5 класс. Тема: "Проценты."
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) по теме
Конспект урока по математике на тему: Проценты" для 5 класса. Тип урока: изучение нового материала. цель урока: обеспечить усвоение понятия «процент» на уровне воспроизведения и применения при решении задач по образцу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
procenty_5_kl.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Проценты.
5 класс.
Егорова С.В.,
учитель математики
МБОУ «Гимназия №5»
г. Белгород
Цели урока:
а) обеспечить усвоение понятия «процент» на уровне воспроизведения и применения при решении задач по образцу;
б) содействовать рациональной организации труда, развитию внимания, наблюдательности, сообразительности;
в) расширить кругозор учащихся, содействовать развитию интереса к разным областям человеческой деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: раздаточный материал, таблицы-опоры, сигнальные карточки.
Структура урока: 1.Мотивационная беседа.
2.Актуализация опорных знаний.
3. Основная часть урока.
4. Итог урока.
5. Рефлексия.
Ход урока.
1.Мотивационная беседа.
Учитель. Сегодня у нас необычный урок. На полчаса мысленно перенесемся в банк и станем его служащими.
Банк (от итал.banco— скамья, лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты)— финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами, оказывающее финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам.
Банк— это коммерческое юридическое лицо, которое:
- создано в целях извлечения прибыли,
- имеет право осуществлять банковские операции,
- имеет исключительное право на привлечение денежных средств юридических и физических лиц с целью их последующего размещения от своего имени; а также на открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц,
- действует на основании специального разрешения (лицензии) полномочных государственных органов (в России— Банка России),
- не имеет права осуществлять производственную, торговую, страховую деятельность.
Посмотрите на слова, имеющие отношение к банку: кредит, ссуда, вклады, проценты, доход, клиенты, деньги. Какие из этих слов вам понятны?
Кредит – это ссуда, предоставленная кредитором (в данном случае банком) заемщику под определенные проценты за пользование деньгами. Кредиты выдаются физическим и юридическим лицам.
Кредиты гражданам делятся на нецелевые, когда банк выдает определенную сумму на нужды заемщика, и на целевые – на покупку жилья, автомобиля, на ремонт.
Концу занятия нам предстоит сделать расчеты для клиентов.
Задача А. Иван положил в банк 40000 рублей под 20% годовых. Какой доход он получит через год?
Задача Б. Петр положил в банк некоторую сумму под 20% годовых. Через год он получил доход 6000 рублей. Какую сумму положил в банк Петр?
Задача В. Иван положил в банк 200000 рублей и получил через год доход 40000 рублей. А Петр положил в другой банк 120000 рублей и получил доход 21600 рублей. Кто из них выгоднее вложил деньги?
Для того, чтобы решить эти задачи, нам нужно сначала понять, что такое процент и научиться применять это понятие в простейших случаях.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель. На самом деле вам отлично знаком процент, только вы не знаете, что этим словом называют уже изученное математическое понятие.
Решим устно задачи:
а) У Саши было 200 рублей. На тетрадь он потратил
своих денег. Сколько рублей стоила тетрадь?
б) Саша потратил на диск 25 рублей, что составило
имевшихся у него денег.
Сколько денег было у Саши?
3.Основная часть урока.
Учитель. Что такое процент, мы прочитаем в учебнике. ( Работа с учебником).
Процент - это одна сотая часть от числа. Процент записывается с помощью знака %.
Устно решаем задачи.
Целое | 100% | 300 руб. |
Часть целого | 1% | ? |
Найти 1% от 300 рублей.
Целое | 100% | ? |
Часть целого | 1% | 3руб. |
1% всех денег, имеющихся у Коли, равен 3 рублям. Сколько денег у Коли?
Целое | 100% | 300 руб. |
Часть целого | ? % | 3руб. |
Сколько процентов составляют 3 рубля от 300 рублей?
Делаем вывод:
при решении задачи важно знать, сколько рублей приходится на 1%.
Решаем блок задач 2.
