Интеграл. Формула Ньютона - Лейбница
учебно-методический материал (алгебра, 11 класс) по теме

Семяшкина Ирина Васильевна

представляю Вам учебный материал по теме "Интеграл. Формула Ньютона - Лейбница".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеграл. Формула Ньютона – Лейбница. составитель: преподаватель математики ГОУНПО ПУ № 27 п. Щельяюр Семяшкина Ирина Васильевна

Слайд 2

Цель урока: Ввести понятие интеграла и его вычисление по формуле Ньютона – Лейбница, используя знания о первообразной и правила её вычисления; Проиллюстрировать практическое применение интеграла на примерах нахождения площади криволинейной трапеции; Закрепить изученное в ходе выполнения упражнений.

Слайд 3

Определение: Пусть дана положительная функция f(x) , определенная на конечном отрезке [ a;b ] . Интегралом от функции f(x) на [ a;b ] называется площадь её криволинейной трапеции. y=f(x) b a 0 x y

Слайд 4

Обозначение:  «интеграл от a до b эф от икс дэ икс »

Слайд 5

Историческая справка: Обозначение интеграла Лейбниц произвёл от первой буквы слова «Сумма» ( Summa ). Ньютон в своих работах не предложил альтернативной символики интеграла, хотя пробовал различные варианты. Сам термин интеграл придумал Якоб Бернулли. S umma Исаак Ньютон Готфрид Вильгельм фон Лейбниц Якоб Бернулли

Слайд 6

Обозначение неопределённого интеграла ввёл Эйлер. Жан Батист Жозеф Фурье Леонард Эйлер Оформление определённого интеграла в привычном нам виде придумал Фурье.

Слайд 7

Формула Ньютона - Лейбница

Слайд 8

Пример 1. Вычислить определённый интеграл: = Решение:

Слайд 9

Пример 2. Вычислите определённые интегралы: 5 9 1

Слайд 10

Пример 3 . S y x Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями и осью абсцисс. Для начала найдем точки пересечения оси абсцисс с графиком функции . Для этого решим уравнение. = Решение: S =

Слайд 11

y x S A B D C Пример 4 . Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями и Найдём точки пересечения (абсциссы) этих линий, решив уравнение S=S BADC - S BAC S BADC = = S BAC = S = 9 – 4,5 = 4,5 смотри пример 1 Решение:

Слайд 12

ПРАВИЛА СИНКВЕЙНА 1строка – тема синквейна 1 слово 2строка – 2 прилагательных, описывающих признаки и свойства темы 3строка – 3 глагола описывающие характер действия 4строка – короткое предложение из 4 слов, показывающее Ваше личное отношение к теме 5строка – 1 слово, синоним или Ваша ассоциация тема предмета.

Слайд 13

Интеграл 2. Определённый, положительный Считают, прибавляют, умножают 4. Вычисляют формулой Ньютона - Лейбница 5. Площадь

Слайд 14

Список используемой литературы : учебник Колмагорова А.Н. и др. Алгебра и начала анализа 10 - 11 кл .

Слайд 15

Спасибо за внимание! « ТАЛАНТ – это 99% труда и 1% способности» народная мудрость

Слайд 16

Пример 1. Вычислить определённый интеграл: = Решение: пример 4



Предварительный просмотр:

Предмет: математика (алгебра и начала анализа), класс: 11 класс.

Тема урока: «Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница».

Тип урока: Изучение нового материала.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Цели урока: ввести понятие интеграла и его вычисление по формуле Ньютона-Лейбница, используя знания о первообразной и правила ее вычисления; проиллюстрировать практическое применение интеграла на примерах нахождения площади криволинейной трапеции; закрепить изученное в ходе выполнения упражнений.

Задачи урока:

Образовательные: 

  1. сформировать понятие интеграла;
  2. формирование навыков вычисления определенного интеграла;
  3. формирование умений практического применения интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции.

Развивающие:

  1. развитие познавательного интереса учащихся, развивать математическую речь, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
  2. развивать интерес к предмету с помощью ИКТ.

Воспитательные:

  1. активизировать интерес к получению новых знаний, формирование точности и аккуратности при вычислении интеграла и выполнении чертежей.

Оснащение: ПК, операционная система Microsoft Windows 2000/XP, программа MS Office 2007: Power Point, Microsoft Word; мультимедийный проектор, экран.

Литература: учебник Колмагорова А.Н. и др. Алгебра и начала анализа 10-11 кл.

Технологии: ИКТ, индивидуального обучения.

ХОД  УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Вводная  часть

1.1

Организационный момент

Приветствует, проверяет готовность учащихся к уроку, организует  внимание.

Раздает опорный конспект.

Слушают, записывают дату.

3 мин

1.2

Сообщение  темы  и  целей  урока

Актуализация опорных знаний и субъектного опыта с выходом на цели  урока.

Слушают, записывают тему  урока в тетради. Активно включаются в мыслительную деятельность.

Анализируют, сравнивают, делают выводы  с  выходом на цели занятия.

