Моя система работы.
учебно-методический материал по алгебре на тему

Потапова Галина Петровна
В данной статье описываются методы работы на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_sistema_raboty_2.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

С детства я мечтала о профессии учителя, а в юности, учась в институте, я уже твердо знала, что романтика приключений, покорение новых вершин,  любовь к детям - смысл моей жизни.

Двадцать лет назад я переступила порог школы и с тех пор так и не смогла оставить эти стены, которые стали для меня вторым домом. Сама себе задаю вопрос: "А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?" Да, безусловно! Но в первую очередь - ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им как личность. Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Главное - научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.

Я горда тем, что я -  учитель. Любой выбор, чего бы он ни касался, сделать бывает нелегко, а выбрать профессию тем более. Спустя 20 лет, я уверена, что сделала правильный выбор. С первых дней педагогической деятельности я всегда старалась завоевать авторитет, признание ребят, потому что только тогда можно говорить об успехах учительского труда, который начинается с общения с ребятами, с первой искорки дружбы и взаимного доверия.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.

Я выбрала, и нисколько об этом не жалею. Но и быть учителем трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе  испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.

Как и любой человек, я люблю шутить и улыбаться, потому что  в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем  тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку. Профессия учителя стала для меня  возможностью самореализации личности. Работа учителя приносит удовлетворение, новую энергию.

За годы педагогической деятельности я не раз задавалась вопросом, как лучше и доступнее донести до школьников основы математических знаний. Для меня, учителя математики, открыт огромный набор различных программ. Как сделать нужный выбор?  Выбор  учебно - методического комплекса, прогнозирование результатов обучения, подбор дополнительной литературы и дидактического материала – первая ступенька к реализации комплекса задач, стоящих передо  мною. За годы работы в школе мне пришлось освоить учебники разных авторов. А работа моя базируется на общеобразовательные программы министерства образования. Кабинет математике оснащен наглядным материалом. В итоге у меня сложилась собственная система работы с учащимися.

Задачи, которые я, как учитель, пытаюсь решить - это развить и сохранить интерес к математике, сделать предмет более доступным и понятным. Для меня главное в учебной деятельности ученика - это понимание им того, что он изучает, и того, что с ним происходит в процессе этого изучения. Однако понимание не может быть результатом одномоментных логических действий, оно является следствием состояния ума ребенка, к которому его еще надо подвести за счет соответствующей организации его ментального опыта.  Первое что я для себя уяснила - каждый ребенок должен хорошо считать устно. Что мы и стараемся делать с учениками в начале каждого урока. В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. К устным относят все приемы для случаев вычислений в пределах 100, а также сводящихся к ним приемы вычислений для случаев за пределами 100  (например прием для случая 900•7 будет устным, так как он сводится к приему для случая 9•7 ). К письменным приемам относят приемы для всех других случаев вычислений над числами большими 100.

Устная работа на уроках математики  имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”. И хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико, за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами и других вопросов, название “устный счет” по отношению к устной форме проведения упражнений сохранилось до сих пор.

Вторая не маловажная задача это изучение нового материала. При изучении новой темы урока отдаю предпочтение методам проблемного обучения: исследовательскому, частично-поисковому, эвристическому и методу проблемного изложения. Эти методы способствуют творческому усвоению знаний, учат применять имеющиеся знания для решения проблемных задач и в результате этого добывать новые.  На уроках  использую проблемные ситуации совершенно разной природы, это может быть и недостаток знаний, и несоответствие знаний, и необходимость произвести неизвестные действия для достижения цели, и выбор между несколькими  объектами. Умело созданная на уроке проблемная ситуация побуждает творческую активность учащихся, вызывает у них желание самим разобраться в проблеме и решить ее.

Например, урок по теме «Признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2». На доске записаны числа: 1289565, 246560, 24, 188536, 1873. ученикам предлагаю: а) найти среди этих чисел те, которые делятся на 10, на 5 и на 2, не производя деление, б) попытаться найти признаки делимости на 10, на 5 и на 2. затем необходимо обсудить следующие вопросы: стоит ли этим заниматься? Не проще ли выполнить деление? Разрешаю обсуждение с соседом.  После высказывания предположений ученики проверяют их непосредственным делением. Затем идет сопоставление с учебником,  и формулируются окончательные выводы.

