Открытый урок в 5 классе по теме: "Числовые и буквенные выражения. Уравнения"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Цели: • отрабатывать умения решать уравнения, упрощать выражения; применять полученные знания в стандартной и нестандартной ситуации; • совершенствовать вычислительные навыки, приемы быстрого счета; развивать у детей самостоятельность, логическое мышление; • воспитывать у учащихся познавательный интерес, потребность и умение учиться математике, аккуратность, внимательность, собранность; • формировать уверенность в себе, в своих знаниях, развивая навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока37.07 КБ
Файл презентация к уроку211.73 КБ
Файл приложение22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Числовые и буквенные выражения. Уравнения (1 час)

5-й класс

Цели:

  • отрабатывать умения решать уравнения, упрощать выражения;

          применять полученные знания в стандартной и нестандартной    ситуации;

  • совершенствовать вычислительные навыки, приемы быстрого счета;

          развивать у детей самостоятельность, логическое мышление;

  • воспитывать у учащихся познавательный интерес, потребность и умение учиться математике, аккуратность, внимательность, собранность;
  • формировать уверенность в себе, в своих знаниях, развивая навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний. 

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник математики 5-й класс, автор Г. К. Муравин, О. В. Муравина; сигнальные карточки;  индивидуальные карточки; мультимедийный проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу и подумаете, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу! Проверим, всё ли вы приготовили к уроку!  Ручка готова? (хлопают один раз). Тетрадь готова? (хлопают два раза). Учебник готов? (хлопают три раза)  

II. Сообщение темы урока (1мин).

 Мы завершаем изучение материала по теме «Числовые и буквенные выражения» (слайд 1).  Сегодняшний  урок – итоговый и посвящается  обобщению и систематизации полученных знаний, а так же подготовке к контрольной работе. Мы будем решать уравнения и составлять уравнения по условию задач. Находить значения числовых выражений и упрощать буквенные. Каждое задание мы будем самостоятельно оценивать по пятибалльной шкале или проводить взаимопроверку.

III. Актуализация опорных знаний учащихся. 

      1. Проверка домашнего задания (2мин).

         Начнем урок с проверки домашнего задания. Откройте тетради,    возьмите в руки карандаши и проверьте свои ответы по образцу (слайд 2). Окончание проверки  и её правильность покажите с помощью сигнальных карточек.  В тетрадях запишите число, классная работа.

      2. Интеллектуальная разминка (2мин).

           1. Что называется числовым выражением?

           2. Что называется буквенным выражением?

           3. Что называется уравнением?

           4. Что называется корнем уравнения?

           5. Что значит решить уравнение?

           6. Как найти: - неизвестное слагаемое; неизвестное вычитаемое;    неизвестное делимое; неизвестный делитель; неизвестный множитель. (Класс с помощью сигнальных карточек показывает правильность формулировок. По необходимости,  исправляет).

       3. АБВГДейка (3мин).

    Посмотрите, ребята, на экран (слайд 3, приложение). На экране математические слова и словосочетания. У вас – карточки. За 1минуту вы должны вставить пропущенные буквы. Правильность осуществляется взаимопроверкой. Выставляются оценки.

IV. Работа с классом (10 – 12мин).

Шесть учащихся работают по индивидуальным карточкам (повышенный уровень) (приложение).

Теория – ключ к практике. О какой теории идет речь?

1. Упростите выражения: Решения комментируются (слайд 4).

5а+9а=

7х+9х+х=

6с-5с+7с=

7а-а-а=

31у-11у+6=

5у-2у-у=

4у+4+2у=

2. Найдите значение выражения (слайд 5):

а)38х+38у, если х+у=10;
б) 11а-11в, если а-в=26.

3. Решите уравнения (слайд 6):

a)2x+8x=170;
б) 6x-x=145;
в) 6x+4x+x=77;
г)14x-12x+x=75.

