 1967 г.
  1. С. Шерман (р. 1954). Без названия. Фотография
  1. В. Суриков (1848-1916). Взятие снежного городка. 1891 г. Холст, масло. ГРМ
  1. Я. Лоуренс (р. 1917) Умирающий негр. 1940-41 гг. Доска, темпера. Музей современного искусства, Нью-Йорк
  1. Ф. Штетхаймер. Семейный портрет, II. 1933 г. холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк
  1. М. Сарьян (1880-19720. Финиковая пальма. Египет. 1911 г. Картон, темпера. Гос. Третьяковская галерея
  1. Дж. О*Кифф (1887-1986). Озеро Джорджбарнс. 1926 г. Холст, масло. Ар-центр Уолкера, Миннеаполис
  1. Э. Мунк. Девушки на мосту. 1903 г.
  1. А. Матисс (1863-1954). Танец. 1910 г. Холст, масло. Гос. Эрмитаж

Урок на экспозиции музея

  1. Д. Сеймур. Без названия. Фотография. Музей современного искусства, Нью-Йорк
  1. Я. Лоуренс (р. 1917). Миграция негоров. № 58. 1940 г. Бумага, темпера. Музей современного искусства, Нью-Йорк
  1. Утамаро (1753-1806). Стихи о любви. Гравюра. Гос. музей восточных культур, Москва
  1. В. Ван Гог (1853-1890). Сад в Эдеме (Арльские дамы). 1888 г. Холст, масло. Гос. Эрмитаж
  1. М. Шагал (1887-1985). Я и моя деревня. 1911 г. холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк
  1. А. Адаме. Восход луны. 1941 г. Фотография. Музей современного искусства, Нью-Йорк
  1. Э. Хартвиг. Дороги. Фотография.
  1. М. Добужинский (1875-1957). Иллюстрация к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи». 1922 г.
  1. П.Синьяк (1863-1935). Модистки. Шляпная мастерская на Каирской улице в Париже. 1885-86 гг. Холст, масло. Частная коллекция
  1. Я. Вермеер Делфтский (1632-1675). Мастерская художника. Ок. 1665-67 гг. Холст, масло. Художественно-исторический музей, Вена
  1. В. Кандинский (1866-1944). Композиция № 201. 1914 г. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк
  1. В. Кандинский (1866-1944). Амазонка в горах. 1917 г. Стекло, масло. ГРМ
  1. В. Кандинский (1866-1944). Рай. 1909 г. Холст, масло. Частная коллекция
  1. С. Судейкин (1884-1946). Карусель. 1910 г. Холст, масло. Гос. Третьяковская галерея
  1. К. Малевич (1878-1935). Сложное предчувствие. 1928-32 гг. Холст, масло. ГРМ
  1. А. Руссо (1844-1910). Вид Севрского моста и берегов Кламара, Сен-Клу и Бельвью. 1908 г. Холст, масло
  1. К. Моне (1840-1926). Мост Ватерлоо. Туманная погода. 1900 г. Холст, масло. Галерея современного искусства, Дублин
  1. К. Моне (1840-1926). Венеция. Дворец дожей. 1902-12 гг. Холст, масло. Кунстхаус, Цюрих
  1. Р. Груме. Голубой ресторан
  1. С. Тукер. Подземка. 1950 г.
  1. П. Сезанн (1839-1906). Увертюра к «Тангейзеру». 1869071 гг. Холст, масло. Гос. Эрмитаж
  1. Г. Таннер. Урок игры на банджо. Ок. 1893 г. холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк
  1. А. Матисс (1869-1954). Урок фортепиано. 1916 г. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк
  1. П. Филонов (1883-1941). Крестьянская семья. 1915 г. Холст, масло. ГРМ
  1. Р. Магрит (1840-1926). Удел человеческий. 1933 г. Холст, масло. Национальная галерея, Вашингтон

Урок на экспозиции музея

Итоговый урок по программе


IV. Методическое обеспечение программы дополнительного образования “Образ и мысль“

Учебно-методический комплекс:

  1. Учебные и методические пособия:
  1. Образовательная программа дополнительного образования детей «Образ и мысль» для детей 7 – 10 лет, г. Санкт-Петербург, 2009 г.
  2. Слайды (видеоряд) к Образовательной программе дополнительного образования детей «Образ и мысль» для детей 7 – 10 лет, г. Санкт-Петербург, СПбАППО, 2009 г.

  1. Материалы из опыта работы педагога:
  1. Дидактический наглядный материал – слайды (репродукции) произведений искусства (см. п.1.2).
  2. Методические разработки к урокам по курсу «Образ и мысль».

V. Список использованной литературы

  1. «Образ и мысль». Сборник. / Cерия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 2. — Санкт-Петербург, 1997. 
  2. «Картины рассказывают истории». Программа “Образ и мысль“ 1 класс. Методические рекомендации. / Cерия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 6. — Санкт-Петербург, 2000. 
  3. «Вглядываясь — учимся». Программа “Образ и мысль“ 2 класс. Методические рекомендации. / Cерия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 7. — Санкт-Петербург, 2000. 
  4. «Как картину написали». Программа “Образ и мысль“ 3 класс. Методические рекомендации. / Cерия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 8. — Санкт-Петербург, 2001. 
  5. Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Образ и мысль. Образовательная программа для дошкольных учреждений и начальной школы. — Санкт-Петербург: Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга, 2000.

