"Решение уравнений с модулем в 6 классе"
статья по алгебре (6 класс) на тему

Покропаева Ольга Борисовна

Статья "Решение уравнений с модулем в 6 классе"  содержит  методические рекомендации и подборку заданий по данной теме, которой мало внимания уделено в учебнике Н.Я. Виленкина "Математика, 6".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_uravneniy_s_modulem_v_6_klasse.docx90.29 КБ

Предварительный просмотр:

Покропаева О.Б.,

 учитель математики

ГБОУ СОШ №47 им. Д.С.Лихачева

 г. Санкт-Петербурга

Решение уравнений с модулем в 6 классе

В учебнике Н.Я. Виленкина и др. «Математика, 6» очень мало внимания уделено решению уравнений с модулем. Тогда как  в 6 классе, при формировании понятия «модуль числа», есть возможность уделить больше внимания уравнениям данного вида. На трёх уроках после изучения понятия модуля я рассматриваю с учащимися уравнения со знаком модуля, переходя от самых простых к более сложным:

  1. ;

При решении данных уравнений шестиклассники учатся применять определение модуля; получают навыки элементарных операций с модулем; привыкают к мысли о том, что под знаком модуля могут быть как положительные, так и отрицательные выражения, но сам модуль может быть только неотрицательным числом; тренируются в применении свойств уравнений.

При изучении данной темы мы опираемся на общепринятое определение модуля числа:

Это определение даёт учащимся более чёткое представление о том, что им надо делать в каждом конкретном случае: сменить ли знак у числа или оставить его без изменения.

Решение уравнений с модулем требует составления системы, содержащей уравнение, требующее решения, и неравенство, учитывающее определение модуля. Но в 6 классе школьники ещё не знакомы с темой «Решение неравенств», поэтому мы решаем не систему, а лишь уравнение, опираясь на определение модуля, и в конце его решения делаем проверку, чтобы исключить значения, не являющиеся корнями уравнения (посторонние корни).

Приведу несколько примеров решений уравнений такого типа.

  1. Решить уравнение  

ПРОВЕРКА:

В обоих случаях значения модуля оказались отрицательными, что противоречит определению модуля числа. Значит, числа  и 3 не являются корнями данного уравнения.

ОТВЕТ:  нет решений.

  1. Решить уравнение  

ПРОВЕРКА:

1 = 1 - верно

5 = 5 – верно

ОТВЕТ:  0; 2..

  1. Решить уравнение  

              

                   

               

               

               Нет решений.

ПРОВЕРКА:

                                    

                            

                             

                                 

2 = 2 – верно                      2 = 2 – верно

ОТВЕТ:  -2; 4.

Рассмотренные уравнения развивают у учащихся умение анализировать полученное решение. Они позволяют показать, что уравнение может и не иметь корней или иметь посторонние корни. Эти наблюдения существенно расширяют представления школьников об уравнении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: «Решение уравнений с модулем в курсе математики 7-8 класса»

Методические рекомендации по теме: «Решение уравнений с модулем в курсе математики 7-8 класса». В работе представлены способы решения уравнений с модулем. Даны карточки заданий: с применением классифи...

презентация к уроку в 6 классе "Решение уравнений с модулем"

Данная презентация разработана для открытого урока в 6 классе в рамках муниципального конкурса "Учитель Года - 2012"...

урок в 6 классе "Решение уравнений с модулем"

Урок в 6 классе "Решение уравнений с модулем" в рамках муниципального конкурса "Учитель Года-2012"....

Урок математики в 6 классе "Решение уравнений с модулем"

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний.Цели и задачи урока:- систематизировать знания учащихся по теме «Решение уравнений с модулем»;- обеспечить условия для формирования н...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие31. Решение уравнений с модулем

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие32-34. Решение уравнений с модулем

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие35. Зачетная работа по теме "Решение уравнений с модулем"

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...