Урок по теме «Сумма углов треугольника». Ученикам предлагаю построить треугольник по трем заданным углам:

1)     <А = 90˚, <В = 60˚, <С = 45˚,

2)     <А = 70˚, <В = 30˚, <С = 50˚,

3)     <А = 50˚, <В = 60˚, <С = 70˚.

На первый взгляд это – задание не вызывающее затруднений. В первом случае ребята увидят, что вместо треугольника получается четырехугольник. Во втором случае получается треугольник, третий угол которого, либо больше, либо меньше заданного. И только в третьем случае выстраивается треугольник по трем заданным углам. По окончании работы можно выдвинуть предположение о сумме внутренних углов треугольника.

Также при изучении новой темы, особенно в старших классах я провожу уроки-лекции. Объявляю тему урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Каждая изученная тема оценивается самостоятельной работой

 Очень часто применяю на своих уроках технологии дифференцированного обучения. В основе дифференцированного обучения лежит планирование результатов обучения: выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Тогда ученик получает возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку, тем самым осуществляется личностно ориентированное обучение.

В поиске путей решения образовательных задач, я не забываю о том, что каждый педагог несет ответственность и за здоровье детей. Ведь ни для кого не секрет, что наши дети, взвалив на себя весь груз школьной программы, часто теряют при этом невосполнимый запас здоровья, Плоскостопие, сколиоз, близорукость – вот самые распространенные заболевания в нашей школе. Задача педагога в том, чтобы не навредить ребенку в процессе преподавания, каждый из нас должен приложить максимум усилий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Ведь истины «здоровье - это все, а все без здоровья -  ничто» еще никто не отменял.

Здоровье сберегающая технология на моих уроках выражается в следующем:

  • В начале урока стараюсь создать обстановку психологического комфорта, приветствуя учеников улыбкой, знакомлю детей с планом урока.
  • В середине урока провожу физкультминутку для снятия утомления с глаз, мышц плечевого пояса и рук, для улучшения кровообращения. Особенно пятиклассники и шестиклассники любят игровую физкультминутку.

 Мы писали, мы считали

На уроке мы устали.

А теперь мы отдыхаем

Физминутку начинаем.

Начинаем бег на месте,

Финиш метров через двести.

Раз-два, раз-два, раз-два.

Хватит-хватит, прибежали

Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились

Наклонились, выпрямились

Ниже, дети, не ленитесь

Поклонитесь, улыбнитесь.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо и ещё

Через левое плечо.

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям физкульт-привет!

Комплекс физкультминуток я  часто обновляю, делаю упражнения вместе с детьми, иногда делаем только те движения, которые детям нравятся больше всего и которые они просят повторить. Важно то, что эти упражнения приносят радость! А в обстановке психологически благоприятного климата и здоровье сохраняется, и задачи самые трудные легче решаются!

Также  для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса мною выбрана такая форма проверки ,  как зачет. Зачеты отличаются от традиционной контрольной работы по системе оценивания и характеру проведения ( предусматривается возможность пересдачи в случае отрицательного результата)

ЗАЧЕТ - это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижений учащимися уровня обязательной подготовки.

Зачеты провожу по каждой теме курса. Каждый ученик сдает все предусмотренные планом зачеты. Зачет считается сданным, если верно выполнены все предложенные ему задачи обязательного уровня. В противном случае  (если хотя бы одна задача не решена)  удовлетворительная оценка не выставляется. При этом зачет подлежит пересдаче. Ученик пересдает не весь зачет целиком, а только те виды задач, с которыми он не справился.

При проведении зачетов задачи обязательного уровня дополняются более сложными заданиями. За их выполнение выставляется оценка «4» или «5». Таким образом, во время зачета я сочетаю проверку обязательных результатов обучения с проверкой на более высоком уровне.

