Формирование вычислительной культуры учащихся на уроках математики в 5,6 классах
презентация к уроку по алгебре (6 класс) по теме

Презентация по результатам обобщения опыта по теме"Развитие устных вычислительных навыков на уроках математики в 5,6 классах"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование вычислительной культуры учащихся по математике в 5,6 классах МОУ «Ивановская СОШ» учитель математики Евсюкова Екатерина Тимофеевна

Слайд 2

Введение Выбор темы обусловлен тем, что в настоящее время бурный научно-технический прогресс, который характеризует современный этап развития человечества, общеобразовательная школа ощущает через быстрый рост количества научной информации, и это ставит перед ней большие задачи, отраженные в действующих программах. Они связаны с формированием прочных знаний основ наук, в том числе и математики, на уроках которой просто невозможно обойтись без устных вычислений.

Слайд 3

Причины невысокой вычислительной культуры учащихся: низкий уровень мыслительной деятельности; отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений; отсутствие надлежащего контроля над детьми при подготовке домашних заданий со стороны родителей; неразвитое внимание и память учащихся; недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы; отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле над овладением данными навыками в период обучения.

Слайд 4

Цель работы: формирование прочных вычислительных навыков через использование системы таблиц на уроках математики. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи : изучить педагогический опыт по данной теме; изучить основные этапы работы по формированию вычислительной культуры учащихся; разработать содержание таблиц в соответствии с изучаемым материалом и возникаемыми проблемами устных вычислений; выбрать оптимальные формы организации учебного процесса.

Слайд 5

Формирование вычислительной культуры учащихся Устный счет – первооснова любых вычислений. Основная функция устных упражнений – актуализация опорных для конкретной темы знаний и умений, подготовка учащихся к работе на протяжении всего урока, а также систематическое повторение изученного, поддержание и совершенствование основных специальных умений и навыков, в том числе и навыков вычислений.

Слайд 6

Организация устных упражнений всегда была и остается «узким местом» в работе на уроке: суметь за небольшое время дать каждому ученику достаточную «вычислительную нагрузку», предложить разнообразные задания, стимулирующие развитие внимания, памяти, эмоционально- волевой сферы, оперативно проверить правильность решений, обеспечить необходимый уровень самостоятельности в работе детей. Помочь в разрешении этой проблемы помогают, как показывает опыт обучения школьников в средних классах, наборы упражнений - таблицы. Они предназначены как для работы на уроке, так и для самостоятельной работы ученика дома.

Слайд 7

Основное их назначение - формирование у обучающихся прочных навыков вычислений, эффективно развивая при этом внимание и память - необходимые компоненты успешного овладения школьным курсом математики. Обратим особое внимание на то, что все таблицы в течение учебного года можно использовать многократно. Тематика таблиц (тренировочных заданий) для устных вычислений . Сложение натуральных чисел. Вычитание натуральных чисел. Умножение натуральных чисел. Деление натуральных чисел. Действия с десятичными дробями. Сократите дробь. Исключите целую часть из дроби.

Слайд 8

Замените неправильной дробью. Переведите в десятичную дробь. Решите уравнения. Выполните вычитание (100-; 200-; 300-;) Выполните умножение(2,3,4,5на числа). Выполните деление(100:,600:,1000:) Решите уравнения (продолжение№10) Выразите каждую величину в см, в м, в дм. Выразите каждую величину в кг, в ц, в т. Золотая арифметика-1(набор примеров на все действия с натуральными числами) Золотая арифметика-2 (набор примеров на все действия с положительными и отрицательными числами) Золотая арифметика-3 Проценты.

