Программа дополнительного образования "Образ и мысль"
рабочая программа по теме
Программа дополнительного образования "Образ и мысль"
Программа дополнительного образования "Образ и мысль", разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга.
Программа ориентирована на начальную школу и основана на психологических теориях когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.С. Выготского, а также на теории стадий эстетического развития американского психолога А.Хаузен.
В основу программы положена концепция формирования умственных действий и понятий, реализуемая в ходе учебных занятий под руководством и с непосредственным участием как педагога, так и всего учебного коллектива.
Программа «Образ и мысль»является общекультурной модифицированной программой культурно-развивающей направленности по обучению учащихся начальной школы основам восприятия объектов окружающего мира (при фактическом использовании в качестве объекта познания репродукций, диапозитивов, слайдов произведений искусства).
В результате изучения материала программыу детей целенаправленно развивается визуальное мышление, формируется гармоничная эмоциональная сфера, эстетический вкус, проявляются творческие способности.
Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом интерактивном методе организации занятий, построенных на основе совместного обсуждения учениками произведений искусства. Программа принципиально отличается от программ эстетического цикла ориентацией, в первую очередь, на организацию взаимодействия учеников с произведением искусства, а не на передачу информации.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их дальнейшего обучения в средней школе.
Задачи программы:
Обучающие
- Начальное эстетическое образование детей, формирование представлений и навыков восприятия зрительных образов, формирование умений анализировать и обобщать.
- Знакомство детей с основными понятиями и базовыми принципами изобразительного искусства.
- Формирование умения формулировать собственные мысли, аргументировать точку зрения.
Развивающие:
- Гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление эмоционально-волевой сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им деятельности, связанной с поиском неформальных ответов на поставленные вопросы.
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к искусству и человеку в искусстве.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
- Формирование культуры общения и совершенствование коммуникативных навыков.
Программа «Образ и мысль» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года – неполный курс обучения детей в начальной школе.
Количество учебных часов – 102. Количество занятий - 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Занятия проводятся равномерно в течение всего учебного года.
Целесообразно проведение курса в период обучения детей со 2 по 4 класс.
В технологию реализации программы включается следующий комплекс методов и приемов:
- насыщение развивающей среды зрительными образами;
- включение терминологических средств изобразительного искусства;
- использование диалоговой формы проведения занятий;
- применение репродукций (слайдов) реальных произведений искусства в качестве «базовых форм», подлежащих изучению;
- стимулирование творчества с помощью совместной деятельности в коллективе;
- адаптация содержания и степени сложности изучаемых вопросов программы под познавательные возможности и текущие результаты обучения каждой группы.
В процессе проведения занятий используютсяпрактические формы занятий - дискуссия с элементами игры и соревнования.
Программа реализуется при соблюдении следующих условий:
- содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;
- совместный характер деятельности, полнота «проживания-переживания»;
- используется активизирующая детей форма соревнования;
- осуществляются выходы в другие предметные циклы;
- занятия организованы в диалоговой форме и др.;
- включены формы, способствующие усилению мотивации (экскурсии);
- инициируется творческая активность (оказывается исключительное внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые вопросы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_-_obraz_i_mysl_-_2010.doc | 868.5 КБ |
plan_uroka_po_programme_obraz_i_mysl.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 76
Выборгского района г. Санкт- Петербурга
Программа рассмотрена
на педагогическом совете
школы протокол № _______
от _____________ 2011 г.
УТВЕРЖДАЮ
директор ГОУ СОШ № 76
Выборгского р-на
________________ Ю.И.Панюкова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Образ и мысль»
для детей 7 – 10 лет
срок реализации программы – 3 года
педагога дополнительного образования
___ квалификационной категории
Синяевой Светланы Алексеевны
г. Санкт-Петербург
2011
I. Пояснительная записка1. Общие положения
Программа дополнительного образования "Образ и мысль", разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга. Программа ориентирована на начальную школу и основана на психологических теориях когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.С. Выготского, а также на теории стадий эстетического развития американского психолога А.Хаузен.
2. Направленность дополнительной образовательной программы
Программа дополнительного образования «Образ и мысль» является общекультурной модифицированной программой культурно-развивающей направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам восприятия объектов окружающего мира (при фактическом использовании в качестве объекта познания репродукций, диапозитивов, слайдов произведений искусства).
Занятия по программе позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной и общекультурной области, развить и обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения основных тем программы. В ходе последовательного, поэтапного прохождения курса обеспечивается целенаправленное педагогическое воздействие, благотворно влияющее на развитие ребёнка, закладывающее фундамент в становление целостной индивидуальности.
В результате изучения материала программы «Образ и мысль» у детей целенаправленно развивается визуальное мышление, формируется гармоничная эмоциональная сфера, эстетический вкус, проявляются творческие способности.
