Урок рефлексии по теме "Приведение подобных слагаемых" в 6 классе по математике. Учебник "Математика 6 класс", Л.Г.Петерсон.
план-конспект урока (алгебра, 6 класс) по теме
Материал содержит конспект урока повторения и закрепления знаний по теме "Приведение подобных слагаемых" с самостоятельными работами, образцами решения, алгоритмом выхода из затруднения, правилами по даной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока «Приведение подобных слагаемых»
Тип урока: рефлексия.
Основные цели: тренировать способность к приведению подобных слагаемых, сформировать способность к исправлению допущенных ошибок, к рефлексии собственной деятельности; повторить и закрепить действия с рациональными числами, правила раскрытия скобок, решение задач на нахождение целого по его части, нахождение части от целого; формирование навыков сотрудничества при работе в парах.
Оборудование:
1. Эталоны.
Определение подобных слагаемых
Алгоритм 1
Правило раскрытия скобок.
2. Самостоятельная работа № 1.
а) - 13а - 2а + 16а;
б) 3k + 10 - 2k - 12;
в) – (a - 3b) + (a + 2b);
г) - 0,5(2y – 0,6) +2 (- 0,15 - y);
д) Упростить выражение и найти его значение:
- 2,1х - 0,4(х - 5у) + 1,5(- 8у - х) при х = 0,7; у = - 0,1
3. Подробный образец выполнения самостоятельной работы № 1.
a) (- 13 – 2 + 16)а = а;
б) (3 – 2)k + (10 – 12) = k – 2;
в) – a + 3b + a + 2b = (- a + a) + (3 + 2) = 5b;
г) – y + 0,3 – 0,3 - y = (- 1 - )y + (0,3 – 0,3) = - у;
д) – 2,1x – 0,4x + 2y – 12y – 1,5x = (- 2,1 – 0,4 - 1,5)x + (2 – 12)y = – 4x – 10y
- 2,8 + 1 = - 1,8
4. Эталон для самопроверки самостоятельной работы № 1.
а) - 13а -2а + 16а
Все слагаемые подобные, найдем значение коэффициентов:
- 13 + (- 2) + 16 = - 15 + 16 = 1
Результат 1а = а
б) 3k + 10 - 2k - 12
Подчеркнем подобные слагаемые: 3k + 10 - 2k - 12
Применить к подобным слагаемым распределительное свойство:
k(3 - 2) – 2 = k - 2
в) - (a - 3b) + (a + 2b)
Раскроем скобки и подчеркнем подобные слагаемые;
Применить к подобным слагаемым распределительное свойство:
a(- 1 + 1) + b(3 + 2) = 0 a + 5b = 0 + 5b = 5b
г) - 0,5(2y - 0,6) + 2(- 0,15 - y)
Раскроем скобки: - 1y + 0,3 - 0,3 - y
Подчеркнем подобные слагаемые: -1y + 0,3 - 0,3 -
Применить к подобным слагаемым распределительное свойство: y(- 1- ) = - 1y
(противоп.)
- 1y - 0,3 + 0,3 = - 1y
д) - 2,1x - 0,4(x - 5y) + 1,5(- 8y -x), при х=0,7; у=-0,1
Раскроем скобки: - 2,1x - 0,4x + 2y - 12y - 1,5x
Подчеркнем подобные слагаемые: - + - -
Применить к подобным слагаемым распределительное свойство:
х(- 2,1 - 0,4 - 1,5) + y(2 - 12) = - 4x - 10y
Подставить вместо х, у их значения: - 4 0,7 - 10(- 0,1) = - 2,8 + 1 = - 1,8
5. Схема выхода из затруднения
Проверь по
образцу
Да Есть Нет
ошибка
Повтори Реши
Да Определи
причину
Прорешай Сравни с
повторно образцом
Нет Верно Да
Сравни с
образцом
Да Нет
верно
Сравни с Сравни с
эталоном эталоном
Сравни с
эталоном
Есть Да Исправь Да Есть
неточность неточность
Нет Молодец!!! Нет
6. Дополнительные задания.
Раскрой скобки и приведи подобные слагаемые:
- 2(а - (4 + 2а(а - 1))) - 3а(- а - (4 + а(- 1 - 2а))) - 6а(- а2 + а + 1).
7. Подробный образец выполнения дополнительного задания.
