Интегрированный урок математики и СБО в 9 классе. Тема: «Проценты. Сбережения».
материал (9 класс) на тему

Сурина Ольга Павловна

научить применять полученные знания и навыки при изучении темы «Проценты» на практике, в жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_9_kl_.docx76.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по математике в 9 классе

по теме: «Нахождение нескольких процентов от числа при решении практических задач»,

проведенного 06.02.2018 г. в рамках недели математики.

Учитель О.П. Сурина

Высшая квалификационная категория

                                                                                       МКОУ «Белоомутская  школа-интернат

для обучающихся с ОВЗ»

2018 год


СЛАЙД 1.

Тема урока: Закрепление навыков нахождения нескольких процентов от                                           числа при решении практических задач.

СЛАЙД 2.

           Вступление: МАТЕМАТИКА УСТУПАЕТ СВОИ  КРЕПОСТИ ЛИШЬ СИЛЬНЫМ

                                           И СМЕЛЫМ. А.П.Конфорович

СЛАЙД 3.

Цель урока:научить применять полученные знания и навыки при изучении темы «Проценты» на практике, в жизненных ситуациях.

СЛАЙД 4.

Задачи:

  1. Образовательная:
  • Закрепить навыки нахождения несколько процентов от            числа.
  1.  Коррекционно-развивающая:
  • Развивать логическое мышление, память, внимание, математическую речь.
  • Корригировать вычислительные навыки на основе математических упражнений.
  1. Событийно-практическая:
  • Побудить интерес к данной теме в практическом ее применении.
  • Создать условия для проявления познавательной активности учащихся, расширения кругозора.
  1. Воспитательная:
  • Воспитывать мотивацию к учению, воспитывать аккуратность, терпение при выполнении определенного вида задания.

 СЛОВАРЬ: проценты, вклады, бюджет, налогоплательщик, отчисления в пенсионный фонд.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • компьютер, проектор;
  • презентация;
  • карточки с заданиями;
  • буклеты  Сбербанка  России «Об услугах Сбербанка России».

Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного материала.

СЛАЙД 5.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Основная часть урока:

Сообщение теоретических сведений.

4. Релаксация.

5. Практический этап.

6. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организационный момент. СЛАЙД 6.
  1. Сообщение темы и задач урока.

Тема: Закрепление навыков нахождения нескольких процентов от                                           числа при решении практических задач.

Задачи для обучающихся:

  • повторим основные правила по нахождению процентов;
  • закрепим умение находить несколько процентов числа;
  • познакомимся с новым понятием «банк», его финансовыми услугами, в частности с оформлением денежных вкладов.

1.2. Учитель:

- Ребята, постарайтесь быть внимательными, так как знания, которые вы получите сегодня во время урока, будут вам необходимы при выпуске из школы.

Великий математик М.В Ломоносов говорил:

«Арифметику затем уже учить надо, что она ум в порядок приводит». 

Я надеюсь, что сегодняшний урок пройдет под этим девизом.

2. Актуализация знаний.Повторение изученного материала.

Устный счет.   СЛАЙД 7.

  1. Выполнение упражнения «Домино» на повторение правил по теме «Проценты» (построение цепочки): у каждого обучающегося карточка, состоящая из двух частей. Справа – начало правила, слева – его продолжение. Задача школьников продолжить начатое правило. Начинается упражнение со слова «Процент».

… сотая часть числа

Чтобы найти 1% от числа, нужно это число …

… разделить на 100

Чтобы найти несколько процентов числа нужно это число…

… разделить на 100 и умножить на число процентов

Целое число составляет …

… 100%

Процент – это …

(Вывод педагога о теоретических знаниях учеников).

   СЛАЙД 8.

  1. Выполните деление. Назовите только ответ.

15000 : 100

16,5: 100

1815 : 100

19 : 100

33,4:100

7:100

- Что общего в этих выражениях?

