Сказка о земляках-математиках
план-конспект урока (6 класс) по теме
Сценарий внеклассного мероприятия по математике, рассказывающий о наших земляках - математиках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_matematike.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по математике
Сказка о земляках – математиков
Действующие лица:
- Царь
- Федот-стрелец
- Царевна
- Нянька
- Баба-Яга
- Марья-искусница
- Тит-Кузьмич и Фрол-Фомич
- Потешники
- Милиционер из 21 века
- Осиповский Тимофей Фёдорович
- Александров Иван Иванович
- Барсуков Александр Николаевич
- Власов Алексей Константинович
Бутафория:
- Книги учёных
- Макет учебника «Алтрифункмат».
- Свисток милиционера
- Метла Бабы-Яги
- Лягушки
- Колода карт
- Трон для царя
- Корна
Сцена 1.
Потешник 1: – Верьте, аль не верьте
А живёт на белом свете
Ученик – гимназист
Молод, неказист
Не богат, не беден
Не румян, не бледен.
Но зато голова-
У него полна ума!
Потешник 2: - Сверху к нам свалилась весть,
Негде вам её прочесть
Что прославит край родной
Этот отрок молодой
Он напишет свой трактат
Назовёт «Алтрифункмат»
Чтобы каждый наш учитель
По нему учил ребят.
Потешник 1: - Из молвы, что шла по свету
Мы проведали об этом
И вот что дошло до нас
Мы расскажем вам сейчас.
Сцена 2.
Потешник 2: - Жил на свете царь:
На вид сморчок, башка с кулачёк,
А ума-то в нём агромадный объём.
Науки все знает, быстро считает,
Диссертации пишет
И при этом нормально дышит.
Но у него беда, царевна умом слаба –
На вид мила, а в голове дыра.
Царь: - Аз плюс буки будет веди.
Царевна: - Не пойму я эти бредни
Растолкуй мне по уму
Что к чему и почему.
Царь: - Аз – один, а буки – два.
Царевна: - Кругом ходит голова!
Аз в словах, и в числах тоже
Сей учебник мне не гоже!
Нянька: - Ты такой нам раздобудь
Чтоб понятней был чуть-чуть.
Потешник 1: - Завёт царь Федота-стрельца,
Удалого молодца
Был Федот - туда-сюда
Выполнял приказы царя не зря.
Царю честь да слава,
Федоту услада.
Царь: - Снаряжайся братец в путь,
Да учебник раздобудь
Да такой, чтоб наша дочка
Поняла чего-нибудь.
Не сможёшь, кого винить
Я должён тебя казнить
Государственное дело
Ты улавливаешь нить!
Федот: - Нечто я, да не пойму
При моём-то при уму
Чай не лаптем щи хлебаю
Соображаю что к чему.
Потешник 2: - Так кумекал наш Федот
Проходя сквозь ряд ворот.
Федот: - Стоит бегать мне зазря
Ведь они все у царя.
Нет учебника получше,
Не придумали пока.
Потешник 1: - И тут вспомнил о Бабе-Яге,
Костяной ноге.
Федот: - Пойду-ка к ней,
Она поумней.
Сцена 3.
Потешник 2: - А та на опушке
Считает лягушек.
Со списком сверяет,
Рецепт составляет.
Цифры другие,
Совсем не такие.
Федот: - Где взяла такой узор?
Не расскажешь – мне позор.
Баба-Яга: - Вот учебник раздобыла
Нову запись изучила.
Цифры, видишь, в ряд стоят
Дело всё пошло на лад.
Федот: - Где взяла такую книжку?
Расскажи, не будь мартышкой!
Баба-Яга: - Ладно, братец, помогу
Кого надо, приведу
Колдуй баба, колдуй дед.
Трое сбоку, ваших нет.
Туз бубновый, лист кленовый
Автор книги, появись!
Вот он, Федя, подивись.