Задания а и б решаются на доске; в и г – самостоятельно, с последующей проверкой решения (два ученика решают за крыльями доски).

4. Решение задач (слайд 7). .

1) Используя рисунок, решите задачу с помощью уравнения.

Найдите длины сторон прямоугольника, если его периметр равен 108 см. Разобрать устно все возможные случаи составления уравнения, предложенные учащимися. Одно из решений запишите в тетради.

2)  C двух яблонь собрали 67 кг яблок, причем с одной яблони собрали на 19 кг больше, чем с другой. Сколько килограммов яблок собрали с каждой яблони? (слайд 8).

V. Физминутка (1мин). Слайд 11 – 22.

Ребята, нам необходимо провести физминутку. Проведём её в виде игры “Истинно-ложно”. Если высказывание, которое я вам предложу будет ложным, вы поднимаете руки вверх, если истинным – руки вперед. Слушайте и смотрите внимательно

VI. Проверь себя! (15мин) Тест (взаимопроверка по готовым ключам) (слайд 10, 23; приложение). 

VII. Итог урока.

– Чему научились на уроке?

– К какому выводу пришли?

– Как оцениваете свою работу?

– Что, по-вашему, является наиболее важным? Расскажите о своих достижениях на уроке.

VIII. Домашнее задание (слайд 24).

IX. Рефлексия.

Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

Ребята! Давайте мы попробуем каждый с вами оценить свою работу за урок.

Кто работал так, как первый человек? (поднимите синие кружочки)

Кто работал добросовестно? (поднимите зеленые кружочки)

Кто принимал участие в строительстве храма? (поднимите красные кружочки).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Числовые и буквенные выражения. Уравнения.

Слайд 2

Проверь себя! № 349(4) 440 : (70+40)=4(ч)-расстояние между поездами будет 440км. Ответ: 4часа. № 2 стр.119 №3 стр. 119 (x+37):2·5=105 ; x – девочек, x +37=105:5·2; ( x +3) – мальчиков x +37=42; x+x+3=25 . x =42-37; О твет: 11 девочек, x =5. 14 мальчиков. №349(3) №356 №359(4) 25 всего

Слайд 3

АБВГДейка Натуральное ч… сло Ц… фра Сл… гаемое Су … а Ум… ньшаемое Выч … таемое Разн … сть Ур… внение Множ … тель Пр…изведение Д… лимое Д…лит…ль Час… ное Букве … ое выр … жение и и а мм е и о а и о е е е т нн а Вариант 1. Вариант 2.

Слайд 4

1. Упростите выражения: 1. 5 a + 9a = 2. 7 x + 9 x + x = 3. 6 c – 5c + 7c = 4. 7a – a – a = 6. 5t – 2t – t = 7 . 4z + 4 + 2z = 5. 31y – 11y + 6 = 2 t 6 z + 4

Слайд 5

2. Найдите значение выражения: 1. 38 x + 38y, если x + y = 10 2 . 11а – 11 b, если a – b = 26

Слайд 6

3. Решите уравнения: x = 29 x = 25 2. 6x + 4x +x = 77; 3 . 6x – x = 145; 4. 14x – 12x + x = 75; 1. 2x + 8x =170;

Слайд 7

4. Решите задачу: 1. Найдите длины сторон прямоугольника, если его периметр равен 108см, используя рисунок. x см 5x см

Слайд 8

2. C двух яблонь собрали 67 кг яблок, причем с одной яблони собрали на 19 кг больше, чем с другой. Сколько килограммов яблок собрали с каждой яблони?