- 2(а - (4 + 2а(а - 1))) - 3а(- а - (4 + а(- 1 - 2а))) - 6а(- а2 + а + 1) =
= - 2(а - (4 + 2а2 - 2а)) - 3а(- а - (4 – а - 2а2)) + 6а3 - 6а2 - 6а =
= - 2(а – 4 - 2а2 + 2а) - 3а( - а – 4 + а + 2а2) + 6а3 - 6а2 - 6а =
= - 2а + 8 + 4а2 - 4а + 3а2 + 12а - 3а2 - 6а3 + 6а3 - 6а2 - 6а = 8 - 2а2
8. Самостоятельная работа № 2.
а) - 13а + 4а – а;
б) - 2х + 12у + 4х - 8у;
в) (6а - 5) - (9а + 3);
г) - 3(- 0,8у + ) + 1,2(- - 2у);
д) Упрости выражение и найди его значение: - 1,2(- 3х - у) + 7,9х - 0,7(4у - х) при х = - 0,2; у = 0,6.
9. Эталон для самопроверки самостоятельной работы № 2.
а) - 13а + 4а - а
Все слагаемые подобны, найдем значение коэффициентов: - 13 + 4 + (- 1) = - 14 + 4 = - 10
Результат: - 10а
б) - 2х + 12у + 4у - 8х
Подчеркнем подобные слагаемые:
Применить к подобным слагаемым распределительное свойство
х(- 2 + 4) + у(12 + (- 8)) = 2х + 4у
в) (6а - 5) - (9а + 3)
Раскроем скобки: 6а – 5 – 9а - 3
Подчеркнем подобные слагаемые: 6а – 5 - 9а - 3
Применить к подобным слагаемым распределительное свойство:
(6 - 9)а + (- 5 + (- 3)) = - 3а – 8
г) - 3(- 0,8у + ) + 1,2(- - 2у)
Раскроем скобки: 2,4у – 2 - 0,3 - 2,4у
Подчеркнем подобные слагаемые: 2,4у – 2 - 0,3 - 2,4у
Применить к подобным слагаемым распределительное свойство:
у(2,4 - 2,4) – 2 - 0,3 = 0 у – 2 - 0,3 = - 2,3
д) - 1,2(- 3х - у) + 7,9х - 0,7(4у - х); при х = - 0,2; у = 0,6
а) Упростить:
Раскроем скобки: 3,6х + 1,2у + 7,9х - 2,8у + 0,7х
Подчеркнем подобные слагаемые:
Применить к подобным слагаемым распределительное свойство:
х(3,6 + 7,9 + 0,7) + у(1,2 - 2,8) = 12,2х - 1,6у
б) Найдём значение выражения, подставляя вместо переменных их значения:
12,2 (- 0,2) – 1,6 0,6 = - 2,44 – 0,96 = - 3,4
10. Задания для выбора.
1. Упростить выражения:
а) 4m – 6m – 3m + 7 + m;
б) 6 + 4а – 5а + а – 7а;
в) 3n – 8n – 5n + 2 + 2n;
г) 8 + 7k – 3k + k – 11k.
2. Раскройте скобки и приведите подобные слагаемые:
а) – 8(k – 3) + 4(k – 2) – 2(3k + 1);
б) 5(n – 2) – 6(n + 3) – 3(2n – 9);
в) – 3(а – 2) + 6(а – 4) – 4(3а + 2);
г) 4(с – 1) – 7(с + 5) – 2(3с + 8)
3. Упрости выражение и найди его значение:
а) при a = 2,1; b = - 10
б) при с = 23; d = 2
в) при p = - 56,4; k = 11
г) при n = - 1; m = - 10.
10. Таблица для фиксации результатов
№ задания | Выполнение | Алгоритм | Исправлено | Исправлено по результатам второй самостоятельной работы |
а б в г д |
11. Карточки для этапа рефлексии
Знаю правило | Умею применять | |
Распределительное свойство умножения | ||
Подобные слагаемые | ||
Приведение подобных слагаемых |
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, определение содержательных рамок урока.
- Здравствуйте ребята!
- Что мы изучали на прошлом уроке? (На прошлом занятии мы изучали приведение подобных слагаемых).
- Знание, какого свойства помогало в приведение подобных слагаемых? (Распределительное свойство умножения).
