Способы организации и проведения итогового повторения при подготовке к ГИА по математике.
статья по математике

Хлыстова Ирина Павловна

Способы организации и проведения итогового повторения при подготовке к ГИА по математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы организации и проведения итогового повторения при подготовке к ГИА по математике.

Учитель математики филиала

МБОУ СОШ с. Стегаловка

 в с. Стрелец Хлыстова И.П.

Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. Подготовка к  выпускным экзаменам– это всегда ответственный процесс. И от того, насколько  мы грамотно построим его, зависит наш результат.
        Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы.

   Чтобы обеспечить прочность знаний и навыков, приобретаемых учащимися в процессе изучения математики успешность написания школьниками ГИА, учителю очень важно правильно организовать повторение. Цели и время повторения тесно связаны и взаимообусловлены и в свою очередь определяют методы и приемы повторения.

   Поэтому задачи повторения и методика его проведения могут быть выражены в трех следующих вопросах, по существу исчерпывающих смысл повторения: Что повторять? Как повторять? Когда повторять?

    Первый из этих вопросов касается выбора материала для повторения, второй имеет в виду систему и методы повторения, а третий вопрос тесно связан с организацией педагогического процесса.

   При планировании повторения необходимо отобрать материал, установить последовательность и время повторения, распределить отобранный материал по урокам, установить формы и методы для осуществления повторения, разумеется, надо учитывать и свойства памяти.

   Основные требования к организации повторения должны исходить из целей повторения, специфики математики как учебного предмета, ее методов.

   Первое требование к организации повторения, исходящее из его целей, это определение времени: Когда повторять? Самый общий ответ на поставленный вопрос таков: повторение следует проводить в течение всего учебного года.

  План повторения и выбор тем для повторения учитель должен составлять в каждом отдельном случае на основании общих теоретических соображений с учетом того, как усвоен учащимися материал соответствующих разделов.

   Второе требование к организации повторения должно отвечать на вопрос: Что повторять? Исходя из высказываний классиков педагогики,  можно выдвинуть следующие положения при отборе учебного материала по различным видам повторения:

  • 1. Не следует повторять все, ранее пройденное. Нужно выбрать для повторения наиболее важные вопросы и понятия, вокруг которых группируется учебный материал.
  • 2. Выделять для повторения такие темы и вопросы, которые по трудности своей недостаточно прочно усваиваются.
  • 3. Выделять для повторения надо то, что необходимо обобщить, углубить и систематизировать.
  • 4. Не следует повторять все в одинаковой степени. Повторять основательно надо главное и трудное. При отборе материала для повторения необходимо учитывать степень его связи с вновь изучаемым материалом.

   При повторении необходимо применять различные приемы и методы, сделать повторение интересным, путем внесения, как в повторяемый материал, так и в методы изучения некоторых элементов новизны.

   Для успешности повторения необходимо соблюдать следующие условия:

  • 1. Повторять надо в течение всего учебного года, т.е. чтобы повторение не было работой от случая к случаю, чтобы повторение входило органической частью в саму методику изучения математики.
  • 2. Должна быть четкая целеустремленность в работе, сознательное отношение учащихся к повторению, осознание ими задач и результатов, которых они должны добиться при повторении.
  • 3. Тщательно отбирать материал и продумывать планирование его при повторении.
  • 4. Стимулировать самостоятельность и активность в процессе повторения, что достигается разнообразием форм и. методов повторения.
  • 5. Правильно дозировать и распределять материал повторения во времени.
  • 6. Соблюдать установку: "Учить, чтобы усвоить и запомнить".

   Без целевой установки даже многократное повторение может не дать желаемого результата.

           7. Органически связывать и продумывать сочетание отдельных видов повторения. Основные виды повторения должны дополнять друг друга, представлять стройную систему педагогически целесообразного повторения.

   Работа на уроках повторения и на уроках первичного усвоения различна. Это объясняется своеобразием работы ученика по усвоению нового материала от работы при повторении пройденного, усвоенного уже однажды. Повторением, которое должно помочь учителю в приведении в систему знаний и умений учащихся, мы должны:

  • а) устранить недочеты в знаниях учащихся;
  • б) углубить и расширить знания учащихся по данному вопросу;
  • в) предупредить забывание основного содержания материала;
  • г) воспроизвести ранее пройденный материал на более высокой ступени в новых связях и комбинациях;
  • д) обобщить, систематизировать и окончательно закрепить наиболее существенное из учебного материала.

   При повторении математики значительную часть времени приходится уделять теории, так как у учащихся возникает много вопросов, требующих более полного и глубокого освещения.

           8. Уроки повторения должны быть продуманы как с точки зрения содержания, так и организации их. Постановка самих вопросов и разбор упражнений по своей форме и характеру должны заставлять несколько по-иному осмысливать прежний материал.

