Рабочая программа к учебнику С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа», 10 класс (профильный уровень)
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме
Рабочая программа и тематическое планирование составлено к УМК С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа», 10 класс, М. «Просвещение», 2009 год на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в «Программе общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа» , М. : Просвещение, 2009 г; (профильный уровень, 4 часа в неделю, 140 часов в год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В профильном курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
- систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;
- развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
- систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие
- развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
- совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
- формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
Цели
Изучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 420 ч из расчета 6 ч в неделю. При этом учебное время может быть увеличено до 12 уроков в неделю за счет школьного компонента с учетом элективных предметов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе изучения математики в профильном курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
- самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Тематическое планирование составлено к УМК С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа», 10 класс, М. «Просвещение», 2009 год на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в «Программе общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа» , М. : Просвещение, 2009 г;
Курсивомв тематическом планировании выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Подчеркиванием выделен материал, содержащийся в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, но отсутствующий в учебнике С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа», 10 класс, М. «Просвещение», 2009 год. В скобках указан номер учебного пособия, представленного в списке литературы, где можно найти материал по указанной теме.
В примерном поурочном планировании первый вариант соответствует 4 ч в неделю.
Тематическое планирование к учебнику С.М. Никольского и др.
«Алгебра и начала анализа» ( профильный уровень 4ч в неделю, всего 140 часов).
Целые и действительные числа (12 часов).
Делимость целых чисел. Деление с остатком. Сравнения. Решение задач с целочисленными неизвестными.
Понятие действительного числа. Свойства действительных чисел. Множества чисел и операции над множествами чисел. Доказательство неравенств. Неравенство о среднем арифметическом и среднем геометрическом двух чисел.
Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач.
Рациональные уравнения и неравенства(18 часов, из них контрольные работы – 1 час).
Рациональные выражения. Формула бинома Ньютона, свойства биноминальных коэффициентов, треугольник Паскаля, формулы разности и суммы степеней.
Многочлены от одной переменной. Деление многочленов. Деление многочленов с остатком. Рациональные корни многочленов с целыми коэффициентами. Решение целых алгебраических уравнений. Схема Горнера. Теорема Безу. Число корней многочлена.
Рациональные уравнения и неравенства, системы рациональных неравенств.
Корень степени n (12 часов, из них контрольные работы – 1 час)
Понятие функции, ее области определения и множества значений. Функция y = xn, где n принадлежит N, ее свойства и график. Понятие корня степени n>1 и его свойства, понятие арифметического корня.
Степень положительного числа (13 часов, из них контрольные работы – 1 час)
Понятие степени с рациональным показателем, свойства степени с рациональным показателем. Понятие о пределе последовательности. Теоремы о пределах последовательностей. Существование предела монотонной и ограниченной. Ряды, бесконечная геометрическая прогрессия и ее сумма. Число e. Понятие степени с иррациональным показателем. Преобразование выражений, содержащих возведение в степень. Показательная функция, ее свойства и график.
Логарифмы (6 часов)
Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени, переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы. Преобразование выражений, содержащих логарифмы.
Логарифмическая функция, ее свойства и график.
Простейшие показательные и логарифмические уравнения и неравенства методы их решения (11 часов, из них контрольные работы – 1 час).
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства и методы их решения.
Синус и косинус угла и числа (7 часов).
Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла и действительного числа. Основное тригонометрическое тождество для синуса и косинуса. Понятия арксинуса, арккосинуса.
Тангенс и котангенс угла и числа (6 часов, из них контрольные работы – 1 час).
Тангенс и котангенс угла и числа. Основные тригонометрические тождества для тангенса и котангенса. Понятие арктангенса и арккотангенса.
Формулы сложения(11 часов).
Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух аргументов. Формулы приведения. Синус и косинус двойного аргумента. Формулы половинного аргумента. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведения и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразование тригонометрических выражений.
Тригонометрические функции числового аргумента (9 часов, из них контрольные работы – 1 час).
Тригонометрические функции, их свойства и графики, периодичность, основной период.
Тригонометрические уравнения и неравенства (12 часов, из них контрольные работы – 1 час).
Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств. Основные способы решения уравнений. Решение тригонометрических неравенств.
Элементы теории вероятностей (8 часов).
Понятие и свойства вероятности события. Относительная частота события. Условная вероятность. Независимые события.
Повторение курса алгебры и математического анализа за 10 класс (11 часов, из них контрольная работа– 2 часа).
Требования к уровню подготовки десятиклассников.
В результате изучения математики на профильном уровне в старшей школе ученик должен
Знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
- идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
- значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
- различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
- вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Числовые и буквенные выражения
Уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
- находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
- проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
Уметь
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
- описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
- решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
- описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
Начала математического анализа
Уметь
находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
Уравнения и неравенства
Уметь
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
- доказывать несложные неравенства;
- решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
- изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
- находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
- решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь:
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;
- вычислять, в простейших случаях, вероятности событий на основе подсчета числа исходов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера.
