Брейн-ринг «М.В. Ломоносов – великий сын России» (9 класс)
классный час по алгебре (9 класс) по теме
Цели игры:
- привитие интереса к различным областям научных знаний;
- развитие волевых усилий в достижении поставленной цели;
- сплочение коллектива параллели 9-х классов;
- формирование чувства патриотизма;
- расширение кругозора учащихся.
Предварительная подготовка:
От каждого класса выбираются участники игры и болельщики(40 участников).
План игры:
- Вступительное слово учителя,
- Просмотр видеофильма о Ломоносове,
- Деление на команды с помощью жеребьёвки. Формируется 8 команд по 5 человек (сборные команды учащихся из разных классов).
- Проведение игры по схеме
- Подведение итогов. Награждение победителей и участников
- Заключительное слово учителя
Ход игры.
Вступительное слово учителя.
19 ноября 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения великого русского учёного-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова.
Россия родила немало
Людей великих на земле.
Во все века одна лишь знала
Об избранных, об их судьбе.
Эпохой каждой восхищала
И всякий раз, не ошибясь,
Ты гениев нам посылала,
За судьбы их всегда молясь.
Одним из них был Ломоносов,
Ученый – энциклопедист,
Поэт, мыслитель и философ,
Историк, материалист.
В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованных русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которые он не внес бы свой вклад. Наша игра посвящена великому сыну России – Михаилу Васильевичу Ломоносову.
Просмотр видеофильма. (6 минут)
Приложение 2 http://rutube.ru/video/967e4b0f47f762c0465490488c72bbe3/?autoStart=true&bmstart=329638
Жеребьёвка.(3 минуты)
Каждый участник вытягивает жетон, вычисляет значение выражения на нём и ищет номер своей команды. Каждая команда придумывает название и девиз.
После этого жюри заносит название команд в свои протоколы и начинается игра.
Основная часть игры.(30 минут)
На ринг приглашается первая пара команд, они получают вопрос, ответив на который раньше соперников команда имеет право выбрать категорию вопроса.
Вопросы:
1. Его обычно извлекают (корень)
2. Часть окружности (дуга)
3. На них учатся (ошибки)
4. Ее выстукивают на барабане и ей стреляют из ружья (дробь)
5. В ромбе они пересекаются под прямым углом (диагонали)
6. Середина диаметра (центр)
7. Дюжина – это сколько (12)
8. Назовите наименьшее натуральное число (1)
9. Какой знак в математике появился благодаря типографской опечатке (процент)
10. Бывает вступительный, бывает выпускной (экзамен)
11. Измеряется транспортиром (угол)
12. Их нужно доказывать (теоремы)
13. График обратной пропорциональности (гипербола)
14. Самое приятное на уроке (звонок)
15. Иногда мы строим ее график (функция)
После выбора категории оглашается вопрос с помощью презентации (Приложение 3). Командам даётся 20 секунд для обсуждения. Первая команда, поднявшая сигнальную карточку, имеет право отвечать. В случае правильного ответа команда получает одно очко. В случае ошибки – право ответа переходит к команде соперников. Если ошиблись и они, то имеет право ответить болельщик и заработать жетон. Категории вопросов команды выбирают по очереди. Каждый раунд состоит из 5 вопросов. Далее происходит смена играющих команд по представленной схеме.
Итог. (5 минут)
Награждается команда – победитель и самые активные болельщики.
Заключительное слово учителя.
В начале ХХ века видный химик и историк науки Павел Иванович Вальден писал: «ЕСЛИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ СЕМЬ ГОРОДОВ СПОРИЛИ МЕЖДУ СОБОЮ, КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ СЛАВА СЛЫТЬ РОДНЫМ ГОРОДОМ ГОМЕРА, ТО НЫНЕ В РОССИИ БОЛЕЕ СЕМИ НАУК СПОРЯТ МЕЖДУ СОБОЮ О ПРАВЕ И ЧЕСТИ СЧИТАТЬ ЛОМОНОСОВА СВОИМ ОСНОВАТЕЛЕМ ИЛИ ПЕРВЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ».
Пусть и сегодня Ломоносов будет примером для нынешнего поколения, которое должно стремиться сохранять и приумножать духовные ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.doc | 1.67 МБ |
prilozhenie_1.doc | 46.5 КБ |
prilozhenie_3.ppt | 1.97 МБ |
prilozhenie_4.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Б. Шергин
Ломоносов – художник. Вопрос 1. смальты Открыл секрет изготовления …
В каком жанре создано большинство мозаик Ломоносова? Ломоносов – художник. Вопрос 2. Портрет
Ломоносов – художник. Вопрос 3. Почётным членом какой Академии был избран Ломоносов? Петербургской Академии художеств
Ломоносов – художник. Вопрос 4. Существует ли мозаичный портрет самого Ломоносова? Существует единственный мозаичный портрет М.В.Ломоносова, выполненный Андреем Манджосом в 2011 году.
