Урок в 5 классе по теме "Среднее арифметическое" по учебнику Виленкина Н.Я., в соответствии с ФГОС ООО.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Первый урок из предусмотренных пяти в данной теме "Среднее арифметическое - урок изучения нового материала. Рассматриваются этапы урока: организационный, актуализация знаний, целеполагание и мотивация, изучение нового материала, физкультминутка, первичное закрепление и осмысление, самостоятельная работа, подведение итогов, домашнее задание, рефлексия. К уроку прилагается электронное сопровождение - презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 99.5 КБ |
электронное сопровождение к уроку: презентация | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Верхова Елена Леонидовна
Место работы: МБОУ «СОШ № 12» г. Астрахани
Предмет: математика
Класс: 5
Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., «Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, изд. «Мнемозина», 2009 год.
Тема урока: «Среднее арифметическое» (первый урок из пяти по данной теме)
Тип урока: Урок изучения нового материала
Целевые установки на достижение результата:
- личностные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении задач; проявлять инициативу, находчивость, активность; контролировать процесс и результат обучения.
- метапредметные: видеть математическую задачу на среднее арифметическое в повседневной жизни; понимать и использовать схемы для иллюстрации условий задач; получит возможность принимать выдвинутую гипотезу, соглашаться или не соглашаться с ней.
- предметные: изучить новое понятие «среднее арифметическое нескольких чисел»; уметь находить среднее арифметическое нескольких чисел, используя правило; углубить и расширить свои представления о десятичных дробях и сфере их применения.
Формы организации работы: Фронтальная, парная, индивидуальная
Оборудование: Учебники по математике, проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, компьютер.
Электронное сопровождение: https://docs.google.com/file/d/0ByAoz6EjScj_UzBRQUVwNWJwTjA/edit?usp=sharing
Структура и ход урока (вариант 2)
Этап урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планиᵧруемых результатов | УУД |
I.Организацион -ный этап 2' | Просматривают (кто – то из детей читает вслух) слайд2 . Включаются в деловой ритм урока. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. -Посмотрите. Всё ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки. Прозвенел сейчас звонок. Начинается урок. Взгляните на экран (слайд 2): Слова Я.А.Коменского будут девизом нашего урока. (дети читают вслух). | Слайд 2: «Считайте несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию» Я.А. Коменский. | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог Личностные: Самоопределение смыслообразование |
II.Актуализация опорных знаний 5' | Выполняют задания из презентации. Слайды 3 – 6. | -Новые знания трудно добывать, не используя старые. -Устный счёт (слайд 3). 1.Прочитайте дроби в порядке убывания. (слайд 4). 2.Решите примеры и получите слово (слайд 5). Какое слово получилось? КОСКА- в переводе с белорусского означает «запятая». -Где в математике используется запятая? 3.Найди ошибку в решении уравнений и составь рисунок. Если ответ верный, рисуем+, если неверный, рисуем-. (слайд 6). Какой рисунок получили? Ответ:+-++- | Слайд 3: «Ну – ка в сторону карандаши! Ни костяшек, ни ручки, ни мела: Устный счёт! Мы творим это дело Только силой Ума и души!» Слайд 4: 0,128; 1,025; 16,01; 10,001; 11,1850; 18,2; 131,1; 1,0018; 0,102000; 3,02; 1,025; 425,9. Слайд 5: Решите примеры и получите слово: 3,6+0,4 О(2,03) 9,1-7,07 А(170) 5 : 0,2 К(0,81) 2,7 * 0,3 С(25) 1,7 : 0,01 К(4) Слайд 6: 3,7259 ≈ 3,73 0,894 ≈ 0,9 7,099 ≈ 7,10 6,551 ≈ 6,55 0,285 ≈ 0,28. | Познавательные Поиск и выделение необходимой информации Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Смыслообразование.