Слайд 9

Решение: x кг – с одной яблони, (x + 19) – с другой яблони. а) x+x+19 = 67; б) x+19 =67; в) x+x+19 = 67; 2x = 67 + 19; x = 67 – 19; 2x + 19 = 67; 2x = 86; x = 48. 2x = 67 – 19; x = 42. 2x = 48; x = 48 : 2; x = 24. 67 кг всего

Слайд 10

Ответы к индивидуальным заданиям: Карточка №1 1. 3880. 2. – 3. 448 . Карточка №2 1 . 10000. 2. а)корней нет. б) х = 45. 3. 3 . Карточка №3 1. 854. 2. 4300 . 3. х = 3. Карточка № 4 1. 54. 2. в 5 раз. 3. корней нет . Карточка №5 1. а) х – 124; б) 400 + r. 2. 174 . 3. 18 . Карточка №6 1. 3. 2. х = 5 . 3. 4 часа.

Слайд 11

а + 0 = 0

Слайд 12

а – a = 0

Слайд 13

a + b = b+a переместительное свойство сложения

Слайд 14

a(bc)=(ab)c переместительное свойство умножения

Слайд 15

а – 0 = а

Слайд 16

а · 1 = 1

Слайд 17

а · 0 = 0

Слайд 18

а : 1 = а

Слайд 19

а : а = а

Слайд 20

0 : а – нельзя

Слайд 21

0 : а = 0

Слайд 22

а : 0 - нельзя

Слайд 23

Ключ к тестам Вариант 1 . Вариант 2. 1. в 1. б 2. а 2. б 3. б 3. в 4. б 4. а 5. а 5. б

Слайд 24

Домашнее задание: № 319 № 332 (2) № 362 (1)



Предварительный просмотр:

Ф. И.

Вариант 1

Натуральное  ч…сло

Ц…фра

Сл…гаемое

Су  … а

Ум…ньшаемое

Выч…таемое

Разн…сть

Ф. И.

Вариант 2

Ур…внение

Множ…тель

Пр…изведение

Д…лимое

Д…лит…ль

Час…ное

Букве … ое  выр…жение

Ф. И.

Вариант 1

Натуральное  ч…сло

Ц…фра

Сл…гаемое

Су  … а

Ум…ньшаемое

Выч…таемое

Разн…сть

Ф. И.

Вариант 2

Ур…внение

Множ…тель

Пр…изведение

Д…лимое

Д…лит…ль

Час…ное

Букве … ое  выр…жение

Ф. И.

Вариант 1

Натуральное  ч…сло

Ц…фра

Сл…гаемое

Су  … а

Ум…ньшаемое

Выч…таемое

Разн…сть

Ф. И.

Вариант 2

Ур…внение

Множ…тель

Пр…изведение

Д…лимое

Д…лит…ль

Час…ное

Букве … ое  выр…жение

Ф. И.

Вариант 1

Натуральное  ч…сло

Ц…фра

Сл…гаемое

Су  … а

Ум…ньшаемое

Выч…таемое

Разн…сть

Ф. И.

Вариант 2

Ур…внение

Множ…тель

Пр…изведение

Д…лимое

Д…лит…ль

Час…ное

Букве … ое  выр…жение

Карточка №1.

1. Найдите значение выражения:

    38·39+61·38+4800:(6·115 - 105·6).

2. Сколько корней может иметь уравнение?   Приведите примеры.

3. Упростите выражение: 8(12m +27) + 5(31 – 17m). Вычислите при m = 7.

Карточка №2.

1. Найдите значение выражения:

    ( (93 – 72) : 8 + 15 )2.

2. Решите уравнение:

    а) 5а +7 – 5а = 17;

    б) 3(7 + 4х) – 8х = 201.

3. Какой цифрой заканчивается куб числа 32987?

Карточка №3.

1. Упростите выражение 12с +74 +39с + 65 + 14с.    Вычислите при с = 11.

2.  Найдите значение выражения:

     45·58+45·34+8 ·45 - 134000:(67·78 - 68·67).

3. Угадайте корень уравнения:

    а) 2х ·3х ·5х = 27000

Карточка №4.

1. Запишите выражение и найдите его значение:

    разность суммы чисел 512 и 27 и их разности.