С помощью зачетов проверяю овладение различными порциями  учебного материала. В соответствии с этим их разделяю на тематические и текущие. Тематические зачеты провожу в конце изучения темы и направлены они на проверку усвоения ее материала в целом. Текущие зачеты провожу в ходе изучения темы по небольшим порциям учебного материала. (Я использую в качестве текущего зачета контрольную работу).

Оба вида зачета можно проводить в открытой и закрытой форме. В первом случае учащиеся знакомятся со списком задач обязательного уровня. Во втором случае этот список в явном виде не предъявляется учащимся, но в ходе изучения темы учитель акцентирует внимание учащихся на том, что такие задачи им необходимо будет решать на зачете.

Я чаще использую открытый тематический зачет. В начале изучения темы вывешиваю в классе список теоретических вопросов и номера задач, отвечающих уровню обязательной подготовки. Устно указываю сроки проведения зачета.

На специально выделенном уроке  (или двух) провожу зачет. Учащиеся сначала сдают теоретические вопросы, а затем приступают к выполнению практической части. Иногда, проведя опрос сильных учащихся, я работаю со слабыми учащимися, а сильные учащиеся опрашивают средних учеников.

Практическая часть зачета содержит задачи обязательного уровня, аналогичные тем,  которые были приведены в списке обязательных результатов обучения и более сложные задания, рассчитанные на более подготовленных учеников. Время на пересдачу зачета отводится на следующем уроке или на консультации  во внеурочное время. Практика показала, что эффективна такая организация, когда ученик уже в ходе зачета или после его сдачи узнает результат: успешно ли он справился с работой, какие задачи выполнил неверно и вынужден будет пересдавать.    

При пересдаче зачета ученик отчитывается только за те задания, которые не выполнил на зачете.

После каждого зачета провожу анализ результатов. Устанавливаю насколько каждый ученик и весь класс в  целом справились с каждым заданием.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это побудило меня к разработке своей системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий.    

Анализ методической и психолого-педагогической литературы по вопросу возможности использования  на уроках игры, как фактора развития   познавательного интереса,   вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют сделать  вывод, что  игра — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Математика – это наука, выстроенная на определенных законах, определениях , математических фактах. Порой материал изучаемый на уроке, трудно дается учащимся. Интерес к предмету отбивается однообразием методов и приемов обучения. Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету, т. к. в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желанием выиграть

 Прежде чем включить игру в учебный процесс  я определяю:

  • какой учебный материал целесообразно изучать с использованием      игры;
  • для какого состава учеников следует применять;
  • как увязать игру с другими способами обучения;
  • как найти время в учебном плане для ее проведения;
  • какую игру следует выбрать по конкретной учебной теме.

Игра - это форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества, поэтому игра должна быть построена на интересе; обязателен элемент соревновательности между участниками игры.

На уроках я использую  «Игры-упражнения», « Игры-путешествия», «Сюжетные игры», «игры - соревнования».  Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Игра-соревнование позволяет мне в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

Коллективные игры в классе я разделяю по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участи в ней  каждому ученику необходима определённая математическая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют  установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Чаще всего в форме игры я провожу повторительно – обобщительные уроки, на которых учащихся класса делю на несколько групп так, чтобы в каждой группе оказались и сильные и слабые ученики. На своих уроках групповую работу я строю на следующих принципах:

  • Класс разбиваю на несколько групп – от 6 до 7 человек.
  • Каждая группа получает свое задание (задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными)
  • Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.

Преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать, отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки  контроля над действиями других, самоконтроля, формируется критическое мышление.

Интеллектуальная игра  является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие  сфер личности. Участвуя в викторине, ученик проявляет  стремление к самореализации  (потребностно - мотивационная сфера); у него формируются навыки планирования и самоконтроля (волевая сфера); ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления (интеллектуальная сфера). Получение результатов своей деятельности с комментариями специалистов  и соотношение их с результатами  других участников способствует формированию у ученика адекватной самооценки и уровня притязаний (потребностно -мотивационная сфера), а также учит его брать на себя ответственность за результаты  собственной работы (сфера социальных навыков).