В основу программы дополнительного образования «Образ и мысль» положена концепция формирования умственных действий и понятий, реализуемая в ходе учебных занятий под руководством и с непосредственным участием как педагога, так и всего учебного коллектива.
3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы «Образ и мысль»
Новизна
Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-коммуникативные навыки, совершенствуется в практическом общении, реализуется в мыслительном творчестве. Эпизодические посещения музеев, «встроенные» в программу, позволяет ребёнку расширить кругозор и получить дополнительные начальные навыки грамотного восприятия объектов искусства.
Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом интерактивном методе организации занятий, построенных на основе совместного обсуждения учениками произведений искусства. Программа принципиально отличается от программ эстетического цикла ориентацией, в первую очередь, на организацию взаимодействия учеников с произведением искусства, а не на передачу информации.
Актуальность
Одной из важнейших задач образования является становление самостоятельности как устойчивой черты характера детей. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для самостановления обучаемых.
Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса младших школьников посредством среды с применением произведений искусства (слайдов), показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых мыслительных и коммуникативных способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению.
Образовательный процесс направлен на формирование общих учебных навыков, обусловленных следующими новообразованиями:
- умением смотреть, видеть и самостоятельно воспринимать предметы и явления окружающего мира;
- умением слышать и воспринимать объяснение, сопоставлять и отстаивать точки зрения;
- обретением способности к концентрации внимания, навыков преобразования разного рода информации;
- повышением уровня развития основных психических процессов (логическое и образное мышление, воображение, память, внимание, речь);
- укреплением внутренней силы личности.
Программа курса нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного подхода к образованию детей, творческому их становлению средствами произведений искусства, а также на осуществление практико-ориентированного подхода к развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к совместному поиску истины и дискуссии.
Педагогическая целесообразность
В курсе «Образ и мысль» комплексно присутствуют:
- интеллектуально-познавательные составляющие:
- логические, развивающие мыслительную деятельность;
- эстетические и художественно-изобразительные, развивающие художественную одарённость;
- досуговые и социально адаптирующие составляющие:
Курс «Образ и мысль» комплексно выполняет основные функции в области образования и педагогики, касающиеся категорий:
- "воспринимать";
- "развивать" ;
- "воспитывать".
Программа курса, реализуемая в игровой форме, вносит в образовательный процесс немало специфического.
Так дети вовлекаются в "мир культуры" (в широком смысле), или:
- в мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация);
- в мир искусства (творчество, эстетика, познание культурных ценностей);
- в мир науки, техники и технологии (творчество, логика, деятельность человека среди природы).
Программа курса, подкрепленная дидактическими материалами на основе визуального ряда произведений искусства, имеет возможность объединять:
- детский и взрослый интересы,
- детские и педагогические ценности,
- гуманитарное образование и развитие кругозора,
- социальные, естественнонаучные и логические знания,
- восточные и западные традиции культуры,
- нравственно-идеологические и гуманистические (общечеловеческие) системы взглядов.
Принципы построения программы:
- Постепенность и последовательность.
- Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности.
- Акцентирование занимательности.
- Возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов.
4. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их дальнейшего обучения в средней школе.
Задачи программы:
Обучающие
- Начальное эстетическое образование детей, формирование представлений и навыков восприятия зрительных образов, формирование умений анализировать и обобщать.
- Знакомство детей с основными понятиями и базовыми принципами изобразительного искусства.
- Формирование умения формулировать собственные мысли, аргументировать точку зрения.
Развивающие:
- Гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление эмоционально-волевой сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им деятельности, связанной с поиском неформальных ответов на поставленные вопросы.
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к искусству и человеку в искусстве.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
- Формирование культуры общения и совершенствование коммуникативных навыков.
5. Отличительные особенности данной программы
Программа рассчитана на сокращенный (трехлетний) курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся, не имеющих начальных художественных знаний.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из познавательной активности детей и степени усвоения ими учебного материала.
Данную программу следует рассматривать как мощный стимул для интеллектуального и эстетического развития учащихся, т.к. она позволяет заложить базовые основы межличностного общения детей и пробудить интерес к познанию достижений человечества в области культуры и искусства.
Занятия по программе развивают навыки визуального восприятия, аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии.
В определенном смысле имеет место терапевтический эффект программы: повышение у учащихся самооценки, коммуникативной компетентности, умения принимать точку зрения другого.
Программа. способствует формированию толерантности детей и учителя, а также учит педагога ведению "направленной" ("фасилитированной") дискуссии
Организационные принципы
Программа «Образ и мысль» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года – неполный курс обучения детей в начальной школе.
