Методическая разработка по математике "Готовимся к ГИА".
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

                   С 2010-11 учебного года я  являюсь экспертом предметной комиссии государственной итоговой аттестации 9 классов в новой форме в Республике Татарстан по математике. Идея этого урока возникла, когда приходилось снижать баллы ученикам по большому счету из-затого, что им  не до конца разъяснили     инструкции по оформлению работ, не ознакомили с критериями оценивание выполнения задания второй части..

Материал предназначен для 

  • устранения часто встречающихся ошибок при записи ответов в заданиях первой части, неправильных исправлений при невнимательном  первоночальном решении;
  • ознакомления с критериями оценивания и правильного оформления заданий второй части;
  • формированию заинтересовонности. настойчивости, гибкости мышления для достижения высоких результатов.

Если форма проведения урока приемлема для вашего класса, вопросы легко заменяемы, согласно уровню подготовки учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_likvidaciya_probelov_gia.docx799.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Урок-соревнование  по теме: «Готовимся к ГИА»

Урок математики  в 9 классе МБОУ «Лицей № 4 г. Азнакаево» РТ

Учитель: Бадертдинова В.Г.

Цель:        

  1. ликвидация пробелов оформления работ ГИА;
  1. устранение часто встречающихся ошибок при оформлении ответов в заданиях первой части;
  2. ознакомление с критериями оценивания и оформление  задания №21;
  3. Формирование заинтересованности, настойчивости и самоконтроля.

Оборудование к уроку:

  1. Бланки оформления работ.
  2. Фишки - треугольники штук 60 штук.
  3. Тест «Соотношения между сторонами и углами треугольника (Можно любой на усмотрение учителя),
  4. Презентация «Готовимся к ГИА».

Ход урока:

  1. Сообщение темы  и цели урока (Слайды№1-2). 

Среди типичных недочетов и недостатков, которые были выявлены при проверке письменных решений заданий первой части – это использование  ручек, несоответствующих требованиям, неправильная запись ответов,  неправильные исправления, использование полей экспертов и др. Не очень хорошо обстоит дело и Модулем «Геометрия».

Во второй части экзаменационной работы неверное употребление математической терминологии и символики, отсутствие, либо не до конца доведённый ответ на поставленный вопрос при имеющемся правильном ходе решения задания,  наличие чертежа, графика,  выполненных с помощью карандаша. На этом уроке мы постараемся ликвидировать эти ошибки.

  Мы проведем « Игру -  соревнование» 2 команд по теме «Мы сдаем ГИА».

 Класс мы делим на 2 команды. Капитанов выберем сами после устного опроса. Нужны будут  эксперты для проверки работ учащихся и помощник, для распределения фишек при правильном ответе.

  1. Актуализация знаний, умений навыков.

Сейчас надо ответить на вопросы из КИМов ГИА по модулю «Геометрия», за правильный ответ ученики получают фишки (из цветной бумаги вырезанные маленькие треугольники).

Устный счет:      Ответы на вопросы теста:  

« Соотношения между сторонами и углами треугольника». (Задания проецируются на экран (слайды№3-4)).

1. Как называются стороны прямоугольного треугольника?

а) ребро, ребро, гипотенуза   б) катет, катет, гипотенуза  в) ребро, катет, гипотенуза

г) катет, гипотенуза, гипотенуза

2. Чему равен катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла 30º?

а) гипотенузе  б)   гипотенузы В)   гипотенузы г)   гипотенузы

3. Сумма углов треугольника равна … а) 120º Б) 180º в) 270º г) 360º

4. Какое из утверждений описывает неравенство треугольника?

а) В треугольнике против большего угла лежит большая сторона.

б) В треугольнике против большей стороны лежит больший угол.

в) В прямоугольном треугольнике гипотенуза больше катета.

Г) Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон

5. Какое из утверждений не является признаком равенства прямоугольных треугольников?

а) Если катеты одного прямоугольного треугольника соответственно равны катетам другого, то такие треугольники равны.

б) Если катет и прилежащий к нему острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны  катету и прилежащему к нему острому углу другого, то такие треугольники равны.

В) Если два острых угла одного прямоугольного треугольника соответственно равны двум острым углам другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны.

г) Если гипотенуза и острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и острому углу другого, то такие треугольники раны.

6. Найдите углы треугольника АВС, если .

.

7. В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС проведена высота АМ. Найдите , если .

(После проведения теста, из тех учеников, которые заработали  фишки, выбираются 3 эксперта и 2 капитана).

  1. Формирование умений и навыков.  

Конкурс  «Регистрация участников соревнования»

 (Слайд Бланк№1 ГИА).

Для проведения ГИА нет единых   бланков,  их утверждают регионы, но они все включают обязательные поля для заполнения. Правила заполнения едины, так как есть бланк компьютерного тестирования. Сейчас мы все заполним бланк регистрации, согласно утвержденным требованиям.

