Внеклассное мероприятие по алгебре для учащихся 8-9 классов: "Один день в школе пифагорийцев"
план-конспект занятия по алгебре (8 класс) по теме
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odin_den_v_shkole_pifagoriycev.doc | 154 КБ |
odin_den_v_shkole_pifagoriytsev.rar | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Один день в школе пифагорийцев
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов.
Цель мероприятия: развитие познавательного интереса к предмету,
совершенствование культуры общения, воспитание чувства
коллективизма и патриотизма.
Задачи: способствовать расширению кругозора обучающихся, формированию
познавательного интереса к математике,
развивать коммуникативные функции, умение взаимодействовать в
команде, принимать нужное решение,
содействовать формированию у обучающихся чувства гордости за свою
страну.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, учетные листы результатов.
Ход мероприятия
Учитель: Математика - интересная, но сложная наука, поэтому эпиграфом к нашей встрече будут слова Блеза Паскаля «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным» (слайд №1)
Наше мероприятие – занятие в школе пифагорийцев.
Настоящая древняя школа была основана Пифагором в Кротоне VI в. до н. э. Школа отличалась строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению и философским взглядам.
Сегодня все мы - ученики современной пифагорийской школы и сейчас мы проведем один учебный день в этой школе. Расписание уроков на сегодня:
- История
- Экономика
- Словесность
- Математика
Начинаем первый урок.
Приложение №1.
Табель успеваемости команды | |
Капитан команды: Состав команды: | |
Урок | Оценка за урок |
История | |
Экономика | |
Словесность | |
Математика |
Приложение №2
Историческая справка о Гипатии Александрийской.
Гипатия Александрийская (370-415), по описанию историков, была женщиной необыкновенной красоты и большого ума. Отец Гипатии — Теон Александрийский, крупный ученый-математик, написавший весьма ценные толкования к астрономическому сочинению Птолемея и на знаменитые геометрические «Начала» Евклида.
Образование Гипатия получила под руководством своего отца, принадлежавшего к числу ученых Александрийской школы. Гипатия, помимо математики, занималась также философией и астрономией. Ее сочинения до нас не дошли. Но хорошо известно, что Гипатия написала обстоятельные комментарии по теории конических сечений Аполлония Пергского и на алгебраические сочинения Диофанта Александрийского. Кроме того, ею составлен ряд работ по философии и астрономии.
Утверждают, что Гипатии принадлежит честь изобретения ареометра — прибора для определения плотности жидкости, астролябии — прибора для определения широт и долгот в астрономии — и планисферы — изображения небесной сферы на плоскости, по которому можно вычислять восход и заход небесных светил.
Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в знаменитую Александрийскую школу. Она заняла кафедру философии, одну из ведущих кафедр школы. Лекции она читала при большом стечении слушателей. Слава о ней разнеслась далеко за пределы Александрии. Свои лекции Гипатия обычно начинала с изложения избранных вопросов математики, затем переходила к ее приложениям и другим наукам, совокупность которых составляла древнюю философию. На поклон к женщине-философу и математику со всех концов Римской империи стекались ученые, чтобы приобщиться к источнику красоты и ума. Поэты слагали о ней стихи. Вот одно из таких посвящений:
Когда ты предо мной, и слышу речь твою,
Благоговейно взор в обитель чистых звезд
Я возношу, — так все в тебе, Гипатия,
Небесно — и дела, и красота речей,
И чистый, как звезда, науки мудрый свет...
Ясно, что эта растущая в народе популярность язычницы Гипатии не нравилась «святому» архиепископу Кириллу, и он задумал уничтожить ее. Ему не стоило особого труда натравить на нее монахов. Скоро представился и подходящий случай. Поводом послужила насильственная смерть одного из христиан города. Убийца не был известен. Есть основание предполагать, что все это было подстроено приспешниками Кирилла. Архиепископ дал понять монахам, что убийство совершено язычниками, а вдохновителем этого убийства является Гипатия. Этого было вполне достаточно, чтобы спровоцировать фанатичную толпу на самосуд. Разъяренная толпа с гиком негодования бросилась к дому, где жила Гипатия, но там ее не оказалось. Тогда убийцы расположились у дверей дома и стали ждать ее возвращения. Скоро к дому подкатила колесница с ничего не подозревавшей Гипатией. Толпа с ревом набросилась на нее. Сорвала ее с колесницы и поволокла в церковь. Там, под сенью распятого Христа, изодрав в клочья всю одежду, несчастную изуродовали обломками черепиц и битых сосудов. Затем тело мученицы волочили по улицам Александрии. Когда порыв бешенства толпы немного утих, тело Гипатии было разрублено на куски и сожжено на костре.
