Рабочая программа по математике 6 класс
элективный курс по алгебре (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по математике. 6 класс.
Данная рабочая программа по математике для 6 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с использованием рекомендаций авторской программы Н.Я Виленкина.
Рабочая программа рассчитана на 175 часов.
В рабочей программе предусмотрено 15 контрольных работ:
- «Делимость чисел»,
- «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»,
- «Умножение и деление обыкновенных дробей»,
- «Отношения и пропорции»,
- «Положительные и отрицательные числа»,
- «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»,
- «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»,
- «Решение уравнений»,
- «Координаты на плоскости»,
- «Итоговое повторение».
Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии суставом школы.
Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование следующего комплекта УМК:
- Примерная программа основного общего образования;
- В.И. Жохов «Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы» - Москва: Мнемозина, 2009;
- Математика. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2006;
- Н.Я.Виленкин и др. «Математика 6 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: Мнемозина, 2009;
- И.Л. Гусева «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Математика 6 класс» - Москва: «Интеллект-Центр», 2009;
- А.С. Чесноков и др. «Дидактические материалы по математике для 6 класса» - Москва: Классик Стиль, 2009;
- В.В.Выговская «Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я. Виленкина 6 класс» - Москва: «ВАКО», 2008.
Содержание курса математики 6 класса включает в себя следующие блоки:
- Делимость чисел – 20 часов
- Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями – 22 часа
- Умножение и деление обыкновенных дробей – 32 час
- Отношения и пропорции – 19 часов
- Положительные и отрицательные числа – 13 часов
- Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел – 11 часов
- Умножение и деление положительных и отрицательных чисел – 12 часов
- Решение уравнений – 15 часов
- Координаты на плоскости – 13 часов
- Повторение – 13 часов
№ п\п | Содержание образования | № пункта в учеб-нике | Количество часов с учетом числа к\р | Обязательные результаты обучения (стандарт) | Прим. |
1 | Делимость чисел | 1-7 | 20 часов | Знать: определение делителя, кратного, признаки делимости чисел на 2, на 3, на 5, на 9, на 10, определение простых и составных чисел, определение взаимно простых чисел, алгоритм разложения на простые множители, о необходимости применения НОД при сокращении дробей, алгоритм нахождения НОД и НОК Уметь: находить делители и кратные чисел, применять признаки делимости чисел на 2, на 3, на 5, на 9, на 10, раскладывать числа на простые множители, находить НОД и НОК | |
2 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 8-12 | 22 часа | Знать: основное свойство дроби, понятие несократимой дроби, способы сокращения дробей, алгоритм приведения дроби к НОЗ, правило сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел Уметь: применять основное свойство дроби, сокращать дроби, приводить дроби к НОЗ, сравнивать, складывать и вычитать дроби с разными знаменателями и смешанные числа | |
3 | Умножение и деление обыкновенных дробей | 13-19 | 32 час | Знать: правила умножения дробей, умножения смешанных чисел, нахождения дроби от числа, распределительное свойство умножения, определение взаимообратных чисел, правило деления дробей, правило нахождения числа по его дроби Уметь: умножать и делить дроби и смешанные числа, находить число обратное данному, вычислять дробные выражения | |
4 | Отношения и пропорции | 20-25 | 19 часов | Знать: определение отношения, определение и основное свойство пропорции, определение прямопропорциональных величин, определение обратной пропорциональной зависимости, определение масштаба, формулы длины окружности, площади круга, понятие шара и сферы Уметь: находить какую часть одно число составляет от другого и во сколько раз одно число больше другого, решать задачи на пропорцию, прямо- и обратно пропорциональные зависимости, решать задачи на нахождение длины окружности и площади круга | |
5 | Положительные и отрицательные числа | 26-30 | 13 часов | Знать: определение координатной прямой, определение противоположных и целых чисел, определение модуля числа Уметь: находить координаты точек на прямой, сравнивать рациональные числа, применять положительные и отрицательные числа для выражения изменения величины | |
6 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 31-34 | 11 часов | Знать: правила сложения отрицательных чисел, сложения чисел с разными знаками, вычитания рациональных чисел Уметь: складывать и вычитать числа с помощью координатной прямой, складывать отрицательные числа и числа с разными знаками, вычитать числа | |
7 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 35-38 | 12 часов | Знать: определение рационального числа, свойства рациональных чисел, правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел Уметь: умножать и делить рациональные числа, представлять дробь в виде бесконечной десятичной дроби | |
8 | Решение уравнений | 39-42 | 15 часов | Знать: правила раскрытия скобок, приведения подобных слагаемых, алгоритмы решения уравнений и задач с помощью уравнений Уметь: раскрывать скобки в выражениях, приводить подобные слагаемые, находить коэффициент выражения, переносить слагаемые из одной части уравнения в другую, решать уравнения и задачи с помощью уравнения | |
9 | Координаты на плоскости | 43-47 | 13 часов | Знать: определение перпендикулярных и параллельных прямых, положение точки на плоскости задаётся двумя числами – координатами Уметь: строить перпендикулярные и параллельные прямые, отмечать на координатной плоскости точку по заданным координатам и читать координатные точки, читать графики и находить значение одной из переменных, строить отрезки, прямые, лучи в координатной плоскости, строить столбчатые диаграммы | |
10 | Повторение | 13 часов |
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- развить пространственные представления и изобразительные умения,
- развить логическое мышление и речь – умениия логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика.
