Сказка в помощь математике
статья по алгебре по теме
Предварительный просмотр:
Сказка в помощь математике
Известный ученый – педагог А. И. Маркушевич писал, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений, что благодаря сказкам ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развить , минуя стихию сказки, не только воображение, но и первые навыки критического мышления.
Особенно нужны сказки в пятых-шестых классах. Они готовят к изучению курса геометрии, которая требует развитого воображения, умения обдумать предложенную ситуацию, выявить и использовать необходимую информацию для принятия решения.
Кроме того, на уроках, если находится место для сказки, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказки часто помогают понять, чем живет твой ученик, о чем мечтает, думает. Они дают возможность найти путь к сердцу ребенка. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, выдумке, творчеству. Она изгоняет из школы скуку. А самое главное дети учатся быть добрыми, справедливыми. Сама по себе сказка – непривычное явление на уроках, и тем более при изучении математики, а все необычное делает детей смелее, раскрепощеннее. Сказка всегда вызывает у ребенка радость и интерес.
Очень полезно иногда в качестве домашнего задания ребятам на воскресение, на каникулы предлагать сочинять математические сказки. Как правило, дети с энтузиазмом берутся выполнять это задание, попробовать написать сказку пытается каждый ученик. Все с интересом ждут момента, когда учитель будет читать их творческие работы. Обычно отбираются
две-три работы с математическим содержанием, в которых есть законченность сюжетной линии и необычные персонажи. Иногда тут же демонстрируется другой вариант, исправленный и доработанный учителем. Ребята видят сам процесс работы над сказкой.
До того, как первый раз попросить детей самостоятельно сочинить сказку, полезно украшать уроки сказками Феликса Кривина. В его книге «Несерьезные Архимеды» (серия «Эврика», Молодая гвардия, 1971) математические сказки объединены под названием «Один пишем, два в уме». Вот некоторые из них: «Ноль», «Точка на плоскости», «Степень», «Простая дробь», «Сумма» и тд.
Вот несколько сказок, сочиненных детьми.
Дети.
В некотором царстве, в некотором государстве жило положительное Число, а у этого Числа были, очень положительная дочь – Дробь и, совсем отрицательный сын – Процент. Сын и дочь всегда спорили между собой, кто из них главнее, кто дороже Числу. Но хоть они и жили в Математическом городе, они совсем не знали математики, им было невдомек, что Процент и Дробь – это часть Числа, а поэтому для Числа они одинаково дороги.
Оценка
На аккуратно начерченной числовой прямой собрались на совещание разные числа: положительные, отрицательные и нуль.
Председателем единогласно был избран нуль. Он и стал первым держать речь: « Уважаемые числа, мы собрались здесь для того, чтобы произвести оценку нашим действиям. Я должен отметить, хотя может это и нескромно, что от меня ведется отсчет всех чисел, поэтому я и буду давать вам оценку. Справа от меня расположены числа положительные, ничего отрицательного о них не скажешь. Слева – числа отрицательные, в жизни очень плохо быть отрицательным, но нам в математике часто без них не получить положительный ответ. Всяческого одобрения заслуживает модуль, который всегда неотрицательный».
Сидят числа и думают: чего стоит оценка нуля?
Прекрасная фигура
Где-то, когда-то в математическом царстве, геометрическом государстве существовала прекрасная, стройная фигура. Многие восхищались и преклонялись перед нею, но были и такие, которые ей завидовали и ненавидели ее. Среди последних было и отображение. Оно взяло и отобразило фигуру, ее образцом стала клякса. И вот тогда все стали потешаться над фигурой.
«Какая же ты прекрасная, если твое собственное отображение так ужасно?»
Удивилась и фигура и сказала: «Самое прекрасное можно отобразить ужасным, но прекрасное всегда остается прекрасным.»
Друг.
Жило – было пустое множество. И такое оно было одинокое. Пересечение его с любым множителем всегда было пусто. Однажды пустое множество встретило плюсик, и он был покорен добротой пустого множества. Они стали друзьями. Плюсик помог объединиться пустому множеству с другими множествами. Он сделал это незаметно для других и даже для самого пустого множества. Настоящие друзья всегда делают добрые дела, не рассчитывая на аплодисменты.
