конспект урока по теме "Уравнения с одной переменной"
план-конспект урока (алгебра, 9 класс) по теме

Шубина Татьяна Викторовна

разработка урока по теме "Уравнения с одной переменной". Блочно-модульный метод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uravnenie_s_odnoy_peremennoy.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Уравнение с одной переменной". 9-й класс

Используемая технология: Блочно-модульное обучение.

По учебнику Макарычев Ю.Н.

Цели:

Образовательные:

Сформировать понятие и закрепить знания учащихся по теме “Уравнения с одной переменной”;

Умения составлять алгоритм решения уравнения;

Закрепить умения и навыки решать уравнения высших степеней с использованием разных приемов, в нестандартных ситуациях.

Развивающие:

Развивать умения пользоваться опорным конспектом и вспомогательной литературой для постановки задачи и ее выполнения в ходе решения;

Развивать внимательность, собранность и аккуратность;

Развивать умения работать самостоятельно и в микро группах, ставить перед собой цель и делать выводы, выполнять безошибочно необходимые арифметические вычисления

Воспитывающие:

Чувство ответственности;

Умение работать в микро группе;

Культура труда, аккуратность.

На этом уроке учащимся предлагается самостоятельно выполнить работу с целью определения уровня владения новым материалом. Каждому выдается разработка модуля урока, учащийся сам выбирает темп работы и по окончанию урока (2 часа) получает отметку.

Комментарий: У учителя разработка с ответами, учащимся же выдается без ответов.

Разработка модуля урока по теме: ” Решение уравнений высших степеней”, 9 класс.

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Для успешного освоения данной темы:

На ”3” нужно выполнить таблицы №1,№2,№3

На “4” нужно выполнить таблицы №1- 4

На “5” нужно выполнить все задания.

Желаю УДАЧИ всем!!!

Блок №1. Решить различные уравнения уже известными способами.

Цель: Закрепить знания и умения, полученные ранее.

Виды уравнений: 

Название уравнения

Общий вид

пример

1.

Биквадратное

ах4+ вх2 + с = 0

замена х2=t

обратная замена переменных

4- 5х2 + 8=0

замена х2 = t

3 t2- 5 t +8=0

2.

Уравнение, сводящееся к квадратному с помощью замены выражения.

 

2- 3х)2 + 5(х2- 3х) = 2

замена (х2- 3х) = а

а2 + 5а = 2

а2 + 5а - 2 = 0

3.

Уравнение, решая которое используем метод группировки слагаемых.

Прием группировки

3(х-5) –х(х-5)=(х-5)(3-х)

3х-15-х2+5х=0

3(х-5) + х(-х+5)=0

3(х-5) – х(х-5)=0

(х-5)(3-х)=0

х - 5=0 или 3 - х=0

Блок №1. Решить различные уравнения уже известными способами.

Таблица №1 служит разминкой для дальнейшего решения уравнений более высокой степени. Следует решить два уравнения из таблицы, проверить результат и если вы успешно справились, то перейти к следующему заданию.

ТАБЛИЦА №1

1. (х+5)(3х-6) = 0

2. х2- 6х = 0

3. (8х –1)2- х(64х + 1) = 12

4. х –5 + 4х-1 = 1

5. 0.5х2- х2 = 0

Блок №2. Решить уравнения, сделав замену переменных.

Цель: Закрепить способ решения уравнений, используя замену переменных.

Пример- образец №1. Решить уравнение (х2+2х)2 - 2(х2+ 2х) = 3

Решение: Запишем равносильное данному уравнение (х2+ 2х)2 – (х2+ 2х) –3 =0, сделаем замену переменных, выражения в скобках одинаковые, поэтому можно записать:

Пусть х2 + 2х =у, тогда

Перепишем получившееся уравнение и решим его.

у2 - 2у – 3= 0

Д= в2- 4ас= (-2)2- 4·1·(-3)= 16

у= 3, у= -1

Вернемся теперь к переменной х, сделаем обратную замену и решим два уранения.

Обратная замена:

 

Ответ: 1, -3, -1.

ТАБЛИЦА №2

Вариант 1        

Вариант 2

1. (х2 +6х)2 –5 (х2 +6х) = 24


2. (х2+2)2– (х2+2) = 12

1. (х2 –5)2 –5 (х2 –5) – 36 =0


2. (х2 –4х)2 + 9(х2-4х) = - 20

Блок №3. Решение биквадратных уравнений.