Ломоносов – художник. Вопрос 5. Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвященное одной из великих побед русского оружия. Какую битву изображает эта картина? Полтавскую битву
Ломоносов – художник. Вопрос 6. Где находится мозаика Ломоносова, изображённая на фотографии? В здании Академии наук в Санкт - Петербурге
Химия. Вопрос 1. Ответ : Диплом профессора химии Какой документ Ломоносова представлен на фотографии?
Химия. Вопрос 2. Ответ : химическая лаборатория Что было построено и оборудовано по чертежам Ломоносова в начале 1748 года при Академии наук?
Химия. Вопрос 3. Ответ : мозаика Какое древнее искусство Ломоносов возродил, благодаря своим занятиям химией?
Химия. Вопрос 4. Ответ :производство стекла Развитие какого химического производства связано с именем Ломоносова?
Химия. Вопрос 5. Ответ : физическая химия Ломоносов обосновал необходимость привлечения физики для объяснения химических явлений и предложил для теоретической части химии название «…», а для практической части – «техническая химия».
Химия. Вопрос 6. Ответ : молекулы. Что называл корпускулами Ломоносов?
Физика. Вопрос 1. Ответ : ночезрительная труба Как называется прибор, изображённый на рисунке?
Физика. Вопрос 2. Ответ : агрегатных В рамках теории строения вещества и материи Ломоносов объяснял причины … состояний веществ (твёрдое, жидкое, газообразное).
Физика. Вопрос 3. Какой физический закон был открыт М.В. Ломоносовым? Ответ : закон сохранения материи
Физика. Вопрос 4. Ответ : Венера На какой планете Ломоносовым была открыта атмосфера?
Физика. Вопрос 5. Ответ : электрическую Ломоносов с Рихманом в России и Б. Франклин в Америке провели оригинальные научные эксперименты и доказали … природу грозовых разрядов.
Физика. Вопрос 6. Ответ : Леонарду Эйлеру В письме к какому учёному Ломоносовым был сформулирован один из фундаментальных законов природы?
«Арифметика» Л.Ф. Магницкого Вопрос 1. Ответ : 6000р.; 6000р.; 12000р. Некто оставил в наследство жене, дочери и трем сыновьям 48000 тысяч рублей и завещал жене 1/8 всей суммы, а каждому из сыновей вдвое больше, чем дочери. Сколько досталось каждому из наследников?
Ответ : 4,8 рубля Некий человек нанял работника на год, обещав ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот по случаю, проработав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойную плату с кафтаном. Ему дали по достоинству 5 рублей и кафтан. Какой цены был оный кафтан? «Арифметика» Л.Ф. Магницкого Вопрос 2.
Ответ : 35 дней «Арифметика» Л.Ф. Магницкого Вопрос 3. Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а со женою выпьет ту же кадь в 10 дней. И ведательно есть: в колико дней жена его особно выпьет таежо кадь?
Ответ : 36 дней. Хозяин нанял работника с таким условием: за каждый день, проработанный им, он будет платить ему 20 копеек, а за каждый нерабочий день – вычитать по 30 копеек. По прошествии 60 дней работник ничего не заработал. С колько было рабочих дней? «Арифметика» Л.Ф. Магницкого Вопрос 4.
Ответ : 10 и 120 орехов «Арифметика» Л.Ф. Магницкого Вопрос 5. Чтобы порадовать внуков, дед купил для них орехи. Говорит дед внукам: «Вот вам 130 орехов. Разделите их на две части так, чтобы меньшая часть, увеличенная в четыре раза, была бы равна большей части, уменьшенной в три раза. Что за части?
Ответ : 44 стопы «Арифметика» Л.Ф. Магницкого Вопрос 6. Случилось некоему человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота 117 стоп. И обрете лестницу долготою 125 стоп. И ведати хощет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены остояти имать.
Кот в мешке. Вопрос 1. Ответ : профессора химии Звание профессора какой науки получил Ломоносов 25 июля 1745 года, став полноправным членом Петербургской Академии наук?
Кот в мешке. Вопрос 2. Ответ : Московский университет В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан … , «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
Кот в мешке. Вопрос 3. Ответ: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны в 1747 году » В каком произведении М. В. Ломоносов воспел гимн науке? … Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде.
Кот в мешке. Вопрос 4. Ответ : Стокгольмской и Болонской В конце жизни Ломоносов был избран в почётные члены двух академий. Каких?
Кот в мешке. Вопрос 5. Ответ : о математике О какой отрасли знаний М.В.Ломоносов сказал: "...Почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно..."
