2. | Повторение изученного материала | Слайд№2
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд №5
Появляется слайд № 6 с решением | Совершенно верно. Давайте с вами вместе сочиним сказку. Скажите, с какой фразы обычно начинаются сказки? Жили – были… Как вы думаете кто? Посмотрите на слайд и ответьте, какие? .
Хорошо. Давайте с вами поиграем в игру Игра. Представьте , что каждый из вас обыкновенная дробь. Например: я смешанная дробь 1 ¾
Молодцы. Вот мы с вами через такую игру вспомнили, какие бывают дроби. Жили они дружно и умели выполнять различные действия. Какие действия?
А мы умеем выполнять эти действия? Но прежде, чем мы с вами приступим к заданию, обратите внимание, что у вас у каждого на парте лежит круг. Он поделен на части. В течение урока вы будете зарабатывать жетоны – треугольники. За каждое правильно выполненное задание вы получите 1 жетон. К концу урока ваш круг должен будет полностью собран. А круг этот будет билетом – приглашением за праздничный стол к дробям. Где вы получите задание. Ну и в конце урока ваша работа будет оценена. Откройте ваши тетради, запишите дату 12.12.12. Классная работа. Одну строку оставьте, мы с вами позже запишем тему сегодняшнего урока, а в следующих строках запишите самостоятельно решение предложенного вам задания. Кто первым решит , заработает жетоны. Поднимите руку, я подойду и проверю.
А теперь каждый из вас выполнит проверку по готовому решению.
–У кого не было ошибок? (проводится работа над ошибками, если есть в этом необходимость) А теперь можно и продолжить нашу сказку.
|
Жили - были
Дроби: Обыкновенные, правильные и неправильные, смешанные , сократимые и несократимые, взаимно обратные.
Каждый ученик представляет себя и проговаривает, какая он дробь. ( Я дробь правильная 2/3, или я дробь неправильная 7/3, или я дробь взаимно обратная 2\3 дроби 3/2 и т.д.)
Смотрят на слайд -Сложение, вычитание, умножение. Да.
Слушают.
Открываю тетрадь, записываю дату, классная работа, решают три примера на сложение, вычитание и умножение
Первым ученикам, решившим данные примеры, выдаётся по одному жетончику за каждый верно выполненный пример.
Проверяют.
выдаётся по одному жетончику за каждый верно выполненный пример тем у кого не было ошибок | 12 мин. |
4.
5. | Мотивационно–ориентировочная часть ( постановка цели и задач урока)
Операционно-познавательный этап ( этап самостоятельного добывания знаний, через системно – деятель-ностный подход)
|
Слайд №7
Фронтальная работа на этапе введения новых знаний
Слайд №8 | -Ребята , а какие операции мы можем производить вообще с числами? рисую их под диктовку -А дробь это число? С какими из этих операций относительно дробей мы уже знакомы? ( обвожу в круг) Итак, с какой операцией относительно дробей, получается, мы ещё не знакомы? Правильно. Какова же тема нашего сегодняшнего урока? Верно. Запишите тему урока в тетрадь.
Напомните, чем мы с вами пользуемся при умножении двух дробей? Значит, какая перед нами стоит задача? Вот и дроби наши посмотрели на свою работу, а одного действия не хватает. Деления, а без этого действия они не смогли решить одну простую задачу.
Но вначале, напомните мне формулу нахождения площади прямоугольника В своих тетрадях напишите: «Задача» - читаю условие задачи зарисуйте, аналогичный изображённому на слайде, прямоугольник, укажите на рисунке значение площади этого прямоугольника и одной известной его стороны – ширины прямоугольника. Посмотрите на рисунок – схему, сформулируйте вопрос задачи.
Правильно. Запишем: «Найти: длину (сторону) прямоугольника. Итак, какое равенство мы получим, подставив известные данные задачи в формулу нахождения площади прямоугольника? (3/4х=5/7 записываю на доске) Запишем полученное рав-во. Теперь выразим х , для чего необходимо так преобразовать равенство, что бы справа остался один х , тогда слева будет его значение. Проблема, не умеем. Скажите, произведение какого числа на х даст нам в результате просто х ?
На что же мы должны умножить левую половину равенства, чтобы вместо 3/4х получить 1х
Так, слева мы получили х, при этом умножив левую часть равенства на 4/3. На что же мы должны умножить и правую часть, чтобы не нарушилось равенство?
Что получим при этом?
Итак, какое равенство мы получили в результате?
Каков же ответ задачи? Вновь обратимся к исходному равенству. Какой компонент действия нам здесь был не известен?
Вспомните правило нахождения неизвестного множителя, чему он равен в нашем случае? Запишем это.х=5/7/3/4 Таким образом, мы получили следующие два равенства, обратите внимание на доску, с одной стороны (показывает указкой) х = 5/7/3/4 , с другой х = 5/7*4/3. Какой отсюда мы можем сделать вывод о том, как нужно делить одну дробь на другую? Сформулируйте правило деления дробей.