 Используя игровую технологию на уроках математики, передо мной открылись перспективы дальнейшего его развития: разработка и использование межпредметных игр: математика и русский язык, математика и география.

Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности.

Конечно, идеальный вариант,  к которому стремится каждый учитель - самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?

Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень и др.

Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение.

Постоянное совершенствование учебных навыков с использованием компьютерной программы "Репетитор", в которую включён необходимый теоретический материал, образцы решения заданий, задания для самостоятельного решения с ответами и комментариями.

Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет.

Подготовка к выпускному экзамену в форме ЕГЭ начинаю в 10 классе. В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ЕГЭ. При анализе демоверсии учащиеся находят знакомые им задания, математические термины. Проводят классификацию заданий по признаку "изучали", "не изучали".

Ключевым моментом по подготовке к ЕГЭ считаю ведение "Тематических тетрадей" по темам в соответствии с "Кодификатором элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2011 года". Таким образом, к концу 1 полугодия у одиннадцатиклассников имеется полный комплект материалов по основным темам программы. Такой приём позволяет иметь всю информацию в одном месте и вместе с тем даёт возможность быстро находить нужный раздел. При проведении уроков обобщающего повторения и практикума по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ "Тематические тетради" стали незаменимыми помощниками. Ученики быстро и правильно определяют тематику заданий Кимов, верно, выбирают способ действий. К концу учебного года тетради заметно увеличиваются в объёме от множества разнообразных заданий, собранных в них.

Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки.

Открытый банк заданий ЕГЭ по математике (http://mathege.ru).

Большую часть материала по видам заданий учащиеся смогли почерпнуть из Открытого банка заданий ЕГЭ по математике. Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этого сайта можно не только взять ту или иную информацию по интересующей теме, но и выполнить тренировочные и диагностические работы. Учащиеся моего 11 класса стали постоянными участниками этого проекта. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе, независимо от объёма работы и скорости её выполнения остальными.

Образовательные ресурсы Интернета - Математика(http://www.alleng.ru )

Страницы сайта: "К уроку математики", "Решение задач по математике", "Экзамен по математике", "Математика абитуриентам", "Формулы по математике", "Учебники, справочники, пособия".

В разделе ЕГЭ-2010 - математика размещены демоверсии ЕГЭ 2010 и прошлых лет, материалы и тесты для подготовки к сдаче ЕГЭ по математике, варианты выпускных экзаменов по математике прошлых лет с ответами и решениями. Также учащиеся 11 класса могут скачать любые учебные пособия для подготовки к ЕГЭ.

Онлайн-школа "Учительской газеты" (http://school.ug.ru/)

Учащимся нравится, что никто не видит их ошибок, кроме них самих, что они самостоятельно находят свои ошибки. Когда ученик находит ошибки в своей работе без посторонней помощи, он лучше усваивает необходимые способы решения заданий. У каждого есть возможность укрепить свои знания, разобраться в сложностях и преодолеть их!

Всё это позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.

Очевидными положительными моментами этой работы считаю то, что ребята не только восстанавливают пробелы в знаниях, но учатся извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, собирать материал по заданной теме, создавать базы заданий, проверяют уровень своей подготовки к экзамену.

Для того чтобы ученику успешно сдать государственный экзамен, необходима систематическая подготовка. Моя основная задача - систематизировать и углубить знания учащихся по математике за курс средней школы.

В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий ещё за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию общеучебных и специальных умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на уроках истории

Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях....

Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)

Данный материал  участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....

Система работы над творческими проектами (из опыта работы театра моды "87 плюс")

Театр моды вызывает у учеников интерес и желание совершенствоваться, стремления пополнить свои знания в профессиональном направлении. Трудолюбие и прочные знания, полученные на занятиях в театре моды,...

Система работы с математически одаренными учащимися на примере опыта работы МАОУ СОШ №2 станицы Павловской Краснодарского края

Статья была написана по материалам выступления автора на районном методическом объединении учителей математики Павловского района Краснодарского края. Цель выступления - обобщить и систематизировать о...

«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)

     в работе представлена особенность работы  в классах спортивного профиля обучения...