"Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение задач практического содержания"
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему
Разработка урока по математике для 6 кл, позволяющая взглянуть на преподавание математики через призму решения задач практического содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.54 КБ |
![]() | 2.59 МБ |
![]() | 14.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по математике в 5 классе
Учитель: Андреева Елена Ивановна
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей
Тип урока: применение знаний на практике
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа.
Цели урока:
1. Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”;
- усиление практической направленности обучения;
- применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации;
- формирование учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
2. Развивающие:
- формирование умения осуществлять самоконтроль; рационально планировать работу;
- развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
3. Воспитательные:
- воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе.
Мотивация урока: Стимулировать интерес к изучению математики. Приёмы:
- создание на уроке ситуации занимательности, удивление;
- создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;
- оперативный контроль над выполнением требований.
План урока.
1.Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний.
4.Подведение итогов урока.
5.Домашнее задание.
Ход урока
Мотивационная беседа с последующей постановкой цели
На прошлых уроках мы с вами изучили правила сложения и вычитания десятичных дробей.
- А так ли важно уметь правильно складывать (вычитать) десятичные дроби?
Три десятых - скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку Три десятых - и все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б, строя ваш дом, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчёте,
Что б случилось, ты, знаешь? Наверно едва ли.
Этот дом превратился бы в груду развалин.
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, точно, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку.
Три десятых – и стены возводится косо,
Три десятых – и рухнут выгоны с откоса. Ошибись только на три десятых аптека Станет ядом лекарство для человека.
(В. Лифиниц « Три десятых»
Если в жизни так ли важно уметь правильно складывать (вычитать) десятичные дроби, то давайте вспомним:
- Как сложить (вычесть) десятичные дроби?
- Как ещё можно сформулировать это правило?
Десятичные дроби вычти, сложи,
Цифру под цифрой строго пиши,
И запятые все сохраняй,
В ряд их пиши, не забывай!
Цель сегодняшнего нашего урока не только продолжить отрабатывать эти правила, но и применить полученные знания при решении практических задач.
Актуализация опорных знаний
- Прочитайте десятичные дроби (на доске записаны числа, а запятая перемещается)
3 5 7 9 4 5
- Выразите:
В рублях: 5руб 12 коп = руб
15 руб 8 коп = руб
В килограммах: 2 кг 30г = кг
28 кг 500г = кг
- Найди ошибку:
а) 2,7 +3,8 = 5,15 в) 15, 21 + 5 = 15,26
б) 18,32 – 18, 31 = 0,1 г) 7,37-5,37 = 2,0
д) 68,43 е) 23,74
+ 5 - 1,6
------------ --------------
- Продолжи ряд чисел: а) 1,2 1,8 2,4 3…
б) 9,5 8 6,5 5…
Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний.
Ребята, что у меня в руках? (учитель показывает корзину с различными продуктами). Это продукты питания.
Что такое продовольственная корзина?
Продовольственная корзина – это определённый набор продуктов питания, которые необходимы для полноценного проживания человеку в течение года.
Состав продовольственной корзины:
НАИМЕНОВАНИЕ | ЕД. ИЗМЕРЕНИЯ | ОБЪЁМ ПОТРЕБЛЕНИЯ(В СРЕДНЕМ НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА В ГОД) | ||
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
Хлебные продукты, макаронные изделия, мука крупы, бобовые | кг | 133,7 | 103,7 | 84,0 |
Картофель | кг | 107,6 | 80,0 | 107,4 |
Овощи и бахчевые | кг | 97,0 | 92,0 | 108,7 |
Фрукты свежие | кг | 23,0 | 22,0 | 51,9 |
Сахар и кондитерские изделия | кг | 22,2 | 21,2 | 25,2 |
Мясопродукты | кг | 37,2 | 31,5 | 33,7 |
Рыбопродукты | кг | 16,0 | 15,0 | 14.0 |
Молоко и молочные продукты | кг | 238,2 | 218,9 | 325,2 |
Яйца | штука | 200,0 | 180,0 | 193,0 |
Масло растительное и др. жиры | кг | 13,8 | 11,0 | 10,0 |
Прочие продукты(чай соль специи) | кг | 4,9 | 4,2 | 3,6 |
В России затраты на продукты питания в семье составляют половину всех расходов.
Если люди так много тратят на продукты, то хотелось бы покупать их в магазине, где цены наиболее низкие. Давайте выясним в магазинах, какой торговой сети «Европа», «Магнит» или «Пятёрочка» выгоднее совершать продукты.
Проведём исследование.