      Все ученики работают с бланками. Оценивается в первую очередь правильное оформление и затем учитывается скорость выполнения. Задача: Оформить бланк регистрации согласно  инструкции по оформлению работ. Заполняете  только первую часть  бланка. У всех на партах гелевые ручки и бланк №1 (бланк регистрации). Ученики заполняют первую часть  бланк регистрации, использую символы на линейке - образце  из бланка.

Бланки собираются, их проверяют эксперты.   Остальные ученики работают  с бланками №2.

  1. Объяснение учителя. Работа со всем классом.

Ознакомление с критериями оформления работы №21. (Слайд №5)  Информация на экране. Пример  №1.

Пример №2( Слайд№6-7)

х2у +1-х2-у= х2у- х2 +1-у= х2(у-1)-1(у-1)=( х2-1)(у-1)

За решение выставляется 1 балл,  так как оно не содержит ошибок, но разложение на множители не доведено до конца.

х2у +1-х2-у= х2(у-1)+1-у=( х2  +1)(у-1)

За решение выставляется 0 баллов;  допущена ошибка в знаках при группировке слагаемых (см. комментарий к критериям).

V. Задание классу(слайд№ 8 ). На листочках, которые лежат перед вами , решите задание №21:  

 Сократить дробь:    (5Х2 -3Х-2)/(5Х2+2Х).

Работы собираются,их  провеяют эксперты.У экспертов имеются критерии  оценивания  задания.

Работы собираются , пока эксперты проверяют задания, проводится «Мозговой штурм».

VI.  Разминка  «Мозговой штурм» команд по  теме:

 « Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы».

Ответы на вопросы каждой команде по очереди задаются следующие вопросы,  за правильные ответы даются фишки (по 7 вопросов), помощник раздает фишки за правильный ответ.

  1. Сколько модулей в КИМах ГИА?  (Работа состоит из трёх модулей).
  2. Перечислите названия модулей? ( «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика»).
  3. Сколько частей в модуле «Алгебра»? (2 части:  задания по проверке базового  и повышенного уровня).
  4. Сколько частей в модуле «Геометрия»? (2 части: задания по проверке базового и повышенного уровня).
  5. Сколько частей в модуле «Реальная математика»? (1 часть  задания по проверке базового уровня).
  6. Какова продолжительность экзамена? (Общее время экзамена 235 минут)
  7. Можно ли продлить продолжительность экзамена? (Нет)
  8. Какой ручкой разрешается заполнять бланки ответов? (Только гелевыми или капиллярными ручками черного цвета).
  9. Можно ли использовать карандаши  при оформлении чертежей,  пометок?

(Нет ни при каких условиях).

  1. Сколько заданий в Модуле  «Алгебра»? ( «Алгебра» содержит 11 заданий: в части 1 - 8 заданий, в части 2 – 3 задания)
  2. Сколько заданий в Модуле  «Геометрия» (Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: в части 1 - 5 заданий, в части 2 – 3 задания).
  3. Сколько заданий в Модуле  «Реальная математика» (Модуль «Реальная математика» содержит 7 заданий)
  4. Сколько всего заданий в КИМах.  ( Всего: 26 заданий, из которых 20 заданий базового уровня и 6 заданий повышенного).
  5. Можно ли пользоваться справочными материалами, шпаргалками? ( Можно только теми, которые разрешаются инструкцией).

VII. Работа с  учителем.

Ознакомление с таблицей по  формированию  общего балла (слайды №9-11).

Модуль «Алгебра»

Максимальное количество баллов за одно задание

Максимальное количество баллов.

Часть 1

Часть 2

За часть 1

За часть 2

За модуль в целом

№ 1-8

№ 21

№ 22

№ 23

1

2

3

4

8

9

17

Модуль «Геометрия»

Максимальное количество баллов за одно задание

Максимальное количество баллов.

Часть 1

Часть 2

За часть 1

За часть 2

За модуль в целом

№ 9-13

№ 24

№ 25

№ 26

1

2

3

4

5

9

14

Модуль «Реальная математика»

Максимальное количество баллов за одно задание

Максимальное количество баллов за модуль в целом

Часть 1

Часть 2

№14-20

1

-

-

-

7

Минимальный критерий для получения удовлетворительной оценки.

8 баллов,  набранные по всей работе,

из них –  не менее 3-х баллов по модулю «Алгебра»,

не менее 2-х баллов по модулю «Геометрия»

не менее 2-х баллов по модулю     «Реальная математика».

Только выполнение всех условий минимального критерия дает выпускнику право на получение положительной экзаменационной отметки по пятибалльной шкале.

Схема перевода в 5-балльную шкалу отметок.

общий балл

Отметка

менее 8 баллов

«2»

8-15 балов

«3»

16-22 баллов

«4»

23-38 баллов

«5»

VIII. «Конкурс капитанов   «Дальше, дальше, дальше». Вопросы к капитанам команд.

Отвечает капитан первой команды.

