арифметическая прогрессия вокруг нас
учебно-методический материал по алгебре (9 класс) на тему
обобщающий урок по теме:"арифметическая прогрессия" в 9 классе с элементами проектной деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arifm._progressiya.doc | 676 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №262 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Конспект открытого урока «Арифметическая прогрессия вокруг нас»,
алгебра 9 класс.
Применение ИКТ на уроке Дата проведения 12.04.2013
Цели урока.
- Образовательные цели: обобщение и систематизация знаний по алгебре, осознание разнообразия применения математики в реальной жизни;
- Развивающие цели: показать гармонию окружающего мира, развивать мышление, кругозор, творческие способности учащихся, интерес к математике, литературе, химии, физике;
- Воспитательные цели: воспитание стойкого представления о взаимосвязи науки и искусства, формирование целостного представления о мире, всеобщих Законах Вселенной, воспитание чувства прекрасного, познавательной активности, аккуратности, стремления преодолевать трудности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня урок я начинаю со следующих слов:
Закончился двадцатый век.
Куда стремится человек?
Изучен космос и моря,
Строенье звезд и вся земля.
Но математиков зовет
Известный лозунг
«Прогрессио – движение вперед»
Итак, сегодня мы говорим с вами о прогрессии, которая называется арифметической. Мы знаем определение арифметической прогрессии, почему она так названа, знаем формулу «n»-го члена, формулу суммы «n»-первых членов арифметической прогрессии, мы решали задачи по данной теме и даже написали контрольную работу. Так чем же мы будем заниматься на данном уроке? А тем, что попытаемся ответить на вопрос, зачем нам были нужны эти знания, и где в повседневной жизни мы можем встретить арифметическую прогрессию и может даже ее применить?
Т.е. тема сегодняшнего урока: «Арифметическая прогрессия вокруг нас»
2. Актуализация ранее изученного материала (устная работа).
1) В качестве небольшой разминки отгадаем кроссворд.
Вопросы кроссворда:
1. Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.
2. Разность последовательно одинаковых членов.
3. Способ задания последовательности.
4. Разность последующего и предыдущего членов прогрессии.
5. Элементы, из которых состоит последовательность.
6. Натуральное число, обозначающее место члена в последовательности.
7. Функция, заданная на множестве натуральных чисел.
8. Последовательность, содержащая конечное число членов.
2) Вам предлагается карточка, в которой вы должны «Найти пару», соединив их стрелкой.
Затем вы обменяетесь карточками, и мы проверим их, выставив оценки друг другу.
3) Работаем всем классом, отвечаем на вопросы тренировочных упражнений.
а) 1. Известно, что а1 = 1, d = 2. Задайте эту прогрессию.
б) Выразите через а1 и d : а8 и а33 .
в) Найдите а5 , если а1 = 4, d =7. (32)
г) Найдите а12 , если а11 = 20, а13 = 30. (25)
д) Найти сумму первых 24 членов арифметической прогрессии, заданной формулой Xn = 3n – 2 (852)
Помним содержание следующего лозунга:
3. Применение знаний об арифметической прогрессии в других областях.
Ребята, к сегодняшнему уроку вы все были поделены на группы, каждая группа получила индивидуальное домашнее задание. Вы все искали материал о применении знаний арифметической прогрессии в других областях. Вы должны были не только найти эти сведения и подготовить сообщение, но и доказать на примерах, а также создать совместную презентацию по заданной проблеме. Заслушаем ваши сообщения. Первыми слушаем группу, которая искала связь между арифметической прогрессией и биологией.
а) в биологии
Учащиеся 1 группы предложили классу решить следующую задачу:
Задача 1.
Высота саженца 60 см, первые полгода она увеличивается ежемесячно в среднем на 4 см. каким будет высота саженца через 6 месяцев?
а1=60, d=4
Найти а6=?
Решение: а6= а1+5d, а6= 60+5·4= 60+20=80(см)
Задача 2. (предложена для домашнего решения)
Улитка ползет по дереву. За первую минуту она проползла 30 см, а за каждую следующую минуту – на 5 см больше, чем за предыдущую. За какое время достигнет улитка вершины дерева длиной 5,25 м, если считать, что движение начато от его основания.
- Решение. a1 =30, d=5, Sn= 525, n>0.
Sn= (2a1+ d (n-1))n:2; 525= (2·30+ 5 (n-1))n:2; 1050= (60+ 5 (n-1))n;
1050= 55 n + 5n2;
n2 +11 n -210=0, n1=-21, n2=10 (n>0).
