конспект урока по теме "Решение квадратных уравнений"
план-конспект урока (алгебра, 8 класс) по теме

Шалина Елена Сергеевна

Обобщающий урок по теме "Квадратные уравнения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока алгебры в 8 классе по теме «Решение квадратных уравнений».

Учебник: Алгебра. 8 класс  под ред. А.Г. Мордковича.

Тип урока: урок обобщающего повторения и систематизации знаний.

Цели урока:

  • Образовательные: систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений;

  • Развивающие: формировать учебно–познавательные навыки по работе с дополнительным материалом, развивать логическое мышление, внимание;
  • Воспитательные: воспитывать интерес к математике, активность, мобильность,  взаимопомощь, умение общаться.

Оборудование:        компьютер, проектор, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Тема нашего урока «Решение квадратных уравнений». Сегодня на уроке мы с вами повторим и закрепим знания и умения решения квадратных уравнений. Каждый из вас должен уметь правильно, быстро и рационально решать квадратные уравнения.  

Герберт Спенсер, английский философ, когда-то сказал: “Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы”.

Проверим, кто из вас порадовал бы Герберта Спенсера.

  1. Актуализация знаний.

Прежде, чем мы приступим к работе, повторим, что вы знаете по этой теме?

  • Какие уравнения называются квадратными?
  • Является ли квадратным каждое из следующих уравнений:            5х²+8х-4=0,          х²-6х+7=0,      7 х³+х²-8=0,  3х²+2х=0,              2х+3=0
  • Какие виды квадратных уравнений вам известны?
  • Составьте квадратные уравнения с заданными коэффициентами а, в, с и укажите полные и неполные квадратные уравнения.

а

в

с

УРАВНЕНИЕ

ПОЛНОЕ

НЕПОЛНОЕ

1

2

0

-18

 

2

1

-5

-84

 

3

3

2

0

 

4

1

-4

4

 

5

3

0

-12

 

  • Какое выражение называют дискриминантом?
  • Как по дискриминанту определить, сколько корней имеет уравнение?
  • Заполнить таблицу и сделать вывод о количестве корней квадратного уравнения.

Уравнение

D=b² - 4ас

Кол-во корней

х² −14х +33=0 

   D=

х² - 5х + 6=0 

   D=

-х² −3х +1=0 

   D=

−х² +х+3=0 

   D=

3х² +х=4 

   D=

-2х²+8х+2=0

   D=

  1. Из истории квадратных уравнений.

Историческая справка с презентацией, подготовленная учащимися (одним учащимся или группой учащихся).

Представители различных цивилизаций: Древнего Египта, Древнего Вавилона, Древней Греции, Древней Индии, Древнего Китая, Средневекового Востока, Европы овладели приемами решения квадратных уравнений.

  1.  Аль – Хорезми — арабский учёный, который в 825 г. написал книгу «Книга о восстановлении и противопоставлении». Это был первый в мире учебник алгебры. Он также дал шесть видов квадратных уравнений и для каждого из шести уравнений в словесной форме сформулировал особое правило его решения.

 В алгебраическом трактате аль-Хорезми дается классификация линейных и квадратных уравнений. Автор насчитывает шесть видов уравнений, выражая их следующим образом:

 квадраты равны корням, то есть ах2 = bх;

 квадраты равны числу, то есть ах2 = с;

 корни равны числу, то есть ах = с;

 квадраты и числа равны корням, то есть ах2 + с = bх;

 квадраты и корни равны числу, то есть ах2 + bх = с;

 корни и числа равны квадратам, то есть bх + с = ах2.

 Трактат Аль-Хорезми является первой дошедшей до нас книгой, в которой систематически изложена классификация квадратных уравнений и даны формулы их решения. Трактаты Аль-Хорезми были в числе первых сочинений по математике переведены в Европе с арабского на латынь. До XVI в. алгебру в Европе называли искусством алгебры и макабалы.

  1. В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг по поводу таких соревнований говорится следующее: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Задачи часто облекались в стихотворную форму.

 

 Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары:

Обезьянок резвых стая

Всласть поевши, развлекалась.

Их в квадрате часть восьмая,

Нна поляне забавлялась.

А двенадцать по лианам...

 Стали прыгать, повисая...

 Сколько ж было обезьянок,

Ты скажи мне, в этой стае?

