Брейн-ринг "Ломоносов - великий сын России"
классный час

Анашкина Оксана Михайловна
Цели игры:
 привитие интереса к различным областям научных знаний;
 развитие волевых усилий в достижении поставленной цели;
 сплочение коллектива параллели;
 формирование чувства патриотизма;
 расширение кругозора учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_lomonosov-_velikiy_syn_rossii.docx23.04 КБ
Файл lomonosov.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Игра «Ломоносов – великий сын России»

Цель: воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова.

Задачи:

  1. Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества.
  2. Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.

Тип урока: урок применения полученных ранее знаний, формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Ход урока:

 Учитель: Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) — нашего первый великий русский ученый. Известно, что он был первым русским академиком среди приехавших по пятилетним контрактам иностранцев. Он занимался таким количеством вопросов, что 70 лет спустя после его смерти Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом».

 Ломоносов не был поверхностным дилетантом ни в одной из областей своих исследований. Он проводил свои исследования очень въедливо, продолжая думать и развивать свои результаты годами. Но, самое главное — не раз выводы его были настолько глубокими, что ставили в тупик и современников, и последующие поколения (до нас включительно).

Сегодня в центре  нашего внимания участников урока передовые идеи ученого о развитии отечественной культуры, науки, образования, явившиеся основой для разработки национальной просветительской концепции.

I тур

Биография

10. Во сколько лет Ломоносов первый раз вышел с отцом в море? (10 лет)

20. Во сколько лет Ломоносов научился читать? (в 12 лет)

30. В декабре 1730 года без ведома отца ушёл в Москву. Как Ломоносов добрался до Москвы? (В декабре 1730 года Ломоносов отправился с рыбным обозом в Москву).

40. Назови книги и авторов, которые Ломоносов назвал “вратами своей учёности”  (Грамматика” Мелентия Смотрицкого и “Арифметика” Леонтия Магницкого).

50. Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:

   - Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!

    - Дядь, достань воробушка!

     Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, - шептались школяры.

      Во сколько лет Ломоносов начал учиться в Москве? (19 лет)

Литература

10.   Основоположник русской торжественной (обращённой к правителям) и философской… (оды)

20.         В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию….( трёх «штилей»)

30. Продолжи знаменитые строки: «Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет…(бездне- дна)

40. Он написал первую русскую …..(грамматику)

50. Продолжи известные строки:

«Науки юношей питают …..( Отраду старым подают»)

Астрономия

10. Назови предмет, который изобрёл Ломоносов для наблюдения в сумерках и в светлые ночи (Ночезрительную трубу)

20. Назовите крупнейшее достижение Ломоносова в области астрономии (Открытие атмосферы на Венере)

30. Какому небесному телу посвятил следующие строчки Ломоносов:
"Там огненны валы стремятся

И не находят берегов,  

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни как вода кипят,  

Горящи там дожди шумят".  

(Солнце)

40. Как Ломоносов объяснял происхождение свечения хвостов комет?

(На основе своих представлений о природе электричества он выдвинул оригинальную теорию строения и состава комет, в которой подчёркивается роль электрических сил в свечении хвоста и головы кометы.)

50.      Защищая взгляды Коперника, Ломоносов, кроме научных доводов, прибегает к шутке. У него есть стихотворение, в котором один из героев на бытовом примере доказывает истинность взглядов Коперника. Как ответил он спорящим учёным?

Повар:

«Что в том Коперник прав,

 Я правду докажу, на Солнце не бывав

Кто видел простака из поваров такого…

(Который бы вертел очаг кругом жаркого?")

