программа работы с одаренными 16.09.2013
рабочая программа по алгебре (11 класс) по теме
программа разработана для 10-11 классов, содержит пояснительную записку, тематичское планирование, метододические рекомендации, список литература для учителя и учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_2013.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цель: повышение математической культуры учащихся в рамках школьной программы по математике; формирование и развитие у учащихся логического мышления, интеллектуальных и практических умений в области решения уравнений, неравенств, содержащих параметр; интереса к изучению математики; умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях; творческих способностей; коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе; поможет учащимся оценить свои способности к математике на повышенном уровне и сделать осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.
Прогнозируемый результат: овладение учащимися навыками решения уравнений и неравенств, содержащих параметр; интерпретации результатов своей деятельности; умением делать выводы и обсуждать результаты.
Курс рассчитан на один год (35 ч), 10-11 класс.
Тематический план
№ П.П | Раздел программы | Количество часов |
1 | Параметр: понятие, общие методы решения | 1 |
2 | Методы решения задач с параметром | 2 |
3 | Квадратные уравнения и неравенства | 2 |
4 | Дробно-рациональные уравнения и неравенства | 2 |
5 | Тригонометрия | 4 |
6 | Показательные уравнения и неравенства | 3 |
7 | Зачет | 1 |
8 | Логарифмические уравнения и неравенства | 3 |
9 | Иррациональные уравнения и неравенства | 3 |
10 | Системы уравнений и неравенств | 3 |
11 | Задачи математического анализа | 3 |
12 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 6 |
13 | Обобщающее занятие. Зачет | 2 |
Содержание программы:
Тема 1. Параметр: понятие, общие методы решения
Основная цель-определение уравнения и неравенства с параметром, области определения уравнения с парамертом; общие приемы решения заданий с параметром. Учащимся раскрывается содержание понятия параметр, его интерпретация, основные теоремы.
Тема 2. Методы решения задач с параметром.
Основная цель- введение различных методов решения задач с параметром. Учащимся дается характеристика каждого метода решения задач с параметром; обоснование выбора метода решения. в зависимости от условия, вопроса задачи. Графический метод, координатно-параметрический методы решения задач.
Тема 3. Квадратные уравнения и неравенства.
Основная цель- формирование навыка решения квадратных уравнений и неравенств с параметром, исследовать квадратный трехчлен, знаки корней в зависимости от параметра. определение квадратного трехчлена и квадратного уравнения, решения уравнений выделением полного квадрата, уравнений по формуле, методы решения неполных квадратных уравнений. Методы решения квадратных неравенств. . В ходе практических занятий рассматриваются задания различной степени сложности,
Тема 4. Дробно-рациональные уравнения и неравенства.
Основная цель- формирование навыка решения дробных уравнений, содержащих параметр, различных типов и различными методами.
Тема 5. Тригонометрия.
Основная цель-введение методов решения тригонометрических задач с параметром: преобразование выражений, решение уравнений и неравенств. В ходе практических занятий рассматриваются задания различной степени сложности,
Тема 6. Показательные уравнения и неравенства.
Основная цель-формирование навыка оценки основания степени, решения показательных уравнений и неравенств различного вида.
Тема 7. Зачет.
Основная цель- подведение итогов изучения элективного курса «Параметр» в 10 классе.
Тема 8. Логарифмические уравнения и неравенства.
Основная цель- ознакомить учащихся с основными приемами решения логарифмических задач, содержащих параметр, их свойствами; привлечь внимание к поиску рациональных способов решения..
Тема 9. Иррациональные уравнения и неравенства.
Основная цель-закрепление навыков решения иррациональных уравнений и неравенств, применения теорем о равносильности; формирование навыков применения общих методов к решению задач с параметром.
Тема 10. Системы уравнений и неравенств.
Основная цель-закрепление навыка применения различных методов решения заданий с параметром, их применения для систем уравнений и неравенств.
Тема 11. Задачи математического анализа .