- Сформулируйте правило деления  целых чисел  и десятичных дробей на 100.

Правило 1: чтобы разделить целое число на 100, нужно отбросить столько нулей, столько их при единице.

Правило 2: чтобы разделить десятичную дробь на 100, нужно запятую передвинуть влево на столько цифр, сколько нулей при единице.

- Когда нам приходится прибегать к этим правилам? (При нахождении 1% от числа).

  1. Вычислите. По возможности, заменяйте проценты соответствующими обыкновенными дробями. Найдите свой ответ на ленте самопроверки:

2% от 150

20% от 250

50% от 1200

5% от 100

10% от 150

25% от 88

15    5    22   350     600

3. Основная часть урока.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о том, где в жизни применяются проценты.

Каждый из работающих граждан является налогоплательщиком, и обязан платить налоги (13% от заработной платы). Деньги, поступающие от налогов, идут в местный и федеральный бюджет. Из этих денег выплачивают зарплату врачам, учителям, работникам культуры, государственным служащим и др. категориям населения. Кроме выплаты зарплаты, это и помощь сельскому хозяйству, строительству, расходы на оборону, науку, образование, культуру и т.д.    Бюджет страны ежегодно утверждается в Федеральном собрании России. Наш парламент определяет, сколько процентов доходов государства пойдет на те, или иные расходы. Налоги вычисляются в процентах от заработной платы, также в процентах идут отчисления в пенсионный фонд.

6% от заработной платы идет в пенсионный фонд, для накопления пенсии по старости.

СЛАЙД 9.

Задание: Найдите отчисления в Пенсионный фонд (6%) от указанных сумм выплат. Выполнив действия найдите свой ответ на карточке и соответствующую ему букву.

1) 15 300 руб.  (Коля)              4) 52 965 руб. (Лёня)            

2) 10 000 руб. (Ярослав)          5) 563 руб. (Гриша)

3) 24 056 руб.  (Андрей)          6) 7 705 руб. (Миша)

 Расположив ответы в порядке возрастания, мы получим ключевое слово нашего урока. 

Таблица ключевого слова

В

К

Л

А

Д

Ы

33,78

462,3

600

918

1443,36

3177,9

Учитель:

- Ребята, у нас урок необычный, мы побываем в банке.СЛАЙД 10.

Банки – это финансовые учреждения, которые принимают на хранение денежные вклады и выдают их в виде ссуд тем, кто в них нуждается. Таким образом, банки обеспечивают движение денег и выгодное их использование.

К банковским услугам (операциям) относятся: кредитование; операции по вкладам; операции с драгоценными металлами; обмен испорченных денежных (рваные, обожжённые, постиранные купюры) знаков на неиспорченные; осуществление переводов денежных средств; купля-продажа иностранной валюты и др.

Представьте, что мы вошли в новое современное здание с компьютерным оснащением и современными условиями обслуживания клиентов банка. Мы хотим открыть счет, положить на него определенную сумму денег и узнать процентную ставку банка по вкладу.

4. Релаксация.

Учитель(под музыку на тему «Зима»):

-Встаньте, закройте глаза, поставьте ноги вместе, выпрямите спину, представьте, что вы высокое дерево, стоящее на вершине горы. Зима, холодно…

-Поднимите руки вверх над головой, потянитесь к небу, соедините руки ладонями, глубоко вдыхаем чистый, морозный, горный воздух. Вдох, выдох… Ветерок наклонил дерево вправо, продолжаем глубоко дышать, качнул влево, дышим по три вдоха и выдоха. Открыли глаза.

СЛАЙД 11.  Физкультминутка.

Продолжим нашу работу. СЛАЙД 12.  

Основные виды банковских вкладов:

Вклады до востребования – это вклады на текущий счет, деньги с которого можно снять в любой момент.

Срочные вклады – когда деньги помещаются в банк на определенный срок.  

5. Практический этап.

