Из опыта работы: статья и разработка урока в 9 классе
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Я хочу поделиться опытом работы с учащимися одного 9 класса.
В связи особенностями некоторых учащихся, проводить сдвоенные уроки математики, используя традиционные формы урока, почти невозможно. Мне необходимо было найти такие приемы работы с учащимися на уроках, которые бы помогли осуществить задачи, выдвинутые мною перед собой:
1. приучить учащихся внимательно слушать учителя;
2. выработать более устойчивое внимание;
3. заставить работать на уроках и дома;
4. развить интерес к математике.
Оптимальным приемом для меня оказался урок с применением самостоятельной работы учащихся по образцам. Им я пользуюсь систематически.
Читая журнал «Математика в школе» я нашла подтверждение правильности выбранных методов работы в методических рекомендациях опытных педагогов страны. В качестве примера привожу разработку сдвоенного урока в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы.
«Приемы обучения учащихся в разноуровневых классах».
Учитель математики
Александрова Елена Юрьевна
гимназия №642 «Земля и Вселенная»
Санкт-Петербург
2013г.
Я хочу поделиться опытом работы с учащимися одного 9 класса.
Особенностями некоторых учащихся этого класса являются:
- недостаточная дисциплинированность на уроках;
- отсутствие устойчивого внимания и усидчивости;
- отсутствие желания выполнять домашние задания и навыков работы дома;
- отсутствие навыков устного счета.
Исходя из этого, определились задачи:
- приучить учащихся внимательно слушать учителя;
- выработать более устойчивое внимание;
- заставить работать на уроках и дома;
- развить интерес к математике.
В связи с отмеченными особенностями некоторых учащихся, проводить сдвоенные уроки математики, используя традиционные формы урока, почти невозможно. Мне необходимо было найти такие приемы работы с учащимися на уроках, которые бы помогли осуществить задачи, выдвинутые мною перед собой.
Оптимальным приемом для меня оказался урок с применением самостоятельной работы учащихся по образцам. Им я пользуюсь систематически.
На первом уроке я повторяю с учащимися пройденный материал, уточняю и закрепляю знания учащихся, полученные ранее и необходимые для дальнейшей работы. Даю это методом фронтальной беседы и индивидуальной работы учащихся у доски с комментированием действий (методы традиционны). Далее, объясняю новый материал. Стараюсь излагать его в форме четкого алгоритма, буквально по пунктам расписываю порядок операций. Контролирую записи учащихся в тетрадях. Они будут нужны ребятам на втором уроке при выполнении самостоятельной работы. Теперь уже дети поняли значение и назначение этих записей и стараются делать их правильно и аккуратно.
Далее вызываю к доске более сильных учащихся. Они выполняют под моим контролем задания-образцы для последующей самостоятельной работы всех учащихся. За эту работу у доски выставляю только хорошие оценки. Обычно для заданий-образцов я использую более сложные варианты, чем те, которые будут даны для самостоятельной работы и домашнего задания. Такие задания есть в «Разноуровневых дидактических материалах» и из методических пособий «Центра продуктивного обучения». Решая сложные примеры-образцы – объявляю учащимся уровень сложности, что вызывает у них чувство удовлетворения.
На втором уроке учащиеся получают задания по вариантам. Объявляю им, что за выполнение заданий только по образцам выставляется оценка «3», за одно дополнительное задание – «4», за два – «5». Ребята сами решают, какой объем они в силах выполнить. Нескольким более сильным учащимся я заменяю данную работу работой по карточкам. Периодически ученики, имеющие хорошие знания, выступают на втором уроке в роли консультантов у самых слабых учащихся или у тех, кто много отсутствовал на уроках ранее. Периодически использую прием выполнения заданий в группе или парами, где есть и те, кто хорошо владеет математикой и те, кто усваивает материал медленно. Групповая и парная форма выполнения задания привлекает всех учащихся и способствует установлению деловой обстановки, повышает интерес к учебному процессу. Периодически самостоятельную работу, проводимую на втором уроке, заканчиваю за 10-15 минут до конца урока. Далее организую самопроверку или взаимопроверку. По два ученика у доски разбирают свой вариант, остальные – по пунктам проверяют правильность работы своего соседа и ставят «+» или «-». Взаимопроверка, как правило, честная, затем я забираю работы и выставляю оценки. Учащиеся уже примерно знают свои оценки и допущенные ошибки, так как все проверено и пояснено. Иногда решаю сама пример и даю задание «найти ошибку». Эта работа сразу привлекает внимание и очень нравится детям. Они находят ошибки, следят за ходом мысли учителя. Постоянно для всех учащихся использую прием комментированного ответа. Периодически ввожу урок-игру, соревнование команд.
Большую роль в привлечении детей к учебному процессу играет оценка.
Систематические самостоятельные работы дают возможность почти ежедневно каждому ученику иметь объективную оценку.
Выводы. Что же удается?
- научить усваивать материал по алгоритму;
- приучить участвовать в уроке: следить за решениями у доски, находить и исправлять ошибки тех, кто работает у доски;
- научить выполнять самостоятельные работы по образцам;
- научить более сильных учеников выполнять роль консультантов;
- работать с дифференцированными заданиями, где каждый выбирает задание по силам.
