Факультативный курс по математике «В мир Танграма»
методическая разработка по алгебре по теме
Факультативный курс по математике "В мир танграма" позволит заинтерисоватьучащихся, позволит развивать логику и смекалку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Факультативный курс по математике "В мир танграма" | 476.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тексерілді Бекітемін:
Оқу ісінің меңгерушісі Директор
________________ ______________ Г.Т. Муканова К.Н. Шақабаев
« ___» _________ж « ___» _____________ж
Факультативный курс по математике
«В мир Танграма»
Учитель: Айтишева Е.Р.
ВВЕДЕНИЕ.
Факультативные занятия по математике являются одной из важных составляющих программы.
Так, например, сегодня факультативный курс направлен на достижение следующих целей:
- развитие логического мышления;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
- привитие интереса к предмету.
Кроме того, факультативные занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:
- адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;
- работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 – 6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету.
Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Целью данного курса является:
- прививать любовь к математике посредством игры «Танграм», т.е. дать учащимся такой материал, чтобы было интересно и приятно для умственной гимнастики, для тренировки сообразительности и находчивости;
- развивать воображение и мышление учащихся при составлении силуэтов животных, людей и других предметов, а также творчески проводить время за игрой;
- изучить историю возникновения игры – головоломки «Танграм» и исследовать ее применение;
- изучить сферу применения «Танграма»;
Задачи факультативного курса по математике определены следующие:
- развитие у учащихся логических способностей;
- формирование пространственного воображения и графической культуры;
- привитие интереса к изучению предмета;
- расширение и углубление знаний по предмету;
- выявление одаренных детей;
- формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности.
Занятие не должно длиться более 40 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны уметь:
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
- самостоятельно составлять различные фигуры из бумаги, составлять геометрические фигуры, силуэты людей, животных, птиц;
- работать в парах, работать в коллективе;
Список используемой литературы.
1. И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева: «Наглядная геометрия, 5-6 класс».
2. Г. К. Муравин, О. В. Муравина: «Математика, 5 класс».
3. Л. Кэрролл: «Алиса в стране чудес».
4. Интернет – ресурсы:
http//www.yandex.ru/
http//www.rambler.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Танграм
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Что такое «Танграм»? | 1 | |
2 | Кто и когда придумал игру «Танграм»? | 1 | |
3 | Где зародилась игра «Танграм»? | 1 | |
4 | Как с помощью семи геометрических фигур можно изображать животных, людей и т.д.? | 2 | |
5 | Тан. Как изготовить Таны? | 1 | |
6 | Презентация «Чем же интересен Танграм?» | 1 | |
7 | Собираем квадрат несколькими способами. | 1 | |
8 | Игра «Кто быстрее?» | 1 | |
9 | Птицы. Рыбы. | 3 | |
10 | Составим геометрические фигуры. (прямоугольник, трапеция, треугольник, квадрат) | 3 | |
11 | Игра «Кто быстрее?» | 1 | |
12 | Силуэты людей. | 3 | |
13 | Практическая работа. | 1 | |
14 | Схемы животных из танграма. | 3 | |
15 | Фантазируем новые силуэты. | 2 | |
16. | Зачет. | 1 | |
17. | Работа в парах. Проект «Школа и мы» | 2 | |
18 | Самостоятельная работа | 1 | |
19 | Танграм и мой дом. Проектируем мебель. | 2 | |
20 | Открытое показательное занятие. | 1 | |
21. | Итоговое занятие. Зачет. | 2 |
Хорошее воображение – это качество, необходимое в равной мере и математику, и поэту. Великий французский просветитель Вольтер как-то сказал: «В голове у Архимеда было гораздо больше воображения, чем в голове у Гомера».
Тема: Геометрические головоломки. Танграм.
Тип урока: интегрированный.
Материалы и оборудование: карточки с изображением фигур геометрических головоломок, у учащихся - трафареты танграма, ножницы; компьютерный класс, материалы о различных видах геометрических головоломок (http://www.evrika-club.net/puzzles/fold.shtm), Tangram beta 1.01 программа для построения фигур (http://whitemouse.by.ru/Site/Games1_6.shtml ).
Цели и задачи:
- пропедевтика основного курса геометрии,
- создание условий для развития воображения, познавательного интереса, внимания, развития умений преодолевать трудности при решении задач,
- воспитание взаимопомощи.
Структура урока:
- Проверка выполнения домашнего задания.
- Изучение нового материала. Правила игры «танграм».