         Работник сбербанка сообщил нам, что в настоящее время сбербанк установил следующие начисления по вкладам: на вклады до востребования - 3% годовых, а по срочным вкладам – 6% годовых.

1) На какой вклад выгоднее поместить наши сбережения? 

2) Задача. Сколько получит вкладчик через год, если оформит срочный вклад на сумму:

а) 35 000руб.,

б) 200 000руб.?

Подумайте и скажите, сколькими способами можно решить эту задачу?

Первую задачу решим одним, а вторую задачу – вторым способом.

 Решение на доске: 1 способ

1) Найдем 6% от чисел: 35 000 р.

35000:100*6 = 2100 р.

2) Найдем сумму вклада, которую получит вкладчик

35 000+2 100=37 100 руб.

 2 способ

  1. Сколько процентов будет составлять вклад через год?

100+6 =106%

2) Найдем 106%

 200 000: 100 * 106= 106* 2 000=212 000 руб.

Ответы: 37 100 р.,212000 р.

Выгода в первом случае составила 2100р, во втором случае 12 000р.

ВЫВОД: Чем больше вклад, тем крупнее выплаты банка по вкладу.

6. Итог урока.

Учитель:

 Ребята, сегодня вы поняли, что умение просчитывать процентные ставки личных банковских вкладов и нахождение  процентной ставки отчисления по налогам и в пенсионный фонд от заработной платы необходимо в жизненно-экономических вопросах.

Оценки за урок:  

СЛАЙД 13.  

7. Домашнее задание (на карточках):

Для «сильных» учащихся:

Сделайте выбор банка при оформлении вклада на год в следующей ситуации:

  1. банк «Отличный» предлагает своим клиентам 5% в месяц по вкладам;

(5% х 12 мес. = 60%);

2) банк «Сбережения» – 70%  годовых;

3) банк «Кредит – С» – 17% в квартал (три месяца).

(17% х 4 = 68%).

Для «слабых» учащихся:

Банк начисляет по сберегательным счетам 7% годовых. Сколько денег

получит вкладчик в банке через год, если внесет на счет по 15 000 рублей?

8. Рефлексия.СЛАЙД 14.  

Продолжитефразу:    Сегодня на уроке мне было ….

  Я узнал ….

  Я научился ….

Учитель:

- Вот и подходит к концу наш урок.

Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению. Спасибо за работу.

При наличии времени:

Повторение изученного: СЛАЙД 15 - 18.  

СЛАЙД 19.  Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики в 5 классе. Тема «Действия с натуральными числами»

Краеведческие материалы в последнее время активно используются в образовании. В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Обучен...

Урок математики в 9 классе Тема: «Нахождение нескольких процентов от числа»

Назначение данного урока,  познакомить с правилом нахождения нескольких процентов от числа, закрепить умения находить 1 % числа, умения перевода процентов в дроби и обратно.Урок  построен...

Интегрированный урок "Математика и природа" по теме: "Действия с дробями" в 6 классе.

Данная презентация предназначена для повторения действий с обыкновенными и десятичными дробями, с использованием задач с экологическим содержанием. Учащиеся узнают о животных, занесенных в Красную кни...

Интегрированный урок математики и географии по теме: « География и проценты».

Цели урока:Продолжить работу по формированию  умения решать задачи трех видов на проценты;Закрепить навыки действий с десятичными дробями, провери...

Интегрированный урок математики и музыки по теме: Делители и кратные (математика 6 класс)

Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом....

конспект урока математики в 6 классе тема: Десятичные дроби и проценты

На уроке использовалась проблемно-диалогическая технологияПредметные: иметь представление о проценте как части числа или величины, записывать десятичную дробь как эквивалент процентов; уметь находить ...

Урок математики в 5 классе. Тема урока: "Нахождение числа по его процентам".

Тема: Нахождение числа по его процентамКласс: 5Учебник: А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир: Математика 5 класс.Цель: формирование умений находить проценты от числа в процессе решения задач.Задачи:со...