Чтобы замести кровавые следы гнусного злодеяния, представители церкви позднее придумали версию, что Гипатия умерла от рук язычников, что церковь в ее смерти совершенно не повинна. Для большей убедительности Гипатию объявили «святой» и стали называть «святой великомученицей Екатериной».Но это еще не все. Через несколько столетий церковники «открыли» мощи святой великомученицы Екатерины и на этом успокоились. Так церковь путем грязных махинаций свалила вину с больной головы на здоровую. Но память народа долговечна и ее не обмануть.
С гибелью Гипатии Александрийской фактически закатилось солнце древнегреческой математики. Гипатия была ее последней представительницей. Конечно, были математики и после Гипатии, но их творческий накал был куда слабее. «После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча».
Приложение №3
Краткая биогафия Ломоносова Михаила Васильевича (1711-1765 гг.)
Великий русский ученый, философ, основатель Московского университета. Родился в селе Денисовка Архангельской губернии, в семье помора. В 1731 г. поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию в Москве. В 1735 г. был послан в Петербург в академический университет, а в 1736 г. —в Германию, где учился сначала в Марбургском университете (1736—1739 гг.), а затем во Фрейбурге в Школе горного дела (1739—1741 гг.) у горного советника И. Генкеля.После возвращения в Россию в 1741 г. Ломоносов стал адъюнктом физического класса Академии наук в Петербурге, а в 1745 г — профессором химии. С 1748 г. Ломоносов работал в учрежденной по его инициативе химической лаборатории Академии.
До 1748 г Ломоносов занимался преимущественно физическими исследованиями, а в 1748—1757 гг. его работы были посвящены главным образом решению теоретических и экспериментальных вопросов химии. Его труды, относящиеся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии, стали рубежом в развитии науки, отграничивающим натурфилософию от экспериментального естествознания. Ломоносов изложил основы атомно-корпускулярного учения, разработал кинетическую теорию теплоты, обосновал необходимость привлечения физики для объяснения явлений химии и предложил для теоретической части химии название «физическая химия», а для практической части — «техническая химия». Он также обратил внимание на основополагающее значение закона сохранения веществ в химических реакциях. Он разрабатывал точные методы взвешивания и объемные методы количественного анализа. Проводя опыты по обжигу металлов в запаянных сосудах, Ломоносов показал, что их вес после нагревания не изменяется и что мнение Р. Бойля о присоединении к металлам «тепловой материи» ошибочно. Он изучал растворимость солей при различных температурах, установил факты понижения температуры при растворении солей и понижения точки замерзания раствора по сравнению с чистым растворителем. Ломоносов лично произвел большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. В своем «Слове о рождении металлов от трясения Земли» и в работе «О слоях земных» он последовательно проводил идею о закономерной эволюции природы.
Ломоносов создал в России многие химические производства —неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора. Он изобрел фарфоровую массу, разработал рецептуру и технологию изготовления цветных стекол, которые использовал для своих мозаичных картин. Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику «Полтавская баталия», которые были высоко оценены Российской Академией
художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.
Первым из русских академиков Ломоносов приступил к подготовке учебников по химии и металлургии: «Курс физической химии», «Первые основания металлургии, или рудных дел».
Ему принадлежит заслуга создания Московского университета, проект и учебная программа которого составлены им лично.
Ломоносов написал ряд трудов по истории, экономике, филологии. Наряду с научными исследованиями Ломоносов занимался литературным творчеством и опубликовал несколько од и трагедий.Сочинения: «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств»; «Размышления о причинах теплоты и холода».
Приложение №4
Карточки для урока экономики
Задания стоимостью 50 рублей.
1)Рене Декарт - известный математик. Он является одним из авторов теории уравнений, он впервые ввел впервые понятия переменной величины и функции. Декарт является одним из создателей аналитической геометрии. Декартова система координат названа в честь него.
Задание: из слов, записанных в произвольном порядке, вы должны составить высказывание Рене Декарта.
становилась правилом, каждая, задача, служившим в последствии, других задач, для решения, которую, решал, я.
2)Эратосфен Киренский-сын Эглаоса, уроженец Кирены, был энциклопедически эрудирован ; кроме сочинений по математическим наукам, он писал ещё трактаты «о добре и зле», о комедии и др. В честь Эратосфена назван кратер на Луне.