Физика

10. Интересно, что во времена Ломоносова с грозой пытались бороться колокольным звоном, и при этом нередко атмосферным электричеством убивало звонарей. Бессильный бороться с этим обычаем, Ломоносов советовал звонарям хотя бы использовать….. (длинные веревки)

20. Составьте знаменитое  изречение М. В. Ломоносова 

затем

          математику

                                следует

                                                 ум

                                                           уже

                                                 учить

                                        что

                       в порядок

               она

приводит

(« Математику  уже затем учить следует, что  она ум в порядок приводит»)

30. Какое атмосферное явление пытался объяснить Ломоносов с помощью данной иллюстрации? ( Научная теория атмосферного электричества- попытка объяснить происхождение молнии )

40. Назовите явление, которое описывает Ломоносов в этих строках:

 С полночных стран встаёт заря!

 Не солнце ль ставит там свой трон?

 Не льдисты ль мещут огнь моря?

 Се хладный пламень нас покрыл!

 Се в ночь на землю день вступил!

(Северное сияние )

50. Назовите фамилию учёного, который вместе с Ломоносовым проводил опыты по электричеству во время грозы и погиб от сильного удара молнии  (Рихман)

Химия

10. Ломоносов создал в России первую… (В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.)

20. В декабре 1759 года М. В. Ломоносов и И. А. Браун первыми получили ртуть…. Какую? ( В твердом состоянии)

30. Как называется цветное непрозрачное стекло, производимое Ломоносовым? (смальта)

40. Ломоносов утверждал, что тела состоят из мельчайших подвижных частиц. Из каких частиц состоят тела?  (атомов и молекул)

50. «Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования»

Какой закон описывал Ломоносов?

Мореплавание

10. Ломоносов усовершенствовал прибор для определения времени и широты. Он разработал конструкцию  с четырьмя улитками и четырьмя пружинами. Каждую пружину следовало заводить в разное время суток (через 6 ч), благодаря чему значительно увеличивалась равномерность хода . М. В. Ломоносов уделял внимание и вопросам правильной установки прибора на кораблях

Что это за прибор? (Морской хронометр)

20. Ломоносов изобрел прибор для определения дрейфа (сноса корабля под влиянием ветра). В первом варианте этот прибор состоял из квадранта Q, указателя h со спицей F, линия к длиной в 40 сажень и палки I, предназначенной для опускания в воду. При движении судна линь должен был поворачивать указатель на соответствующий угол сноса корабля

Что это за прибор? (Клизеометр)

30. Чтобы обеспечить мореплавателей надёжными измерительными средствами счисления пути корабля, Ломоносов изобрёл этот прибор. 

Как вы думаете, что это за устройство? (Компас больших размеров).

40. Ломоносов изобрел устройство, учитывающее движение корабля под действием килевой качки, приборы для определения направления и скорости течения. 

А вы знаете как назвал этот прибор Ломоносов? (Циматометр).

50. Этим астрономическим прибором моряки издавна пользуются для определения высоты светила в небе. Ломоносов усовершенствовал и его.

Как называется это устройство? (Секстант).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ: подсчет баллов, набранных игроками.

Учитель: Сегодня на уроке мы вспоминали открытия русского ученого М.В. Ломоносова. Невозможно не согласиться со словами А. С. Пушкина:

"Ломоносов был великим человеком.

Он создал первый русский университет.

Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом..." 

В честь Ломоносова названы:

  •  подводный хребет в Северном Ледовитом океане;
  •  кратер на обратной стороне Луны  

          (координаты +98о, + 27о, диаметр 92 километра);

        - кратер диаметром 150 км на севере Марса (8о, +65о);

  • астероид № 1379

В 1956 году за выдающиеся работы в области естествознания Академия Наук СССР учредила Золотую медаль им М.В.Ломоносова.

Имя Ломоносова носит многопредметный турнир школьников, который проводится в Москве с 1978 года, и олимпиада МГУ, учреждённая в 2005 году.