Откройте учебник на странице , прочитайте правило деления дробей по учебнику. Расскажите друг другу
Не забудем записать ответ задачи |
+, -, :, * Конечно
+,-,*
С делением.
Деление дробей
Записывают в тетрадь, где оставили место
Правилом умножения дробей
Открыть правило деления дробей.
S=a*b
Делают запись
Формулируют вопрос Как найти длину прямоугольного участка, если известны длина и площадь? записывают
3/4х=5/7
произведение
умножить на взаимно обратную для 3/4дробь: 3/4х*4/3=3*4/4*3х=1/1х=х
Тоже на 4/3
4/3*5/7=20/21
Х=20/21
Длина прямоугольника 20/21км
Один из множителей произведения. Множитель равен частному от деления площади прямоугольника на известную сторону. Записывают
Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю.
Учащиеся первого варианта рассказывают это правило учащимся второго варианта. |
|
5. | Формирование умений и навыков учащихся
Проводится физкультминутка) |
Появляется слайд № 9 c ответами.
Презентация №2
Слайд № 10 презентации №1
| Поблагодарили нас дроби, обрадовались , что научились делить дроби и решили все в царстве дробей, что теперь их жизнь будет лучше . Познакомившись с новым правилом, что дальше мы с ним будем делать.
Значит, какая следующая задача стоит перед нами на уроке? Верно. Записываем в своих тетрадях Упр. № 580 (а, в, е, л, н.) Первые, кто решат правильно указанные примеры, получают по одному жетону за каждый верно выполненный пример. Проверка. Всем учащимся поменяться тетрадями для взаимопроверки. Нужно поставить знак «+» рядом с правильно решённым примером и знак «–», если пример решён неверно. Проверить, кто получил 5, 4, 3, 2 плюса.
У меня к вам есть несколько вопросов, но из царства обыкновенных дробей сорока на хвосте принесла, что вы устали.
Вернемся к нашей сказке Читаю со слайда И решили дроби в честь такого знаменательного события устроить праздник. Пропуском на праздник будут служить ваши жетоны. Соберите жетоны, которые вы набрали в кружочек. Вот у кого получился целый кружок, вас и приглашают на конкурс по решению задач. В конце урока их работа проверяется А вот тем, у кого были ошибки, ещё рано на праздник. Проведём работу над ошибками.
Для проверки решим ещё несколько примеров.. Упр. № 580(г, ж, м.) (За каждый верно выполненный пример учащиеся получают жетон. )
|
Рассмотрим его практическое применение.
Научиться применять правило на практике
Все в тетрадях выполняют Упр. № 580 (а, в, е, л, н.) самостоятельно
Все учащиеся меняются тетрадями для взаимопроверки.
Выполняют физкультминутку для глаз
У кого целый круг садятся за отдельный стол и работают в группе
Один ученик решает на боковой доске, остальные в тетрадях
| 10 мин.
5 мин |
7. | Рефлексивно–оценочная часть Подведение итога урока
|
Слайд № 11 | Давайте узнаем как справились с заданием ребята работавшие в группе. Эти ребята сегодня получают за работу, какую оценку? Поднимите руку те, у кого круг вырос до целого. Вы тему урока усвоили , и получаете за урок оценку 4. Ну а остальным ребятам надо будет еще поработать и я думаю что у вас все получится и на следующем уроке вы получите положительные оценки. В древности на Руси говорили: «Умножение- мучение, а деление- беда». А мы сегодня весь урок доказывали обратное. И в этом нам помогла наша сказка. А вы помогли восстановить в царстве дробей мир и спокойствие.
Итак, чем вы пользовались при решении данных примеров? Скажите мне ещё раз правило деления дробей.
Сопоставьте учебную задачу, которую нам предстояло решить, с полученным результатом.
Совершенно верно. Наш урок подходит к концу, открыли дневники, записываем задание на дом: Д.з. № 617 ( всем ) - на сколько процентов усвоена тема? - ( ребятам у кого круг не целый)
-составить задачу на деление дробей о своей семье.( кто справился со всеми заданиями на уроке) Или написать мини рассуждение по высказыванию: «Человек есть дробь, у которой числитель есть то, что человек собой представляет, а знаменатель – то, что он о себе думает» Л.Н.Толстой
Всем спасибо за урок!
| Зачитывают задание и рассказывают о ходе своего решения. Само и взаимооценка.5
Правилами деления и умножения дробей. Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю. Результаты соответствуют поставленным целям, т.к. мы узнали правило деления дробей и имеем представление о его практическом применении. Записывают обязательное задание на дом № 617, индивидуальное задание , задание на выбор и по желанию | 5 мин. |