Основная цель-формирование навыков решения задач на наибольшее и наименьшее значение, нахождения минимумов и максимумов функции в задачах содержащих параметр.
Тема 12. Параметр в заданиях ЕГЭ.
Основная цель-систематизация и обобщение знаний учащихся о методах решения задач с параметром, их применения к решению заданий ЕГЭ.
Тема 13. Обобщающее занятие.
Основная цель - подведение итогов изучения курса «Параметр», защита проекта.
№ | Тема занятия | Часы учебного времени | дата | Форма проведения |
1 | Параметр: понятие, общие методы решения | 1 | Лекция | |
2 | Методы решения задач с параметром | 1 | лекция | |
3 | Методы решения задач с параметром | 1 | Лекционно-практическое | |
4 | Квадратные уравнения и неравенства | 1 | Практикум | |
5 | Квадратные уравнения и неравенства | 1 | Практикум | |
6 | Дробно-рациональные уравнения и неравенства | 1 | Лекция | |
7 | Дробно-рациональные уравнения и неравенства | 1 | Практикум | |
8 | Тригонометрия | 1 | Лекция | |
9 | Тригонометрия | 1 | Лекция | |
10 | Тригонометрия | 1 | Практикум | |
11 | Тригонометрия | 1 | Практикум | |
12 | Показательные уравнения и неравенства | 1 | Лекция | |
13 | Показательные уравнения и неравенства | 1 | Практикум | |
14 | Показательные уравнения и неравенства | 1 | Практикум | |
15 | Зачет | 1 | ||
16 | Логарифмические уравнения и неравенства | 1 | Лекция | |
17 | Логарифмические уравнения и неравенства | 1 | Практикум | |
18 | Логарифмические уравнения и неравенства | 1 | Лекция | |
19 | Иррациональные уравнения и неравенства | 1 | Лекция | |
20 | Иррациональные уравнения и неравенства | 1 | Практикум | |
21 | Иррациональные уравнения и неравенства | 1 | Практикум | |
22 | Системы уравнений и неравенств | 1 | Лекция | |
23 | Системы уравнений и неравенств | 1 | Практикум | |
24 | Системы уравнений и неравенств | 1 | Практикум | |
25 | Задачи математического анализа | 1 | Лекция | |
26 | Задачи математического анализа | 1 | Практикум | |
27 | Задачи математического анализа | 1 | Практикум | |
28 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | Практикум | |
29 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | Практикум | |
30 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | Практикум | |
31 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | Практикум | |
32 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | Практикум | |
33 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | Практикум | |
34 | Обобщающее занятие | 1 | Зачет | |
35 | Обобщающее занятие | 1 | Зачет |
Методические рекомендации:
Тема 1. Лекция носит установочный характер и готовит учащихся к практической деятельности, а именно к решению упражнений, связанных с решением заданий с параметром. Во время практических занятий учащиеся коллективно, а затем по группам работают над примерами различной степени сложности, содержащими параметр.
Тема 2. Из содержания лекции учащиеся знакомятся с методами решения задач с параметрами: графический, аналитический, координатно- параметрический. Практические занятия рекомендуется проводить в форме фронтальной работы, отрабатывая применение различных методов решения задач с параметром. Завершающим этапом проводится практическая работа.
Тема 3. Краткая лекция на основе базовых знаний о квадратных уравнениях и неравенствах, способах их решения. На практических занятиях отрабатываются навыки решения различных типов квадратных уравнений и неравенств с параметром, графическим и аналитическим способом, решения уравнений выделением полного квадрата, решения уравнений по формуле, методы решения неполных квадратных уравнений. Рассмотреть примеры применения теоремы Виета, обратной теореме Виета, определение знаков корней квадратного уравнения в зависимости от значений параметра, теоремы о расположении корней относительно заданной точки или заданного промежутка, алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений квадратичной функции. Итоговое занятие по теме- проверочная работа.