Примерное поурочное планирование (4 час в неделю, всего 170 часов)
Содержание | Количество часов |
1. Действительные числа | 12 |
1.1. Понятие действительного числа | 2 |
1.2. Множества чисел. Свойства делимости. | 2 |
1.3. Метод математической индукции | 1 |
1.4. Перестановки | 1 |
1.5. Размещения | 1 |
1.6. Сочетания | 1 |
1.7. Доказательство числовых неравенств | 1 |
1.8. Делимость целых чисел | 1 |
1.9. Сравнение по модулю m | 1 |
1.10. Задачи с целочисленными неизвестными. | 1 |
2. Рациональные уравнения и неравенства | 18 |
2.1. Рациональные выражения | 1 |
2.2. Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степеней | 2 |
2.6.Рациональные уравнения. | 2 |
2.7. Системы рациональных уравнений. | 2 |
2.8. Метод интервалов решения неравенств | 3 |
2.9. Рациональные неравенства | 3 |
2.10. Нестрогие неравенства | 3 |
2.11. Системы рациональных неравенств | 1 |
Контрольная работа № 1 | 1 |
3. Корень степени n | 12 |
3.1. Понятие функции и ее графика | 1 |
3.2. Функция y = xn . | 2 |
3. 3. Понятие корня степени n | 1 |
3.4. Корни четной и нечетной степеней | 2 |
3.5.Арифметический корень | 2 |
3.6.Свойства корней степени n | 2 |
3.7. Функция y = n√х, x≥0. | 1 |
Контрольная работа № 2 | 1 |
4. Степень положительного числа | 13 |
4.1. Степень с рациональным показателем | 1 |
4.2. Свойства степени с рациональным показателем | 2 |
4.3. Понятие предела последовательности | 2 |
4.4.Свойства пределов. | 2 |
4.5. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. | 1 |
4.6.Число e | 1 |
4.7.Понятие степени с иррациональным показателем | 1 |
4.8. Показательная функция | 2 |
Контрольная работа № 3 | 1 |
5. Логарифмы | 6 |
5.1. Понятие логарифма | 2 |
5.2. Свойства логарифмов | 3 |
5.3. Логарифмическая функция | 1 |
6. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства | 11 |
6.1. Простейшие показательные уравнения | 1 |
6.2. Простейшие логарифмические уравнения | 1 |
6.3. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного | 2 |
6.4. Простейшие показательные неравенства | 2 |
6.5. Простейшие логарифмические неравенства | 2 |
6.6. Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного | 2 |
Контрольная работа № 4 | 1 |
7. Синус и косинус угла | 7 |
7.1. Понятие угла | 1 |
7.2. Радианная мера угла | 1 |
7.3. Определение синуса и косинуса угла | 1 |
7.4. Основные формулы для sin α и cos α | 2 |
7.5. Арксинус | 1 |
7.6. Арккосинус | 1 |
8. Тангенс и котангенс угла | 6 |
8.1. Определение тангенса и котангенса угла | 1 |
8.2. Основные формулы для tg α и ctg α | 2 |
8.3. Арктангенс | 1 |
8.4. Арккотангенс | 1 |
Контрольная работа № 5 | 1 |
9. Формулы сложения | 11 |
9.1. Косинус разности и косинус суммы двух углов | 2 |
9.2. Формулы для дополнительных углов | 1 |
9.3. Синус суммы и синус разности двух углов | 2 |
9.4. Сумма и разность синусов и косинусов | 2 |
9.5. Формулы для двойных и половинных углов | 2 |
9.6. Произведение синусов и косинусов | 1 |
9.7. Формулы для тангенсов | 1 |
10. Тригонометрические функции числового аргумента | 9 |
10.1. Функция y = sin x | 2 |
10.2. Функция y = cos x | 2 |
10.3. Функция y = tg x | 2 |
10.4. Функция y = ctg x | 2 |
Контрольная работа № 6 | 1 |
11. Тригонометрические уравнения и неравенства | 12 |
11.1. Простейшие тригонометрические уравнения | 2 |
11.2. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного | 2 |
11.3. Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений | 2 |
11.4. Однородные уравнения | 1 |
11.5. Простейшие неравенства для синуса и косинуса | 1 |
11.6. Простейшие неравенства для тангенса и котангенса | 1 |
11.7. Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного | 1 |
11.8. Введение вспомогательного угла | 1 |
Контрольная работа № 7 | 1 |
12. Элементы теории вероятностей | 8 |
12.1. Понятие вероятности события | 3 |
12.2. Свойства вероятностей | 3 |
13.1. Относительная частота события | 1 |
13.2. Условная вероятность. Независимость событий | 1 |
Повторение | 11 |
Повторение курса алгебры и начал математического анализа за 10 класс | 10 |
Итоговая контрольная работа | 1 |
Литература
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа, М.: Просвещение, 2009 г/.
- Алгебра и начала математического анализа: книга для учителя 10 класс, /М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2009/.
- Алгебра и начала анализа: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений /С.М. Никольский и др.- М.: Просвещение, 2007/.
- Алгебра и начала анализа: дидактические материалы, 10 класс, /М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2009 г/.
- Алгебра и начала математического анализа: тематические тесты, 10 класс, /Ю. В. Шепелева. М.: Просвещение, 2009 г/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебнику С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа», 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/10/picture-239206-1365588964.jpg)
Рабочая программа к учебнику С.М. Никольского и др. "Алгебра и начала математического анализа 11"
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для профильного 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/10/picture-239206-1365588964.jpg)
Рабочая программа к учебнику Ш.А. Алимова и др. «Алгебра и начала анализа», 11 класс (базовый уровень).
Рабочая программа и тематическое планирование составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования примерной программы по математике основного общего обра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/23/picture-672332-1442982059.jpg)
Рабочая программа по алгебре 7, 8, 9 классы (профильный уровень)
Рабочая программа по алгебре 7, 8, 9 классы (профильный уровень) к учебнику авторов Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, И.Е.Феоктистов....
Рабочая программа по учебному курсу «Алгебра и начала анализа» класс 10
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы «Математика. Алгебр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/12/picture-876224-1484211459.jpg)
Рабочая программа по математике (алгебра и начала анализа, геометрия) углублённый уровень среднее общее образование
Рабочая программа улублённого уровня по УМК Алимова и Атанасяна 10-11 классы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/12/picture-876224-1484211459.jpg)
Рабочая программа по математике (алгебра и начала анализа, геометрия) базовый уровень среднее общее образование
Рабочая программа по математике базового уровня СОО по УМК Алимова, Атанасяна...