Решение квадратных уравнений.
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации знаний с применением компьютерных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvad8kl.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ школы №40
(неделя математики)
Смотр знаний по математике
в 8 классе
Тема: «Решение квадратных уравнений»
Провела: Малкова С.В.
Саранск 2009г.
Тема урока: «Решение квадратных уравнений».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с применением компьютерных технологий.
Цели урока:
Образовательные:
- Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме: «Квадратные уравнения»;
- Расширить знания об истории развития квадратных уравнений;
- Провести самостоятельную работу с использованием компьютера по усвоению систематизации и умений решения заданий стандартного уровня;
- Перейти к решению задач более сложного уровня на примере решения уравнений с параметром.
Развивающие:
- Формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
- Развитие у учащихся самостоятельности в мышлении и учебной деятельности;
- Развитие эмоций учащихся путём привлечения наглядности и средств ТСО (компьютера).
Воспитательные:
- Воспитание коллективизма и ответственности за работу;
- Воспитание взаимопомощи.
Оборудование к уроку:
- Компьютерный класс;
- Мультимедийный проектор;
- Задачи для устной работы;
- Таблицы: формулы корней квадратного уравнения; теорема Виета;
- Тестовая работа;
- Высказывания учёных.
План урока.
- Организационный момент.
- Повторение изученного материала. Устный опрос.
- Решение задач стандартного вида.
- Решение уравнений с параметрами.
- Тестовая работа.
- История развития квадратных уравнений.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодняшний урок мы проведём с вами в кабинете информатики. Урок не совсем обычный, поскольку нам потребуется компьютер. Урок я хочу начать словами известного математика А.Маркушевича:
«Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий».
Девиз нашего урока:
«Думаем, мыслим, работаем и помогаем друг другу».
Тему урока узнаете, если выполните следующее задание: решить анаграммы (в словах изменён порядок букв). Какие слова зашифрованы?
- еронь (корень)
- ниваренуе (уравнение)
- фэкоцинетиф (коэффициент)
- таиимдкисрин (дискриминант)
Какая тема объединяет эти слова? (квадратные уравнения).
Да, сегодня мы отправимся по волнам нашей памяти в Страну «Квадратные уравнения», вспомним и обобщим все те знания, которые вы получили на предыдущих уроках. Итак, откройте тетради и запишите тему урока: «Решение квадратных уравнений».
Начнём с теоретического опроса.
II. Повторение. Работа устно.
1) Уравнение какого вида называется квадратным?
2) Назовите квадратное уравнение
-7х-1=0 4х3-х-2=0 -х2+7х+5=0
3) Назовите коэффициенты в уравнениях
-3х2+4х+1=0 х2+5=0 -х2+х=0
4) Составить квадратное уравнение
a=2 b=-3 c=-1
a=-7 b=0 c=4
5) Какие квадратные уравнения называются неполными? Назовите виды неполных квадратных уравнений.
6) Решите неполные квадратные уравнения
12х2=0
х2-3х=0
х2-25=0
х2+7=0
7) Запишите формулу корней квадратного уравнения общего вида. Как называется выражение b2-4ac?
8) Сколько корней может иметь квадратное уравнение общего вида?
9) В каком случае квадратное уравнение имеет два различных корня; один корень, не имеет действительных корней?
10) Уравнение, какого вида называется приведённым квадратным уравнением?
11) Как читается теорем Виета? Теорема, обратная теореме Виета?
12) Решите приведённое квадратное уравнение:
х2-4х+3=0 х2+х-2=0
13) Один из корней квадратного уравнения х2+рх-12=0 х1, равен 4. Найти х2 и р.
- назовите виды квадратных уравнений
- повторим схему решения уравнений этих видов
III. Решение задач
Неполные | Общего вида | Приведённое |
1) 9х2=0 | 6х2+х-2=0 | Х2-7х+12=0 |
2) х2+7х=0 | ||
3) 3х2-27=0 |
Перейдем к решению более сложных задач.
IV. Решение уравнений с параметрами.
- Найти все значения а, при которых уравнение ax2+5x+2=0, где a0;
- имеет два различных корня;
- не имеет корней;
- имеет один корень.
- Доказать, что уравнение ax2+bx-a=0 при a0 и любом b имеет два различных корня.