В первом случае необходимо составить задачу, используя краткую запись.
Во втором и третьем случаях требуется составить задачи, обратные первой, ориентируясь на знак вопроса. Для образца использовать задачи первого блока. При решении применяем опору, для наглядности – квадрат.
Целое | 100% | 800 руб. |
Часть целого | 3% | ? |
Целое | 100% | ? |
Часть целого |
Целое | 100% | |
Часть целого | ? |
Учитель. Итак, стажировка в банке подходит к концу.
Решаем блок задач (А, Б, В). Используем таблички для краткой записи условия, опору.
Целое | 100% | 40000руб. |
Часть целого | 20% | ? |
Целое | 100% | ? |
Часть целого | 20% | 6000руб. |
Целое | 100% | 200000руб. |
Часть целого | ? | 40000руб. |
Целое | 100% | 120000руб. |
Часть целого | ? | 21600руб. |
4.Итог урока.
а) Беседа: что нового узнали на уроке, чему научились.
б) Предлагаю оценить собственную работу на уроке.
в) Магазин продает мобильные телефоны со скидкой 10%. Сколько теперь стоит телефон, если раньше его продавали за 7000 рублей?
5.Рефлексия.
Опорный конспект.
Особую роль в экономике, статистике, социологии и других науках занимает дробь или 0,01, которую называют процентом.
Процент обозначается знаком %.
Один процент- это одна сотая доля. Вся величина составляет 100 %.
1%=0,01. 5%=0,05
Например:
1 % от 1 м равен 0,01* 1 м = 0,01 м = 1 см;
1 % от 1 кг равен 0,01* 1 кг = 0,01 кг = 10 г;
1 % от числа 320 равен 0,01*320 = 3,2.
Чтобы перевести дробь в проценты, надо умножить ее на 100.
Например:
0,28= (0,28*100)% =28%,
Чтобы перевести проценты в дробь, надо разделить число процентов на 100:
36% = (36:100) = 0,36
Заметим, что проценты имеют смысл только по отношению к определённой величине. Нельзя сравнивать, например 1 % и 3 %, не уточняя, от какой величины эти проценты.
Сравним 1 % от 1 км и 3 % от 1 м.
Вычислим:
1 % от 1 км равен 0,01- 1000 м = 10 м,
3 % от 1 м составляют 0,03- 1 м = 0,03 м = 3 см.
Вывод: 1 % от 1 км больше 3 % от 1 м.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс. Тема: "Проценты."
Конспект урока по математике на тему: Проценты" для 5 класса. Тип урока: изучение нового материала. цель урока: обеспечить усвоение понятия «процент» на уровне воспроизведения и применения при р...
Презентация к уроку "Проценты" в 5 классе. Материал полезен и для повторения темы проценты и 6 классе и в 9 классе по подготовке к ГИА. Разобраны все типы задач. Приведены образцы решения двумя способами.
Материал подготовлен для учащихся 5 класса для изучения темы "Проценты". Так же эти слайды будут полезны для повторения этой темы в 6 классе, и для подготовки к ГИА в 9 классе. Здесь разобраны все тип...
Математика 5 класс тема "Проценты"
Урок-презентация изучения нового материала разработан в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Презентация представляет собой учебный материал , к уроку математики в пятом классе, конспект...
Урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"
Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"...
Урок математики 5 класс. Тема "Проценты"
Разработка урока предназначена для обучающихся 5 класса по учебнику Виленкина Н.Я. Тип урока- урок открытия новых знаний. урок разработан в соответствии с ФГОС .Введение нового материала осуществляетс...
Презентация к уроку математики 5 класс. Тема "Проценты"
Презентация к уроку математика 5 класс, Тема "Проценты". Изучение нового материала. Первый урок в данной теме. Понятие процента. Обозначение процента. Основные вопросы: как перевести пр...
Интегрированный урок математики и СБО в 9 классе. Тема: «Проценты. Сбережения».
научить применять полученные знания и навыки при изучении темы «Проценты» на практике, в жизненных ситуациях....