конспект урока по теме "Уравнения с одной переменной"
план-конспект урока (алгебра, 9 класс) по теме
разработка урока по теме "Уравнения с одной переменной". Блочно-модульный метод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uravnenie_s_odnoy_peremennoy.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Уравнение с одной переменной". 9-й класс
Используемая технология: Блочно-модульное обучение.
По учебнику Макарычев Ю.Н.
Цели:
Образовательные:
Сформировать понятие и закрепить знания учащихся по теме “Уравнения с одной переменной”;
Умения составлять алгоритм решения уравнения;
Закрепить умения и навыки решать уравнения высших степеней с использованием разных приемов, в нестандартных ситуациях.
Развивающие:
Развивать умения пользоваться опорным конспектом и вспомогательной литературой для постановки задачи и ее выполнения в ходе решения;
Развивать внимательность, собранность и аккуратность;
Развивать умения работать самостоятельно и в микро группах, ставить перед собой цель и делать выводы, выполнять безошибочно необходимые арифметические вычисления
Воспитывающие:
Чувство ответственности;
Умение работать в микро группе;
Культура труда, аккуратность.
На этом уроке учащимся предлагается самостоятельно выполнить работу с целью определения уровня владения новым материалом. Каждому выдается разработка модуля урока, учащийся сам выбирает темп работы и по окончанию урока (2 часа) получает отметку.
Комментарий: У учителя разработка с ответами, учащимся же выдается без ответов.
Разработка модуля урока по теме: ” Решение уравнений высших степеней”, 9 класс.
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Для успешного освоения данной темы:
На ”3” нужно выполнить таблицы №1,№2,№3
На “4” нужно выполнить таблицы №1- 4
На “5” нужно выполнить все задания.
Желаю УДАЧИ всем!!!
Блок №1. Решить различные уравнения уже известными способами.
Цель: Закрепить знания и умения, полученные ранее.
Виды уравнений:
№ | Название уравнения | Общий вид | пример |
1. | Биквадратное | ах4+ вх2 + с = 0 замена х2=t обратная замена переменных | 3х4- 5х2 + 8=0 замена х2 = t 3 t2- 5 t +8=0 |
2. | Уравнение, сводящееся к квадратному с помощью замены выражения. |
| (х2- 3х)2 + 5(х2- 3х) = 2 замена (х2- 3х) = а а2 + 5а = 2 а2 + 5а - 2 = 0 |
3. | Уравнение, решая которое используем метод группировки слагаемых. | Прием группировки 3(х-5) –х(х-5)=(х-5)(3-х) | 3х-15-х2+5х=0 3(х-5) + х(-х+5)=0 3(х-5) – х(х-5)=0 (х-5)(3-х)=0 х - 5=0 или 3 - х=0 |
Блок №1. Решить различные уравнения уже известными способами.
Таблица №1 служит разминкой для дальнейшего решения уравнений более высокой степени. Следует решить два уравнения из таблицы, проверить результат и если вы успешно справились, то перейти к следующему заданию.
ТАБЛИЦА №1
1. (х+5)(3х-6) = 0 2. х2- 6х = 0 3. (8х –1)2- х(64х + 1) = 12 4. х –5 + 4х-1 = 1 5. 0.5х2- х2 = 0 |
Блок №2. Решить уравнения, сделав замену переменных.
Цель: Закрепить способ решения уравнений, используя замену переменных.
Пример- образец №1. Решить уравнение (х2+2х)2 - 2(х2+ 2х) = 3
Решение: Запишем равносильное данному уравнение (х2+ 2х)2 – (х2+ 2х) –3 =0, сделаем замену переменных, выражения в скобках одинаковые, поэтому можно записать:
Пусть х2 + 2х =у, тогда
Перепишем получившееся уравнение и решим его.
у2 - 2у – 3= 0
Д= в2- 4ас= (-2)2- 4·1·(-3)= 16
у= 3, у= -1
Вернемся теперь к переменной х, сделаем обратную замену и решим два уранения.
Обратная замена:
Ответ: 1, -3, -1.
ТАБЛИЦА №2
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. (х2 +6х)2 –5 (х2 +6х) = 24 2. (х2+2)2– (х2+2) = 12 | 1. (х2 –5)2 –5 (х2 –5) – 36 =0 2. (х2 –4х)2 + 9(х2-4х) = - 20 |
Блок №3. Решение биквадратных уравнений.
Цель: Закрепить способ решения биквадратных уравнений.