Дополнительно: 448; 466(1,2).
V. История развития квадратных уравнений.
По словам математика Лейбница «Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт».
Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н.э. вавилоняне. В их клинописных текстах встречаются как неполные, так и полные квадратные уравнения:
В древней Индии задачи на квадратные уравнения встречаются в 499 году в трудах учёных Ариабхатта и Брахмагупта в 7в.
В Европе формулы решения квадратных уравнений впервые изложил в 1202 г. итальянский математик Леонардо Фибоначчи. Теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения и его корнями, носящая имя Виета, была им сформулирована в 1591г. Лишь в 17в., благодаря трудам Декарта, Ньютона и других учёных способом решения квадратных уравнений принимает современный вид.
Исторические задачи.
- Задача Диофанта (греческий математик, IIIв). Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а произведение 96.
- Задача ал-Караджи (иранский математик, X-XIв). Решите уравнение
- Задача Бхаскары (индийский математик, 12в).
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае.
Итак, повторили тему «Решение квадратных уравнений». А результат того, как вы подготовились, покажет тестовая работа.
Решаем в тетрадях. Выбирая правильный ответ.
VI. Тестовая работа.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Какое из уравнений является квадратным? 1) 4х3-2х+1=0 2) 6х2+5х=0 3) 3х-1=0 2. Сколько корней имеет уравнение ax2+bx+c=0 при D>0? 1) один 2) два 3. Определите знаки корней уравнения, не решая его x2-14x+21=0. 1) (- и +) 2) (- и -) 3) (+ и +) 4. Решите уравнение: x2+3x+2=0. 1) -1 и -2 2) 2 и 1 3) -2 и 1 5. Решите уравнение: 3x2-x-4=0. 1) 2 и 2) 0 и -3 4) -1 и 6. Решите уравнение: (6х-2)(2х+3)=6(2х-1). 1) 2 и -3 2) 0 и 3) -6 и 0 | 1. Какое из уравнений является квадратным? 1) 7х2-х+1=0 2) х3+х-1=0 3) 3-4х=0 2. Сколько корней имеет уравнение ax2+bx+c=0 при D=0? 1) один 2) два 3. Определите знаки корней уравнения, не решая его x2-2x-35=0. 1) (+ и +) 2) (- и +) 3) (- и -) 4. Решите уравнение: x2-6x+8=0. 1) -4 и 2 2) 4 и -2 3) 4 и 2 5. Решите уравнение: 5x2-11x+2=0. 1) -1 и 2) 2 и 0,2 4) 0 и -5 6. Решите уравнение: 3(1+х)=(2х+3)(1-х). 1) 0 и -2 2) и 0 3) 1 и -2 |
- Какое из заданий вызвало наибольшее затруднений?
- Оценки за тестовую работу.
VII. Домашнее задание: №546(2),547(2,4).
Дополнительно: решить исторические задачи.
Итог.
- Что нового было на уроке?
- В какой момент на уроке было наиболее интересно?
- Полезно ли расширять свои знания и использовать новые технологии?
- Нужно ли проводить такие уроки?
Хотелось бы закончить урок такими словами: «Образование – это не количество прочитанных книг, а количество понятых».
Выставление оценок.
- Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективное решение квадратных уравнений. Приемы устного решения.
Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических,...
урок по информатике в 9 классе по теме "Решение задач с конструкцией ветвление. Алгоритм решения квадратного уравнения"
Конспект и презентация к уроку в 9 классе по теме "Алгоритм решения квадратного уравнения"...
План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"
План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"...
Конспект урока по теме: квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений.
Урок в 8 классе по теме Учитель математики: Папшева Ю.А. Тема урока: Квадратные уравнения. Ре...
Решение уравнений, сводимых к решению квадратных уравнений
Тема «Решение квадратных уравнений» изучается в 8 классе, и она является одной из самых важных тем при изучении математики. В старших классах при изучении различных тем, мы возвращае...
Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени
Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах, Решение иррациональных, показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений часто сводится к решени...
Решение задач по теме «Графические способы решения квадратных уравнений»
Цель урока: закрепить графический способ решения квадратных уравнений при решении задач практического содержания, формировать умения строить математические модели, совершенствование навыков пост...