Улика достигнет вершины за 10 дней.
Вывод, сделанный учащимися 1 группы: «Мы нашли не так много материала об арифметической прогрессии и биологии, но зато узнали, что биология тесно связана с другой прогрессией – геометрической, и нам хотелось бы в дальнейшем продолжить эту работу».
Слово предоставляется учащимся 2 группы, которые должны были найти связь между арифметической прогрессией и физикой.
б) в физике
Задача1.
При свободном падении тело проходит в первую секунду 5 м, а в каждую следующую на 10 м больше. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло ее дна через 5 с после начала падения.
Дано:
(аn) – арифм.прогрессия
а1=5, d = 10
Найти: S5 - ?
Решение:
Ответ: 125 м
Задача 2. (для домашнего решения)
После каждого движения поршня разрежающего насоса из сосуда удаляется 20% находящегося в нем воздуха. Определите давление воздуха внутри сосуда после 6 движений поршня, если первоначально давление было 760 мм.рт.ст.
Вывод учащихся 2 группы: «Мы пользовались учебниками физики 7-9. Представили вам то, что удалось найти. Этого мало, но даже это малое нас удивило, потому что мы никак не предполагали связи между арифметической прогрессией и физикой».
Следующая группа 3 познакомит нас со своим исследованием. Попытается связать арифметическую прогрессию с медициной.
в) в медицине
Задача 1. Больной принимает лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, а в каждый следующий день — на 5 капель больше, чем в предыдущий. Приняв 40 капель, он 3 дня пьет по 40 капель лекарства, а потом ежедневно уменьшает прием на 5 капель, доведя его до 5 капель. Сколько пузырьков лекарства нужно купить больному, если в каждом содержится 20 мл лекарства (что составляет 250 капель)?
- Решение. Составим математическую модель задачи:
5, 10, 15,…,40, 40, 40, 35, 30,…,5
возрастающая убывающая
арифметическая арифметическая
прогрессия прогрессия
а1=5, d=5
ап=а1+d(n-1),
40=5+5(п-1),
п=8,
Sп=((a1+aп)n)/2, S8 =(5+40)·8:2=180,
180 капель больной принимал по схеме в первый период и столько же по второй период. Всего он принял 180+40+180=400(капель), всего больной выпьет 400:250=1,6 (пузырька). Значит, надо купить 2 пузырька лекарства.
Вывод учащихся 3 группы: « Во время подготовки к уроку по заданной теме мы нашли очень много материала о связи медицины и геометрической прогрессии и хотели бы продлить свои исследования в этой области».
Слово предоставляется учащимся 4 группы, которые устанавливали связь арифметической прогрессии и литературы.
г) в литературе
Математика и поэзия… Разве может их что-то связывать? Они такие разные ученый древнего востока Омар Хайям писал сложные труды по математике, а на полях писал стихи. Его знаменитыми рубаи - мы зачитываемся ими до сих пор. Великий русский геометр Н.И.Лобачевский писал стихи. В полной мере можно отнести к нему слова А.С.Пушкина: «Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии». Писала стихи и женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская, а о математике она говорила так: «Нельзя быть математиком, не будучи в тоже время поэтом в душе». Великий русский поэт М.В.Лермонтов слыл хорошим математиком и шахматистом. Имя великого русского ученого М.В.Ломоносова знакомо всем. Кроме трудов по математике, физике, химии он тоже писал стихи. А автор известной сказки «Алиса в стране чудес» Льюис Кэрролл был профессором математики.
Ребята читают по одному четверостишью.
1 ученик: Отрывок из стихотворения С.В.Ковалевской
Пришлось ли раз вам безучастно
Бесцельно средь толпы гулять
И вдруг какой-то песни страстной
Случайно звуки услыхать?
На вас нежданною волною
Пахнула память прежних лет,
И что-то милое, родное
В душе откликнулось в ответ...
2 ученик: Рубаи Омара Хайяма
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало...
3 ученик: Отрывок из оды М.В.Ломоносова
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха,
И в дальних странствах не помеха...
4 ученик: Почему сегодня мы об этом говорим? Потому что сейчас речь пойдет о поэзии.
Вспомним строки из «Евгения Онегина»
…Не мог он ямба от хорея ,
Как мы не бились отличить…
Ямб - это стихотворный размер с ударением на чётных слогах 2; 4; 6; 8... Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2.
Ямб «Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...»
Прогрессия: 2; 4; 6; 8...