Презентация

ИКТ

3 мин

2

Основная  часть  урока 

Изложение нового материала с попутной проверкой знаний прошлых тем.

Определение интеграла (слайд 3)

Даёт определение.

ИКТ



Что такое криволинейная трапеция?

Слушают, записывают, отвечают на вопросы преподавателя.

Фигуру, ограниченная графиком функции, отрезком [a;b] и прямыми x=a и x=b.

10 мин

Обозначение интеграла (слайд 4)

Вводит обозначение интеграла и то, как он читается.

Слушают,  записывают.

История интеграла (слайды 5 и 6)

Рассказывает историю термина «интеграл».

Слушают,  коротко записывают.

Формула Ньютона – Лейбница (слайд 7)

Дает формулу Ньютона – Лейбница.

Что в формуле обозначает F?

Слушают,  записывают, отвечают на вопросы преподавателя.

Первообразная.

3

Заключительная  часть  урока.

3.1

Закрепление  материала. Решение примеров с применением изученного материала

Пример 1 (слайд 8)

Разбирает решение примера, задавая вопросы по нахождению первообразных для подынтегральных функций.

Слушают,  записывают, показывают знание таблицы первообразных.

20 мин

Пример 2 (слайд 9). Примеры для самостоятельного решения обучающимися.

Контролирует  решение примеров.



Выполняют задание по очереди, комментируя (технология индивидуального обучения), слушают друг друга,  записывают, показывают знание прошлых тем.

Пример 3 (слайд 10)

Разбирает решение примера.



 Как  найти точки пересечения оси абсцисс с графиком функции?

Слушают,  отвечают на вопросы, показывают знание прошлых тем, записывают.

Подынтегральную функцию приравнять к 0 и решить уравнение.

Пример 4 (слайд 11)

Разбирает решение примера.

 Как  найти точки пересечения (абсциссы) графиков функций?

Определите вид треугольника ABC.

Как находиться площадь прямоугольного треугольника?

Слушают,  отвечают на вопросы.

Приравнять функции друг к другу и решить получившееся уравнение.

Прямоугольный.



где a и b- катеты прямоугольного треугольника.

3.2

Подведение  итогов  урока (слайды 12 и 13)

Организует  работу  по  составлению синквейна.

Участвуют  в   составлении  синквейна. Анализируют, сравнивают, делают выводы  по теме.

5 мин.

3.3

Задание  на  дом по уровню сложности.

Дает задание на дом, объясняет.

Слушают,  записывают.

1 мин.

3.4

Оценивание работы обучающихся на уроке.

Оценивает работу обучающихся на уроке, анализирует.

Слушают.

1 мин



Предварительный просмотр:

Опорный конспект по теме «Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница».

1.

Определение: Пусть дана положительная функция f(x), определенная на конечном отрезке [a;b]. Интегралом от функции f(x) на [a;b] называется площадь её криволинейной трапеции. 

2.

Обозначение:

Читается: «интеграл от a до b эф от икс дэ икс»

3.

Формула Ньютона - Лейбница

4.

Пример 1. Вычислить определённый интеграл:      

Решение:

5.

Пример 3. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями  и  осью абсцисс.

Решение:

y

x

6.

Пример 3. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями  и  .

Решение:



Предварительный просмотр:

Домашнее задание по теме «Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница».

Критерии оценки домашнего задания:

На оценку «3» надо выполнить верно задания 1 уровня сложности при двух недочетах.

На оценку «4» надо выполнить верно задания 1, 2 уровней сложности при двух недочетах.

На оценку «5» надо выполнить верно все задания при двух недочетах.

1 уровень сложности. Вычислите интегралы и выберите вариант ответа:

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Ж)

З)

Ответы:

а) 4;

б) 18;

в) 1;

г)6;

д) 0,5;

е) 5;

ж) 12;

з) 6,6

 

2 уровень сложности. Вычислите площадь фигур, ограниченных линиями:

А)

 ,  ,   и  ;

Б)

 ,  ,   и  ;

В)

 ,   и  ;

Г)

 ,  , и  .

 3 уровень сложности.  При каких a будет верно равенство:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ньютон и Лейбниц

Небольшая экскурсия, посвященная создателям дифференциального исчисления. Первое знакомство с авторами формулы Ньютона -Лейбница....

Глава 9_параграф 53. Формула бинома Ньютона

Презентации по теме (компьютерная поддержка учебника «Алгебра и начала анализа, 10-11, А.Г.Мордкович),Файлы: в старом формате (93-2003) и в новом формате....

Презентация к уроку "Формулы сокращенного умножения. Бином Ньютона"

Презентация к уроку математики по теме "Формулы сокращенного умножения. Бином Ньютона" для 7 класса. Треугольник Паскаля помогает учащимся лучше запомнить материал....

Интеграл. Формула Ньютона – Лейбница

Интеграл. Формула Ньютона – Лейбница...

"Формула Лейбница"

Формула Лейбница, полиномы Белла ...

Формула Лейбница

Формула Лейбница...