|
III.Целеполагание и мотивация 5' | Знакомятся с задачами на слайдах 7 – 9, отвечают на вопросы учителя, сами определяют тему и цели урока. Ответы детей: Что такое среднее арифметическое; Научиться его находить; Для чего применяется среднее арифметическое? | Рассмотрим несколько задач. 1.(слайд 7). 2.(слайд 8). 3.(слайд 9). Вопросы к классу: 1.Какие «особенные слова» вы заметили в условиях всех задач? 2.Часто ли мы в жизни слышим фразы со словом «средний», приведите примеры (например, средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д.). 3.Как вы понимаете эти выражения? 4.А что «среднее» в математике можно найти? Да, в математике тоже есть свои понятия со словом «средний», и сегодня мы познакомимся с одним из этих понятий. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (дети: -«среднее чисел») -Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока . Ребята, что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке? Верно. Это и будет целями нашего урока. | Слайд 7: Фермер собрал в 2010 году 4647 тонн, в 2011 году 4372 тонны, в 2012 году 4493 тонны картофеля. Какова средняя урожайность картофеля за эти годы? Слайд 8: Ежедневно зарплата рабочего в течение пяти дней была: 660 руб., 725 руб., 690 руб., 710 руб. и 645 руб. Какова средняя зарплата рабочего за один день? Слайд 9: За первый час лыжник прошёл 10,8 км, за второй 9,4 км и за третий 9,2 км. Сколько километров в среднем проходил лыжник? | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка целей урока.
|
IV.Изучение нового материала 8' | Самостоятельно читают, один – вслух (слайд 7). -Найти общую массу картофеля -Разделить на 3. 3 года. Предлагают алгоритмы. Алгоритм: -Найти сумму всех чисел; -Найти количество слагаемых; -Разделить сумму чисел на их количество. Читают. Записывают формулу (слайд 10). | -Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел? -Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел, решим рассмотренные задачи.(слайд 7) Составьте план решения задачи. -Почему вы делили на 3, ведь этого числа не было в условии задачи. Что оно означает? -Ребята, попытайтесь вместе с соседом по парте составить алгоритм нахождения среднего арифметического. Вывод: мы нашли среднее арифметическое трёх чисел. Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел. Откройте учебник на стр. 226 и прочтите определение среднего арифметического чисел. | Слайд 7( см. выше) Учебник: стр. 226, п.38, определение: Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых. Формулы: 1.Ср. ар. = (сумма чисел) : (количество слагаемых) (слайд 10). | Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Структуирование знаний. Анализ объектов. Регулятивные: Целеполагание, выдвижение гипотез. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.
|
V.Физкультминутка 1' | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | Проводит физкультминутку (слайд 11). | Слайд 11: Физкультминутка: Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. Стали мы теперь бодрее, Будем думать мы быстрее. | Личностные: Получение заряда бодрости, позитивного настроя.
