Проценты и пропорции
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Проценты и пропорции.
Дидактическая цель урока:
1.Образовательная
1)Научиться пользоваться знаниями по теме % и пропорций при решении задач практической направленности.
2)Формировать навыки точного безошибочного решения и выполнения трёх основных типов задач на %:
- нахождение % от числа,
- нахождение числа по его %,
- процентное отношение величин.
а так же
3)Отрабатывать умение составить пропорцию, находить неизвестный член пропорции.
2.Развивающая
1)Развивать речь уч-ся устную и письменную
2)Развивать мышление, умение сравнивать, сопоставлять
3)Развивать творческую деятельность уч-ся
3.Воспитательная
1)Формировать познавательный интерес
2)Формировать культуру общения уч-ся в классном коллективе
3)Формировать вычислительную культуру труда, аккуратность
4)Формировать экологическую культуру, мировоззрение уч-ся
5)Формировать потребность и убежденность в значимости данной темы
Подготовка к уроку: Урок готовит учитель и группа учащихся 5 человек.
Группа изучает литературу по проблеме деловой игры, готовит диаграммы, плакаты, необходимые для работы. Задания разноуровневые (они называются 1,2,3,лесничества). Оценка за урок складывается из оценки за работу на уроке и оценки за самостоятельную работу.
Ход урока: 1.Оргмомент 1м
2. Подготовка к усвоению 5м
3. Всесторонняя проверка знаний 34м
4. Проверка понимания 30м
5. Итог урока, дача д/з. 10м
- Оргмомент.
Учащиеся рассаживаются по группам, 3 варианта – 3 лесничества и рассаживается администрация в центре групп.
Начинается 1 урок обычно, 2 урок деловая игра «Производственное совещание».
- Подготовка к усвоению.
Сообщение уч-ся цели урока, значимости изучения темы % и пропорции в некотором курсе математики и в дальнейшей жизни.
- Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни.
Понятие «Проценты» вошло в нашу жизнь не только с уроками математики, оно буквально атакует нас в пору утверждения рыночных отношений в экономике, в пору банкротства, инфляций, девальваций. Проценты буквально творят чудеса. Зная лк, бедный может стать богатым. Вкладчик сбережений учится жить на %, грамотно размещая деньги в прибыльное дело. Необходимость знаний этой темы диктует сама жизнь. Далее с этой темой вы встретитесь на уроках химии, физики, да и в быту для приготовления солений, лакомств, также необходимо знание этой темы.
Сообщаю учебную цель доли учащихся:
- сегодня мы должны систематизировать и обобщить знания по теме
- вы должны показать знания определений по теме
- умение находить % от числа, число по его %, % отношение чисел
- уметь составить задачу по схеме
- уметь составить пропорцию и найти неизвестный член пропорции при решении задач практической направленности
- проследить практическую связь изученной темы с некоторыми проблемами экологического положения в нашем решении
- сделать выводы о важности изучения темы в курсе математики
Оценка за урок складывается из оценки за устную работу на 1 уроке и самостоятельную работу на карточках, а также за работу в группах на 2 уроке. Может быть выставлено 3 оценки.
- Всесторонняя проверка знаний:
- Разминка 10 м. (задания написаны на доске).
дидактическая задача: повторить определения %,
повторить решение задач трёх типов
подготовиться к математическому диктанту
форма: фронтальный опрос.
- Назвать десятичные дроби, соответствующие
120% = 1,2 ; 4% = 0,04 ; 195% = 1,95 ; 2,31% = 0,0231 ; 0,8% = 0,008.