Количество учебных часов – 102. Количество занятий - 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Занятия проводятся равномерно в течение всего учебного года.
Целесообразно проведение курса в период обучения детей со 2 по 4 класс.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны проводиться в составе сокращенного коллектива, позволяющего активно работать каждому ребенку.
Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10-12 человек.
6. Формы и методы обучения
В технологию реализации программы включается следующий комплекс методов и приемов:
- насыщение развивающей среды зрительными образами;
- включение терминологических средств изобразительного искусства;
- использование диалоговой формы проведения занятий;
- применение репродукций (слайдов) реальных произведений искусства в качестве «базовых форм», подлежащих изучению;
- стимулирование творчества с помощью совместной деятельности в коллективе;
- адаптация содержания и степени сложности изучаемых вопросов программы под познавательные возможности и текущие результаты обучения каждой группы.
В процессе занятий используются различные методы и способы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, обсуждение, опрос)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию (в основном методического и технологического характера);
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
В процессе проведения занятий используются практические формы занятий - дискуссия с элементами игры и соревнования.
Программа реализуется при соблюдении следующих условий:
- содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;
- совместный характер деятельности, полнота «проживания-переживания»;
- используется активизирующая детей форма соревнования;
- осуществляются выходы в другие предметные циклы;
- занятия организованы в диалоговой форме и др.;
- включены формы, способствующие усилению мотивации (экскурсии);
- инициируется творческая активность (оказывается исключительное внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые вопросы).
7. Ожидаемые результаты обучения и способы определения их результативности
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- получат представление о формах и видах изобразительного искусства;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки общения и совместной творческой работы в коллективе;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Прогнозируемые результаты:
- По окончании 1 года обучения ребенок должен:
- приобрести основы умения вглядываться в произведения искусства, научиться делать личные наблюдения и умозаключения;
- получить первичное представление о дискуссии, формировать умение аргументировать и четко формулировать свои мысли;
- освоить первичные коммуникативные навыки общения в процессе созидательной творческой деятельности.
- По окончании 2 года обучения ребенок должен:
- углубить и усовершенствовать умение вглядываться в произведения искусства, научиться делать более точные и разнообразные наблюдения;
- приобрести опыт участия в дискуссии, отточить умение аргументировать и четко формулировать свои мысли, вносить вклад в общее обсуждение;
- развить коммуникативные навыки, выслушивая мнения собеседников, сопрягая чужие мнения с системой своих собственных взглядов;
- научиться пересматривать и корректировать собственные идеи с учетом мнения других, что способствует развитию навыков критического мышления;
- приобрести уверенность в своей способности интерпретировать и глубже проникать в смысл даже неоднозначных произведений искусства, задумываться о намерениях художника - создателя произведения.
- По окончании 3 года обучения ребенок должен:
- выработать собственное, индивидуально-личностное отношение к искусству;
- начать осознавать, что стратегия визуального мышления -универсальный способ освоения неизвестного зрительного материала.
- перейти на новый уровень общения с произведениями изобразительного искусства;
- научиться использовать уже имеющийся опыт рассматривания и обсуждения произведений искусства в новом контексте, применительно к новым задачам - глубже проникнуть в смысл рассматриваемых произведений искусства, задуматься о намерениях художника и тех художественных средствах, с помощью которых создается произведение искусства;
- попробовать свои силы в аргументированном сопоставлении различных произведений искусства;
- развить навыки групповой работы, умение убедительно и доказательно представлять мнение группы и встраивать его в общее обсуждение;
- совершенствовать опыт критического мышления, способность пересматривать и корректировать собственные идеи с учетом мнения других, достраивать собственные взгляды;
- испытывать удовольствие от рассматривания различных произведений искусства и их обсуждения, ощущать себя уверенно в любом музейном пространстве, выработать собственное, индивидуально-личностное отношение к окружающему миру.
Способы фиксации результатов освоения программы:
• Проведение аттестации обучающихся в начале, середине и конце года (по результатам работы на занятиях).
• Ведение диагностического дневника «Ход и оценка результатов освоения программы».
8. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется по степени активности, самостоятельности и качеству мыслительной деятельности обучающихся в ходе проведения занятий.
II. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы “Образ и мысль»
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п | Тема | Всегочасов |
1. | Выявление состава зрительных образов произведения изобразительного искусства | 1 |
2. | Моделирование обобщенного сюжета (выявление действия персонажей) произведения изобразительного искусства | 3 |
3. | Обоснование системы образов и сюжета произведения изобразительного искусства | 15 (1) |
4. | Анализ системы образов и формулирование элементов замысла произведения изобразительного искусства | 12 |
5. | Заключительные (повторительно-обобщающие) занятия | 3 (1) |
Итого: | 34 |
Примечание: (1) – в том числе время проведения занятий на экспозиции музея.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ п/п | Тема | Всегочасов |
1. | Оценка и обоснование системы образов и замысла произведения изобразительного искусства | 4 |
2. | Обоснование основных направлений (характера) деятельности персонажей произведения изобразительного искусства | 2 |
3. | Пространственная локализация системы образов произведения изобразительного искусства | 2 |
4. | Анализ и обоснование взаимосвязей элементов обстановки (место, время, пространство, расположение персонажей, предметов, образов и явлений) в композиции произведения изобразительного искусства | 8 (1) |
5. | Обоснование возможных вариантов замысла и основной идеи произведения изобразительного искусства | 10 |
6. | Выявление целевого назначения образов и объема задач, решаемых элементами произведения изобразительного искусства в интересах реализации замысла художника | 6 |
7. | Заключительные (повторительно-обобщающие) занятия | 2 (1) |
Итого: | 34 |
Примечание: (1) – в том числе время проведения занятий на экспозиции музея.
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ п/п | Тема | Всего часов |
1. | Повторение и активизация навыков совместной познавательной деятельности по анализу содержания произведения изобразительного искусства | 6 |
2. | Закрепление навыков совместной познавательной деятельности по анализу замысла и сюжета произведения изобразительного искусства | 4 |
3. | Закрепление навыков обсуждения по заданному алгоритму (в малых группах) | 1 |
4. | Анализ художественных средств и особенностей композиции произведения изобразительного искусства | 11 (1) |
5. | Совершенствование навыков совместной познавательной деятельности по анализу содержания произведения изобразительного искусства (в малых группах и целым коллективом) | 10 |
6. | Заключительное занятие и подведение итогов | 2 (1) |
Итого: | 34 |
III. Содержание программы дополнительного образования «Образ и мысль»
Тематическое планирование 1 года обучения
тема | Порядковый номер урока | основные вопросы | дополнительные вопросы | примечание | |||||||||||||||||||
Что Вы видите на этой картине? | Что происходит на этой картине? | Кто этот человек? (Кто эти люди?) | Где это происходит? | Когда это происходит? | А что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать? | Кто видит еще что-нибудь? | А что еще Вы видите? | А что еще Вы видите кроме этого? | А что еще происходит? | Кто может еще что-нибудь добавить? | Кто-нибудь видит что-то другое? | Что вы видите такого, что позволяет вам подтвердить справедливость названия картины? | Что еще ты можешь сказать об этом человеке? | Как это можно определить? | Что заставляет тебя так думать? | Кто герой произведения? | Что еще ты можешь сказать о том месте, где это происходит? | Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе это сказать? | Что еще ты можешь сказать о времени, когда это происходит? | Что позволяет тебе так думать? | |||
Выявление состава зрительных образов произведения изобразительного искусства | 1 | 1 |
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| включаем детей в обсуждение |
Моделирование обобщенного сюжета (выявление действия персонажей) произведения изобразительного искусства | 2 | 1 | 1 |
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| детали и восприятие изображения в целом |
3 | 1 | 1 |
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| восприятие изображения в целом | |
4 | 1 | 1 |
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| описание детьми своих наблюдений | |
Обоснование системы образов и сюжета произведения изобразительного искусства | 5 | 1 | 1 |
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| наблюдения и поиск аргументов |
6 | 1 | 1 |
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| поиск аргументов | |
7 |
| 1 |
|
|
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| наблюдения, высказывания, аргументация | |
8 |
| 1 |
|
|
| 1 |
|
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| наблюдения, высказывания, аргументация | |
9 |
| 1 |
|
|
| 1 |
|
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| наблюдения, высказывания, аргументация | |
10 |
| 1 |
|
|
| 1 |
|
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| начинаем обобщать высказывания детей и сравнивать точки зрения | |
11 |
| 1 |
|
|
| 1 |
|
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| обобщение в конце дискуссии по произведению | |
12 |
| 1 |
|
|
| 1 |
|
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| обобщение в конце дискуссии по произведению | |
13 | 1 | 1 |
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| на экспозиции музея | |
14 |
| 1 | 1 |
|
| 1 |
|
|
| 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 |
|
|
|
|
|
| версии о ролях персонажей | |
15 |
| 1 | 1 |
|
| 1 |
|
|
| 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
| обоснование версий о ролях персонажей | |
16 |
| 1 | 1 |
|
| 1 |
|
|
| 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
| обоснование версий о характере и ролях персонажей | |
17 |
| 1 | 1 |
|
| 1 |
|
|
| 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
| обобщение версий о характере и ролях персонажей | |
18 |
| 1 | 1 |
|
| 1 |
|
|
| 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
| выяснение происходящего с персонажами | |
19 |
| 1 | 1 |
|
| 1 |
|
|
| 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
| выяснение происходящего с персонажами | |
