Решение уравнений методом оценки
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Урок повторения по алгебре и началам анализа 11 классе(подготовка к ЕГЭ)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povtoreniya_po_algebre_i_nachalam_analiza_11_klasse.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок повторения по алгебре и началам анализа 11 классе
Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к ЕГЭ)»
Цели урока: 1) научить узнавать уравнения, которые можно решать методом оценки;
2) научить заменять сложные конструкции более простыми моделями;
3) научить решать уравнения методом оценки.
Ход урока
Учитель: Завершая изучение школьного курса алгебры и математического анализа, мы повторили и обобщили методы решения различных уравнений. Сегодня остановимся на одном из них – методе оценок или методе мажорант. Вам придется с ним столкнуться на экзамене в заданиях серии С.
Если уравнение f(x) = g(x) можно решить методом оценки, т.е. если можно оценить значения функций f(x) и g(x), то какими свойствами должны обладать данные функции?
- Они должны быть ограниченными.
- Приведите примеры ограниченных функций.
1) y = cos x ; | 5) y = arcsin x ; |
2) y = sin x ; | 6) y = arcos x ; |
3) y = ax2 + bx + c ; | 7) y = |
4) | 8) y = f 2n(x). |
- Начертите схематично графики функций.
- А если функция сложная и она зависит от ограниченной функции?
Например: Элементарная функция y = logaх является неограниченной, а сложная функция y = – ограничена, т.к. ее аргумент, элементарная квадратичная функция , ограничен. Таким образом, можно сказать, что если неограниченная функция зависит от ограниченной, то она тоже становится ограниченной.
Вывод: Если дана сложная функция, которая при сведении к элементарной, является неограниченной, а ее аргумент задан ограниченной функцией, то полученная функция будет ограниченной.
Итак, метод оценки или метод мажорант используется в уравнениях вида f(x) = g(x) , где f(x) и g(x) – ограниченные функции, и на ОДЗ данного уравнения наибольшее значение (А) одной из них равно наименьшему значению (А) другой. Тогда исходное уравнение равносильно системе уравнений:
Выберите из предложенных уравнений те, которые можно попробовать решить методом оценки.
1) ; | 5) = x2 + x – 13 ; |
2) 2x = x + 1 ; | 6) |
3) | 7) cos x + sin = 1 ; |
4) cos(2x) = x2 – 2x + 2; | 8) |
- 1, 4 и 6 уравнения.
- Объясните, почему 2-е уравнение нельзя решить методом оценки?
- Функция у = х + 1 неограниченна.
- Почему 5-е уравнение нельзя решить методом оценки?
- Функция у = log1/3x неограниченна.
- А вот уравнения (3) и (7) можно попробовать решить этим способом, т.к. их можно свести к виду f(x) = g(x) , где f(x) и g(x) – ограниченные функции. Попробуйте!
- В самом деле:
3)
7) cos x + sin = 1 ; cos x = - sin + 1.
- Кстати, неравенство (8), тоже можно решить данным методом. Кто желает поработать у доски?
- Решите самостоятельно уравнение (4). Проверим:
4) cos(2x) = x2 – 2x + 2 , модель: f(x) = g(x) , где f(x)= cos(2x) и g(x) = x2 – 2x + 2.
f(x)= cos(2x) - определена и непрерывна на R, Е( f ) = ;
g(x) = x2 – 2x + 2- определена и непрерывна на R, ;
наибольшее значение f(x )= 1 и наименьшее значение g(x) = 1, значит исходное уравнение равносильно системе уравнений: корнем второго уравнения является значение х=1, подставим данное число в первое уравнение: cos(2π∙1) = 1, cos(2π) = 1 – верно, значит х = 1 является решением системы, а следовательно и исходного уравнения.
Ответ: 1.
- Кто попробует решить уравнения (3) и (6)?
Примерный вариант решения:
3) составим упрощенную модель уравнения: . Очевидно, что и при всех допустимых значениях переменной х, т.е. наибольшее значение левой части равно нулю и равно наименьшему значению правой части, значит, уравнение равносильно системе уравнений:
х = 1 является решением второго уравнения. Проверкой убеждаемся, что х =1 –корень и второго уравнения.
Ответ: 1
(6)
Модель: рассмотрим функции и f = 3 + log14/2 (g).
E(y) = [0;3], E(f)[3; +) , т.к. E(log14/2 ( g ) )[0; +) (в данном случае можно не находить правую границу множества значений функции f(g) ). Наибольшее значение левой части равно трем и равно наименьшему значению правой части, следовательно, исходное уравнение равносильно системе уравнений:
Решим второе уравнение: log1/2(x2 –x + 1) = 0, x2 – x + 1 = 1, x2 – x = 0, x( x – 1) = 0,
Подставим найденные значения в первое уравнение:
х = 0, не является корнем исходного уравнения;
х = 1, - верно, значит, х = 1 – корень исходного уравнения.
Ответ: 1
Выводы урока: Итак, уравнения следует решать методом оценки, если:
- В уравнении присутствуют функции разной природы (тригонометрические и показательные, показательные и логарифмические и т.п.);
- Эти функции ограничены;
- На ОДЗ наибольшее значение одной из них равно наименьшему значению другой.
Примерная схема решения уравнений методом оценки:
- Свести уравнение к виду f(x) = g(x);
- Найти множества значений данных функций на ОДЗ уравнения;
- Если наибольшее значение одной из них равно А и равно наименьшему значению другой, то составить систему уравнений
- Решить наиболее простое из них и подставить полученные корни во второе уравнение, те значения переменной х , которые являются корнями двух уравнений одновременно и будут решениями исходного уравнения.
Домашнее задание:
Решить уравнения: 1)
2)
3)
4)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе по теме: "Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом. Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?"
Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом. Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?...
Оценка знаний суворовцев. Объективные и субъективные стороны оценки.
Как определить уровень знаний обучающихся? Как мотивировать дальнейшее изучение предмета? В ходе оценивания письменных работ и устных ответов суворовцев преподаватель проверяет знание как фактического...
Оценка знаний суворовцев. Объективные и субъективные стороны оценки.
Как определить уровень знаний обучающихся? Как мотивировать дальнейшее изучение предмета? В ходе оценивания письменных работ и устных ответов суворовцев преподаватель проверяет знание как фактического...
«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»
«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...
Проблемы школьной оценки в современной школе «Оценка : «за» и «против»
1)Система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.2) Необходимо фиксировать...
ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО
Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО ( из опыта работы)...
Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (презентация 2021 г.)
Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...