  1. Назови дату проведения экзамена?(28 мая)
  2. Какой код нашей школы?(******)
  3. Назови код предмета «Математика»(2)
  4. Что надо обязательно иметь при себе? (Паспорт, гелевая ручка)
  5. Какой бланк подлежит компьютерной проверке? (бланк №1)
  6. Сколько заданий во второй части КИМов? ( 6 заданий)
  7. Где берутся разрешенные символы  для оформления ответов? (На линейке - образце в бланке №1)
  8. Где проводится замена ошибочных ответов?  (в поле для замены ответов)
  9. Можно ли что- то  либо записывать учениками  в поле для экспертов? (нет)
  10. Что запишешь в бланке №1 , если ты  получил в ответе 15 км? (15)
  11. Что запишешь в бланке №1 , если ты  получил в ответе 30 градусов?
  12. Как записываются ответы в заданиях на соответствие? (только № вопроса, без запятой, по возрастанию).
  13. Назови максимальный балл за задание №21  (2 балла)
  14. Назови максимальный балл за задание №25 (4 балла)
  15. Назови максимальный балл за задание №24 (3 балла)
  16. В решении текстовых задач обязателен ли  пояснение выбора переменной? (да)
  17.  Проверяются ли черновики работ? (Нет)
  18. Можно ли брать с собой на экзамен телефон? (нет).
  19. Можно ли использовать шариковую ручку? (нет).
  20. На каких сайтах можно найти материал для подготовки к экзаменам? (называют хотя бы один сайт).

Вопросы капитану 2 команды:

  1. Какой код нашего региона? (16)
  2. Сколько  бланков в  КИМах? (3 бланка)
  3. Назови код своей школы. (******)
  4. Сколько заданий в первой части КИМов? (20 заданий)
  5. Какие данные  берутся из своего паспорта при  заполнении бланков? (серия  и номер)
  6. Кто заполняет поле экспертов? (только эксперт)
  7. Что запишешь в бланке №1 , если ты  получил в ответе дробь 3/4? (0,75)
  8. Что запишешь в бланке №1 , если ты  получил в ответе1/8? (0,125)
  9. Можно ли использовать точку в записи десятичной дроби? (нет)
  10. Назови максимальный балл за задание №26 (4 балла)
  11. Назови максимальный балл за задание №22 (2 балла)
  12. Назови максимальный балл за задание №23 (3 балла)
  13. В решении задачи №21 обязателен ли ОДЗ? (нет).
  14. Можно ли использовать карандаш при оформлении чертежа? (нет)
  15. Можно ли использовать калькулятор? (нет)
  16. Какой символ используется в заданиях по выбору ответа (крестик)
  17. Можно ли выходить при записи решений за поле бланка? (нет)
  18. В бланке №1 записываются ли решение (нет, только ответ)
  19. Единицы измерений не пишутся в ответ (да).
  20. На каких сайтах можно найти материал для подготовки к экзаменам? (называют хотя бы один сайт)

IX. Подведение итогов.

1)Капитаны  собирают фишки противоположной команды и считают количество фишек.

Эксперты подводят итоги двух конкурсов.

2)  «Регистрация»

3) «Оформление задания №21»

(если не успевают проверить до конца урока, общий итог подводится на следующем уроке)

X. Домашнее задание Оформление задания №21

XI.Оценки выставляются по количеству заработанных фишек и отдельно капитанам.

XII.Литература:  Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) Математика. Москва.2013 ФИПИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по математике "КВН по математике"

Пробудить математическую любознательность и инициативу;·        Развить устойчивый интерес к математике;·       Способствовать развитию...

Методическая разработка по математике "Решение тестовых задач Единого Государственного Экзамена по математике: задачи на движение"

Решения тестовых задач ЕГЭ по математике по теме "Задачи на движение" всегда вызывают сложности у учащихся. Методическая разработка сделана для того ,чтоб было более ясно и проще выполнять данные зада...

Методическая разработка урока математики 6 кл, Т.А. Казанцева, учитель математики МАОУ гимназия №13 г. Томска. «СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ».

Цели деятельности педагога: используя правило нахождения наименьшего общего знаменателя и приведения к общему знаменателю, подвести к выводу правила сравнения дробей, сложения и вычитания дробей с раз...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математике, 8 класс «Урок Победы» «Математика и оборона нашей страны»

Материал подобран к 65 годовщине Дня Победы. Рассматривается практическое применение математики в военном деле....

Методическая разработка: интерактивный плакат "Готовимся к школе"

Методическая разработка представляет собой  интерактивное пособие для проведения родительских собраний будущих первоклассников. В ней представлены информационные материалы на тему физиологических...

Методическая разработка учителя математики ГБОУ школа № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока»

          Существует много методик проведения анализа и самоанализа урока. Все существующие подходы к этому вопросу, пожалуй, невозможно перечислить. В этой методическо...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: «О вреде курения языком математики»

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме:«О вреде курения языком математики»...