Статья "Современный урок математики"
статья по алгебре по теме

Огородова Татьяна Андреевна

В настоящее время математика пропитывает насквозь всю нашу жизнь. Мы уже не представляем мир без многочисленных технических средств и приспособлений, которые каждый день совершенствуются. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sovremennyy_urok_matematiki.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ

Автор:

Учитель математики ГБОУ СОШ № 538

Огородова Т.А.

В настоящее время математика пропитывает насквозь всю нашу жизнь. Мы уже не представляем мир без многочисленных технических средств и приспособлений, которые каждый день совершенствуются. То, что еще 10 лет назад казалось фантастикой, сейчас уже реальность. Кто-то скажет, что это заслуга различных прикладных наук, но он будет ошибаться, так как без математики ничего бы этого не было.

Урок был и остается самой распространенной формой массового обучения математике в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевают изменения. Потому современный урок математики, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом сотворчества учителя и учащихся. 

Постепенно мы подошли к вопросам – чему учить и как учить? Для каждого поколения, на каждом этапе общественного развития эти принципиальные вопросы решались по-разному. Нет сомнения в том, что математике учить необходимо. И, по меньшей мере, по двум причинам – для тренировки ума и для того, чтобы понимать, как устроен мир.

Как известно, всякое начало трудно. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики. Ведь с первых его минут должны создаваться необходимые условия для успешной совместной деятельности учителя и учащихся по достижению намеченных целей. Достигнуть цели можно посредством внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий.

Поэтому в основе технологий, применяемых на уроках математики, должен быть заложен принцип интенсификации и высокой мотивации. Нужно использовать методики, обеспечивающие легкое запоминание материала, включающие в работу все виды памяти (зрительную, слуховую, ассоциативную). Особенно ассоциативную, которая способствует прочному усвоению знаний не только на уровне подсознания, но и на уровне сознания. В качестве ассоциаций в учебном процессе могут выступать знаково-символические средства (пиктограммы, инограммы – графические, цветовые). Применение на уроках математики графических структур обеспечивает развитие логического мышления, речевых способностей и запоминания на уровне понимания материала. 

Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Все большее распространение в методике обучения математике получает деятельностный подход, рассматриваемый как составляющая методологической основы методики обучения математике, как обучение способам деятельности; как обучение различным действиям, адекватным содержанию обучения математике; как учебная деятельность.

Деятельность – процесс активности человека, характеризуемый предметом, потребностью и мотивом, целями и условиями их достижения, действиями и операциями. Учебная деятельность – важнейший вид деятельности. Учебная деятельность представляет собой деятельность ученика, направленную на приобретение теоретических знаний о предмете изучения и общих приемах решения связанных с ним задач. Решение учебной задачи происходит посредством учебных действий и действий контроля и оценки.

В своей педагогической деятельности предварительную содержательную работу на уроке стараемся организовать так, чтобы она была направлена главным образом на подготовку учащихся к усвоению нового материала, применению имеющихся знаний, овладению определенными умениями. С этой целью в начале урока используем устный счет, математические диктанты, игровые задания, задания на поиск закономерностей, на обнаружение типичных ошибок учащихся и их предупреждение, на выбор рациональных способов решения задач, комментированное чтение текста учебника и т.д. При этом не всегда останавливаем свой выбор только на каком-то одном или нескольких видах заданий. Необходимо стремиться разнообразить набор используемых заданий, внедряющих элементы неожиданности и новизны, а значит, способствующих проявлению у учащихся интереса к уроку с первых его минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока

Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"

На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом  используется таблица,  показывающая связь между формулами производных и соответствую...

Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....

Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...