Ломоносов – самым подходящим размером считал ЯМБ. 80% стихов А.С.Пушкина написаны ямбом.
Хорей - это стихотворный размер с ударением на нечётных слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию 1; 3; 5; 7... С первым членом 1 и разностью прогрессии 2.
Хорей «Я пропАл, как звЕрь в загОне» (Пастернак)
Прогрессия: 1; 3 ;5; 7...
Учащиеся 5 группы предлагают путешествие в глубь веков.
д) в истории
Первые теоретические сведения, связанные с прогрессиями, дошли до нас в документах Древней Греции.
В Древнем Египте в V в до н.э. греки знали прогрессии и их суммы:
1+2+3+…+n = =2+4+6+…+2n = n·(n+1).
Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям, были известны китайским и индийским ученым (V в.)
В древней Греции еще пять столетий до н.э. были известны такие суммы:
1+2+3+…+n=½n(n+1);
1+3+5+…+(2n-1)=n2;
2+4+6+…+2n=n(n+1).
У европейцев правило для нахождения суммы членов любой арифметической прогрессии встречается впервые в сочинении Леонардо Пизанского «Книга об абаке» (1202 г.)
"Книге абака" представляет собой объемный труд, содержащий почти все арифметические и алгебраические сведения того времени и сыгравший значительную роль в развитии математики в Западной Европе в течение нескольких следующих столетий. В частности, именно по этой книге европейцы познакомились с индусскими (арабскими) цифрами. Сообщаемый в этой книге материал поясняется на примерах задач, составляющих значительную часть этого тракта.
Вывод учащихся 5 группы: «Готовясь к уроку, мы много узнали, и хотя это не совсем тема нашего урока, но нам захотелось рассказать это всем, что наиболее известной из сформулированных Фибоначчи задач является "задача о размножении кроликов", которая привела к открытию числовой последовательности 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, ..., именуемой впоследствии "рядом Фибоначчи".
4. Итоги урока
Итак, мы сегодня говорили о прогрессии, которая называется арифметической, пополнили свои знания, поговорили о применении этих знаний в других областях науки и искусства. Но не забываем, что впереди нас ждет знакомство с другой прогрессией – геометрической, и я надеюсь, что знакомство с ней вас не разочарует.
Записываем домашнее задание:
- задачи, подготовленные для вас вашими товарищами
- найти в базе ГИА задачи на арифметическую прогрессию
5. Рефлексия
6. Минута для отдыха
Включается музыка Петра Ильича Чайковского «Полонез» из оперы «Евгений Онегин».
Дорогие, ребята, наш урок закончен. Последнее, что я хотела бы вам сказать, что желающие могут подготовить сообщение на тему: «Связь прогрессии с музыкой»
Выставление оценок можно перенести на другой урок, подведя итоги работы каждого ученика.
Список используемой литературы, материалов сайтов:
- Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках. – М., Просвещение, 1981.
- http://ru.wikipedia.org
- Энциклопедия для детей. – М., Аванта +, 1997.
- образовательный портал Мой университет -www/moi-universitet.ru "Факультет реформа образования" www/edu-reforma/ru
- http://festival.1september.ru/articles/416294/
- http://festival.1september.ru/articles/508421/
- http://www.bryanskedu.net/metodik/math/didakt/
- http://cor.edu.27.ru/dlrstore/9/9cc8ddaf-8699-17cf-a944-aed055d17c62/index2.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 9 классе "Понятие арифметической прогрессии. Свойства арифметической прогрессии".
Это урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с понятием арифметическая прогрессия, изучить свойства арифметической прогрессии, способы ее задания.З...
Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы первых n членов.
Тип урока - обобщение знаний (в классе коррекции). Может быть использован и в обычном классе....
Урок алгебры в 9 классе по теме"«Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии»
Урок алгебры в 9 классе на основе деятельного подхода ....
Урок на тему: « Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии»
План урока на тему "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии" разработан для учащихся 9 класса. УМК: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Уро...
презентация:"арифметическая прогрессия вокруг нас"
презентация к уроку : "арифметическая прогрессия вокруг нас"...
Арифметическая прогрессия. Сумма N первых членов арифметической прогрессии.
Презентация используется для обобщения изученного. В ней представлены задачи разного типа по данной теме. Есть задания для подготовки к ГИА....
урок алгебры в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия вокруг нас"
Тип урока: повторительно-обобщающий.Цели:-Обобщить теоретические знания по теме; совершенствовать навыки нахождения n-го члена суммы n-первых членов арифметической прогрессии с помощью фор...