А эти строки Ломоносова мне хотелось бы прочитать как напутствие вам:

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

10 20 30 40 50 Биография ? ? ? ? ? Литература ? ? ? ? ? Астрономия ? ? ? ? ? Физика ? ? ? ? ? Химия ? ? ? ? ? Мореплавание ? ? ? ? ? Первый тур

Слайд 2

Биография 10 Во сколько лет Ломоносов первый раз вышел с отцом в море? Следующий вопрос

Слайд 3

Биография 20 Во сколько лет Ломоносов научился читать? Следующий вопрос

Слайд 4

Биография 30 В декабре 1730 года без ведома отца ушёл в Москву. Как Ломоносов добрался до Москвы? Следующий вопрос «Юноша Ломоносов на пути в Москву» Художник Н.И.Кисляков forum-history.ru

Слайд 5

Биография 40 Назови книги и авторов, которые Ломоносов назвал “вратами своей учёности” Следующий вопрос Грамматика” Мелентия Смотрицкого и “ Арифметика” Леонтия Магницкого Юноша Ломоносов за книгой. Барельеф П.П.Забелло , 1892

Слайд 6

Биография 50 Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла , они подняли его на смех: - Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться! - Дядь, достань воробушка! Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, - шептались школяры. Во сколько лет Ломоносов начал учиться в Москве? Следующий вопрос

Слайд 7

Литература 10 Основоположник русской торжественной (обращённой к правителям) и философской… Следующий вопрос оды fabrikaglamura.ru

Слайд 8

Литература 20 В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию…. Следующий вопрос трёх «штилей» good-in.ru

Слайд 9

Литература 30 « Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет…. Продолжи знаменитые строки: Следующий вопрос бездне — дна »

Слайд 10

Литература 40 Он написал первую русскую ….. Следующий вопрос грамматику

Слайд 11

Литература 50 «Науки юношей питают ….. Продолжи известные строки: Следующий вопрос Отраду старым подают » http://fotki.yandex.ru/users/o…

Слайд 12

астрономия 10 Назови предмет, который изобрёл Ломоносов для наблюдения в сумерках и в светлые ночи Следующий вопрос blogs.privet.ru

Слайд 13

Астрономия 20 Назовите крупнейшее достижение Ломоносова в области астрономии Следующий вопрос

Слайд 14

Астрономия 30 Следующий вопрос Какому небесному телу посвятил следующие строчки Ломоносов: "Там огненны валы стремятся И не находят берегов, Там вихри пламенны крутятся, Борющись множество веков; Там камни как вода кипят, Горящи там дожди шумят"

Слайд 15

Астрономия 40 Следующий вопрос Как Ломоносов объяснял происхождение свечения хвостов комет?

Слайд 16

Астрономия 50 Защищая взгляды Коперника, Ломоносов, кроме научных доводов, прибегает к шутке. У него есть стихотворение, в котором один из героев на бытовом примере доказывает истинность взглядов Коперника. Как ответил он спорящим учёным? Повар: «Что в том Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав Кто видел простака из поваров такого… Следующий вопрос Который бы вертел очаг кругом жаркого?"

Слайд 17

физика 10 Интересно, что во времена Ломоносова с грозой пытались бороться колокольным звоном, и при этом нередко атмосферным электричеством убивало звонарей. Бессильный бороться с этим обычаем, Ломоносов советовал звонарям хотя бы использовать….. Следующий вопрос

Слайд 18

физика 20 затем математику следует ум уже учить что в порядок она приводит Следующий вопрос Составьте знаменитое изречение М. В. Ломоносова « Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» vmireinteresnogo.com

Слайд 19

Физика 30 Следующий вопрос Иллюстрация, приложенная М. В. Ломоносовым к «Слову о явлениях воздушных" Какое атмосферное явление пытался объяснить Ломоносов с помощью данной иллюстрации? ras.ru

Слайд 20

Физика 40 Следующий вопрос Назовите явление, которое описывает Ломоносов в этих строках: С полночных стран встаёт заря! Не солнце ль ставит там свой трон? Не льдисты ль мещут огнь моря? Се хладный пламень нас покрыл! Се в ночь на землю день вступил! scilib-technics.narod.ru

Слайд 21

Физика 50 Назовите фамилию учёного, который вместе с Ломоносовым проводил опыты по электричеству во время грозы и погиб от сильного удара молнии Следующий вопрос http://tusiks.ucoz.ru/photo/47

