рабочая программа по математике 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме
на 2013-2014 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_matematika_9_klass.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ – ГИМНАЗИЯ №1 им. Ю. А. Гагарина г. Клинцы
Утверждаю Согласовано на заседании МО
Директор гимназии №1 протокол №_____от «____» мая 2012 г.
____________Мартыненко Л. Д. Руководитель МО ________Мищенко Н.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ 9 КЛАСС
Составитель:
Буртылева Т.В.
учитель математики
гимназии №1
им. Ю.А. Гагарина
2012 год
г. Клинцы
- Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта и с учетом рекомендаций авторских программ по алгебре А.Г. Мордковича (Мнемозина» Москва 2011 г.) и А.В.Погорелова по геометрии («Просвещение» Москва 2009 г.).
Программа разработана для изучения курса алгебры и геометрии в 8 классах общеобразовательной школы в расчете 5 часа в неделю, всего 175 часов. Учебник «Алгебра – 9» часть 1 и задачник часть 2, А. Г. Мордкович и «Геометрия 7-9» А. В. Погорелов.
II. Содержание программы.
Рациональные неравенства и системы неравенств
Линейные и квадратные неравенства. Рациональные неравенства. Метод интервалов. Множества и операции над ними. Системы рациональных неравенств.
Числовые функции
Определение числовой функции. Область определения и область значений функции. Способы задания функции. Свойства функций. Функции вида , и , их свойства и графики. Понятие корня n-ой степени и степени с дробным показателем (необязательный материал, представленный в Стандарте).
Системы уравнений
Рациональное уравнение с двумя переменными и его график. Уравнение окружности на координатной плоскости. Основные понятия о системах уравнений. Методы решения систем уравнений. Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций. Неравенства и системы неравенств с двумя переменными.
Прогрессии
Числовые последовательности. Способы задания числовой последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий и формулы суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий. Характеристические свойства прогрессий. Сложные проценты.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Простейшие комбинаторные задачи, комбинаторное правило умножения, факториал, перестановки. Статистические данные, методы обработки статистических данных, числовые характеристики информации, табличное и графическое представление информации. Простейшие вероятностные задачи. Экспериментальные данные и вероятностные события.
Подобие фигур.
Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства.
Решение треугольников.
Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.
Многоугольники.
Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников. Построение некоторых правильных многоугольников. Подобие правильных выпуклых многоугольников.
Длина окружности. Радианная мера угла.
Площади фигур.
Площадь и ее свойства. Площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей.
Элементы стереометрии.
Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения.
III. Примерный учебный план курса
9 класс
(5 ч в неделю, всего 175 ч)
Тема | Количество часов | Виды контроля |
Тема 1. Неравенства и системы неравенств. | 16 ч. | С.р. и К.Р.-1 |
Тема 2. Подобие фигур. | 16 ч. | Пр. р К.Р. -1 |
Тема 3 Системы уравнений | 15 ч. | С.р. и К.Р.-1 |
Тема 4. Решение треугольников. | 11 ч. | Пр. р К.Р. -1 |
Тема 5. Числовые функции. | 25 ч. | С.р. и К.Р.-2 |
Тема 6. Многоугольники. | 13 ч. | Пр. р К.Р. -1 |
Тема 7. Прогрессия. | 16 ч. | С.р. и К.Р.-1 |
Тема 8. Площади фигур.. | 17 ч. | Пр. р К.Р.-1 |
Тема 9. Элементы комбинаторики.. | 12 ч. | С.р. К.Р. -1 |
Тема 10 Элементы стереометрии. | 3 ч. | Пр. р |
Тема 13.Итоговое повторение | 31 ч. | К.Р.-2 |
Итого | 175 ч. | Пр. р 5 К.Р. -12 |
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Уметь:
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, определять значенияобъемов); в том числе: для углов от 0 до 180 тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
Применять:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
- выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
- выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
- понимания статистических утверждений.
V. Список учебников и учебных пособий
- Погорелов А. В. Геометрия: учеб. для 7—9 кл. — М.: Просвещение, 2008.
- Дудницын Ю. П. Геометрия: рабочая тетрадь для 7 кл. — М.: Просвещение, 2008.
- Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2007.
- Жохов В. И. Геометрия, 7—9: кн. для учителя / В. И. Жохов, Г. Д. Карташева, Л. Б. Крайнева. — М.: Просвещение, 2007.
- Дудницын Ю. П. Контрольные работы по геометрии для 7— 9 кл.: кн. для учителя / Ю. П. Дудницын, В. Л. Кронгауз. — М.: Просвещение, 2008.
- Геометрия: учеб. для 7 кл. / А. Д. Александров, А. Л. Вернер, В. И. Рыжик, Т. Г. Ходот. — М.: Просвещение, 2007.
- Зив Б. Г. Задачи по геометрии для 7—11 классов / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Баханский. — М.: Просвещение, 2009 г.
- Жохов В.И. Карточки для проведения контрольных работ и зачетов, М. Вербум – М, 2008 г.
- Звавич Л.И. Контрольные и проверочные работы по геометрии 7 – 9 классы, М. Дрофа, 2009 г.
- Мерзляк А.Г. Сборник задач и контрольных работ , М., Илекса, 2008 г.
- Н. Б Мельникова, Поурочное планирование по геометрии 9 класс, М. «Экзамен», 2009 г.
12.Мордкович А. Г. Алгебра-9. Учебник. Мордкович А. Г., Тульчинская Е. Е., Мишустина Т. Н. Алгебра-9 Задачник. – М.: Мнемозина, 2007.
13.Рурукин А.Н.. Алгебра 9 класс: методическое пособие для учителя. – М.: ВАКО, 2010г.
14.Александрова Л.А. Контрольные работы, Алгебра 9 класс, М.: Мнемозина, 2010г.
15.Александрова Л.А. Самостоятельные работы, Алгебра 9класс, М.: Мнемозина, 2010 г.
16.Кузнецова, Л. В. Алгебра: сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе / Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. – М. Просвещение, 2009.
17. Лысенко, Ф. Ф. Алгебра. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации -2009: Учебно-методическое пособие под редакцией Ф. Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион.
18.Ключникова Е.М. Тесты по алгебре 9 классы, М. Экзамен, 2011г.
19.Александрова Л.А. Контрольные работы, Алгебра 7,8 класс, М.: Мнемозина, 2010г.
20. Лысенко, Ф. Ф. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации -2010: Учебно-методическое пособие под редакцией Ф. Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион – М, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...