Анализ системы образов и формулирование элементов замысла произведения изобразительного искусства | 20 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
| связь персонажей с местом действия |
21 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| 1 | 1 |
|
| связь персонажей с местом действия | |
22 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| 1 | 1 |
|
| конкретизация места действия | |
23 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| 1 | 1 |
|
| обобщение версий о месте действия | |
24 |
| 1 | 1 | 1 |
| 1 |
|
|
| 1 |
|
|
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
| собираем частности в единый замысел | |
25 |
| 1 | 1 | 1 |
| 1 |
|
|
| 1 |
|
|
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
| собираем частности в единый замысел | |
26 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
| 1 |
|
| связь героя и места действия | |
27 |
| 1 | 1 | 1 |
| 1 |
|
|
| 1 |
|
|
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
| версии о событии, герое, месте действия | |
28 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 1 |
|
|
| 1 |
|
| 1 | 1 |
| 1 |
| вводим понятие времени происходящего | |
29 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 1 |
|
|
| 1 |
|
| 1 | 1 |
| 1 | 1 | акцентируем время основного события произведения | |
30 |
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | развернутый рассказ о месте и времени происходящего | |
31 |
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | обобщенный рассказ о месте и времени происходящего | |
Заключительные | 32 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 1 |
|
|
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | обобщенный рассказ о произведении |
33 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 1 |
|
|
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | обобщенный рассказ о произведении | |
34 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | на экспозиции музея |
Список произведений по программе «Образ и мысль»
Первый год обучения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок на экспозиции музея |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок на экспозиции музея |
Тематическое планирование 2 года обучения
тема | порядковый номер урока | основные вопросы | дополнительные вопросы | примечание | ||||||||||||||||||||||
Что Вы видите на этой картине? | Что происходит на этой картине? | Кто этот человек? (Кто эти люди?) | Где это происходит? | Когда это происходит? | Где, как вам кажется, находился художник (фотограф), когда писал эту картину (делал этот снимок)? | Как вы думаете, что осталось за кадром этого произведения? | Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете? | Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться? | А что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать? | Кто видит еще что-нибудь? | А что еще Вы видите? | А что еще Вы видите кроме этого? | А что еще происходит? | Кто может еще что-нибудь добавить? | Кто-нибудь видит что-то другое? | Что еще ты можешь сказать об этом человеке? | Как это можно определить? | Что заставляет тебя так думать? | Кто герой произведения? | Что еще ты можешь сказать о том месте, где это происходит? | Что еще ты можешь сказать о времени, когда это происходит? | Что позволяет тебе так думать? | Что вы видите такого, что позволяет вам подтвердить справедливость названия картины? | |||
Оценка и обоснование системы образов и замысла произведения изобразительного искусства | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| оценка знания детьми всех вопросов стратегии визуального мышления |
2 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| повторение сложных вопросов | |
3 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| повторение и закрепление алгоритма стратегии | |
4 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| обобщение и противопоставление мнений | |
Обоснование основных направлений (характера) деятельности персонажей произведения изобразительного искусства | 5 |
| 1 | 1 |
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
| строим версии относительно персонажей |
6 |
| 1 | 1 |
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
| поиск роли персонажа в сюжете | |
Пространственная локализация системы образов произведения изобразительного искусства | 7 |
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
| 1 |
|
|
| 1 | 1 |
|
| 1 | 1 |
| 1 |
|
|
| важность фона, обстановки и места действия |
8 |
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
| 1 |
|
|
| 1 | 1 |
|
| 1 | 1 |
| 1 |
|
|
| связь места действия с происходящим | |
Временная локализация системы образов произведения изобразительного искусства | 9 |
| 1 |
|
| 1 |
|
|
|
| 1 |
|
|
| 1 | 1 |
|
|
| 1 |
|
| 1 | 1 |
| определение астрономического (природного) времени |
10 |
| 1 |
|
| 1 |
|
|
|
| 1 |
|
|
| 1 | 1 |
|
|
| 1 |
|
| 1 | 1 |
| определение исторического времени | |
Анализ и обоснование взаимосвязей элементов обстановки (место, время, пространство, расположение персонажей, предметов, образов и явлений) в композиции произведения изобразительного искусства | 11 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
| 1 |
|
|
| 1 |
|
| 1 |
|
| 1 | 1 | 1 | 1 |
| связка всех вопросов стратегии |
12 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 1 | 1 |
|
| ищем все возможные интерпретации сюжета | |
13 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| исчерпывающее обоснование всех высказываний | |
14 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
| 1 |
|
|
| 1 |
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| сравнение и отстаивание мнений (версий) | |
15 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
| 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 |
|
|
| 1 |
| исчерпывающие интерпретации и завершенный обзор | |
16 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | на экспозиции музея | |
Обоснование возможных вариантов замысла и основной идеи произведения изобразительного искусства | 17 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
| 1 |
| выявление места художника в создании произведения |