Каковы результаты? Они удовлетворительны, но обольщаться нельзя. Вследствие свойства памяти учащихся, удерживать усвоенные знания им очень тяжело и требуется систематическое повторение всего материала.
Читая журнал «Математика в школе» я нашла подтверждение правильности выбранных методов работы в методических рекомендациях опытных педагогов страны.
В качестве примера привожу разработку сдвоенного урока в 9 классе.
Тема урока «Решение систем уравнений графическим способом»
Цели урока: отработка навыков построения графиков различных функций, разбор заданий-образцов.
Фронтально: дать определение ООФ.
Далее один ученик у доски выполняет задание
Найти ООФ
дается комментированный ответ.
Второй ученик находит ООФ
Третий выполняет задание найти ООФ
В этом примере нахождение ООФ требует повторения решения неравенств методом интервалов.
Далее первая задача-образец.
Решить графически систему:
На общей прямоугольной системе координат первый (сильный) ученик выполняет построение графика функции
Ученик отмечает, что графиком данной функции является гипербола, и что данную формулу требуется преобразовать к стандартному виду, а именно
и работает по алгоритму, который четко записывает на доске, а остальные – в тетрадях.
- ООФ , сразу на прямоугольной системе координат отмечает точку (1;0), которая является центром симметрии гиперболы.
Отмечает, что данная функция не обладает свойством четности и нечетности.
- Заполняет таблицу
х | 1,5 | 2 | 3 | 4 |
у | 6 | 3 | 1,5 | 1 |
Отмечает точки на системе координат, соединяет их плавной кривой, далее – изображает вторую ветвь гиперболы, отмечая симметрию графика относительно точки (1;0). И подписывает график.
Далее второй (сильный) ученик у доски проводит построение графика функции
Четко записывая алгоритм построения графика.
1.Функция квадратичная, график – парабола.
2. ООФ х – любое действительное число.
3. Коэффициент а=-1 (меньше нуля), ветви параболы направлены вниз.
4. Координаты вершины
(1;4) – координаты вершины параболы – отмечает точку на системе координат и проводит ось симметрии параболы (вниз).
- Отмечает, что вершина параболы находится в первой четверти и ветви параболы направлены вниз, значит будут нули функции.
- Находит точки пересечения с осью ОХ (у=0)
, преобразовав данное уравнение, подбором находит корни:
, т.е. (3;0), и (-1;0) – точки пересечения параболы с осью ОХ.
Точка пересечения с осью ОУ х=0, у=3, т.е. (0;3)
Отмечает данные точки на системе координат
7. Дополнительные точки х -2 4
у -5 -5 наносит точки на систему координат, соединяет их плавной кривой. Подписывает график.
8. Отмечает точки пересечения графиков и
Учитель отмечает, что при решении графически систем, необходима проверка.
(Выполняется устно).
Таким образом, проведена подготовка к самостоятельной работе.
Второй урок. Самостоятельная работа по теме «Решение систем графическим способом»
Критерии оценивания: оценка «3» выставляется за правильно построенный график квадратичной функции или гиперболу и незаконченный второй; оценка «4» будет выставлена за правильно решенную систему; оценка «5» - за правильно решенную систему и за выполненное дополнительное задание по карточке.
1 вариант
Решить графически систему:
2 вариант
Решить графически систему:
Задания на «5» (из дидактических материалов Центра продуктивного обучения):
1 вариант:
Точка с координатами (1;-2) принадлежит графику функции ; точки (а;4) и (5;в) тоже принадлежат этому графику. Найти неизвестные а и в.
2 вариант:
Точка с координатами (-1;2) принадлежит графику функции ; точки (а;6) и (7;в) тоже принадлежат этому графику. Найти неизвестные а и в.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы Статья "Актуальные проблемы в работе педагога с одаренными детьми"
Статья посвящен описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми, а именно с детьми, которые составляют основу сегодняшних выпускников сельских ...
Из опыта работы. Статья в помощь классому руководителю "Семьи "группы риска".Профилактика семейного неблагополучия".
Данная статья представляет собой описание особенностей семей "группы риска" и признаков семейного неблагополучия. Классный руководитель может использовать данные в статье рекомендации по работе с небл...
Из опыта работы.Игровые технологии на уроках русского языка в 5-х классах
Воспитание интереса к русскому языку, обучение и творчество, разновидности игр, цели и задачи игр на уроках, примеры уроков ...
Из опыта работы, статья "Исследовательская деятельность в рамках реализации образовательной программы «Юные садоводы»"
Исследовательская деятельность обучающихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, став...
Как повысить орфографическую грамотность учащихся (из опыта работы). Статья
В статье приведены способы повышения грамотности для отстающих учеников...
Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах
Военно- патриотическое воспитание- проблема современного образовательного процесса. В кадетских классах это направление является основным. Одна из важных задач школы- воспитание патриотизма....
Из опыта работы (классное руководство) Разработка классного часа 15 февраля - День Воинов - интернационалистов
Из опыта работы (классное руководство) Разработка классного часа 15 февраля...