- Допускали ли Вы ошибки в приведение подобных слагаемых? (Допускали).
- Что помогало справиться с ошибками? (Умение признать свои ошибки, правильно определить на какое правило допущена ошибка, применять правила при выполнении заданий).
- Какова же цель нашего урока? ((Понять в чем ошиблись, поработать над ошибками).
- Молодцы! Давайте пожелаем друг другу успешной работы!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа: актуализация учебного содержания (действия с рациональными числами, раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых);фиксирование всех повторяемых понятий и алгоритмов в виде схем и символов (работа на планшетках); выполнение самостоятельной работы (приведение подобных слагаемых);зафиксировать задания, вызвавшие затруднение в учебной деятельности.
- Для успешной работы проведем устную работу.
а) Устная фронтальная работа.
1) На доске: 1,3х; - 8ху; - 5у; - х; - 3у; - ху; 8у; 5,7.
- Создай группы подобных слагаемых. Найди значение суммы каждой группы. (0,3х; 0; - 9ху; 5,7).
- Назовите, какие понятия вы использовали при создании групп? (Понятия подобных слагаемых).
- Какие слагаемые называют подобными?
Дети проговаривают определение подобных слагаемых, определение вывешиваем на доску.
- Какой алгоритм вы использовали при преобразованиях? (Алгоритм приведения подобных слагаемых).
Алгоритм вывешиваем на доску.
- Если алгоритм применен правильно, а ответ не верный, где еще может быть допущена ошибка? (В вычислениях).
2) Упростить выражение: - (6k + 7) + (8k - 42) - 2(6k + 3) (- 10k - 55)
- Какие правила помогли упростить выражение? (Правила раскрытия скобок).
Правило вывешиваем на доску.
- Молодцы! Эти знания Вам помогут выполнить самостоятельную работу
б) Выполняют самостоятельную работу №1.
в) Самопроверка самостоятельной работы по образцу.
После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы по образцу. (Открываются закрытые карточками ответы).
Заполняют второй столбик таблицы фиксирование результатов по ходу урока.
- Сверьте полученные результаты с образцом на доске. Если Вы не ошиблись в задании, то поставьте во втором столбике «+», если допустили ошибку, то поставьте «?»
3. Локализация затруднений.
Цель этапа: указать место, где допущена ошибка; указать правило, алгоритм в котором допущена ошибка; уточнить цель урока.
- У кого все задания выполнены правильно?
- Что вы должны дальше сделать? (Проверить по эталону и выполнять дополнительные задания).
Учащиеся, которые выполнили свою работу без ошибок, проверяют по эталону и выполняют дополнительное задание.
- Ребята у кого в первом задании другой ответ?
- Какие правила надо использовать при его выполнении?
Аналогичные вопросы задаются для остальных заданий.
- Заполните третий столбик.
Учащимся предлагается исправить свои ошибки по образцу и заполнить 4 столбик в таблице.
-Какая цель стоит перед вами? (Понять причину ошибки и исправить ее)
- Что поможет вам в работе над ошибками? (Схема выхода из затруднения).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: уточнить способы действий, в которых допущены ошибки; исправить свои ошибки на основе правильного применения правил, алгоритмов; придумать или выбрать из предложенных учителем задания на способы действий, в которых допущены ошибки.
- Какие ошибки допустили? (Дети перечисляют ошибки).
- Как их исправить? (Дети предлагают варианты исправления ошибок: повторить правило или алгоритм и решить снова).
Учащиеся самостоятельно работают над ошибками.
Те ученики, которые затрудняются в определении типа ошибки, могут использовать эталон. Пользуясь алгоритмом, пошагово применяя эталоны, учащиеся выявляют, в чем именно у них была ошибка, и исправляют на основе правильного применения эталона.
- Отметьте в таблице задания, которые Вы исправили в процессе работы знаком «+», если не смогли исправить ошибку, то поставьте «?».
5. Обобщение причин затруднений во внешней речи.
Цель этапа: зафиксировать учебное содержание, в котором были допущены ошибки во внешней речи и эталонах.
- Какое задание было самым трудным для вас?
Дети называют самое трудное задание.
- Что нам нужно повторить, чтобы не допускать таких ошибок в дальнейшем?
Работа проходит в парах.