Цель: Закрепить способ решения биквадратных уравнений.

Уравнение вида ах4+вх2+с=0, где а,в,с – числа, х – неизвестная переменная называется биквадратным уравнением. Решение биквадратного уравнения с помощью замены переменной сводится к решению квадратного уравнения.

Пример-образец №2 Решить биквадратное уравнение х4 – 5х2 +4 = 0

Решение: х4 –5х2 +4 =0, биквадратное уравнение, сделаем замену переменной и решим получившееся квадратное уравнение.

Пусть х2= t , тогда

t2-5t +4 = 0

D= 9

t= 4, t= 1

Оба корня положительные, поэтому удовлетворяют условию t >= 0.

Обратная замена:

Ответ: ± 2, ± 1.

ТАБЛИЦА №3

Вариант 1        

Вариант 2

1. х4 – 2х2- 3 =0


2. 5у4 – 5у2 + 2 = 0


3. х4 – 4х2 + 4 = 0

1. х4 – 5х2 - 36 = 0


2. у4 – 6у2 + 8 = 0


3. 2х4 – 9х2 + 4 = 0

Блок №4. Решить уравнения высшей степени.

Цель: Закрепить разные способы решения уравнений высших степеней.

Если ребята вы добрались до 4 блока, поздравляю вас, вы делаете успехи. Сейчас вам предстоит самостоятельно выбирать способ решения, переменную, которую нужно заменить.

Таблица №4

Вариант 1        

Вариант 2

1. (х2 +2х)(х2 +2х +2) = 3


2. х4 – 9х2 + 18 =0


3. (х2 –х-16)(х2-х+2) =88        

1. (х2 +х)(х2 +х - 5) = 84


2. х4 – 20х2 +100 =0


3. (2х2 +7х –8)(2х2 +7х – 3) –6 =0

Блок №5.

Указания учителя. Молодцы!!! Вы ребята освоили решение уравнений высших степеней. Целью дальнейшей вашей работы является применение своих знаний и умений в более сложных ситуациях.

Таблица №5

1. (х2 –1)(х2 +1) – 4(х2 – 11) = 0


2. х5 + х4 – 6х2 – 6х2 + 5х +5 = 0


3. При каких с не имеет корней уравнение х4 – 12х2 +с = 0

Указания учителя: В случае затруднений воспользуйтесь подсказками, данными ниже.

Подсказки.

1. Воспользуйтесь формулой (а-в)(а+в)=а2-в2, преобразуйте данное уравнение в биквадратное.

2. Сгруппируйте первое слагаемое со вторым, третье с четвертым и пятое с шестым, примените способ группировки и разложите на множители.

3. Сделайте замену и запишите условие, при котором уравнение не имеет корней, решите получившееся неравенство.

ОТВЕТЫ: (только у учителя)

ОТВЕТЫ

№ таблицы

№ задания

вариант

I

II

 

 

1

1

- 5; 2.

 

2

0, -v6, v6.

3

- 11/17

4

23/11

5

0; 2.

2

1

- 3±v6; - 3 ± v17

±2, ± 1.

2

±v2

2

3

1

±v3

± 3

2

Нет корней

±v2, ± 2

3

± v2

± 0.5; ± 2.

4

1

- 1, 3.

- 3, 4.

2

±v3, ± v6.

±v10

3

- 4, 5.

-4,5; 1; (-7± v65)· 0,25

5

1

Нет корней

 

2

±1, ±v5

3

с > 36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презенция к уроку "Решение неравенств с одной переменной "

Язык в Преддемонстраций предоставлен на арабском . Но как вы скачаете Презентацию,урок буде весь на русском языке.!...

Разработка урока "Решение неравенств с одной переменной" Алгебра 8 класс

Материал содержит конспект урока и мультимедийную презентация....

Конспект урока "Линейные уравнения с одной переменной"

Тип урока: закрепление нового материалаЦель урока:Дидактическая: закрепить понятие линейного уравнения с одной переменной.Воспитательная: воспитать внимание при решении уравнений.Развивающая: развиват...

Открытый урок "Решение неравенств с одной переменной"

Даный урок проводится в 11 классе по программе базового уровня. Цель урока: обобщить знания по теме «Решение неравенств с одной переменной». Рассматриваются неравенства разного вида. Повторяются спосо...

Разработка урока "Линейные уравнения с одной переменной"

Разработка урока "Линейные уравнения с одной переменной" для 7 класса...