- Выразите в %
1,67 = 167% 0,42 = 42%
2,07 = 207% 0,045 = 4,5%
- Найдите:
1% от 800 ( 800*0,01 = 8 )
1% от 48 ( 0,48 )
1% от 0,5 ( 0,005)
1% от 1,2 ( 0, 012)
1% от 0,04 ( 0,0004 )
- Найдите: 25% от 40 ( 0,25*40 = 10 )
25% от 1000 ( 250 )
- Найдите число, если
15% его равны 45 ( 45:15*100 = 300 )
3% его равны 0,3 ( 10 )
12% его равны 60 ( 500 )
- Дано число х. Назовите число на 40% больше чем х. ( 1х+0,4х = 1,4х )
Дано число z. Назовите число на 123% больше z ( 1z +1,23z = 2,23z )
- Сколько % составляет
30 от 300 ? ( *100% = 10% )
Сколько % составляет
300 от 30 ? ( * 100% = 1000% )
- Математический диктант 5 м. на 2 варианта
дидактическая задача: проверка сформированности
навыков решений задач
по теме % трёх типов.
форма: самопроверка
С обратной стороны доски пишут 2 ученика, затем проверяем.
1 вариант.
- Найдите 1% от 4 ( 0,04 )
3% от 60 ( 1,8 )
- Чему равно число 3% которого равны 63?
( 63 : 0,03 = 6 300 : 3 = 2100 )
- Сколько % составляет число 50 от 40?
( * 100% = 125% )
2 вариант.
- 1% от 7 ( 7 * 0,01 = 0,07 )
1% от 300 ( 3,6 )
- Чему равно число 4% которого равны 60?
( 60 * 100 : 4 = 1500 )
- Сколько % составляет число 40 от 50?
( * 100% = 80% )
- Реши задачу 5 м. На доске схемы. Учащиеся на листочках сдают только решение.
дидактическая задача: проверка сформированности
вычислительных навыков,
умение анализировать, моделировать.
1 вариант.
Найти
путь АВ
Найти
площадь
1) 100% - 20% = 80% = 0,8
40 : 0,8 = 50км.
Ответ: АВ = 50км
2) 100% - 60% = 40% = 0,4
70% * 0,4 = 28 га
Ответ: 28 га
2 вариант.
- 100% - 70% = 30% = 0,3
210 : 0,3 = 700 км
Ответ: АВ = 700км
- 100% - 70% = 30% = 0,3
310 * 0,3 = 93м2
Ответ: 93м2
- Самостоятельна работа ( на карточках ).
Задание написано на доске, 2 варианта, 7-9 м.
дидактическая работа: проверка умения находить %
отношение чисел, проверка
вычислительных навыков.
1 вариант.
Сколько % составляет число а от в ?
а в
3 мм от 1дм (3/100= 0,03 * 100% = 3%)
27см от 1м ( 27% )
13мм от 1дм ( 13% )
30 м от 1км ( 3% )
15 кг от 1ц ( 15% )
14 от 35 ( = 2/5 = 0,4 = 40% )
0,1 от 1 ( 10% )
48 от 12 ( = 4 = 4 * 100% = 400% )
2 вариант.
Сколько % составляет число а от в ?
а в
7 мм от 1 дм ( 7/100 * 100% = 7% )
36см от 1м ( 36% )
28мм от 1 дм ( 28% )
40 м от 1 км ( = 4/100 = 1/25 * 100% = 4% )
17 кг от 1ц ( = 17% )
28 от 70 ( = = 2/5 = 0,4 = 40% )
0,2 от 1 ( 0,2 : 1 = 20% )
39 от 13 ( = 3 * 100% = 300% )
- Проверка понимания 30мин.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок,
урок – «производственное совещание» 3-х лесничеств.
Ваша задача – решить возникшие в практике задачи, используя изученный материал. Слово предоставляется директору «местного лесхоза».
Директор : Начнем наше производственное совещание.
Мы проводим немало работ по улучшению экологического положения в регионе, об этом расскажут представители нашего лесхоза:
Инженер по лесопользованию :
Одной из важнейших причин гибели леса является его вырубка, в большинстве случаев – незаконная. Рассмотрим данные по этой проблеме. ( Раздаёт задания всем трём лесничествам ).
За центральным столом уч-ся также решают, 3 человека из каждой группы выходит к доске и решают 3 задачи у доски, затем уч-ся сверяют ответы.