а)  Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней квадратных уравнений.

Решение задачи Бхаскары:

(Решается учащимися в классе с помощью формул корней квадратного уравнения)

Пусть было x обезьянок, тогда на поляне забавлялось –  .

 Составим уравнение: + 12 = х

                                   Х1=48;       Х2=16

б)  Затем учащимся предлагается решить самостоятельно еще одну задачу Бхаскары. Решают квадратное уравнение по теореме, обратной теореме Виета.

Решение задачи Бхаскары:

Сколько обезьян в стае, если квадрат пятой части, уменьшенной тремя, спрятался в пещере, и только одна осталась на виду, взобравшись на дерево?

Решение: задача сводиться к решению квадратного уравнения

                                     

 и

В заключении Бхаскара делает такое замечание: «Так как    есть число отрицательное, то годится только первое решение».

Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х2 + bх = с, при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов b и с было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. М. Штифелем.

  1. Практическая часть урока.

В школьном курсе математики подробно изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения, способ выделения квадрата двучлена, способ использования теоремы, обратной теореме Виета, графический способ.

 Имеются и другие способы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать многие уравнения.

Свойства коэффициентов квадратных уравнений:

1).   Если   а + в +с = 0 , то х1 = 1; х2 = с/а

2).  Если   а + с = в , то х1 = -1; х2 = - с/а

Решите уравнения, используя эти свойства:

I вариант.                                                            

1) 14х2 – 17х + 3 = 0                                            

2)  х2 – 39х - 40 = 0                                              

3)100х2 – 83х - 18 3= 0                                        

II вариант.

1) 13х2 – 18х + 5 = 0

2)х2 + 23х - 24 = 0

3)100 х2 + 97х - 197 = 0

 Ответы: 1вариант  1)1; 3/14. 2) -1;40. 3) -1;183/100.

                2вариант   1)1:5/13. 2)  1; -24. 3) 1 -197/100.

  1. Самостоятельная работа.

Урок подходит к концу. Сегодня мы повторили все необходимые математические понятия, формулы и способы решения квадратных уравнений. Итогом нашего урока будет небольшая самостоятельная работа.

Вариант 1

Вариант 2

Решить квадратные уравнения:                                  

Решить квадратные уравнения:

При каких значениях уравнение  не имеет корней.                            

Приведите пример.                        

При каких значениях уравнение  имеет два корня.  Приведите пример.  

Тетради с решением учащиеся сдают на проверку.

  1. Домашнее задание. §25, № 25.17(в,г), 25.20, 25.36

 Решить старинную задачу: На вопрос о возрасте одна дама ответила , что ее возраст таков, если его возвести в квадрат или умножить на 53 и из результата вычесть 696 , то получится  одно и то же число.

Список литературы:

  1. А.Г. Мордкович. Алгебра. 8 класс. – М. : Мнемозина, 2010
  2. А.Г. Мордкович. Алгебра. 8 класс. Методическое пособие для учителя.
  3. А.С. Конте. Алгебра: математические диктанты. 7 – 9 классы. – Волгоград: Учитель, 2012
  4. Жохов В. И., Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Дидактические материалы по алгебре, 8 класс. – М.: Просвещение, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Квадратные уравнения"

Обобщающий урок по теме "Квадратные уравнения" для учащихся 8 класса...

Конспект урока по теме "Квадратное уравнение" 8 класс

Конспект урока по теме "Квадратное уравнение" 8 класс...

Конспект урока по теме: "квадратные уравнения"

Конспект  урока  по  теме:  «Квадратные  уравнения» (алгебра  8  класс). Учебник:  Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков,  С.Б.  Суворова....

Конспект урока по теме: "Квадратные уравнения"

Обобщающий урок по алгебре в 8 классе по теме: "Квадратные уравнения". На уроке применяются следующие виды работ: фронтальная, групповая и индивидуальная....

конспект урока "Формулы корней квадратных уравнений"

Тема урока – «Формулы корней квадратного уравнения». Данный урок является первым уроком по теме "Формулы корней квадратного уравнения"Тип урока – изучение нового материала и его первичное закрепление....

Конспект урока по теме "Квадратные уравнения" 8 класс

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по заповедным местам нашего района. Прежде чем отправиться в экспедицию нам необходимо наметить , какие математические знания и умения мы можем повторить на ...