Требования к уровню подготовки:
- Знать:
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- Уметь:
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлен
Календарно-тематическое планирование по математике в 6 классе при 5 уроках в неделю
№ п/п | Темы учебных занятий | Дата | Количество уроков | Основные понятия и термины | Формы контроля | Использование новых технологий | |
план | факт | ||||||
1-4 | Повторение курса математики 5 класса | 4 | Натуральные, дробные и смешанные числа. Действия над ними. Определения процента. Задачи на проценты. Решение уравнений. Решение текстовых задач. | Фронтальный опрос | |||
5 | Вводная контрольная работа | 1 | Контрольная работа | ||||
Делимость чисел 20 ч. | |||||||
6-8 | Делители и кратные | 3 | Определение понятий «делители» и «кратные» | Работа в парах. Взаимооценка. Самостоятельная работа. Самооценка. | |||
9-11 | Признаки делимости на 10, 5 и 2 | 3 | Признаки делимости на 10, 5 и 2. | Самостоятельная работа с последующей самооценкой. Тест. | |||
12-13 | Признаки делимости на 3, 9. | 2 | Признаки делимости на 3 и 9. | Первичное осмысление и применение изученного материала. «Смотрины Блиц-опрос» Учитель против 6 класса | |||
14-15 | Простые и составные числа | 2 | Определение понятий простых и составных чисел. | «Смотрины» Практическая работа. Устный счет. | |||
16-17 | Разложение на простые множители. Решение комбинаторных задач | 2 | Разложение составных чисел на простые множители | Работа в парах. Самостоятельная работа | |||
18-20 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. | 3 | Нахождение общих делителей двух натуральных чисел. Понятие взаимно простых чисел. | Устная самостоятельная работа Практическая работа | |||
21-23 | Наименьшее общее кратное | 3 | Понятие наименьшего общего кратного | Математический диктант Тест Проверочная работа | |||
24 | Повторение по теме «Делимость чисел» | 1 | Фронтальный опрос | ||||
25 | Контрольная работа №1 по теме: «Делимость чисел» | 1 | Контрольная работа | ||||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 22 ч. | |||||||
26-27 | Анализ к.р. Основное свойство дроби | 2 | Основное свойство дроби | Индивидуальные задания для коррекции знаний. Самостоятельная работа | |||
28-30 | Сокращение дробей | 3 | Сокращение дробей с применением основного свойства дроби | Блиц-опрос Самостоятельная работа | |||
31-33 | Приведение дробей к общему знаменателю | 3 | Приведение дробей к новому знаменателю | Работа в парах Самостоятельная работа Первичный контроль знаний | |||
34-35 | Сравнение дробей | 2 | Сравнение дробей с разными знаменателями | Упр. «достиг – не достиг» Самооценка Самостоятельная работа с проверкой | |||
36-39 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Решение комбинаторных задач | 4 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | Фронтальный опрос Самостоятельная работа с проверкой Самостоятельная работа Тест | |||
40 | Контрольная работа № 2 по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» | 1 | Контрольная работа | ||||
41-46 | Анализ к.р. Сложение и вычитание смешанных чисел | 6 | Сложение и вычитание смешанных чисел | Работа над ошибками Устный счет Самостоятельная работа с проверкой Блиц-опрос Проверочная работа | |||
47 | Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | Контрольная работа | ||||
Умножение и деление обыкновенных дробей 32 ч. | |||||||
48-51 | Анализ к.р. Умножение дробей | 4 | Умножение обыкновенных дробей Умножение дроби на натур. число Умножение смешанных чисел | Работа над ошибками по карточкам Самостоятельная работа с проверкой Устный счет Тесты | |||
52-56 | Нахождение дроби от числа | 5 | Нахождение дроби от числа | Устный счет Самостоятельная работа | |||