Слайд 22

Химия 10 Ломоносов создал в России первую… Следующий вопрос В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. pitersight.ru

Слайд 23

Химия 20 В декабре 1759 года М. В. Ломоносов и И. А. Браун первыми получили ртуть…. Какую? Следующий вопрос

Слайд 24

Химия 30 Как называется цветное непрозрачное стекло, производимое Ломоносовым? Следующий вопрос смальта

Слайд 25

Химия 40 Ломоносов утверждал, что тела состоят из мельчайших подвижных частиц. Из каких частиц состоят тела? Следующий вопрос

Слайд 26

химия 50 « Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования» Какой закон описывал Ломоносов? Следующий вопрос

Слайд 27

Мореплавание 10 Ломоносов усовершенствовал прибор для определения времени и широты. Он разработал конструкцию с четырьмя улитками и четырьмя пружинами. Каждую пружину следовало заводить в разное время суток (через 6 ч), благодаря чему значительно увеличивалась равномерность хода . М. В. Ломоносов уделял внимание и вопросам правильной установки прибора на кораблях Что это за прибор? Следующий вопрос Морской хронометр http://goodcoins.narod.ru/anti… …

Слайд 28

Мореплавание 20 Ломоносов изобрел прибор для определения дрейфа (сноса корабля под влиянием ветра). В первом варианте этот прибор состоял из квадранта Q, указателя h со спицей F, линия к длиной в 40 сажень и палки I, предназначенной для опускания в воду. При движении судна линь должен был поворачивать указатель на соответствующий угол сноса корабля Что это за прибор ? Следующий вопрос http://school.baltinform.ru/files/3/documents_13712_file.ppt

Слайд 29

Мореплавание 30 Чтобы обеспечить мореплавателей надёжными измерительными средствами счисления пути корабля, Ломоносов изобрёл этот прибор. Как вы думаете, что это за устройство? Следующий вопрос Компас больших размеров http://school.baltinform.ru/files/3/documents_13712_file.ppt

Слайд 30

Мореплавание 40 Ломоносов изобрел устройство, учитывающее движение корабля под действием килевой качки, приборы для определения направления и скорости течения. А вы знаете как назвал этот прибор Ломоносов? Следующий вопрос Циматометр http://school.baltinform.ru/files/3/documents_13712_file.ppt

Слайд 31

Мореплавание 50 Этим астрономическим прибором моряки издавна пользуются для определения высоты светила в небе. Ломоносов усовершенствовал и его. Как называется это устройство? Следующий вопрос http://www.koshkindom.com.ua/h…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к беседе "Великие полководцы России"

Великие полководцы России прославлены своим умением управлять войсками. Биографии полководцев Великой Отечественной войны наполнены героизмом, преданностью родине, полной самоотдачей. Советские ...

Ломоносов - великий сын России

Вклад М.В.Ломоносова в развитие российской науки - огромный. Он заявил о себе как лингвист, физик. химик, естествоиспытатель, художник. Представленная статья - результат работы творческих групп в ходе...

Веб квест "Ломоносов-великий сын России"

Веб квест ”Ломоносов – великий сын России»- занятие, ориентированное на учащихся, вовлечённых в учебный процесс.Работу по поиску информации в сети Интернет, (что предполагает веб квест), учащиеся выпо...

элективный курс "Великие полководцы России"

Роль и место элективного курса «Великие полководцы России» в подготовке учащихсяв комплексе с гуманитарными и филологическими дисциплинами заключается в обеспечении всестороннего развития личнос...

М.В.Ломоносов - великий сын России.Конкурс - игра.

М.В.Ломоносов - великий сын России.Конкурс - игра....

Презентация. М.В. Ломоносов - великий сын России.

Михаил Васильевич Ломоносов- великий сын России....

классный час "Великие личности России. Петр I."

классный час проводится в рамках празднования Года истории в России...