18 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 1 |
|
|
|
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
|
|
| 1 |
| особенности композиции, ракурсы объектов | |
19 |
| 1 |
|
|
| 1 |
|
|
| 1 |
|
|
| 1 |
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
| 1 |
| выявление роли художника в создании произведения | |
20 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 1 |
|
| 1 | 1 | 1 |
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| взаимосвязь деталей произведения по замыслу автора | |
21 |
| 1 |
|
|
| 1 | 1 |
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
| 1 |
| выявление замысла этого | |
22 |
| 1 |
|
|
|
|
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
| 1 |
| выявление основной идеи этого произведения | |
23 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
| 1 |
| 1 |
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 1 |
| обсуждение художественных средств автора | |
24 |
| 1 |
|
|
|
| 1 | 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
| 1 |
| обсуждение вариантов замысла художника | |
25 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| ведение детьми управляемой дискуссии о произведении | |
26 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| самостоятельное ведение детьми дискуссии о произведении | |
Выявление целевого назначения образов и объема задач, решаемых элементами произведения изобразительного искусства в интересах реализации замысла художника | 27 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
| 1 |
| выяснение назначения деталей произведения |
28 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 |
| 1 | 1 |
|
|
|
| 1 |
|
| 1 | 1 |
|
|
| 1 |
| выяснение назначения и особенностей деталей произведения | |
29 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 |
| 1 | 1 |
|
| 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 |
|
|
| 1 |
| выявление связи отображенного и подразумеваемого | |
30 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| добиваемся развернутого изложения каждой версии | |
31 |
| 1 |
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 1 |
|
| 1 | 1 | 1 |
|
|
| 1 |
| добиваемся полноценного обоснования каждой версии | |
32 |
| 1 |
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 1 |
|
|
| 1 | 1 |
|
|
| 1 |
| добиваемся развернутого и доказательного обоснования каждой версии | |
Заключительные (повторительно-обобщающие) занятия | 33 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | работа в малых группах на экспозиции музея |
34 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| см. примечание |
Примечание: | На заключительном занятии проводится обсуждение того, чем группа занималась в течение года. |
Основные вопросы: | |
Какими вопросами мы пользовались? | |
Где еще мы сможем пользоваться этими вопросами? | |
Чему мы учились, разглядывая произведения искусства? | |
Что такое искусство? | |
Что значит быть художником? | |
Что такое музей? | |
Зачем мы рассматриваем различные произведения искусства? |
Список произведений по программе «Образ и мысль»
Второй год обучения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок на экспозиции музея. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок на экспозиции музея. |
Урок повторительно-обобщающий. |
Тематическое планирование 3 года обучения
тема | порядковый номер урока | основные вопросы | дополнительные вопросы | примечание | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Что Вы видите на этой картине? | Что происходит на этой картине? | Кто этот человек? (Кто эти люди?) | Где это происходит? | Когда это происходит? | Где, как вам кажется, находился художник (фотограф), когда писал эту картину (делал этот снимок)? | Как вы думаете, что осталось за кадром этого произведения? | Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете? | Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться? | Как вы думаете, на что хотел обратить наше внимание художник? | Как вы думаете, какое настроение (ощущение) хотел выразить (передать) художник? | Как вы думаете, все ли произведения созданы на один сюжет? | Как вы думаете, все ли произведения созданы фотографом? | Как вы думаете, какими правилами руководствовался художник при создании произведения? | Как вы думаете, все ли произведения созданы одним автором? | Как вы думаете, одинаковыми ли правилами руководствовались художники при создании произведений? | Как вы думаете, можно лм сказать, что авторов заинтересовало в этом сюжете одно и то же? | О чем бы мы хотели спросить художника? | Что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать? | Что еще Вы видите кроме этого? | А что еще происходит? | Что еще можно сказать об этом человеке? | Кто герой произведения? (главный, второстепенный) Почему? | Что мы можем сказать о том, каким художник изобразил этого человека? | Что еще ты можешь сказать о том месте, где это происходит? | Что мы можем сказать о том, каким художник изобразил место, где происходит действие? | Что еще ты можешь сказать о времени, когда это происходит? | Что мы можем сказать о том, как художник передал время, когда происходит действие? | Что заставляет тебя так думать? | Что позволяет тебе так думать? | Как это можно определить? | Что ваша группа думает по поводу…? | Что ваша группа увидела такого, что позволяет так говорить? | Что вы видите такого, что позволяет вам подтвердить справедливость названия картины? | |||
Повторение и активизация навыков совместной познавательной деятельности по анализу содержания произведения изобразительного искусства | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| оценка знания детьми основных вопросов стратегии визуального мышления |
2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
| восстановление навыка визуального мышления и дискуссии | |
3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| повторение и закрепление алгоритма стратегии | |
4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| восстановление навыков визуального мышления | |
5 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| 1 |
|
| 1 |