57-60 | Применение распределительного свойства умножения. Решение комбинаторных задач | 4 | Распределительное свойство умножения | Блиц-опрос Самостоятельная работа | |||
61 | Повторение по теме «Умножение дроби. Нахождение дроби от числа» | 1 | Фронтальный опрос | ||||
62 | Контрольная работа № 4 по теме «Умножение дроби. Нахождение дроби от числа» | 1 | Контрольная работа | ||||
63-64 | Анализ к.р. Взаимообратные числа | 2 | Определение взаимообратных чисел | Работа над ошибками Устная работа Матем. диктант Самост. работа с проверкой | |||
65-68 | Деление дробей | 4 | Правило деления дробей | Самостоятельная работа с взаимопроверкой Самостоятельная работа Тесты | |||
69 | Повторение по теме «Деление дробных чисел» | 1 | Фронтальный опрос | ||||
70 | Контрольная работа № 5 по теме «Деление дробных чисел» | 1 | Контрольная работа | ||||
71-75 | Анализ к.р. Нахождение числа по его дроби | 5 | Нахождение числа по его дроби | Работа над ошибками Самостоятельная работа с проверкой | |||
76-77 | Дробные выражения | 2 | Дробные выражения | Математическая эстафета Самостоятельная работа | |||
78 | Повторение по теме «Нахождение числа по дроби. Дробные выражения» | 1 | Фронтальный опрос | ||||
79 | Контрольная работа № 6 по теме «Нахождение числа по дроби. Дробные выражения» | 1 | Контрольная работа | ||||
Отношения и пропорции 19 ч. | |||||||
80- 83 | Анализ к.р. Отношения | 4 | Отношения взаимообратных чисел | Работа над ошибками Блиц-опрос Самостоятельная работа | |||
84-86 | Пропорция | 3 | Пропорция. Основное свойство пропорции | Устная работа Самостоятельная работа с проверкой Тесты | |||
88-90 | Прямая и обратная пропорциональная зависимости | 3 | Прямая пропорциональность Понятие обратной пропорциональной зависимости | Графический диктант Самост. работа | |||
87 | Практическая работа по сбору и представлению данных в виде таблиц и диаграмм; анализ данных | 1 | Практическая работа | ||||
91 | Контрольная работа № 7 по теме «Отношения и пропорции» | 1 | |||||
92-93 | Масштаб | 2 | Масштаб Применение масштаба | Самостоятельная работа с проверкой | |||
94-95 | Длина окружности Площадь круга | 2 | Окружность, круг, радиус, диаметр. Число . Формула площади круга. | Самостоятельная работа | |||
96-97 | Шар | 2 | Шар, его элементы. Сфера | Самостоятельная работа с проверкой | |||
98 | Контрольная работа № 8 по теме «Масштаб. Окружность, круг и шар» | 1 | Контрольная работа | ||||
Положительные и отрицательные числа 13 ч. | |||||||
99-101 | Координаты на прямой | 3 | Определение положения точек на прямой | Математический диктант Работа с термометром, шкалами | |||
102- 103 | Противоположные числа | 2 | Противоположные числа. Определение целых чисел | Математический диктант Тест | |||
104-105 | Модуль числа | 2 | Определение модуля числа | Графический диктант | |||
106-107 | Сравнение чисел | 2 | Сравнение рациональных чисел | Тест | |||
108-110 | Измерение величины | 3 | Применение положительных и отрицательных чисел для выражения изменения величины | Устная работа | |||
111 | Контрольная работа № 9 по теме «Положительные и отрицательные числа» | 1 | Контрольная работа | ||||
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел -11ч. | |||||||
112 113 | Анализ к.р. Сложение чисел с помощью координатной прямой | 2 | Сложение чисел с помощью координатной прямой | Работа над ошибками Самостоятельная работа с проверкой | |||
114-115 | Сложение отрицательных чисел | 2 | Сложение отрицательных чисел | Смотрины Тест | |||
116- 118 | Сложение чисел с разными знаками | 3 | Сложение чисел с разными знаками | Проверка теоретических знаний Самостоятельная работа | |||
119-121 | Вычитание | 3 | Вычитание рациональных чисел | Блиц опрос Самостоятельная работа | |||