(Появляется Осиповский Тимофей Федорович)
Баба-Яга: - Вот он, учёный, в арифметике смышлёный.
Тимофей Фёдорович Осиповский.
Осиповский Т.Ф.:
- Я Осиповский Тимофей Федорович. Родился 22 января 1765 года в селе Осипово Ковровского уезда Владимирской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил во Владимирской духовной семинарии. В 1783 году направлен в Петербургскую учительскую гимназию. Там я работал преподавателем математики, физики, русской словесности. С 1800 года преподавал математику в
- Петербургском педагогическом университете. С 1803 года по настоящее время работаю в Харьковском университете в должности ректора. В 1807 году мне присвоена степень доктора наук.
Корме математики много внимания уделял физике и астрономии. В различных изданиях были опубликованы мои исследования: О пространстве и времени», « О календаре», «Теория движения тел, бросаемых с Земли», «Об изменениях Солнца» и многие другие.
Но главным моим трудом является учебник «Курс математики» изданный в 1803 году. Его я вам и хочу предложить для рассмотрения и изучения. Это первый в России учебник математики, изданный на русском языке. Он считается одним из лучших в Европе.
В первой части я знакомлю читателей с различными методами решения арифметических задач и правилами действия над натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. Во второй части даю понятие непрерывной дроби, знакомлю со сложением, вычитанием, умножением и делением алгебраических чисел, со степенями и корнями ,с логарифмами и их свойствами, с арифметическими и геометрическими прогрессиями.
Потешник 1: - Федя руки потирает
Быстро к царю отправляет.
Федот: - Ты иди мил человек
Образумь наш старый век.
Не пугайся, не грусти
Свою книжку поясни
Во дворце дадут мульён
И отправят вон.
Потешник 2: - И задумался Федот,
Есть ли ещё на свете такой умный народ.
Федот: - Может, знает о нём, кто в лесу
Пойду-ка я поищу!
Сцена 4.
Потешник 1: - Обошёл Федот сто лесов, сто болот
И не зря.
Встретил девицу – лесную голубицу
Уж такую умницу: на картах гадает
О будущем знает.
Федот: - Ты, Маруся, поспеши
В ряд пасьянс нам разложи
Есть ли где-нибудь на свете
Ещё умные мужи
Чтобы книжки сочиняли,
Нашу кралю поучали.
Маруся (гадает на картах): - Вижу, вижу где-то там
Живёт тот, кто нужен вам
Он задачки составляет,
И отлично их решает
Книгу пишет он о том
Как решать их всем потом.
Федот: - Ну-ка милая девица
Не смогла б ты изловчиться
Чтобы тот, кто нужен мне
Появился как во сне.
Маруся: - Через годы и века
Ты явись сейчас сюда
Чтобы глупую царевну
Довести нам до ума.
(Появляется Александров Иван Иванович)
Маруся: - Вот он, учёный, в геометрии смышлёный
Александров Иван Иванович.
Александров И.И.
- Я, Александров Иван Иванович, родился 25 декабря 1856 года в городе Владимире, в семье уездного врача. В 186ё году мой отец Иван Павлович был назначен врачом в Тулу. По окончании Тульской гимназии я поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В университете я слушал лекции таких великих учёных, как П. Л. Чебышев, Е. И. Золатарёв, Д.И. Менделеев, Д.К. Савин. По окончании университета в 1878 году я был назначен учителем математики в Тамбовскую гимназию, где и работал до 1906 года. Сейчас работаю в Москве.
Я опубликовал в различных изданиях более 30 печатных работ по вопросам содержания и преподавания школьного курса математики:
«Методы решения геометрических задач на построение», «Основание арифметики», «О составлении и решении задач на вращение», «О причинах развития математики и т. д.
Я предлагаю вам книгу, которая может помочь царевне изучить один из самых интересных разделов геометрии. Мой учебник называется «Методы решения геометрических задач на построение». В этой книге я расположил задачи на построение не по степени трудности их решения, а в зависимости от главных методов решений. Я указал способы исследования всей области задач на построение.