(Каждый ряд заполняет свою колонку)
«Магнит» | «Европа» | «Пятёрочка» | |
Хлеб «Дарницкий» | 9,9 | 9,9 | 9,95 |
Картофель | 7,8 | 8,1 | 19,5 |
Молоко «Простоквашино» 3,2℅ 1 л | 37,4 | 39,6 | 42,8 |
Яблоки | 45,1 | 44,1 | 42,9 |
Яйцо деревенское 1 сорт (1десяток) | 42,9 | 44,9 | 42,9 |
Масло растительное «Олейна» | 64,1 | 64,9 | 64,9 |
Чай «Липтон» 25 пакетов | 44,9 | 43,9 | 47,85 |
ИТОГО | 252,1 | 255,4 | 270,8 |
8 марта все мы будем отмечать международный женский день. Вы все обязательно поздравите своих мам с этим праздником. Давайте попробуем с помощью рекламно-информационных журналов сети универсамов «Магнит» выяснить, можно ли организовать сладкий стол для мамы и совершить покупку, чтобы она не превышала 150 руб.
(Дети предлагают свои варианты)
ФИЗМИНУТКА
Решение задач из задачника
А сейчас мы будем решать задачи из необычного сборника. Он составлен из задач, которые придумали мои предыдущие ученики, когда были пятиклассниками.
№ 21 В магазине продаются пакеты, которые могут выдержать массу 5кг, 10 кг и 12 кг. Какой пакет нужно купить, чтобы в него сложить 2,3 кг яблок, 3,1 кг груш и 1,6 кг персиков? ( Брежнев Александр)
№ 7 У дачника было 3 улья. С первого улья он получил 24,8 кг мёда. Со второго – на 7,6 кг мёда меньше, а с третьего половину того, что собрал с первых двух ульев вместе. Весь мёд он разложил в трехлитровые банки. Сколько банок ему потребуется?
(Васильева Настя)
№ 13 Маша и Катя решили сделать две фигурки по принципу оригами. Маше необходимо 18,5 см² бумаги, а Кате на 13,3 см² больше. Хватит ли девочкам три листа бумаги по 20 см²? (Тесленко Анна)
--------------------------------------------------------------------------
А теперь вы попробуйте сами составить задачу, которая решается сложением или вычитанием десятичных дробей.
Мам мы будем поздравлять 8 числа, а 4 в нашей стране состоятся выборы президента России. Давайте выясним, сколько бюллетеней необходимо изготовить для нашего города, если по итогам переписи 2010г
ВСЕГО ЖИТЕЛЕЙ | 42,8 тыс чел |
Трудоспособное население | 28,1 тыс чел |
Старики | 6,9 тыс чел |
Дети | 7,8 тыс чел |
ИТОГ УРОКА
Решение задач из задачника
№ 21 В магазине продаются пакеты, которые могут выдержать массу 5кг, 10 кг и 12 кг. Какой пакет нужно купить, чтобы в него сложить 2,3 кг яблок, 3,1 кг груш и 1,6 кг персиков?
№ 7 У дачника было 3 улья. С первого улья он получил 24,8 кг мёда. Со второго – на 7,6 кг мёда меньше, а с третьего половину того, что собрал с первых двух ульев вместе. Весь мёд он разложил в трехлитровые банки. Сколько банок ему потребуется?
№ 13 Маша и Катя решили сделать две фигурки по принципу оригами. Маше необходимо 18,5 см² бумаги, а Кате на 13,3 см² больше. Хватит ли девочкам три листа бумаги по 20 см²?
Решение задач из задачника
№ 21 В магазине продаются пакеты, которые могут выдержать массу 5кг, 10 кг и 12 кг. Какой пакет нужно купить, чтобы в него сложить 2,3 кг яблок, 3,1 кг груш и 1,6 кг персиков?
№ 7 У дачника было 3 улья. С первого улья он получил 24,8 кг мёда. Со второго – на 7,6 кг мёда меньше, а с третьего половину того, что собрал с первых двух ульев вместе. Весь мёд он разложил в трехлитровые банки. Сколько банок ему потребуется?
№ 13 Маша и Катя решили сделать две фигурки по принципу оригами. Маше необходимо 18,5 см² бумаги, а Кате на 13,3 см² больше. Хватит ли девочкам три листа бумаги по 20 см²?
Решение задач из задачника
№ 21 В магазине продаются пакеты, которые могут выдержать массу 5кг, 10 кг и 12 кг. Какой пакет нужно купить, чтобы в него сложить 2,3 кг яблок, 3,1 кг груш и 1,6 кг персиков?
