Рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме
Рабочая программа по математике 5 класс, автор учебника Виленкин А.Г. (6 часов в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по математике и на основе программы, разработанной В.И.Жоховым (В.И.Жохов Программа. Планирование учебного материала. Математика: 5-6 классы. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010)
Данный учебный предмет имеет своей целью:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне; для получения образования в областях, не требующих глубокой математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Изучение предмета «Математика» способствует решению следующих задач:
1) приобретение математических знаний и умений;
2)овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
3)освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Учебный предмет изучается в 5 классе, рассчитан на 204 часа.
Содержание программы носит практический характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, практикумы, лекции.
Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, математических диктантов, экспресс-контроля, тестов, взаимоконтроля. Итоговый контроль проводится в форме теста в формате ГИА. Материалы контроля представлены в приложении.
С учетом обязательного минимума содержания в разделе «Натуральные числа» вводится тема «Римская нумерация». В разделе «Дроби» рассматриваются как обязательные только две задачи на дроби: нахождение дроби от числа и нахождение числа по его дроби. В теме «Проценты» рассматриваются задачи: нахождение процента от величины и величины по нескольким ее процентам. Умение выражать часть величины в процентах не является обязательным.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.
В результате изучения курса математики в 5 классе учащиеся должны
знать/понимать:
- как используются математические формулы и уравнения при решении математических и практических задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия.
уметь:
- выполнять устно действия сложения и вычитания двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, сложение и вычитание обыкновенных дробей с однозначным числителем и знаменателем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;
- находить значение числовых выражений;
- округлять натуральные числа и десятичные дроби, находить приближенные значения и недостатком и с избытком;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи арифметическим способом, включая задачи, связанные с дробями и процентами.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приемов.
Содержание обучения
1. Натуральные числа и шкалы (18 ч).
Основная цель — систематизировать и обобщать сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков. Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. Вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному штриху на координатном луче.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (24 ч).
Основная цель — закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел. Начиная с этой темы главное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе записи мости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3. Умножение и деление натуральных чисел (30ч).
Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами. Проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия степени (с натуральным показателем), квадрата и куба числа. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (и...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и пройденным путем; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). При решении задач на части с помощью составления уравнений учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды.
4. Площади и объемы (16 ч).
Основная цель — расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения. При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби (29 ч).
Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей. Изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (18 ч).
Основная цель — выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — приближенное значение числа, отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей (32 ч).
Основная цель — выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (20 ч).
Основная цель — сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов. • Важно выработать у учащихся содержательное понимание смысла термина процент. На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Представления о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины дают учащимся круговые диаграммы.
9. Повторение. Решение задач (17ч).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов на изучение |
1. | Натуральные числа и шкалы | 18 |
2. | Сложение и вычитание натуральных чисел | 24 |
3. | Умножение и деление натуральных чисел | 30 |
4. | Площади и объёмы | 16 |