|
VI.Первичное осмысление и закрепление знаний 5' | Решают задачи из презентации (слайды 8 – 9), несколько учащихся комментируют этапы решения с места. | -У нас остались нерешённые задачи. Запишем решение этих задач в тетради; при этом кто – то будет комментировать. (слайды 8 – 9) | Слайды 8 – 9 (см. выше). | Познавательные Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Коммуникативные: Выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения. Регуляттивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Личностные: Самоопределение смыслообразование |
VII.Самостоятельная работа 6' | Выполняют самостоятельную работу, размещённую в презентации (слайд 12). Осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку (слайд 13). | Проводит самостоятельную работу - в двух вариантах (слайд 12). -А теперь –взаимопроверка. -Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки карандаши. Сверяем результаты с ответами на экране (слайд 13). Если верный ответ, ставим +, если неверный, ставим -. -Не забудьте, что вы проверяете вариант соседа! Выставьте друг другу оценки: три + «5»; два + «4»; один + «3»; ноль + «2». | Слайд 12: Самостоятельная работа: I вариант [II вариант]: 1.Найдите среднее арифметическое чисел: 70,6 и 71,3 [ 65,7 и 62,4 ]. 2.Найдите среднее арифметическое чисел 84,32; 84,47; 84,56 и 84,68 и округлите его до десятых [ 92,34; 92,45; 92,28; 92,64 ]. 3.На соревнованиях по фигурному катанию спортсменка проходит в следующий этап, если её средняя оценка не менее 5,1.Участница соревнований получила оценки 5,2; 5,1; 4,7; 5,1; 4,9; 4,9; 5,3; 4,8; 5,0. Пройдёт ли участница в следующий этап ? [ 5,4; 4,8; 4,9; 4,8; 5,0; 5,2; 5,0; 4,8; 5,1]. Слайд 13: В.I. [ В.II ] 1.70,95 [64,05] 2. 84,5 [ 92,4 ] 3. нет [ нет ]. | Познавательные Анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму. Регулятивные: Контроль, коррекция и взаимооценка. Коммуникативные: Умение интегрироваться, аргументация своего мнения. Поддержание здорового духа соперничества для мотивации учебной деятельности. |
VIII.Подведение итогов урока 4' | Отвечают на вопросы учителя Просмотр слайда 10. | -Ребята, поднимите руки, кто сегодня на уроке получил оценку «5»? -Молодцы! -Поднимите руки те, кто получил оценку «4»? -Кто выполнил верно лишь одно задание? -Кому не удалось справиться ни с одним заданием? -Кто получил «5» - оценку ставлю в журнал; -Оценки «4» и «3» идут в журнал по вашему желанию; -Тем же, кто сегодня не достиг успеха, оценки нет, но есть пожелание удачи в изучении новой темы. -Подведём итоги: 1.Сформулируйте тему урока 2.Какие цели мы ставили в начале урока? 3.Добились мы поставленных целей? 4.Давайте ещё раз вспомним определение среднего арифметического и как его найти. (слайд 10). 5.Где применяется среднее арифметическое в жизни? | Слайд 10 (см. выше). | Регулятивные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
IX. Домашнее задание 2' | Записывают домашнее задание в зависимости от уровня усвоения темы урока (слайд 14). | Задаёт дозированное домашнее задание. (слайд 14). -По учебнику домашнее задание для всех. -А тому, кто разобрался в теме, я предлагаю побыть в роли статистика и выяснить, где выгоднее покупать молоко. -Окончен урок И выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам За то, упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились. | Слайд 14: Всем: По учебнику: п.38, с.226 – выучить правило, решить №1524. По желанию: Определить стоимость 1 пакета молока (жирность 2,5%) в 3 – х магазинах и вычислить среднюю стоимость. | |
X.Рефлексия 2' | Оценивают собственное психоэмоциональное состояние, высказывают вслух мысли, выражающие это состояние (слайд 15). | Просит провести саморефлексию (слайд 15). | Слайд 15: «Рефлексия На уроке: Я узнал….. Я научился…. Мне понравилось.. Я затруднялся.. Моё настроение… | Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Самоопределение своей деятельности. Регулятивные: Коррекция и оценка качества уровня усвоения Познавательные Рефлексия. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Считайте несчастным тот день или тот час, В который ты не усвоил ни чего нового, Ничего не прибавил к своему образованию» Я. А. Коменский
Ну – ка в сторону карандаши! Ни костяшек, ни ручек, ни мела: Устный счёт! Мы творим это дело Только силой ума и души!
0,128; 1,0253; 16,01; 10,001; 11,1850; 18,2; 131,1; 1,0018; 0,102000; 3,02; 1,025; 425,9
3,6 + 0,4 = О (2,03) 9,1 – 7,07 = А (170) 5 : 0,2 = К (0,81) 2,7 * 0,3 = С (25) 1,7 : 0,01 = К (4)
3,7259 ≈ 3,73 0,894 ≈ 0,9 7,099 ≈ 7,10 6,551 ≈ 6,55 0,285 ≈ о,28 Ответ: + - + + -
Фермер собрал в 2010 году 4647 тонн, в 2011 году 4372 тонны, в 2012 году 4493 тонны картофеля. Какова средняя урожайность картофеля за эти годы? 2010 г. 2011 г. 2012 г. 4647 т. 4372 т. 4493 т.
