Конспект урока для 5 класса "Сложение и вычитание смешанных чисел"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Данный материал содержит конспект урока для 5 класса по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" по учебнику Математика -5  Н.Я. Виленкина, памятку для слабых учащихся, презентацию с анимированными слайдами, карточки для самостоятельной и устной работы. Урок постороен с использованием технологий дифференцированного и проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели урока.

Образовательные

  • научить объяснять и выполнять сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями;
  • закрепить правила перевода смешанного числа в неправильную дробь и неправильной дроби в смешанное число.

Развивающие

  • развитие устной математической речи;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся, форм сотрудничества, сотворчества, уверенности в себе;
  • обеспечить условия для активизации мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа, конкретизации).

Воспитательные

  • воспитание интереса к предмету;
  • работать над правильностью оформления работы.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран; карточки с копиркой для графического диктанта; карточки настроения; карточки для работы в парах "Расшифруй слово"; учебник "Математика, 6" Виленкин Н.Я. и др.

Ход урока.

Организационный момент.

Собрать тетради с домашним заданием на проверку. Раздать проверенное домашнее задание.

Устная фронтальная работа с классом.

Класс разделен на три группы: первая группа слабо подготовленные дети, вторая группа – дети не плохо работающие по образцу, и третья группа – ребята наиболее подготовленные.

На данном этапе урока, ребята первой группы выполняют задание на заранее подготовленных карточках, которые впоследствии собираются и оцениваются.

Устная работа  (1 группа)

  1. Вычислите         (напоминалка 52=5∙5=25)

600-120                          82:4

           :4                          +56

          *2                           :18

           :5                          *25

        *20                           -61

  1. Вычислите

а)   

б)

  1. Сравните:

а)          б)       в)

г)

4. Запишите координаты точек

Ребята второй и третьей группы работают фронтально,  решая задания из учебника, которые продублированы в презентации (слайд 1-3).


Актуализация знаний

На этом этапе ребята решают задания по подготовке к восприятию нового материала (слайд 4-5)


Новая тема (без объявления формулировки)

На доске заранее записаны примеры по новой теме. Ребята пытаются их решить и сформулировать правила сложения и вычитания смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.

Дети формулируют правила, и далее обращаемся к слайду 6.

 

Далее разбираем примеры на вычитание смешанных чисел:

Дети решают, и формулируют правила вычитания смешанных чисел. После этого разбираем более сложные примеры на вычитание.

Дети выдвигают версии по решению этого примера. Далее рассматриваем слайд 7 (анимированный).

Также поступаем и со следующими тремя примерами. Слайд 8 (анимированный).

Следующий пример. Слайд 9(анимированный):             

Следующий пример.        

Ребята пытаются, сформулировать правило вычитания смешанных чисел для этого случая (слайд 10).

И последним штрихом данного этапа урока становится формулировка темы урока.

Всем учащимся раздается листочки формата А4 с ключевыми примерами темы, для работы в классе и дома.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа выполняется по группам. 1 группа работает на доске или в тетрадях. Под постоянным контролем учителя или ребят из третьей группы. Ребята второй и тертьей группы выполняют работу на заранее подготовленных бланках и пишут только решение не переписывая сам пример.

Вторая группа

Третья группа:

Те ребята, которые справились с работой быстро,  решают задачи на смекалку на слайде 11 презентации.

После выполнения работы большинством учащихся, выполняется самопроверка по готовым ответам и выставляется самооценка. Слайд 12-13.

Домашнее задание:

 1136-1138 и дополнительно 1142 для 2 и 3 групп.

Подведение итогов урока:

  • Как называлась наша сегодняшняя тема урока?
  • Что нового вы узнали?
  • Чему научились, поставьте себе оценку за урок по тому, как вы поняли тему.


Предварительный просмотр:

Сложение  смешанных чисел

    При сложении смешанных чисел, целые части складывают отдельно,  дробные отдельно.  

  1.  
  2.  
  3.  

    Не забудьте, выделить целую часть, если дробь при сложении получилась неправильная дробь.