- Решение задач танграма с использованием графических диктантов.
- Составление фигур классического танграма.
- Создание фигур (разными средствами).
- Знакомство с другими геометрическими головоломками на разрезание и составление.
- Итоги урока. Задание на дом.
Ход урока:
1. Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим и поиграем в геометрические головоломки. Дома у вас было задание: предложить все возможные способы разрезания квадрата 4смх4см на 4 равные части. Проверим, как вы с этим справились.
К доске по желанию выходит ученик (или два), где на заранее приготовленных чертежах квадрата, рисует линии разреза. Обсуждаем правильность и количество предложенных вариантов.
2. Учитель: Занимательных задач на разрезание – множество. Многие из них имеют древнее историческое происхождение. Одна из самых известных древних геометрических головоломок – игра «танграм», в которую в течение многих веков играют и дети, и взрослые. Возникла игра в Китае, где она называется «чи чао ту», то есть умственная головоломка из семи частей.
Название «танграм» - европейское. Вероятнее всего, от слова «тань» (что означает «китаец») и корня «грамма» (в переводе с греческого «линия»).
Давайте внимательно рассмотрим заготовленные трафареты и разрежем их по линиям. У нас должно получиться 7 плоских геометрических фигур. Будем называть их так:
два больших равных треугольника (назовите мне их типы), два маленьких равных треугольника, один средний треугольник, один квадрат, один параллелограмм (для простоты будем называть его четырехугольником). Исходная фигура – большой квадрат.
Головоломка состоит в том, что нужно используя все семь частей, сложить фигурки, предложенные на рисунке (или составить фигурки самим). Фигуры должны примыкать друг к другу, не накладываясь при этом друг на друга.
3. Чтобы облегчить задание, мы воспользуемся трафаретом из клетчатой бумаги, а рисунок построим с помощью графического диктанта.
Напоминаю правила написания диктантов. От стартовой точки я задаю направление линии (вверх, вниз, влево, вправо, по диагоналям) и размерность перемещения (в клеточках). Вы должны получить рисунок (некоторое изображение) ломаной линией.
Диктант №1: стартовая точка (справа вверху), вниз 6, влево вниз по диагонали 3, влево 6, вправо вверх по диагонали 1, влево вверх по диагонали 4, вправо вверх по диагонали 3, влево 3, вправо вверх по диагонали 3, вправо вниз по диагонали 3, влево вниз по диагонали 3, вправо 5, вправо вверх по диагонали 4.
Выполнив диктант, вы должны получить изображение гуся.
Далее задание: составить из фигур танграма изображение гуся. В первых задачах вам поможет клетчатая структура вашего трафарета.
Диктант №2(«белочка»). Стартовая точка (слева вверху), вниз 4, вправо вниз по диагонали 2, влево вниз по диагонали 1, вниз 4, вправо вверх по диагонали 2, вниз 2, влево вниз по диагонали 3, вправо 6, вверх 1, вправо вверх по диагонали 4, влево вверх по диагонали 4, вниз 3,влево вверх по диагонали 3, вправо вверх по диагонали 1, вверх 4, влево вниз по диагонали 2. Соединить со стартовой точкой.
4. После выполнения двух задач танграма с помощью диктантов, приготовьте трафарет из картона. Теперь вы получите карточки с двумя картинками на нелинованной бумаге. Вам нужно составить их с помощью фигур танграма. При этом приветствуется помощь соседу, если кто-то из вас выполнил быстрее. Если вы оба выполнили задания, то можете получить дополнительную карточку.
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дистанционног факультативного курса по математике для учащихся 5 классов «Математика для любознательных»
Новые социальные ориентиры в системе образования проявились в различных направлениях: в построении системы непрерывного образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и ...
Программа факультативного курса по математике в 9 классе «Избранные вопросы математики»
Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра - 9» и «Геометрия - 9», а также приобретение новых знаний, необходимых для успешного усвоения математик...
Планирование факультативного курса по математике «Избранные вопросы математики»
Целью курса «Избранные вопросы математики» является развитие интересов и склонностей учащихся к математике. В период обучения по данной программе они должны приобрести новые знания, умения и нав...
Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс
Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс...
Рабочая программа факультативного курса по математике "По ступенькам математики" для 6 класса
Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю в общеобразовательных классах. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса, содержание программы, тематическое пла...
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...
Программа факультативного курса по математике «Математика для любознательных» для 7-9классов
Программа факультативного курса по математике «Математика для любознательных» для 7-9классов...