Задание 1 лесничеству. Непокрытая лесом площадь из-за вырубок последних лет составляет 7332,12 га. Сколько процентов это составляет от общей территории лесного фонда, площадь которой 1 466 424 га?
1 466 424 га – 100%
7332, 12га – х%
х% =
Ответ: 50%
Задание 2 лесничеству. В 2010 году было вырублено 320га, а в 2011 году – 300га, в 2012 году – 240га. Сравните площади вырубок в 2010, 2011,2012годах (в %). Округлите результаты до целых. Изобразите полученные данные в виде столбчатой диаграммы.
2010г. – 320га
2011г. – 300га
2012г. – 240га
- 320га – 100%
300га – х%
х =
100% - 94% = 6%
Ответ: Площади вырубок уменьшились в 2011 году на 6%.
- 320га – 100%
240га – х%
х =
100% - 75% = 25%
Ответ: Площади вырубок уменьшились в 2012 году на 25%.
Задание 3 лесничеству.
В 2010 году за незаконную вырубку леса было наложено штрафов в размере 19 000 рублей, в 2011 году – 8000 рублей, а в 2012 году – 1606 рублей.
На сколько процентов уменьшилась сумма затрат, а) в 2011 году по сравнению с 2011 годом; б) в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Округлите полученные результаты до целых. Изобразите полученные результаты наглядно.
а) 19 000р. – 100%
8 000р. – х%
х =
100% - 42% = 58%
Ответ: сумма затрат в 2011 году по сравнению с 2010г уменьшилась на 58%.
б) 8 000р. – 42%
1 606р. – х%
х =
100% - 8% = 92%
Ответ: в 2012 году по сравнению с 2010 годом сумма затрат снизилась на 92%.
После того, как группы решили задачи и сверили ответы
Директор: - Слово предоставляем представителям лесничеств.
Представители - лесничие сообщают о результатах решенных задач в каждой группе – лесничеств.
Инженер по лесопользованию:
Как мы видим, из полученных диаграмм происходит уменьшение вырубок, и уменьшение незаконных вырубок. Общая часть вырубок занимает небольшой процент от общей лесного фонда. Значит, наша работа состоит в продолжении надзора за незаконной вырубкой, а большую часть штрафов можно было бы отдать на улучшение экологической обстановки в городе.
Директор: Какие предложения по улучшению экологической обстановки могут внести механизаторы?
Механизатор (Скотарев Валентин): Давайте оценим обстановку с нашими детьми по г. Тобольску и выясним, что можно сделать совместными усилиями.
- Раздаются задания трём лесничествам.
Задание 1 лесничеству. Предприятиями города Тобольска в 2010 году было выброшено в атмосферу 2320т. угарного газа, а автотранспортом - на 444% больше. Сколько там отработанного газа было выброшено в атмосферу города?
- 2320т. – 100%
х т. – 444%
х =
- 2 320 + 10 300,8 = 12 620,8т.
Ответ: Всего 12 620,8т. газа было выброшено в атмосферу.
Задание 2 лесничеству. По данным комитета охраны окружающей среды объём выбросов отработавших газов от предприятий города Тобольска и автотранспорта в 2010 году составил 9 962т, а в 2012 году – 85% от величины в 2010году. На сколько тонн снизился объём выбросов в 2012 году?
2010г – 9 962т
2012г – 85% от 9 962т
- 0,85 * 9 962 = 8 467,7т
- 8 467,7 – 9 962т = 1 494,3т
Ответ: Объём выбросов снизился на 1 494, 3т
Задание 3 лесничеству. Сколько тонн отходов от автотранспорта было выброшено в 2010году в атмосферу города Тобольска, если угарный газ составил 10 300 тонн, оксид азота составил 13% от величины угарного газа, оксида серы составили 3,5% от величины угарного газа?