Вычитание  смешанных чисел

        При вычитании смешанных чисел, из целой части уменьшаемого вычитают целую часть вычитаемого, из дробной части уменьшаемого вычитают дробную часть вычитаемого  



  Вычитание  смешанных чисел

    За исключением случая, когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого. Тогда целую часть уменьшаемого, уменьшают на 1, а к числителю прибавляют знаменатель.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

50а 2а 30а 4 200 а 200 м 2 50 см 3 25 см 3 125 см 3 5000 см 3 1 дм 3 Устная работа

Слайд 2

2 3 Устная работа

Слайд 3

Устная работа

Слайд 4

Актуализация знаний 1. Запишите единицу в виде неправильной дроби со знаменателем а) 6 б ) 4 в ) 12 г ) 101 д ) 17 2. Выделите целую часть из дробной а) = 3 + 1 4 б) = 28 + 1 в ) = 17 + 1 г) = 2 + 1

Слайд 5

Актуализация знаний 3. Запишите дробную часть смешанного числа в виде неправильной дроби. а) = 1 + 1 + б) в) г) д)

Слайд 6

Сложение смешанных чисел При сложении смешанных чисел, целые части складывают отдельно, дробные отдельно. Не забудьте выделить целую часть, если дробь при сложении получилась неправильная дробь. 2 Пример

Слайд 7

Вычитание смешанных чисел

Слайд 8

Вычитание смешанных чисел

Слайд 9

4-2 - = Вычитание смешанных чисел

Слайд 10

Вычитание смешанных чисел При вычитании смешанных чисел, из целой части уменьшаемого вычитают целую часть вычитаемого, из дробной части уменьшаемого вычитают дробную часть вычитаемого За исключением случая, когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого. Тогда целую часть уменьшаемого уменьшают на 1, а к числителю прибавляют знаменатель. 7 Пример

Слайд 11

Пете и Коле купили по коробке конфет. В каждой коробке находится 12 конфет. Петя из своей коробки съел несколько конфет, а Коля из своей коробки съел столько конфет, сколько осталось в коробке у Пети. Сколько конфет осталось на двоих у Пети и Коли? У Вас есть два шнура. Каждый шнур, подожженный с конца, полностью сгорает дотла ровно за один час, но при этом горит с неравномерной скоростью. Как при помощи этих шнуров и зажигалки отмерить время в 45 минут? Задачи на смекалку

Слайд 12

а) 219 в г ) =7 220 в г ) 2 группа 3 группа а) в =16 г ) г ) в 219 220

Слайд 13

12 – оценка 5 10-11 – оценка 4 7-9 – оценка 3



Предварительный просмотр:

2 группа

№219

№220


2 группа

№219

№220



Предварительный просмотр:

3 группа

№219

№220


3 группа

№219

№220



Предварительный просмотр:

Устная работа  (1 группа)

  1. Вычислите         (напоминалка 52=5∙5=25)

600-120                          82:4

           :4                          +56

          *2                           :18

           :5                          *25

        *20                           -61

  1. Вычислите

а)   

б)

  1. Сравните:

а)          б)       в)

г)

4. Запишите координаты точек


Устная работа  (1 группа)

  1. Вычислите         (напоминалка 52=5∙5=25)

600-120                          82:4

           :4                          +56

          *2                           :18

           :5                          *25

        *20                           -61

  1. Вычислите

а)   

б)

  1. Сравните:

а)          б)       в)

г)

4. Запишите координаты точек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-таблица "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Примеры в таблице помогут учителю математики показать применение правил и закрепить знания и умения учащихся по данной теме....

Презентация Урок-сказка "Сложение и вычитание смешанных чисел". 6кл.

Презентация Урок-сказка "Сложение и вычитание смешанных чисел" 6 класс. Виленкин Н.Я. Жохов В.И....

Конспект урока Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел» 6 класс

Конспект урока Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел» 6 класс...

Конспект урока математики "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Конспект урока в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел"...

Технологическая карта урока. Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел Класс: 5

УРОК  ПРОВЕДЁН  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  СИСТЕМНО ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА  Л. Г. ПЕТЕРСОН , РАБОТА В КЛАССЕ ВЕЛАСЬ ПО ГРУППАМ, РЕЗУЛЬТАТ - СФОРМУЛИРОВАНЫ И СОСТАВЛЕНЫ ПРАВИЛА СЛОЖЕНИЯ СМЕ...