Слайд 9

1.Этап вводного контроля 1. На этом этапе в начале работы с классом проводится проверка знаний таблицы сложения, вычитания, умножения и деления. Форма проверки- устный счет по карточкам и таблицам. Задания из таблицы могут быть представлены на карточках. Результаты заносятся в ведомость. Учащимся, допустившим ошибки предлагаются таблицы для отработки навыков, а потом они повторно проверяются в ходе уроков или самостоятельных работ. 2. Далее на этом этапе проводится контроль знаний по всем темам математики в форме устного счета, небольших письменных работ, отдельных заданий при выполнении текущих самостоятельных работ. При этом особое внимание обращается на решение простейших уравнений, нахождение компонентов действий и на порядок действий с натуральными числами. При этом индивидуальная работа ведется как на уроке, так и вне уроков, учащимся выдаются на дом таблицы для отработки навыков.

Слайд 10

2 .Этап текущей работы по формированию вычислительных навыков К этому этапу готовятся серии таблиц следующих видов: -Таблицы для отработки отдельного навыка (таблицы №1-10). -Сводные таблицы по отработке нескольких навыков (таблицы № 11-20). Данные таблицы размножаются и выдаются на руки каждому ученику. Такой же комплект имеется в каждом классе и у учителя. На этом этапе используются следующие формы работы:

Слайд 11

1.Устный фронтальный опрос по карточкам, проводимый как учителем, так и учащимися. 2.Письменный опрос (с записью ответа или записью ответов действий) по подготовленным таблицам. 3.Самостоятельная письменная работа (с записью ответа или ответов действий ) по вариантам или по карточкам с последующим анализом и работой над ошибками.

Слайд 12

4.Решение у доски во время опроса. 5.Решение за первой партой. 6.Разбор образцов решений и их оформление. 7.Отработка алгоритмов вычислений. 8.Математические эстафеты. 9.Цепочные вычисления. Работа в парах (по таблицам называют ответы). 11.Соревнование: «Кто быстрее?» 12.Математический диктант

Слайд 13

3.Этап итогового контроля Итоговый контроль проводится в форме устной контрольной работы или в форме устно - письменного зачета. 5 класс-2раза в год по темам: «Натуральные числа», «Десятичные дроби», 6 класс-2раза в год по темам: «Обыкновенные дроби», «Рациональные числа». Обычно они проводятся как нестандартные уроки (например «Урок 20 задач»).

Слайд 14

Заключение На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы: устный счет – первооснова любых вычислений; основная функция устных упражнений – актуализация опорных для конкретной темы знаний и умений, подготовка учащихся к работе на протяжении всего урока, а также систематическое повторение изученного, поддержание и совершенствование основных специальных умений и навыков, в том числе и навыков вычислений; суметь за небольшое время дать каждому ученику достаточную «вычислительную нагрузку»; основное назначение таблиц - формирование у обучающихся прочных навыков вычислений;

Слайд 15

система работы по формированию вычислительной культуры состоит из трех этапов: этапа вводного контроля, этапа текущей работы и итогового контроля; основные формы работы при формировании вычислительной культуры учащихся: устный фронтальный опрос, опрос по таблицам, самостоятельная работа, решение у доски во время опроса, решение за первой партой, разбор образцов решений и их оформление, отработка алгоритмов вычислений, математические эстафеты, цепочные вычисления, работа в парах соревнование, математический диктант, устная контрольная работа, урок « 20 задач», зачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по теме "Формирование вычислительной культуры учащихся по математике"

Одна из задач обучения математике - формирование сознательных и прочных вычислительных навыков, которые являются основополагающим элементом вычислительной культуры человека...

РОЛЬ СИСТЕМЫ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то ...

Формирование экологической культуры учащихся на уроках химии в8 классе.

Доклад на тему "Формирование экологической культуры учащихся на уроках химии в 8 классе"...

Формирование вычислительной культуры учащихся на уроках математики при изучении темы «Обыкновенные дроби»

Доклад: Формирование вычислительной культуры учащихся на уроках математики при изучении темы «Обыкновенные дроби»...

Статья "Роль устного счета в формировании устойчивых вычислительных навыков учащихся на уроках математики 5 - 6 классов"

В практике многих школ устный счёт ставят в начале урока, вслед за проверкой домашненго задания. Но нельзя превращать это в шаблон. Усьный счёт можно проводить и в середине урока. Например, после выво...