Педагог дополнительного образования

________________________ С.Синяева

    



Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 76

Выборгского района г. Санкт- Петербурга

Программа дополнительного образования

(наименование учебной программы)

Класс

_______

(номер класса)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ СОШ № 76

Место проведения

__каб. 20___

(номер аудитории)

_________________________         Ю.Панюкова

                    (подпись, фамилия)

Дата проведения

___________

____. _________. 2011

П Л А Н

проведения урока

№ ______28______

(номер по тематическому плану)

по дисциплине:

«Образ и мысль»

(наименование учебной дисциплины)

Раздел:

первый год обучения

Тема:

Анализ системы образов и формулирование элементов замысла произведения изобразительного искусства

Вид урока

практическое занятие

(вид урока)

I. Тема :

Объединение системы образов, пространства и времени при обсуждении произведения изобразительного искусства

(наименование темы урока по тематическому плану)

II. Цель урока

Сформировать умение детей анализировать составные части сюжета произведения изобразительного искусства.

III. Задачи урока

Выявление системы образов произведения изобразительного искусства.

Обоснование пространственной локализации события, изображенного в произведении изобразительного искусства.

Введение в процесс обсуждения понятия времени происходящего.

Формирование способности детей к обобщению отдельных составных элементов произведения изобразительного искусства в единое целое.

Развитие умения детей обосновывать собственные выводы в процессе обсуждения произведения изобразительного искусства.


IV. Плановая таблица проведения урока (практического занятия)

№ п/п

Содержание занятия

Отво-димое время, мин

Техника, применяе-мая на занятии

Заметки учителя

I

Вводная часть:

02

1.

Проверка готовности учеников и классного помещения к занятию (наличие учащихся, соблюдение порядка в помещении, наличие УММ и ТСО в соответствии с планом урока)

2.

Вступление (объявление порядка проведения урока - практического занятия)

3.

Введение (объявление основ плана и содержания проводимого урока, напоминание значения и актуальности темы урока в учебной дисциплине, связь с другими учебными дисциплинами и с будущей деятельностью)

учимся смотреть, слушать, аргумен-тировать

II

Основная часть — учебные вопросы:

проектор,

Обсуждение картины Б.Кустодиева «Степан Разин»

20

слайды,

Что Вы видите на этой картине?        

компьютер

Что происходит на этой картине?        

Кто этот человек? (Кто эти люди?)

Где это происходит?        

Когда это происходит?        

Новое понятие

А что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать?        

Кто может еще что-нибудь добавить?

Как это можно определить?

Подведение итогов по отработке учебного вопроса

Обсуждение картины К. Хокусай. «В морских волнах у Канагана (Большая волна)».

20

Что Вы видите на этой картине?        

Что происходит на этой картине?        

Кто этот человек? (Кто эти люди?)

Где это происходит?        

Когда это происходит?        

Новое понятие

А что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать?        

Кто может еще что-нибудь добавить?

Как это можно определить?

Подведение итогов по отработке учебного вопроса

III

Заключительная часть:

1.

Подведение итогов урока

2

2.

Ответы на вопросы учащихся

1

IV. Методические рекомендации учителю

Должны быть использованы следующие методические приемы:

- занятие организуется полностью в диалоговой форме;

- обсуждение зрительных образов с переходом от видимого на картине к объяснению сделанных умозаключений;

- инициируется творческая активность (оказывается исключительное внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые вопросы);

- совместный характер деятельности учеников, полнота «проживания-переживания»;

- при обсуждении используется активизирующая детей форма соревнования-обсуждения;

- в ходе обсуждения могут осуществляться выходы в другие предметные циклы (история, география);

Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется по степени активности, самостоятельности и качеству мыслительной деятельности обучающихся в ходе проведения занятия.

После окончания занятия оценить работу каждого ученика на занятии с выставлением оценок в дневник наблюдений.

V. Перечень литературы, материалов и пособий, используемых на занятии

«Картины рассказывают истории». Программа “Образ и мысль“ 1 класс. Методические рекомендации. / Серия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 6. — Санкт-Петербург, 2000. 

Синяева С.А. «Образ и мысль». Образовательная программа дополнительного образования детей 7-10 лет. — Санкт-Петербург: 2009 г.

Слайды (файлы) произведений изобразительного искусства:

  1. Б. Кустодиев. Степан Разин.

  1. К. Хокусай. В морских волнах у Канагана (Большая волна).

Разработала

Учитель

        _________________________         С.Синяева

(должность, подпись, фамилия)

____. _________. 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Программа метапредметного курса "Учимся мыслить и действовать"

Программа предназначена для использования в качестве отдельного междисциплинарного курса, обеспечивающего развитие у учащихся логических умений. Содержание программы даёт учащимся возможность освоить ...

Программа метапредметного курса "Учимся мыслить и действовать"

Программа предназначена для использования в качестве отдельного междисциплинарного курса, обеспечивающего развитие у учащихся логических умений. Содержание программы даёт учащимся возможность освоить ...


 

Комментарии

Ульбаева (Хазырова) Гайша Валиулловна

Было очень интересно познакомиться с программой.