№ 7 У дачника было 3 улья. С первого улья он получил 24,8 кг мёда. Со второго – на 7,6 кг мёда меньше, а с третьего половину того, что собрал с первых двух ульев вместе. Весь мёд он разложил в трехлитровые банки. Сколько банок ему потребуется?
№ 13 Маша и Катя решили сделать две фигурки по принципу оригами. Маше необходимо 18,5 см² бумаги, а Кате на 13,3 см² больше. Хватит ли девочкам три листа бумаги по 20 см²?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Прочитайте дроби: 23,5 46,03 0,704 7,3791 2. Выразите: в рублях: 5 руб 12 коп = руб 15 руб 8 коп = руб в килограммах: 2 кг 30 г = кг 28 кг500 г = кг
3.Найди ошибку а) 2,7 + 3,8 = 5,15 б) 18,32 – 18,31 = 0,1 г) 7,37 – 5,37 = 2,0
3. Найди ошибку е) 23,74 1,6 ------------ е) 23,74 1,60 -----------
4. Продолжи ряд чисел а) 1,2 1,8 2,4 3 … … б) 9,5 8 6,5 5 … …
НАИМЕНОВАНИЕ ЕД. ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЁМ ПОТРЕБЛЕНИЯ(В СРЕДНЕМ НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА В ГОД) трудоспособное население пенсионеры дети Хлебные продукты, макаронные изделия, мука крупы, бобовые кг 133,7 103,7 84,0 Картофель кг 107,6 80,0 107,4 Овощи и бахчевые кг 97,0 92,0 108,7 Фрукты свежие кг 23,0 22,0 51,9 Сахар и кондитерские изделия кг 22,2 21,2 25,2 Мясопродукты кг 37,2 31,5 33,7 Рыбопродукты кг 16,0 15,0 14.0 Молоко и молочные продукты кг 238,2 218,9 325,2 Яйца штука 200,0 180,0 193,0 Масло растительное и др. жиры кг 13,8 11,0 10,0 Прочие продукты(чай соль специи) кг 4,9 4,2 3,6 НАИМЕНОВАНИЕ ЕД. ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЁМ ПОТРЕБЛЕНИЯ(В СРЕДНЕМ НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА В ГОД) трудоспособное население пенсионеры дети Хлебные продукты, макаронные изделия, мука крупы, бобовые кг 133,7 103,7 84,0 Картофель кг 107,6 80,0 107,4 Овощи и бахчевые кг 97,0 92,0 108,7 Фрукты свежие кг 23,0 22,0 51,9 Сахар и кондитерские изделия кг 22,2 21,2 25,2 Мясопродукты кг 37,2 31,5 33,7 Рыбопродукты кг 16,0 15,0 14.0 Молоко и молочные продукты кг 238,2 218,9 325,2 Яйца штука 200,0 180,0 193,0 Масло растительное и др. жиры кг 13,8 11,0 10,0 Прочие продукты(чай соль специи) кг 4,9 4,2 3,6
НАИМЕНОВАНИЕ ЕД. ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЁМ ПОТРЕБЛЕНИЯ(В СРЕДНЕМ НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА В ГОД) трудоспособное население пенсионеры дети Хлебные продукты, макаронные изделия, мука крупы, бобовые кг 133,7 103,7 84,0 Картофель кг 107,6 80,0 107,4 Овощи и бахчевые кг 97,0 92,0 108,7 Фрукты свежие кг 23,0 22,0 51,9 Сахар и кондитерские изделия кг 22,2 21,2 25,2 Мясопродукты кг 37,2 31,5 33,7 Рыбопродукты кг 16,0 15,0 14.0 Молоко и молочные продукты кг 238,2 218,9 325,2 Яйца штука 200,0 180,0 193,0 Масло растительное и др. жиры кг 13,8 11,0 10,0 Прочие продукты(чай соль специи) кг 4,9 4,2 3,6 «Магнит» «Европа» «Пятёрочка» Хлеб «Дарницкий» 9,9 9,9 9,95 Картофель 7,8 8,1 19,5 Молоко «Простоквашино» 3,2% 1 л 37,4 39,6 42,8 Яблоки 45,1 44,1 42,9 Яйцо деревенское 1 сорт (1десяток) 42,9 44,9 42,9 Масло растительное «Олейна» 64,1 64,9 64,9 Чай «Липтон» 25 пакетов 44,9 43,9 47,85 ИТОГО
64, 7 руб. 45,6 руб. 45,6+64,7=110,3руб.