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| добиваемся полноты формулировок | |
6 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| 1 |
|
| 1 |
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| добиваемся аргументированности мнений | |
Закрепление навыков совместной познавательной деятельности по анализу замысла и сюжета произведения изобразительного искусства | 7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
| анализ содержания системы объектов произведения |
8 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| особенности композиции, ракурсы объектов | |
9 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| 1 |
|
| 1 |
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| выявление связи отображенного и подразумеваемого | |
10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| завершения повторения основ технологии визуального мышления | |
Закрепление навыков обсуждения по заданному алгоритму (в малых группах) | 11 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| самостоятельная коллективная работа учащихся в малых группах |
Анализ художественных средств и особенностей композиции произведения изобразительного искусства | 12 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
| 1 |
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| обсуждение художественных средств автора |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| значение художественных средств в передаче идеи автора | |
14 |
| 1 |
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| обсуждение впечатления, которого хотел добиться автор | |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
| 1 |
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| выявление взаимосвязи художественных средств и идеи художника | |
16 |
| 1 |
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| добиваемся развернутого изложения каждой версии | |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
|
| выявление связи изображения с ожидаемым эмоциональным воздействием произведения | |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
|
| развернутое описание ощущений зрителей | |
19 |
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
|
| обсуждение эмоциональной сферы произведения | |
20 |
| 1 |
|
|
|
| 1 |
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| 1 |
|
| 1 |
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| анализ связи идеи и средств художественной выразительности произведения | |
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
|
| выявление связи элементов изображения с эмоциональным воздействием произведения | |
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
| 1 | работа в малых группах на экспозиции музея | |
Совершенствование навыков совместной познавательной деятельности по анализу содержания произведения изобразительного искусства (в малых группах и целым коллективом) | 23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
| работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений |
24 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению | |
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
| работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений | |
26 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
| 1 |
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению | |
27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
| работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений | |
28 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению | |
29 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
| 1 |
|
|
|
| 1 |
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений | |
30 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению | |
31 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| 1 |
|
|
|
| 1 |
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений | |
32 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
|
| 1 |
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| выработка умения ставить вопросы | |
Заключительное занятие и подведение итогов | 33 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
|
| 1 |
|
|
| 1 | 1 |
|
|
|
| 1 |
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
| 1 | на экспозиции музея |
34 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| итоговое обсуждение работы по программе |
Список произведений по программе «Образ и мысль»
Третий год обучения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок на экспозиции музея |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок на экспозиции музея |
Итоговый урок по программе |
IV. Методическое обеспечение программы дополнительного образования “Образ и мысль“
Учебно-методический комплекс:
- Учебные и методические пособия:
- Образовательная программа дополнительного образования детей «Образ и мысль» для детей 7 – 10 лет, г. Санкт-Петербург, 2009 г.
- Слайды (видеоряд) к Образовательной программе дополнительного образования детей «Образ и мысль» для детей 7 – 10 лет, г. Санкт-Петербург, СПбАППО, 2009 г.
- Материалы из опыта работы педагога:
- Дидактический наглядный материал – слайды (репродукции) произведений искусства (см. п.1.2).
- Методические разработки к урокам по курсу «Образ и мысль».
V. Список использованной литературы
- «Образ и мысль». Сборник. / Cерия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 2. — Санкт-Петербург, 1997.
- «Картины рассказывают истории». Программа “Образ и мысль“ 1 класс. Методические рекомендации. / Cерия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 6. — Санкт-Петербург, 2000.
- «Вглядываясь — учимся». Программа “Образ и мысль“ 2 класс. Методические рекомендации. / Cерия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 7. — Санкт-Петербург, 2000.
- «Как картину написали». Программа “Образ и мысль“ 3 класс. Методические рекомендации. / Cерия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 8. — Санкт-Петербург, 2001.
- Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Образ и мысль. Образовательная программа для дошкольных учреждений и начальной школы. — Санкт-Петербург: Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга, 2000.