Проговариваются все алгоритмы, в которых были допущены ошибки.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: проверка способностей к выполнению заданий, которые на предыдущей самостоятельной работе вызвали затруднение; сопоставления полученного решения с эталоном для самопроверки.
- Давайте проверим, сможем ли мы выполнить задания без ошибок?
- Выберите задания, аналогичные тем, в которых вы допустили ошибки и решите их.
После выполнения задания учащиеся проверяют по эталону и заполняют последний столбик. Учащиеся, которые работали с дополнительным заданием, проверяют его по подробному образцу.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: тренировка навыков использования повторяемого содержания совместно с ранее изученным материалом (действия с рациональными числами).
На этом этапе подключаются к работе ученики, которые выполняли дополнительное задание. Те ребята, которые допустили ошибки при выполнении с/р № 2 в задании б) и в) выполняют № 4 (д) из учебника: (6,4 – х) – (5,8 + х).
Свою работу учащиеся проверяют по подробному образцу:
6,4 – х – 5,8 – х = 12,2 – 2х.
Те, кто не допустил ни одной ошибки, выполняют № 58. (Подготовка к теме решения задач с помощью уравнения).
№ 58 (можно предложить работать в парах, с дальнейшей проверкой по образцу).
«Блиц – турнир».
а) В одном классе а человек, а в другом – на 20% больше. Сколько человек в двух классах?
б) При продаже товара на b руб. получили 8% прибыли. Какова себестоимость товара?
в) До снижения цены футболка стоила х руб., а после снижения – у руб. На сколько процентов снизилась цена?
г) Зарплату рабочего, равную n руб., повысили сначала на 10%, а потом ещё на 40% от новой суммы. Какой стала зарплата после второго повышения?
д) Цену на компьютер снизили сначала на 20%, а потом ещё на 50% от новой цены. После этого компьютер стал стоить k руб. Какой была первоначальная цена?
Решение:
а) а + 1,2а = 2,2а;
б) b : 1,08 = ;
в) ;
г) 1,54n;
д) 2,5k.
8. Рефлексия деятельности.
Цель этапа: зафиксировать, где были допущены ошибки; алгоритмы, правила; в которых были ошибки, способ исправления допущенных ошибок (на основе метода рефлексии).
- С какими слагаемыми сегодня работали?
- Какие ошибки допускали?
- Почему?
- Над чем стоит еще поработать?
- Какое задание было самым трудным?
- Кому удалось сегодня справиться со своими трудностями?
- Что помогло вам в этом?
- Стало ли меньше ошибок в ваших работах?
- Мы достигли цели урока?
- Оцените свою работу над данной темой, заполнив таблицу.
Домашнее задание: гл.3, §3, № 3.
1) Кто не справился с в); г)
2) Кто не справился с д) (№ 49 (в, г))
3) Кто не справился с с/р № 1 (№ 64 (два на выбор)).
Определение подобных слагаемых
Слагаемые подобны, если у них одинаковые буквенные множители.
Слагаемые подобны, если они отличаются только коэффициентом.
Алгоритм 1
1. Подчеркнуть подобные слагаемые.
2. Применить к подобным слагаемым распределительное свойство.
Правило раскрытия скобок.
Если перед скобками стоит знак «+», то при раскрытии скобок знаки слагаемого в скобках сохраняются.
Если перед скобками стоит знак «-», то при раскрытии скобок знаки слагаемого в скобках заменяются на противоположные.
аb + ac = a(b + c)
- (a + b) = - a - b
+ (a + b) = a + b
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы
Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....
Урок открытия новых знаний по теме "Координатная плоскость". Математика 6 класс. Учебник Петерсон Л.Г.
Материал содержит конспект урока математики 6 класса по теме "Координатная плоскость". Первый урок в теме - урок открытия новых знаний....
Рабочая программа по математике 6 класса по учебнику ГВ.Дорофеева, Л.Г.Петерсон
Рабочая программа по математике 6 Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г....
Тематическое планирование по математике 5 класс, учебник Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон, «Математика 5 класс», 5 часов в неделю.
Предлагаю Вашму вниманию Тематическое планирование по математике 5 класс, учебник Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон, «Математика 5 класс», 5 часов в неделю в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по математике 6 класс УМК Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон
Рабочая программа по математике 6 класс УМК Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон.6 часов в неделю.2017-2018 гг....
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...