Тема 4. Практические занятия проводить используя как коллективную форму обучения, так и индивидуальную. На практических занятиях рассматривать решения уравнений, неравенств начиная с простых и заканчивая содержащими несколько параметром, используя метод интервалов.
Тема 5. На первых занятиях целесообразно повторить теоретический материал по решению тригонометрических уравнений и неравенств, формул преобразования тригонометрических выражений. На практических занятиях следует обратить внимание на аналитические и графические приемы решения задач. При решении простейших неравенств необходимо опираться на геометрическую интерпретацию. Самостоятельная работа- итог работы по теме. В завершении- практикум по решению неравенств.
Тема 6. Из содержания лекции учащиеся на базовом уровне повторяют основные свойства показательной функции, методы оценки основания степени. Практические занятия рекомендуется проводить в группах, по карточкам-заданиям, с последующим обсуждением решения, его рациональности. Завершающим этапом проводится проверочная работа.
Тема 7. Завершающим этапом изучения элективного курса в 10 классе является зачет, который проводится в виде проверочной работы.
Тема 8. Из содержания лекции учащиеся повторяют определения, свойства логарифмов, методы решения уравнений и неравенств. Практические занятия посвящаются отработке навыков решения задач с параметром как в основании логарифма, так и в подлогарифмируемом выражении; целесообразна как работа фронтальная, так и групповая.
Тема 9. Краткая лекция на основе базовых знаний о системах уравнений и неравенств, типах и способах их решения, готовит учащихся к выработке навыков решения систем с параметром. Практические занятия необходимо посвятить решению систем как с одним, так и с несколькими параметрами. Итогом- проверочная работа по теме.
Тема 10. При решении задач математического анализа с параметром следует рассмотреть задачи на наибольшее и наименьшее значение, максимум и минимум.
Тема 11. Решение заданий ЕГЭ с параметром проводится в форме практикумов, где рассматриваются задачи с параметром из текстов КИМов за прошлые годы и демонстрационных вариантов. Самостоятельная работа – форма контроля навыка решения заданий с параметром из текстов ЕГЭ.
Тема 12. На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса «Параметр», проверочная работа. Проводится защита собственного проекта по курсу «Параметр»
Литература для учащихся:
- К.П.Сикорский Дополнительные главы по курсу математики. М., «Просвещение», 1996.
- М.Л.Галицкий Сборник задач по алгебре 8-9 кл. М. «Просвещение», 2000.
- В.С.Крамор. Примеры с параметрами и их решения.М.Аркти.2001.
- В.В.Локоть. Задачи с параметрами и их решения.Тригонометрия.М.Аркти.2002.
- И.Ф.Шарыгин. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 10, 11 класса средней школы.М.1989.
Литература для учителя:
1.М.Я.Выгодский Справочник по элементарной математике. М. «Астель Аст», 2003
2. И.С. Петряков Математические кружки. М. « Просвещение», 1987
3. Л.Я.Фальке Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе. М. «Илекса», 2002
4. А.П.Карп Сборник задач по алгебре и началам анализа 10-11 кл. М., «Просвещение», 1999
5. В.В.Амелькин, В.Рабцевич. Задачи с параметром. Минск. 1996.
6. П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский, М.С.Якир Задачи с параметрами. М. «Илекса».2003.
7. Г.А.Ястребинецкий. Уравнения и неравенства, содержащие параметры.М.1989.
8. А.Х.Шахмейстер. Задачи с параметрами в ЕГЭ.С.-Петербург.М. 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.
Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...
программа работы с одаренными детьми
программа. одаренные дети...
примерная программа работы с классом на 2012-2013 учебный год
Данная программа является моим предложением по организации работы с классом....
Программа работы с одаренными детьми
Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...
программа работы с одаренными детьми
программа разработана с 2011 по2014 год...
Программа работы с одаренными учащимися на 2013-2014 учебный год
Программа работы с одаренными учащимися на 2013-2014 учебный год и карта иучастия в конкурсах различного уровня...
Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»
Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...