О значении этого труда говорит тот факт, что после его опубликования в России он был издан во Франции и в Германии.
Потешник 2: - Федя руки потирает
Быстро к царю отправляет.
Федот: - Ты иди мил человек
Образумь наш старый век.
Не пугайся, не грусти
Свою книжку поясни
Во дворце дадут мульён
И отправят вон
Сцена 5.
Потешник 1: - Опять у бедняги
голова в напряге
А в башке, слышь-ка,
Возникла мыслишка.
Федот: - Что ж, забыл я, старый хрыч
Кому ставил магарыч!
Ну-ка, встаньте предо мною
Тит Кузьмич и Фрол Фомич!
(появляются)
- Вы найдите для дворца
В математике творца
Коли поняли приказ
Выполняйте, сей же час.
Молодцы: - Не позвольте сумлеваться
Чай оно не в первый раз.
Потешник 2: - И помчались молодцы
В света разные концы
Во Владимир прискакали
Двух учёных отыскали.
( Появляются Барсуков Александр Николаевич и Власов Алексей Константинович.)
Молодцы: - Вот они учёные,
В алгебре смышлёные:
Барсуков Александр Николаевич и
Власов Алексей Константинович.
Барсуков Александр Николаевич:
- Я, Барсуков Александр Николаевич. Родился 28 марта 1891 года в селе Ильинское Суздальского уезда Владимирской губернии. В селе Николгоры Вязниковского уезда в 1902 году окончил местную начальную школу. Затем, как лучшего ученика, меня приняли в Ильинское второклассное училище на стипендию общества, установленную крестьянами села для лучших учеников. В 1905 году окончил училище с присвоением звания – учитель грамоты.
В 1905 году я поступил в Храновскую учительскую школу Костромской
губернии. В 1909 году меня приняли в МГУ на юридический факультет, а
затем я перевёлся на любимый физико-математический факультет, который
и окончил в 1913 году. В этом же году начал преподавательскую
деятельность в Ковровском реальном училище. В 1919 году во Владимире
я организовал первый рабочий университет в нашем крае. Здесь я работал
ректором и преподавателем математики.
В 1927 году переезжаю в Москву и целиком переключаюсь на работу в
области просвещения. В 1930 году меня назначили заместителем директора
института повышения квалификации работников народного образования.
А через некоторое время меня переводят в МГУ. Сначала там я работал
деканом, а затем заместителем директора по учебной части, которым
являюсь и по сей день.
За это время я написал 33 научные работы по математике и методике
преподавания. Самыми известными среди них являются: «Уравнения
первой степени», «Элементы алгебры», «Первые уроки алгебры» и многие
другие.
Для изучения вашей царевне я могу предложить свой учебник «Алгебра»
для средней школы. Он составлен в соответствии с программой,
утверждённой в нашем 20 веке. Учебник выдержал 10 изданий. Его общий
тираж достиг десяти миллионов экземпляров. Многие ребята получили
хорошее математическое образование, обучаясь по этому учебнику. Я
считаю, что мой учебник один из самых лучших.
Власов Алексей Константинович:
- Я, Власов Алексей Константинович, родился 17 января 1868 года в селе Власовское, покровского уезда Владимирской губернии. После окончания сельской школы я продолжил образование в духовном училище города Владимира. Затем поступил во Владимирскую гимназию. Высшее образование получил, обучаясь на математическом факультете МГУ.
Будучи студентом, я увлекался проективной геометрией и посветил ей
свою жизнь.
Окончив университет, я стал работать в нём преподавателем. В 1914 году выходит в свет моё пособие для студентов «Курс высшей математики». Книга состоит из двух томов.
В 1 том входят:
- Аналитическая геометрия.
- Дифференциальное исчисление.
Во 2 том входят:
- Элементы высшей алгебры.
