Урок на тему "Частота и вероятность случайного события"
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме
Методическая разработка урока по теории вероятностей для 10-11 класса. Содержит практическую работу и творческое домашнее задание. План урока отражает общие компетенции, формируемые на каждом этапе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chastota_i_veroyatnost.docx | 288.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ СПО СО Первоуральский политехникум
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ТЕМЕ: «ЧАСТОТА И ВЕРОЯТНОСТЬ СЛУЧАЙНОГО СОБЫТИЯ»
Разработчик: Должность: Категория: | Ногина Наталья Александровна преподаватель математики высшая |
Первоуральск
2012
Цели:
Развивающая: создание условий для развития логического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: создание условий для воспитания ответственности за свои действия.
Образовательная: сформировать понятия частота и вероятность случайного события, сформировать представление о законе больших чисел.
План урока:
№ | Этапы урока | Содержание деятельности учащихся | Формируемые компетенции и универсальные учебные действия |
1 | Орг-момент | Настрой на работу, организация рабочего места | Эмоционально - психологические |
2. | Постановка проблемы |
| Компетенции самосовершен ствования и регулятивные УУД |
3. | Выполнение практической работы | 2. Актуализация знаний. Осуществляют поиск информации, отвечают на вопросы. 3. Деятельностный этап. В парах проводят испытания №1 – подбрасывание монеты и №2 – подбрасывание пуговицы. 4. Этап анализа и обобщения. Заполняют общую таблицу, находят обобщенную погрешность, делают выводы. | Эмоционально - психологические |
Регулятивные Социальные (коммуникативные УУД Аналитические (познавательные УУД) | |||
4. | Закрепление нового материала | 5. Творческий этап. Усвоение нового способа действий: применение нового способа - действий к частным задачам. Объяснение расположения букв на клавиатуре компьютера. 6. Этап совершенствования модели. Применение модели к решению практических задач. | Творческие Компетенции самосовершен ствования и регулятивные УУД |
5. | Домашнее задание | Запись домашнего задания. | Регулятивные |
Этап постановки проблемы.
Преподаватель: предлагаю Вам следующую ситуацию:
Вы собираетесь играть в волейбол с командой другой группы. Судья перед началом игры подбрасывает монетку, чтобы определить какая из команд начинает игру. Может ли судья вместо монеты использовать пуговицу с «ножкой»? Почему?
Учащиеся отвечают:
- нельзя, так как шансы начать игру будут разные;
- надо подбрасывать монету, так как «орел» и «решка» появляются одинаково;
- с монетой будет справедливее;
- можно, пуговица падает так же как монета.
Этап актуализации знаний.
Преподаватель: Ребята, давайте вместе поищем ответы на вопросы:
- Выпадение «орла» при броске монеты событие случайное?
- Какое событие называется случайным?
- Что такое вероятность случайного события?
- По какой формуле находится вероятность случайного события?
- Что называется относительной частотой случайного события?
- В чем отличие частоты от вероятности?
Учащиеся находят ответы:
- Событие называется случайным, если может произойти или нет при одних и тех же условиях.
- Вероятностью случайного события называется отношение числа благоприятных случаев (исходов) к общему числу случаев (исходов).
- Вероятность события А вычисляется по формуле Р(А) =
- Относительная частота (частость) – это отношение числа испытаний, в которых появилось событие А, к общему числу произведенных испытаний. W(A)=
- Отличие состоит в том, что вероятность – величина теоретическая, а частота - экспериментальная
Этап проведения экспериментов.
Преподаватель: предлагаю Вам провести две серии испытаний и проверить
насколько отличаются эти две величины. Влияет ли на это отличие число произведенных испытаний?
Учащиеся выполняют практическую работу, работая в парах
Испытание №1 .
Подбрасывание пуговицы.
Подбрасываем пуговицу на ножке 100 раз, из них ножкой вниз пуговица выпала _____ раз.
Относительная частота равна W = = _____
Испытание 2.