№ 21 В магазине продаются пакеты, которые могут выдержать массу 5кг, 10 кг и 12 кг. Какой пакет нужно купить чтобы в него сложить 2,3 кг яблок, 3,1 кг груш и 1,6 кг персиков? (Брежнев Александр)
№ 7 У дачника было 3 улья. С первого улья он получил 24,8 кг мёда. Со второго – на 7,6 кг мёда меньше, а с третьего половину того, что собрал с первых двух ульев вместе. Весь мёд он разложил в трехлитровые банки. Сколько банок ему потребуется? (Васильева Настя)
№ 13 Маша и Катя решили сделать две фигурки по принципу оригами. Маше необходимо 18,5 см². бумаги, а Кате на 13,3 см² больше. Хватит ли девочкам три листа бумаги по 20 см²?
Задача 1 Сколько бюллетеней для голосования 4 марта необходимо для жителей нашего города, если по итогам переписи населения 2010 года
Предварительный просмотр:
«Магнит» | «Европа» | «Пятёрочка» | |
Хлеб «Дарницкий» | 9,9 | 9,9 | 9,95 |
Картофель | 7,8 | 8,1 | 19,5 |
Молоко «Простоквашино» 3,2℅ 1 л | 37,4 | 39,6 | 42,8 |
Яблоки | 45,1 | 44,1 | 42,9 |
Яйцо деревенское 1 сорт (1десяток) | 42,9 | 44,9 | 42,9 |
Масло растительное «Олейна» | 64,1 | 64,9 | 64,9 |
Чай «Липтон» 25 пакетов | 44,9 | 43,9 | 47,85 |
ИТОГО |
«Магнит» | «Европа» | «Пятёрочка» | |
Хлеб «Дарницкий» | 9,9 | 9,9 | 9,95 |
Картофель | 7,8 | 8,1 | 19,5 |
Молоко «Простоквашино» 3,2℅ 1 л | 37,4 | 39,6 | 42,8 |
Яблоки | 45,1 | 44,1 | 42,9 |
Яйцо деревенское 1 сорт (1десяток) | 42,9 | 44,9 | 42,9 |
Масло растительное «Олейна» | 64,1 | 64,9 | 64,9 |
Чай «Липтон» 25 пакетов | 44,9 | 43,9 | 47,85 |
ИТОГО |
«Магнит» | «Европа» | «Пятёрочка» | |
Хлеб «Дарницкий» | 9,9 | 9,9 | 9,95 |
Картофель | 7,8 | 8,1 | 19,5 |
Молоко «Простоквашино» 3,2℅ 1 л | 37,4 | 39,6 | 42,8 |
Яблоки | 45,1 | 44,1 | 42,9 |
Яйцо деревенское 1 сорт (1десяток) | 42,9 | 44,9 | 42,9 |
Масло растительное «Олейна» | 64,1 | 64,9 | 64,9 |
Чай «Липтон» 25 пакетов | 44,9 | 43,9 | 47,85 |
ИТОГО |
«Магнит» | «Европа» | «Пятёрочка» | |
Хлеб «Дарницкий» | 9,9 | 9,9 | 9,95 |
Картофель | 7,8 | 8,1 | 19,5 |
Молоко «Простоквашино» 3,2℅ 1 л | 37,4 | 39,6 | 42,8 |
Яблоки | 45,1 | 44,1 | 42,9 |
Яйцо деревенское 1 сорт (1десяток) | 42,9 | 44,9 | 42,9 |
Масло растительное «Олейна» | 64,1 | 64,9 | 64,9 |
Чай «Липтон» 25 пакетов | 44,9 | 43,9 | 47,85 |
ИТОГО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи на сложение и вычитание десятичных дробей.
Задачи на сложение и вычитание десятичных дробей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/08/picture-264080-1370699074.jpg)
5 класс «Сложение и вычитание десятичных дробей» 6 класс«Сложение и вычитание отрицательных и положительных чисел»
Урок для РВГ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/22/picture-504128-1413949516.jpg)
Урок математики 5 класс Тема: "Задачи на сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок посвящен 70-летию Победы в ВОВ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/17/picture-799324-1481971963.jpg)
Урок на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей при решении задач на движение по реке"
Урок практикум. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к струкструированию и систематизации изучаемого содержания: собственная скорость, скорость по течению, скорость проти...
Интегрированный урок математики и ПДД "Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей"
Интегрированный урок: математика и ПДД на тему «Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе....
Конспект урока математики по теме «Решение уравнений на сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель урока.Создание условий для формирования умений применять правила сложения и вычитания десятичных дробей к решению уравнений. Задачи урока.1. Обучающая: • Продолжить фор...