2. Составьте буквенное выражение для решения   задачи:

  Маме а лет, а дочка на b лет младше мамы. Во     сколько раз  мама была старше дочки 3 года назад?

Вычислите при  а=33, b = 24.

3. Решите уравнение: 12х + 3х – 15х = 6.

Карточка №5.

1. Упростите выражение:

    а) х – 92 – 22 – 10;

    б) (871 + r) – 471.

2. Решите задачу с помощью уравнения:

    Из бочки взяли 25л воды и дважды по 18л, я затем    долили 30л, после чего в бочке стало 143л воды. Сколько литров воды было в бочке первоначально?

3. Каким числом необходимо заменить а, чтобы корнем уравнения х + 6 = а было число 12?

 

Карточка №6.

1.  Упростите выражение и найдите его значение:

     529 – (х +329), если х = 197.

2. При каком значении переменной разность 37х и   24 больше 25х на 36?

3. В бассейн требуется налить 3888л воды. Одна труба может заполнить бассейн за 9 ч, вторая – за 12ч, а третья – за 18ч. За сколько часов заполнят бассейн все три трубы, открытые одновременно?

Тест по теме:

«Числовые и буквенные выражения. Уравнения»

Вариант 1.

1. Найдите значение выражения: (235 + 356) - 215.
       а) 374;          б) 476;          в) 376;             г) другой ответ.

2. Решите уравнение: 9x + x =500.

        а) 50;            б) 5;              в) 15;               г) другой ответ.

3. Упростите выражение: 3а + 17 + 3а + 14.
   а) 6а;            б) 6а +32;     в) 38а;             г) другой ответ.

4. Решите уравнение: + 61 = 346.
а) 285;         б) 57;           в) решить нельзя;    г) другой ответ.

5. Маша задумала число. Если к этому числу прибавить 16, а к полученной сумме прибавить 87, то получится 134. Какое число задумала Маша?
а) 31;           б) 78;           в) 227;                       г) другой ответ.

Вариант 2.

1. Найдите значение выражения: (817 +151) - 407.
    а) 551;             б) 561;            в) 562;          г) другой ответ.

2. Решите уравнение: 10r – r =702.

     а) 87;              б) 78;               в) 77;            г) другой ответ.

3. Упростите выражение: k + 35 +4k +26.

     а) 4k + 61;      б) 66k;         в) 5k + 61;        г) другой ответ.

4. Решите уравнение: 7х - 71 = 293.
    а) 52;      б) 45;     в) решить нельзя;      г) другой ответ.

5. На дереве сидели грачи. После того как 23 грача улетели, а 48 – прилетели на дереве оказалось 84 грача. Сколько грачей сидело на дерево первоначально?
а) 155;          б) 59;          в) 69;                 г) другой ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики в 5 классе по теме: «Числовые и буквенные выражения».

Цели и задачи: Учебные:1) учить читать и записывать числовые и буквенные выражения;2) формировать умение составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи;3) формировать умение на...

Открытый урок по математике в 5 классе по теме :"Числовые и буквенные выражения"

Открытый урок по математике с использованием различных видов работы учащихся на уроке и презентации....

Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Числовые и буквенные выражения"

Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Числовые и буквенные выражения"...

урок в 5 классе по теме "Числовые и буквенные выражения".

Краткий конспект  урока по теме "Числовые и буквенные выражения"; четвертый урок. Конспект составлен в соответствии с ФГОС....

Урок математики в 5 классе по теме "Числовые и буквенные выражения"

Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Числовые и буквенные выражения"...

Контрольная работа №3 по теме "Числовые и буквенные выражения.Уравнения"

Контрольная работа по математике 5 класс по теме "Числовые и буквенные выражения.Уравнение"...

Открытый урок по математике в 5 классе по теме: «Числовые и буквенные выражения. Формулы».

УМК:  Математика 5 класс Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., 2013гУровень обучения: базовыйТип урока: Урок обобщения и систематизации знаний....