5. | Обыкновенные дроби | 29 |
6. | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 18 |
7. | Умножение и деление десятичных дробей | 32 |
8. | Инструменты для вычислений и измерений | 20 |
9. | Повторение.Решение задач | 17 |
Количество часов в неделю | 6 | |
Общее количество учебных недель | 35 | |
Итого общее количество часов за год | 210 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного материала по математике в 5 классе
при 6 уроках в неделю
№ урока | Содержание учебного материала | Примерные |
сроки изучения | ||
I ЧЕТВЕРТЬ | ||
§ 1. Натуральные числа и шкалы | 1.09-21.09 | |
1-3 | Обозначение натуральных чисел, п. 1 | |
4-7 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник, п. 2 | |
8-10 | Плоскость, прямая, луч, п. 3 | |
11-13 | Шкалы и координаты, п. 4 | |
14-17 | Меньше или больше, п. 5 | |
18 | Контрольная работа № 1 | 19.09-21.09 |
§ 2. Сложение и вычитание натуральных чисел | 22.09-19.10 | |
19-24 | Сложение натуральных чисел и его свойства, п. 6 | |
25-29 | Вычитание, п. 7 | |
30 | Контрольная работа № 2 | 4.10-6.10 |
31-34 | Числовые и буквенные выражения, п. 8 | |
35-37 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания, п. 9 | |
38-41 | Уравнение, п. 10 | |
42 | Контрольная работа № 3 | 17.10-19.10 |
§ 3. Умножение и деление натуральных чисел (13 уроков) | 20.10-4.11 | |
43-48 | Умножение натуральных чисел и его свойства, п. 11 | |
49-55 | Деление, п. 12 | |
II ЧЕТВЕРТЬ | ||
§ 3. Умножение и деление натуральных чисел | 11.11-1.12 | |
56-58 | Деление с остатком, п. 13 | |
59 | Контрольная работа № 4 | 15.11-17.11 |
60-66 | Упрощение выражений, п. 14 | |
67-69 | Порядок выполнения действий, п. 15 | |
70-71 | Квадрат и куб, п. 16 | |
72 | Контрольная работа № 5 | 29.11-1.12 |
§ 4. Площади и объемы | 2.12-20.12 | |
73-75 | Формулы, п. 17 | |
76-78 | Площадь. Формула площади прямоугольника, п. 18 | |
79-82 | Единицы измерения площадей, п. 19 | |
83-84 | Прямоугольный параллелепипед, п. 20 | |
85-87 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда, п.21 | |
88 | Контрольная работа № 6 | 18.12-20.12 |
§ 5. Обыкновенные дроби | 21.12-3.02 | |
89-91 | Окружность и круг, п. 22 | |
92-96 | Доли. Обыкновенные дроби, п. 23 | |
III ЧЕТВЕРТЬ | ||
§ 5. Обыкновенные дроби (окончание) | 11.01-4.02 | |
97-99 | Сравнение дробей, п. 24 | |
100-102 | Правильные и неправильные дроби, п. 25 | |
103 | Контрольная работа № 7 | 18.01-21.01 |
104-107 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п. 26 | |
108 110 | Деление и дроби, п. 27 | |
111 113 | Смешанные числа, п. 28 | |
114-116 | Сложение и вычитание смешанных чисел, п. 29 | |
117 | Контрольная работа № 8 | 1.02-4.02 |
§ 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (18 уроков) | 5.02-25.02 | |
118-120 | Десятичная запись дробных чисел, п. 30 | |
121-124 | Сравнение десятичных дробей, п. 31 | |
125-131 | Сложение и вычитание десятичных дробей, п. 32 | |
132-134 | Приближенные значения чисел. Округление чисел, п. 33 | |
135 | Контрольная работа № 9 | 22.02-25.02 |
§ 7. Умножение и деление десятичных дробей | 26.02-11.04 | |
136-139 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п. 34 | |
140-145 | Деление десятичных дробей на натуральные числа, п. 35 | |
146 | Контрольная работа № 10 | 7.03-11.03 |
147-152 | Умножение десятичных дробей, п. 36 | |
153-158 | Деление десятичных дробей, п. 37 | |
IV ЧЕТВЕРТЬ | ||
§ 7. Умножение и деление десятичных дробей | 1.04-11.04 | |
159-161 | Деление на десятичную дробь, п. 37 (продолжение) | |
162-166 | Среднее арифметическое, п. 38 | |
167 | Контрольная работа №11 | 9.04-11.04 |
§ 8. Инструменты для вычислений и измерений | 12.04 -6.05 | |
168-169 | Микрокалькулятор, п. 39 | |
170-175 | Проценты, п. 40 | |
176 | Контрольная работа № 12 | 19.04-21.04 |
177-180 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник, п. 41 | |
181-184 | Измерение углов. Транспортир, п. 42 | |
185-186 | Круговые диаграммы, п. 43 | |
187 | Контрольная работа № 13 | 4.05-6.05 |
188-210 | Итоговое повторение курса математики 5 класса, п. 44 Контрольная работа № 14 | С 7.05 до конца учебного года |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- З.С.Стромова, О.В.Пожарская. Поурочные разработки по математике: 5 класс. – Волгоград «Учитель», 2006
- Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы. Москва. «Мнемозина»,2010
- А.С.Чесноков К.И. Нешков.Дидактический материал по математике 5кл,Москва «Классикс.Стиль»,2008
- Контрольно-измерительные материалы. Математика 5 класс. «Вако»,2012г
- Книга для учителя «Я иду на урок математики». М. «Первое сентября», 2000г,
- Бабаджан Агаев Методическое пособие «Как подтянуть отстающего ученика»5 класс,
- М. Н.Каратанова «Уроки математики с применением ИКТ 5-6 классы» М. «Планета» 2010г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...