Древнегреческий математик Эратосфен изобрел способ нахождения простых чисел- решето Эратосфена.
Задание: найдите все простые числа между 1 и 30.
3) Фалес Милетский – древнегреческий философ, родоначальник античной и европейской философии , основатель милетской школы.
Важнейшей заслугой Фалеса в области математики считается перенесение им из Египта в Грецию первых начал теоретической элементарной геометрии, одно из которых:
« Диаметр делит круг на две равные части».
Задание: разделите циферблат пополам так, чтобы сумма цифр в каждой части была одинаковой.
Задания стоимостью 100 руб.
1)Расположите числа 1,2,3,4,5,6.
12
2) Заметьте закономерность в рядах чисел, запишите в каждую строчку по 2 числа.
10,9,8,7,…
8,8,6,6,…
1,2,4,8,…
3) Поставьте скобки так, чтобы равенство было верным.
15 – 35 + 5 : 4 = 5
Задачи стоимостью 150 рублей
1)Вычислить:
------ ---- 8
2) Торговка, сидя на рынке, размышляла: «Если бы к моим яблокам прибавить половину их да еще десяток, то у меня была бы целая сотня. Сколько яблок у нее было?
3) Жили-были два близнеца. Один из них ежедневно спал 1/3 суток, а другой ¼ суток. Дожили они так до 72 летнего возраста. Сколько лет за это время проспал каждый?
Подписи к слайдам:
Урок истории
«У людей, усвоивших великие принципы математики, одним органо чувств больше, чем у простыхм смертных» Ч. Дарвин
Л.Н.Толстой М.В.Ломоносов А.С.Пушкин
Пифагор Архимед Фалес
Урок экономики
«Математика уж тем хороша, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов
УУ
Ассорти
Числа
111
112
4
11 1
2
1
22
33
4
1
2
3
4
Ученые- математики
50 руб
1
Числа
Ассорти
100 руб
150 руб
2
3
1
2
3
4
Урок словесности
«Мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем»
Задание 1.
Задание 2.
Задание 3.
Урок математики
« «Три пути ведут к познанию:Путь размышления-самый благородный, путь подражания-самый легкий и путь опыта- это самый горький» Конфуций
Задача “Суд Париса”
Богини Гера, Афродита и Афина пришли к юному Парису, чтобы тот решил, кто из них прекраснее, высказав следующие утверждения:АФРОДИТА. Я самая прекрасная.АФИНА. Афродита не самая прекрасная.ГЕРА. Я самая прекрасная.АФРОДИТА. Гера не самая прекрасная.АФИНА. Я самая прекрасная.Все утверждения прекраснейшей из богинь истинны, а все утверждения двух остальных богинь ложны. Кто прекраснее из богинь.
Легенда об изобретателе шахмат
Изобретатель шахмат, которому было предложено запросить любую награду, попросил положить ему в награду на первую клетку шахматной доски одно зерно, на вторую – 2 зерна, на третью – 4 зерна и т. д. Сколько зерен запросил мудрец?
Задача аль-Каши
Плата работнику за месяц, то есть за тридцать дней, - десять динаров и платье. Он работал три дня и заработал платье. Какова стоимость платья?
Используемые материалы:
Уроки математики с применением информационных технологий,5-10 классы.Л.И.Горохова, Глобус, 2009г.,263с. Материалы газеты «Первое сентября»,2010 Занимательные задания в обучении математике.М.Ю.Шуба,М.,Просвещение,1995.-221с.Математика предметния неделя в школе, Г.И.Григорьева, М.,Глобус, 2008г.,197с.Компьютерная презентация, создавалась с использованием материалов Фестиваля педагогических идей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника Последнего звонка для учащихся 9-х классов "Один день из жизни "Созвездия"
Предлагаю для публикации сценарий праздника Последнего звонка для учащихся 9-х классов....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5–7-х классов специальной ( коррекционной ) школы VIII вида "Математика повсюду"
Работа ко внеклассному мероприятию...
Внеклассного мероприятия по физике для учащихся начальной школы по теме « Первое знакомство с физикой»
Цели данного мероприятия:· познакомить обучающихся с новым предметом школьного курса – физикой;· определ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ." День молодого избирателя"
Данное мероприятие разработано в форме деловой игры....
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6-11 классов: "Математическая игра "День числа Пи"
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6-11 классов "Математическая игра "День числа Пи". Мероприятие проводилось в "День числа Пи" - 14 марта 2020 года. Мер...