Итоговое повторение в конце года способствует большему осознанию пройденного, указывает на связь различных разделов курса и одновременно дает возможность обозреть большой материал, создавая представление о системе математики.

Итоговое повторение должно помочь учащимся обобщить известные им знания, обозреть полученные знания в определенной идейно направленной системе, выявить внутренние логические связи между соответствующими отделами предмета, прочно закрепить пройденное.

      Ни для кого не секрет, что успех на экзамене достигается путем кропотливой, ежедневной работы. Поэтому на каждом уроке (за редким исключением) на каком-либо этапе занятия, учащимся предлагаются задания формата ГИА. Чаще всего я их отрабатываю на этапе актуализации ЗУН. Как правило, использую задания базового уровня, так как при фронтальной работе сложно провести дифференциацию и индивидуализацию. Но в результате, действуя по принципу «капля камень точит», на мой взгляд, даже самый слабый ученик к окончанию 9-ти классов будет иметь возможность набрать проходной минимальный балл.

Я никогда не пугаю школьников предстоящими ОГЭ и  ЕГЭ. Наоборот, с первых же дней учёбы убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное всегда готовиться к урокам.

В  течение всего года   знакомлю детей с материалами ОГЭ и ЕГЭ: устный счёт строю на основе заданий экзаменов; систематически на уроках решаем задачи из сборников различными способами, заостряя внимание на то, что это задания из ЕГЭ и ОГЭ.  

В 9 - 11 классах знакомлю учащихся с особенностями проведения итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

- обучаю строгому самоконтролю времени;

- учу определять трудность заданий;

- знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;

- знакомлю с приёмом «спирального движения по тесту».

Обучение прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности, минимальной подстановке как приёму проверки ответа. Следует учить школьников простым способам проверки результатов сразу после решения задания, а не откладывать на потом «если останется время». Необходимо после решения задания приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос (что нужно было найти?). Поскольку в учебниках дополнительных действий с ответами (например, записать меньший из корней корней, а не сами корни) практически не встречается, многие школьники не обращают на них внимания, записывая при верно решённом задании неправильный ответ. Необходимо учить технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите утверждения, которые верны (неверны) при указанных условиях ...». Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «верны» или «неверны», иначе ответ может получиться совершенно противоположным.

Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и  выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.

   Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части – это и есть принцип «спирального движения» по тесту.

  Но решение только тестов не приведет к хорошим результатам. Учитель математики должен уделить внимание решению тестов, но это не заменит твердых базовых знаний по предмету.  Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение.

  В этом учебном году 9 классе у меня кружок «Математика для всех» и в 11 классе элективный курс «Практикум по решению задач». Это дает хорошую возможность организовать итоговое повторение.

      Тема предваряется необходимой справочной информацией, представленной в максимально сжатой форме. Затем подробно разбирается большое количество примеров. В этой части присутствуют пример, к которому приведено решение, или несколько аналогичных примеров с небольшими нюансами в решениях. Затем идут тренировочные упражнения, которые даются в традиционной форме.

Систематически проводится самостоятельная работа по тестам ЕГЭ с заполнением бланков. Результаты заносятся в таблицу. Типичные ошибки разбираются в классе, остальные в индивидуальном порядке.

Конечно, не все зависит от учителя.

 Английская пословица гласит: «Лошадь можно подвести к водопою, но нельзя заставить её пить воду, если она не хочет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения итогового повторения курса геометрии 7 класса (тема: "Начальные геометрические сведения")

Уважаемые коллеги! Я думаю, что мои разработки будут полезны всем тем, кто когда-то работал в 7-х классах и сталкивался с нехваткой задач и материалов по геометрии для итогового повторения. Я буду рад...

Задания для организации итогового повторения и подготовки к итоговому тестированию по математике в 5 классе (по учебнику Виленкина)

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"5910069","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"150","style":"width: 50px; height: 50px;","width":"150"}}]]Материалы для повторени...

Задания для организации итогового повторения и подготовки к итоговому тестированию по математике в 6 классе (по учебнику Виленкина)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5911198","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Verdana, sans-serif; font-size: 12px; widt...

Cпособы организации и проведения итогового повторения при подготовке к ГИA по математике в 9 классе

Cпособы организации и проведения итогового повторения при подготовке к ГИA по математике в 9 классе...

Современные педагогические технологии и инновационные формы организации образовательного процесса в ходе повторения и подготовки к экзаменам по математике.

В общеобразовательных школах при пенитенциарной системе учащиеся – осужденные,  в основном,   имеют низкую мотивацию, большие пробелы в знаниях, длительный перерыв в учебе.Для тог...