Педагог дополнительного образования
________________________ С.Синяева
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 76 Выборгского района г. Санкт- Петербурга |
Программа дополнительного образования
(наименование учебной программы)
П Л А Н
проведения урока
№ ______28______
(номер по тематическому плану)
по дисциплине: | «Образ и мысль» |
(наименование учебной дисциплины) | |
Раздел: | первый год обучения |
Тема: | Анализ системы образов и формулирование элементов замысла произведения изобразительного искусства |
Вид урока | практическое занятие | |
(вид урока) | ||
I. Тема : | Объединение системы образов, пространства и времени при обсуждении произведения изобразительного искусства | |
(наименование темы урока по тематическому плану) | ||
II. Цель урока | ||
Сформировать умение детей анализировать составные части сюжета произведения изобразительного искусства. | ||
III. Задачи урока | ||
Выявление системы образов произведения изобразительного искусства. | ||
Обоснование пространственной локализации события, изображенного в произведении изобразительного искусства. | ||
Введение в процесс обсуждения понятия времени происходящего. | ||
Формирование способности детей к обобщению отдельных составных элементов произведения изобразительного искусства в единое целое. | ||
Развитие умения детей обосновывать собственные выводы в процессе обсуждения произведения изобразительного искусства. |
IV. Плановая таблица проведения урока (практического занятия)
№ п/п | Содержание занятия | Отво-димое время, мин | Техника, применяе-мая на занятии | Заметки учителя | ||
I | Вводная часть: | 02 | ||||
1. | Проверка готовности учеников и классного помещения к занятию (наличие учащихся, соблюдение порядка в помещении, наличие УММ и ТСО в соответствии с планом урока) | |||||
2. | Вступление (объявление порядка проведения урока - практического занятия) | |||||
3. | Введение (объявление основ плана и содержания проводимого урока, напоминание значения и актуальности темы урока в учебной дисциплине, связь с другими учебными дисциплинами и с будущей деятельностью) | учимся смотреть, слушать, аргумен-тировать | ||||
II | Основная часть — учебные вопросы: | проектор, | ||||
Обсуждение картины Б.Кустодиева «Степан Разин» | 20 | слайды, | ||||
Что Вы видите на этой картине? | компьютер | |||||
Что происходит на этой картине? | ||||||
Кто этот человек? (Кто эти люди?) | ||||||
Где это происходит? | ||||||
Когда это происходит? | Новое понятие | |||||
А что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать? | ||||||
Кто может еще что-нибудь добавить? | ||||||
Как это можно определить? | ||||||
Подведение итогов по отработке учебного вопроса | ||||||
Обсуждение картины К. Хокусай. «В морских волнах у Канагана (Большая волна)». | 20 | |||||
Что Вы видите на этой картине? | ||||||
Что происходит на этой картине? | ||||||
Кто этот человек? (Кто эти люди?) | ||||||
Где это происходит? | ||||||
Когда это происходит? | Новое понятие | |||||
А что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать? | ||||||
Кто может еще что-нибудь добавить? | ||||||
Как это можно определить? | ||||||
Подведение итогов по отработке учебного вопроса | ||||||
III | Заключительная часть: | |||||
1. | Подведение итогов урока | 2 | ||||
2. | Ответы на вопросы учащихся | 1 |
IV. Методические рекомендации учителю | ||
Должны быть использованы следующие методические приемы: - занятие организуется полностью в диалоговой форме; - обсуждение зрительных образов с переходом от видимого на картине к объяснению сделанных умозаключений; - инициируется творческая активность (оказывается исключительное внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые вопросы); - совместный характер деятельности учеников, полнота «проживания-переживания»; - при обсуждении используется активизирующая детей форма соревнования-обсуждения; - в ходе обсуждения могут осуществляться выходы в другие предметные циклы (история, география); | ||
Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется по степени активности, самостоятельности и качеству мыслительной деятельности обучающихся в ходе проведения занятия. | ||
После окончания занятия оценить работу каждого ученика на занятии с выставлением оценок в дневник наблюдений. | ||
V. Перечень литературы, материалов и пособий, используемых на занятии | ||
«Картины рассказывают истории». Программа “Образ и мысль“ 1 класс. Методические рекомендации. / Серия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 6. — Санкт-Петербург, 2000. | ||
Синяева С.А. «Образ и мысль». Образовательная программа дополнительного образования детей 7-10 лет. — Санкт-Петербург: 2009 г. | ||
Слайды (файлы) произведений изобразительного искусства: | ||
| ||
| ||
Разработала
Учитель
_________________________ С.Синяева
(должность, подпись, фамилия)
____. _________. 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Программа метапредметного курса "Учимся мыслить и действовать"
Программа предназначена для использования в качестве отдельного междисциплинарного курса, обеспечивающего развитие у учащихся логических умений. Содержание программы даёт учащимся возможность освоить ...
Программа метапредметного курса "Учимся мыслить и действовать"
Программа предназначена для использования в качестве отдельного междисциплинарного курса, обеспечивающего развитие у учащихся логических умений. Содержание программы даёт учащимся возможность освоить ...
Комментарии
Было очень интересно