122 | Контрольная работа № 10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» | 1 | Контрольная работа | ||||
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел – 12 ч. | |||||||
123- 125 | Анализ к.р. Умножение | 3 | Умножение положительных и отрицательных чисел | Работа над ошибками Устный счет Самостоятельная работа | |||
126- 128 | Деление Решение комбинаторных задач | 3 | Деление положительных и отрицательных чисел | Самостоятельная работа | |||
129 - 130 | Рациональные числа | 2 | Рациональные числа, периодические дроби | Смотрины Самостоятельная работа с самопроверкой | |||
131-133 | Свойства действий с рациональными числами. Понятие графа | 3 | Действия с рациональными числами | Самостоятельная работа Тесты | |||
134 | Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» | 1 | Контрольная работа | ||||
Решение уравнений – 15 ч. | |||||||
135-137 | Анализ к.р. Раскрытие скобок | 3 | Правила раскрытия скобок | Работа над ошибками Самостоятельная работа | |||
138- 139 | Коэффициент | 2 | Коэффициент выражения | Математический диктант | |||
140- 143 | Подобные слагаемые. Решение комбинаторных задач | 4 | Подобные слагаемые | Самостоятельная работа в виде тестов | |||
144 | Контрольная работа № 12 по теме «Подобные слагаемые. Раскрытие скобок» | 1 | Контрольная работа | ||||
145-148 | Анализ к.р. Решение уравнений | 4 | Решение уравнений Умение решать задачи с помощью уравнений | Работа над ошибками Самостоятельная работа | |||
149 | Контрольная работа № 13по теме «Решение уравнений» | 1 | Контрольная работа | ||||
Координаты на плоскости – 13ч. | |||||||
150-151 | Анализ к.р. Перпендикуляр-ные прямые | 2 | Понятие и построение перпендикулярных прямых | Работа над ошибками Индивидуальная практ. работа | |||
152-153 | Параллельные прямые | 2 | Понятие и построение параллельных прямых | Самостоятельная работа | |||
154-155 | Координатная плоскость | 2 | Понятие координатной плоскости | Тест Морской бой Математический диктант | |||
156-158 | Столбчатые диаграммы. Полигон частот | 3 | Столбчатые диаграммы | Самостоятельная работа | |||
159-161 | Графики. Представление распределения данных выборки в виде полигона частот. | 3 | Чтение графиков Построение отрезков, прямых, лучей в координатной плоскости | Самостоятельная работа с самопроверкой | |||
162 | Контрольная работа № 14 по теме «Координаты на плоскости» | 1 | Контрольная работа | ||||
Итоговое повторение курса математики 5-6 классов- 13ч. | |||||||
163 -174 | Итоговое повторение курса математики 5-6 классов. Решение комбинаторных задач. | 12 | |||||
175 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контрольная работа |
Используемые сокращения в календарно-тематическом планировании:
Формы контроля:
- ФО – фронтальный опрос
- МД – математический диктант
- СР – самостоятельная работа
- ГР – графическая работа
- КР – контрольная работа
Рабочая программа
по курсу математика 6 класс
по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Общее количество часов – 175
УМК:
- Примерная программа основного общего образования;
- В.И. Жохов «Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы» - Москва: Мнемозина, 2009;
- Математика. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2006;
- Н.Я.Виленкин и др. «Математика 6 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: Мнемозина, 2009;
- И.Л. Гусева «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Математика 6 класс» - Москва: «Интеллект-Центр», 2009;
- А.С. Чесноков и др. «Дидактические материалы по математике для 6 класса» - Москва: Классик Стиль, 2009;
- В.В.Выговская «Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я. Виленкина 6 класс» - Москва: «ВАКО», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...