- 0,13 * 10 300 = 1 339т NO2
- 0,035 * 10 300 = 360,5 т 80г
- 10 300 + 1339 + 360,5 = 11 999,5т
Ответ: Всего в атмосферу было выброшено 11 9995т отходов от автотранспорта.
Директор: Слово предоставляется представителям лесничеств.
Лесничие рассказывают решение задач.
Инженер по лесопользованию. Орлов Алексей (Сообщение)
Механизатор. Как показывают полученные результаты, большое количество вредных веществ выбрасывается в атмосферу автотранспортом. Я не знаю, что мы можем сделать, но конструкторы могли бы подумать над снижением выбросов от автотранспортных средств.
Директор: Мы выслушали мнения инженеров, механизатора. Сделали необходимые выводы, подсчеты об экологической обстановке в регионе. Все предложения по улучшению окружающей среды и природоохранной деятельности поступят в бухгалтерию и плановый отдел, где произведут необходимые расчеты.
На этом наше производственное совещание закончено. Всем спасибо.
Далее «Лесничий каждой группы выставляет оценку за работу на уроке каждому члену лесничества, данные отдают учителю.
- Итог урока.
Ученики высказывают свои мнения, впечатления, пожелания и замечания.
Учитель подводит итог урока.
Задает вопросы уч-ся
- как уберечь лес?
- что вы делаете для поддержания нормальной экологической обстановки
- что необходимо делать, чтобы воздух был чистым?
Учащиеся выходят с подготовительным плакатом на тему по охране окружающей среды в г. Когалыме.
Ребята задают вопросы по плакату, уч-ся, подготовившие плакат отвечают.
Дача д/з на карточках задания связанные с экологией ремонта
Учитель сообщает оценки а первый и второй урок.
Литература:
- Проценты на всю жизнь. Учебное пособие.
- Вариант
В 2010 году было вырублено 320 га,
в 2011 году – 300га,
в 2012 году – 240га.
Сравните площади вырубок в 2010, 2011, 2012 годах (в процентах).
Округлите результаты до целых.
Изобразите полученные данные в виде столбчатой диаграммы.
- Вариант
Сколько % составляет число а от числа в.
а в
7 мм 1дм
36 см 1м
28 мм 1дм
40 м 1км
17 кг 1ц
28 70
0,2 1
39 13
- Вариант
Сколько % составляет число а от числа в
а в
3мм 1дм
27см 1м
13мм 1дм
30м 1км
15кг 1ц
14 35
0,1 1
48 12
Март 2013г.
Г. Когалым
Учитель: Турчанинова С.А.
Класс: 7г
Март 2013г.
Г. Когалым
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический пакет "Пропорции и проценты"
Данный пакет поможет учащимся 6 класса, их родителям и учителям при изучении или повторении темы «Пропорция»....
Лабораторно-практическая работа по теме"Решение задач на проценты и пропорции". "Расчёт норм закладки продуктов, используемых для приготовления различных блюд".
Лабораторно-практическая работа по калькуляции и учёту пищевых продуктов и математике. Технологические карты и таблицы в помощь преподавателю. Исторические сведения о процентах.Методы решения за...
урок в 6 классе "Решение задач на проценты с помощью пропорции"
содержит разработку урока математики в 6 классе на тему "Решение задач на проценты с помощью пропорции"...
Проценты, пропорции
Работа содержит 4 варианта по 57 задач (все прототипы) из раздела В1 открытого банка заданий ЕГЭ....
Презентация к интегрированному уроку по теме: "Проценты. Пропорции"
Презентация к интегрированному уроку по теме: "Проценты. Пропорции"...
Открытый урок в 5 классе по теме "Проценты", "Пропорция"
При изучении в 5 классе темы «Процент» я ввела тему из 6 класса «Пропорция», т.к. решение любого вида задач на проценты сводится к единообразному алгоритму составления пропорции (применяется технологи...
Конспект урока математики по теме: «Масштаб», «Пропорции», «Проценты». 6 класс
Конспект урока: «Масштаб», «Пропорции», «Проценты». 6 класс "Путешествие по Крым"...