Ежедневно зарплата рабочего в течение пяти дней была: 660 руб., 725 руб., 690 руб., 710 руб. и 645 руб. Какова средняя зарплата рабочего за один день?
За первый час лыжник прошёл 10,8 км, за второй 9,4 км и за третий 9,2 км. Сколько километров в среднем проходил лыжник?
Определение: Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых. Среднее арифметическое = (сумма чисел) : (количество слагаемых).
Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. Стали мы теперь бодрее, Будем думать мы быстрее.
В. I В. II 1.Найдите среднее арифметическое чисел: 70,6 и 71,3 65,7 и 62,4 2.Найдите среднее арифметическое чисел и округлите его до десятых. 84,32 ; 84,47; 84,56; 84,68 92,34; 92,45; 92,28; 92,64 3.На соревнованиях по фигурному катанию спортсменка проходит в следующий этап, если её средняя оценка не менее 5,1. Пройдёт ли участница соревнований в следующий этап, если её оценки таковы: 5,2; 5,1; 4,7; 5,1; 4,9 5,4; 4,8; 4,9; 4,8; 5,0; 4,9; 5,3; 4,8; 5,0. 5,2; 5,0; 4,8; 5,1.
В. I В. II 1. 70,95 64,05 2. 84,5 92,4 3. нет нет
Всем: По учебнику: п. 38, с.226, - выучить правило, решить № 1524 По желанию: Определить стоимость 1 пакета молока ( жирность 2,5% ) в 3 – х магазинах и вычислить среднюю стоимость
Рефлексия На уроке: Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Моё настроение…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование 5 класс по учебнику Афанасьевой О.М. в соответствии с ФГОС
В данном КТП прописаны УУД на каждом уроке на весь учебный год...
Рабочая программа по литературе 5 класс, по учебнику В.Я. Коровиной, в соответствии с ФГОС.
В работе представлена рабочая программа 5 класс, по учебнику Коровиной, в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа для 6 класса по математике по учебнику Виленкин.Н.Я.
Рабочая программа для 6 класса по математике разработана на 6 часов в неделю....
Календарно-тематическое планирование по немецкому языку для 5 класса к учебнику И.Л.Бим в соответствии с ФГОС.
Календарно-тематическое планирование по немецкому языку для 5 класса к учебнику И.Л.Бим в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока по математике 6 класс. Учебник Виленкин Н.Я. по теме "Уравнения" ФГОС
Технологическая карта урока по математике 6 класс по теме "Уравнения". Учебник Виленкин Н.Я. ФГОС...
Рабочая программа по алгебре для 7 -9 кл к учебнику Ю. Н. Макарычев в соответствии с ФГОС
Данная рабочая программа поможет учителям математики при разработке рабочей программы по алгебре в 7-9 классах по учебнику Ю. Н, Макарычев в соответствии с ФГОС...
Лабораторные работы по учебнику В. В. Пасечник в соответствии с ФГОС, биология, 6 класс
Лабораторные работы...
Комментарии
Спасибо за разработку. В этом
Спасибо за разработку. В этом году как раз дают 5 класс)
Дорогая Елена, здравствуйте!
Дорогая Елена, здравствуйте! Спасибо большое за то, что зашли на мой сайт и просмотрели урок. Вы первый мой гость. Очень надеюсь, что второй выложенный мною материал - агитбригада по пожарной безопасности, как раз для возраста Ваших воспитанников,будет вам полезен.
Елена, я обязательно посмотрю
Елена, я обязательно посмотрю, но я классный руководитель у 11 класса.Ох, выпускной класс...А 5 мне дают как предметнику. Немного боязно(( ФГОС((