Необходимым условием успешного формирования тех или иных умений является стремление самого ученика к познанию. Вот почему от учителя требуется создать у школьника положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий. Помогает в поиске построения урока осознание того, что сложность, доступная для ребят, и новизна – основные причины интереса.
При определении сложности задачи часто руководствуюсь словами известного педагога Шацкого, он пишет, что учение без препятствий, без трудностей вызывало бы мало интереса у школьников, ослабило бы переживания положительных эмоций, лишило бы чувства радости от преодоления трудностей.
Новизна в первую очередь связана с содержанием информации и способами ее подачи. Особенно необходимо это учитывать в 5 – 6 классах, так как в этом возрасте школьники еще выясняют, кто из них самый – самый.
Особенно активно дети работают на «сценарийных» уроках, носящих характер игры, соревнования.
Вот пример одного из таких уроков.
Тема. «Решение уравнений.»
Класс делится на четыре команды.
В каждой команде выбирается капитан.
В некотором царстве, некотором государстве жил-был Иван – царевич. И было у него три сестры: Марья, Ольга, Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван – царевич своих сестер замуж за царей Медного, Серебряного и Золотого царства. Целый год жил без сестер и сделалось ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кащей Бессмертный похитил Елену.
Иван – царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написаны четыре уравнения.
11 X +8X = 1862; 16X -9X= 840; X+2X -5=10; 8У-3У+16=71.
Если их правильно решить, то камень повернется и освободит дорогу.
К доске вызываются по одному ученику от каждой команды, которые решают уравнения. Иван – царевич , капитан одной из команд, решает уравнение вместе с членами своей команды. На следующем этапе пути его сменит капитан другой команды.
Преодоление преграды приносит очки командам. Учитывается скорость и правильность решения. Учащиеся на местах решают уравнение своей команды и могут помочь при необходимости своему игроку, только при условии, что представят учителю решения уравнения и других команд.
Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы – Яги. Она давно враждовала с Кащеем и согласилась помочь Ивану – царевичу, но только в том случае, если его воины решат восемь уравнений, написанных на стенах избушки.
Выделяются по два человека от каждой команды плюс один из капитанов.
3(x-8)=69 (2у+5) 4=100 56(3x+8)=4984 12(2x-4)=336
5(a+2)+9=54 2(3x-1)-3=1 17(5x-3)=1734 6(3x+6)=2322
Подводятся итоги работы на втором этапе.
Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба – Яга рассказала ему о силе корней уравнения. Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни уравнения. Мигом исполнится.
Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кащею. Тот подстерег Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул их на восемь замков.
К доске идут новые 9 человек. «Узники подземелья» решают 8 уравнений. Заняты работой и члены команд, готовые прийти на помощь своим «воинам».
Подводятся итоги третьего тура.
Иван-царевич произнес «волшебные слова», назвал корни уравнения. Двери «подземелья открылись. И стали воины перед воротами Кащеева дворца, на которых написано уравнение
У+122705:121=125
Решил его Иван-царевич.
Ворота открылись. Освободили воины Елену Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван-царевич вместе с Еленой проведали его сестриц, приехали домой, и стали жить – поживать и добра наживать.
В конце урока подводится итог всей игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока
Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....
Сказка о земляках-математиках
Сценарий внеклассного мероприятия по математике, рассказывающий о наших земляках - математиках...
Урок сказка для урока математики в 5 классе
Данный урок можно применить при учениии темы " Действия над натуральными числами" в 5 классе...
Помощь математики в ремонте
Помощь математики в работе. Исследовательские работы учеников....
Сказка на уроке математики
Тезисы Сказка на уроке математикиПопкова Т.И, учитель математики, ГСУВУ «Кемеровская специальная СОШ», <266-396-788> Основой дидактической игры на уроке ...
Сказка. «СКАЗКА ПРО ДРУЗЕЙ МАТЕМАТИКИ»
Проект по математике...
Методическая разработка "Сказка в помощь детям"
Данная методическая разработка будет полезна для воспитателей и педагогов–психологов. Тренинг разработан с целью обучения эффективному взаимодействию детей младших классов в группе, с использова...