Кот в мешке. Вопрос 6. Ответ : «Российская грамматика» Разработал правила русского языка, составил книгу «…»
Биография. Вопрос 1. Ответ : Мишанинская (позднее объединена с Денисовкой) Назовите родную деревню Михаила Васильевича Ломоносова
Биография. Вопрос 2. Ответ : ноябрь В каком месяце родился Михаил Васильевич Ломоносов?
Биография. Вопрос 3. Ответ : «Грамматика» и «Арифметика» Назовите первые учебные книги Ломоносова
Биография. Вопрос 4. Ответ : С обозом мороженой рыбы. Будущий учёный и писатель в 19 лет тайком отправился учиться в Москву. Как он добирался до столицы?
Биография. Вопрос 5. Ответ : Славяно-греко-латинская академия В какое старейшее высшее учебное заведение Московского государства, основанное в XVII в, поступил учиться Ломоносов в 1731 году?
Биография. Вопрос 6. Ответ : 1735 В ноябре … года в числе 12-ти лучших учеников отправили в Петербургскую академию наук.
Высказывания. Вопрос 1. Ответ : химии Стремящийся к ближайшему изучению … должен быть сведущ и в математике. (М. В. Ломоносов)
Высказывания. Вопрос 2. Ответ : ум Математику уже затем учить надо, что она … в порядок приводит. (М. В. Ломоносов)
Ответ : математика Все, что до этого было в науках: гидравлика, аэрометрия, оптика и других темно, сомнительно и недостоверно, … сделала ясным, верным и очевидным. (М.В. Ломоносов) Высказывания. Вопрос 3.
Ответ : лучшее Ошибки замечать не много стоит: дать нечто … – вот что приличествует достойному человеку. (М.В. Ломоносов) Высказывания. Вопрос 4.
Ответ : физик Слеп … без математики (М.В. Ломоносов) Высказывания. Вопрос 5.
Ответ : глаз Химия – правая рука физики, математика – ее … (М.В. Ломоносов) Высказывания. Вопрос 6.
Великие о Ломоносове. Вопрос 1. Ответ : отечеству Страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только ... Н.Г.Чернышевский.
Великие о Ломоносове. Вопрос 2. Ответ : Н. А. Некрасов Кто автор этих строк: «Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик»?
Великие о Ломоносове. Вопрос 3. Ответ : монументом Если гений и дарования ума имеют право на благодарность народов, то Россия должна Ломоносову … Н.М.Карамзин.
Великие о Ломоносове. Вопрос 4. «М.В.Ломоносов был великий человек... Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Назовите автора этих слов. Ответ : А.С. Пушкин
Великие о Ломоносове. Вопрос 5. Ответ : Н.В. Гоголь Кто автор знаменитого высказывания о Ломоносове: «Сила восторга превратила натуралиста в поэта».
Великие о Ломоносове. Вопрос 6. Ответ : А.С. Пушкин Кто автор знаменитого высказывания о Ломоносове: Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник»?
« ЕСЛИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ СЕМЬ ГОРОДОВ СПОРИЛИ МЕЖДУ СОБОЮ, КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ СЛАВА СЛЫТЬ РОДНЫМ ГОРОДОМ ГОМЕРА, ТО НЫНЕ В РОССИИ БОЛЕЕ СЕМИ НАУК СПОРЯТ МЕЖДУ СОБОЮ О ПРАВЕ И ЧЕСТИ СЧИТАТЬ ЛОМОНОСОВА СВОИМ ОСНОВАТЕЛЕМ ИЛИ ПЕРВЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ » П. И. Вальден
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ломоносов - великий сын России
Вклад М.В.Ломоносова в развитие российской науки - огромный. Он заявил о себе как лингвист, физик. химик, естествоиспытатель, художник. Представленная статья - результат работы творческих групп в ходе...
Веб квест "Ломоносов-великий сын России"
Веб квест ”Ломоносов – великий сын России»- занятие, ориентированное на учащихся, вовлечённых в учебный процесс.Работу по поиску информации в сети Интернет, (что предполагает веб квест), учащиеся выпо...
М.В.Ломоносов - великий сын России.Конкурс - игра.
М.В.Ломоносов - великий сын России.Конкурс - игра....
Презентация. М.В. Ломоносов - великий сын России.
Михаил Васильевич Ломоносов- великий сын России....
«Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России» (Обобщающий урок на основе проектной деятельности). 6 класс.
Разработка технологической карты урока по теме "Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России" в соответствии с ФГОС ООО....
Презентация "М.В. Ломоносов - великий сын России" 8-9 класс.
Презентацию можно использовать во внеклассной работе по предмету химии (кружках, элективных курсах, классных часах)....
Брейн-ринг "Ломоносов - великий сын России"
Цели игры: привитие интереса к различным областям научных знаний; развитие волевых усилий в достижении поставленной цели; сплочение коллектива параллели; формирование чувства патриотизма; расшире...