- Интегральное исчисление.
Эту книгу я хочу предложить вашей принцессе для изучения, после того, когда она познакомится с основным курсом математики.
Потешник 2: - Федот, знай, всё руки потирает
И к царю отправляет.
Федот: - Вы идите господа
Во дворец вам, вон туда.
Не пугайтесь, не грустите
Свои книжки поясните
Во дворце дадут мульён
И отправят вон.
Сцена 6.
Потешник 1: - Гостей во дворце,
Как семян в огурце.
В растерянности и недоумении
Ждут разъяснений.
Федот: - Вот исполнил твой приказ
Всех доставил сей же час.
Эти странные людишки
Захватили свои книжки.
Аз и Буков нет нигде
Все на русском языке.
Потешник 2: - Няня молвила
Няня: - Ей богу
Все учебники помогут.
Царь: - Перед тем, как их читать,
Мы хотим о Вас узнать.
Вы нам книги покажите,
Всё по буквам разъясните.
Потешник 1: - Осиповский доложил
Как он жил и кем он был.
Барсуков не удержался
В разговор тот час вмешался.
Власов тоже в спор вступил
Свой учебник расхвалил.
Не отстал Александров
Спорить с ними был готов.
Хоть мужи те и умны
В ход пустили кулаки.
Ох, и вышел бы скандал
Если б царь их не разнял.
Царь: - Хватит спорить вам друзья
Слово буду молвить я!
Ваши книжки все важны
В жизни всем они нужны
Буду дочку обучать
И науки разъяснять.
Потешник 2: - Поднялся тут страшный ветер
Все забыли всё на свете
На метле летит Яга
Слышен крик:
Милиционер: - Вернись карга!
Баба Яга: - Я ж – фольклорный элемент
У меня есть документ.
Я вообще могу отседа
Улететь в любой момент.
Ну, случайно, ну шутя
Сбилась с верного путя.
Ну, украла я учебник
Ведь для царского ж дитя.
Ты мне ваша благородь
Брось горячку-то пороть.
В вашем веке этих книжек
Прям-таки не в провороть!
Царь: - Ты чего кричишь, Яга!
Дай учебник мне сюда
Мы с народом разберёмся
Ну, а ты (обращаясь к милиционеру)
Сиди пока!
( Царь листает учебник. Царевна смотрит, заинтересовалась.)
Царевна: - Ах, папуля, сей трактат
Изучу я без наград.
Оставляй мне эту книжку
Выучу «Алтрифункмат».
Царь: - Вам спасибо господа
Что вы прибыли сюда!
Не напрасен был ваш труд
Оставляйте книжки тут
Все изучим до одной
Будешь с умной головой!
(обращаясь к царевне).
Потешник 1: - Шли года, текли недели
Все в том царстве поумнели!
Потешник 2: - Царь закончил реферат
Жизни он безмерно рад.
Его дочка изменилась
Учит в царстве всех ребят.
Потешник 1: - У Бабы-Яги случилась оказия
Слетала она в ту гимназию
Где среди ребят
Учится будущий автор «Алтрифункмат»
Потешник 2: - Но, возвращаясь, домой по утру
Попала в озоновую дыру.
С тех пор не может вспомнить никак
Кто написал сей трактат?
Вместе: - Мы точно знаем, что сейчас
Тот автор учится средь вас!
Царь: - Мораль сей сказки такова:
Плохо жить нам без ума
Потешники:
- Дерзайте и творите.
Учебники пишите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс
Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
Урок литературы в 5 классе по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий....
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.
Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав...
Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"
Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
В данной разработке рассказываеся о В.А.Жуковском, анализируется сказка "Спящая царевна", даются характеристики героев....
Консультация "Сказки. Сказки? Сказки!"
Наглядный материал "Сказки. Сказки? Сказки!"- о роли сказок в воспитании детей, о их пользе и благотворном влиянии на ребенка - дошкольника....
Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...