Уравнение вида ах4+вх2+с=0, где а,в,с – числа, х – неизвестная переменная называется биквадратным уравнением. Решение биквадратного уравнения с помощью замены переменной сводится к решению квадратного уравнения.
Пример-образец №2 Решить биквадратное уравнение х4 – 5х2 +4 = 0
Решение: х4 –5х2 +4 =0, биквадратное уравнение, сделаем замену переменной и решим получившееся квадратное уравнение.
Пусть х2= t , тогда
t2-5t +4 = 0
D= 9
t= 4, t= 1
Оба корня положительные, поэтому удовлетворяют условию t >= 0.
Обратная замена:
Ответ: ± 2, ± 1.
ТАБЛИЦА №3
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. х4 – 2х2- 3 =0 2. 5у4 – 5у2 + 2 = 0 3. х4 – 4х2 + 4 = 0 | 1. х4 – 5х2 - 36 = 0 2. у4 – 6у2 + 8 = 0 3. 2х4 – 9х2 + 4 = 0 |
Блок №4. Решить уравнения высшей степени.
Цель: Закрепить разные способы решения уравнений высших степеней.
Если ребята вы добрались до 4 блока, поздравляю вас, вы делаете успехи. Сейчас вам предстоит самостоятельно выбирать способ решения, переменную, которую нужно заменить.
Таблица №4
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. (х2 +2х)(х2 +2х +2) = 3 2. х4 – 9х2 + 18 =0 3. (х2 –х-16)(х2-х+2) =88 | 1. (х2 +х)(х2 +х - 5) = 84 2. х4 – 20х2 +100 =0 3. (2х2 +7х –8)(2х2 +7х – 3) –6 =0 |
Блок №5.
Указания учителя. Молодцы!!! Вы ребята освоили решение уравнений высших степеней. Целью дальнейшей вашей работы является применение своих знаний и умений в более сложных ситуациях.
Таблица №5
1. (х2 –1)(х2 +1) – 4(х2 – 11) = 0 2. х5 + х4 – 6х2 – 6х2 + 5х +5 = 0 3. При каких с не имеет корней уравнение х4 – 12х2 +с = 0 |
Указания учителя: В случае затруднений воспользуйтесь подсказками, данными ниже.
Подсказки.
1. Воспользуйтесь формулой (а-в)(а+в)=а2-в2, преобразуйте данное уравнение в биквадратное.
2. Сгруппируйте первое слагаемое со вторым, третье с четвертым и пятое с шестым, примените способ группировки и разложите на множители.
3. Сделайте замену и запишите условие, при котором уравнение не имеет корней, решите получившееся неравенство.
ОТВЕТЫ: (только у учителя)
ОТВЕТЫ | |||
№ таблицы | № задания | вариант | |
I | II | ||
1 | 1 | - 5; 2. |
|
2 | 0, -v6, v6. | ||
3 | - 11/17 | ||
4 | 23/11 | ||
5 | 0; 2. | ||
2 | 1 | - 3±v6; - 3 ± v17 | ±2, ± 1. |
2 | ±v2 | 2 | |
3 | 1 | ±v3 | ± 3 |
2 | Нет корней | ±v2, ± 2 | |
3 | ± v2 | ± 0.5; ± 2. | |
4 | 1 | - 1, 3. | - 3, 4. |
2 | ±v3, ± v6. | ±v10 | |
3 | - 4, 5. | -4,5; 1; (-7± v65)· 0,25 | |
5 | 1 | Нет корней |
|
2 | ±1, ±v5 | ||
3 | с > 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презенция к уроку "Решение неравенств с одной переменной "
Язык в Преддемонстраций предоставлен на арабском . Но как вы скачаете Презентацию,урок буде весь на русском языке.!...
Разработка урока "Решение неравенств с одной переменной" Алгебра 8 класс
Материал содержит конспект урока и мультимедийную презентация....
Разработка урока: Линейное уравнение с одной переменной.
урок математики в 7 классе...
Конспект урока "Линейные уравнения с одной переменной"
Тип урока: закрепление нового материалаЦель урока:Дидактическая: закрепить понятие линейного уравнения с одной переменной.Воспитательная: воспитать внимание при решении уравнений.Развивающая: развиват...
Открытый урок "Решение неравенств с одной переменной"
Даный урок проводится в 11 классе по программе базового уровня. Цель урока: обобщить знания по теме «Решение неравенств с одной переменной». Рассматриваются неравенства разного вида. Повторяются спосо...
Разработка урока "Линейные уравнения с одной переменной"
Разработка урока "Линейные уравнения с одной переменной" для 7 класса...