Подбрасывание монеты.
Подбрасываем монету 100 раз, орел выпал ____ раз. Находим относительную частоту появления «орла» W = = ____
Вероятность появления «орла» равна Р = = 0,5
Найдем абсолютную погрешность Δ = |Р - W| = _____________________
Относительная погрешность δ = = ________
Этап анализа и обобщения.
Преподаватель: Ребята, а можем ли мы теперь объяснить действия судьи, опираясь на полученные результаты испытаний?
Учащиеся: Да. Результаты испытаний показывают, что частота выпадения пуговицы ножкой вниз значительно отличается от 0,5, поэтому шансы команд начать игру будут различны, а этого нельзя допустить.
Преподаватель: А теперь предлагаю обобщить результаты второго испытания. Занесем результаты в общую таблицу:
№ пары | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Частота W |
Найдем среднюю частоту выпадения орла для всей группы по формуле:
W = (W1 + W2 + W3 + … + Wn) : n = _____
Теперь абсолютная погрешность Δ = |Р - W| = _____________________
относительная погрешность δ = = ________
Преподаватель: Это больше или меньше, чем погрешность в паре?
Учащиеся: Меньше!
Преподаватель: А если увеличить число испытаний в 5, в 10 раз?
Учащиеся: Относительная погрешность будет еще меньше.
Преподаватель: Как вы думаете, при каком числе испытаний частота и вероятность практически совпадут?
Учащиеся: Число испытаний должно быть большим.
Преподаватель: Я бы уточнила «достаточно большим». Тогда мы получаем закон больших чисел, лежащий в основе теории вероятностей. Попробуем его сформулировать?
Учащиеся: формулируют (с помощью преподавателя) закон больших чисел: «При достаточно большом числе испытаний относительная частота случайного события совпадает с его вероятностью».
Творческий этап.
Преподаватель: Вы видите клавиатуру компьютера практически каждый день. Задумывались ли Вы, почему буквы расположены не по порядку? Попробуйте объяснить это с позиции нового понятия «относительная частота».
Указание: проведите испытание № 3 «Подсчет букв», для этого возьмите любой печатный текст, отметьте часть текста и подсчитайте общее количество букв, и число букв «О» и «Ф». Определите для этих букв относительную частоту и вероятность.
Домашнее задание:
- Подобрать примеры случайных событий, которые подчиняются закону больших чисел.
- Напишите мини-рассуждение на тему: «Вася купил булочку с изюмом, но изюма в ней не оказалось. Стоит ли Васе подавать в суд на хлебокомбинат?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
случайные события. вероятность случайного события
решение простейших задач нахождения вероятностей используя определение вероятности...
Частота и вероятность случайных событий. Классическая схема определения вероятности.
Частота и вероятность случайных событий. Классическая схема определения вероятности....
Презентация урока по математике 6 класс по теме: "Случайные события. Вероятность случайного события"
Сформировать у учащихся представление о случайном событии, вероятности случайного события, достоверном и невозможном событиях, равновероятных событиях....
Предмет теории вероятности. Вероятность случайного события.
О некоторых событиях мы твердо можем сказать, что они произойдут. В наступлении других событий мы не так уверены.Например, в самый жаркий солнечный день мы твердо уверены, что лето кончится, наступит ...
Открытый урок по математике 6 класс по теме: Случайные собятия. Вероятность случайного события. Мерзляк
Открытый урок в рамках конкурса Учитель года-2018. Урок проводился в 6 классе. Введется групповая работа, применяется технология проблемного обучения....
Серия уроков на тему "Случайные события. Вероятность случайного события" по учебнику Мерзляка для 6 класса.
Ниже представлены конспекты уроков по ФГОС: урок нового материала, урок повторения и закрепления материала, а так же урок проверки и коррекции умений и навыков....
Технологическая карта урока по теме: « Случайные события. Вероятность случайного события»
Технологическая карта урока по теме: « Случайные события. Вероятность случайного события»...